Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)
рабочая программа (чтение, 3 класс) по теме

Зенина Инна Николаевна

 

Рабочая программа курса «Литературное чтение» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010 – 176 с.), в соответствии с требованиями  Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и региональными нормативными документами (Письмо  департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от «12» мая 2011 года № 1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»).

 

Основные линии программы

  • Развитие навыка чтения

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. В 3-4 классах — наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понима­ние задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности).

  • Развитие восприятия произведения

В 3-4 классах начинается собственно литературное чте­ние школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его компози­ции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень — первичное вос­приятие, 2 уровень — полноценное восприятие на уровне по­нимания главной мысли.

  • Развитие литературоведческих представлений и понятий

В 3-4 классах вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, рас­ширяется круг детского чтения, в соответствии с этим услож­няются произведения и увеличивается доля литературовед­ческих терминов.

  • Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в кон­тексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а за­тем использовать в собственной речи слова и выражения.

Развивается один из основных видов речевой деятельно­сти — говорение. Практическое знакомство с диалогом и мо­нологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диало­га о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обуче­ние пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихо­творных произведений и небольших отрывков из прозаиче­ских произведений.

  • Развитие творческой деятельности

Трудно добиться хорошего уровня литературного разви­тия, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интер­претировать текст. Для этого программа предлагает исполь­зовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произве­дения, реконструировать отдельные картины сюжета, описа­ние героев и т. п.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур­ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, ин­терпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекают­ся практические действия учащихся (подчеркивание, поме­ты, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах). Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер.

 

В соответствии с образовательной программой учреждения рабочая программаобеспечена  учебно – методическим комплектом:

  • Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2010 (2011). – 160 с.: ил.
  • Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.- сост. Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2004

 

  • Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011 – 48 с.: ил.

Рабочая программа  предназначена для четырёх учебных занятий в неделю на 140 учебных часов.

      В авторскую программу внесены следующие изменения:

 авторская программа рассчитана на 136 часов, но согласно Базисному учебному плану  рабочая программа рассчитана на 140 часов, так как в учебном году 35 недель;

 -4 часа отведено на проверку читательских  умений и навыков работы с текстом художественного произведения.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Формы контроля опорнсистемы знаний:  беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, тестовые контрольные  работы.

   

Основная цель уроков литературного чтения в началь­ных классах — помочь ребенку стать читателем: подвеcти к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Проект "Начальная школа XXI века" под руководством Н. Ф. Виноградовой....

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС и рассматривает: планируемые результаты по математике, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, мате...

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год

Рабочая программа  по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по математике 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе авторской программы ....

Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Начальная школа XXI века""

Рабочая программа по математике составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы В.Н.Рудницкой (Сборник программ УМК "Начальная школа XXI века...