Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа курса «Окружающий мир» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.),в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и региональными нормативными документами (Письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от «12» мая 2011 года № 1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»)
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
- Человек как биологическое существо:чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.
- Человек и другие люди:может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.
- Человек и мир природы:что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.
- Человек и общество:чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.
- История родной страны:как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.
«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьников, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы рабочая программа обеспечена
учебно – методическим комплектом:
- Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010 (2011). – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
- Виноградова, Н. Ф., Поглазова, О. Т. Учимся познавать мир: 3 класс: Рабочие тетради к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, в неделю 2 часа.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
авторская программа рассчитана на 68 часов, но согласно Базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов, так как в учебном году 35 недель: 2 часа отведено на повторение материала по теме «Древняя Русь. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя). Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года».
На изучение раздела «Земля – наш общий дом» отводится в рабочей программе 9 часов вместо 10, так как темы «Вода», «Человек познает мир» изучаются в ознакомительном плане. Этот час добавлен в раздел «Растительный мир Земли», где проводится две практические работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushcheu_miru_3_klass.rar | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красненская средняя общеобразовательная школа
имени М.И. Светличной»
«Согласовано» Руководитель ММО ______ Зенина И.Н. Протокол № 5 от «30 » июня 2011 г | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» ________Межакова Е.Я. «30» июня 2011 г . | «Рассмотрено» На заседании педагогического совета Протокол №1 от 29 августа 2011 г | «Утверждаю» Директор МОУ «Красненская СОШ имени М.И. Светличной» ______Н.П. Бессмельцева Приказ № 149 от «29» августа 2011г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Зениной Инны Николаевны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории,
по предмету «Окружающий мир»
для 3 «А» класса
на 2011 -2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и региональными нормативными документами (Письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от «12» мая 2011 года № 1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»)
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание пра вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведе ния, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность
изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в ос новной школе.
Образовательная функция предмета заключается в фор мировании разнообразных представлений о природе, челове ке и обществе, элементарной ориентировке в доступных есте ственнонаучных, обществоведческих, исторических поня тиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осо знание отдельных (доступных для понимания) связей в при родном и социальном мире, психическое и личностное разви тие школьника; формирование предпосылок научного миро воззрения.
Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные при знаки объекта, сравнивать, обобщать,
классифицировать, по нимать главную мысль научного текста, осознавать, что лю бое событие происходит во времени и пространстве, фикси ровать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эру диции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач со циализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоциональ но-положительного взгляда на мир, формирование нрав ственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естествен нонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные и иды человеческой деятельности и систему общественных от ношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание от дельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как се отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору со держания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.
2. Педоцентрическийпринцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действитель ности.
- Культурологический принцип понимается как обеспе чение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его воз растную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется об щекультурным сведениям -- о творческой деятельности лю дей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специаль ный раздел «Расширение кругозора школьников».
4.Необходимость принципа экологизациипредмета определяется социальной значимостью решения задачи эко логического образования младшего школьника при ознаком лении его с окружающим миром.
5.Принцип поступательности обеспечивает постепенно сть, последовательность и перспективность обучения, возмо жность успешного изучения соответствующих естественно научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6.Краеведческий принцип обязывает при изу чении природы и общественных явлений широко использо вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто рический музеи и т. и. Все это обеспечивает накопление чув ственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
В программе представлены следующие ведущие содер жательные линии.
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность че ловека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нуж но знать себя, как узнать себя.
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно вы полнять правила культурного поведения.
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, поче му человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.
- История родной страны: как рождалось и развива лось наше государство, какие важнейшие события про изошли в его истории, как развивались экономика, культу ра, просвещение в нашей стране.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Чи сло практических работ увеличивается к 4 классу.
«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обоб щения. Цель их — оживить знания школьников, и на основе этого систематизировать и обоб щить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го сударства.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы рабочая программа обеспечена
учебно – методическим комплектом:
- Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010 (2011). – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
- Виноградова, Н. Ф., Поглазова, О. Т. Учимся познавать мир: 3 класс: Рабочие тетради к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, в неделю 2 часа.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
авторская программа рассчитана на 68 часов, но согласно Базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов, так как в учебном году 35 недель: 2 часа отведено на повторение материала по теме «Древняя Русь. Московская Русь (основные исторические со бытия, произошедшие до провозглашения первого русского царя). Россия (основные исторические события, произо шедшие до 1917 года».
На изучение раздела «Земля – наш общий дом» отводится в рабочей программе 9 часов вместо 10, так как темы «Вода», «Человек познает мир» изучаются в ознакомительном плане. Этот час добавлен в раздел «Растительный мир Земли», где проводится две практические работы.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных занятий:
- урок – путешествие,
- комбинированный урок
- урок - контрольная работа.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные,
- групповые,
- фронтальные.
В планировании предусмотрены разнообразные
Виды и формы контроля:
- наблюдение, беседа,
- фронтальный опрос,
- опрос в парах,
- контрольная работа
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):
- тела живой и неживой природы;
- планеты Солнечной системы (2-3);
- свойства воздуха, воды;
- состав почвы;
- древние города и их достопримечательности;
- имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
• причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ; различать (соотносить):
• год, век, арабские и римские цифры;
• названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные,беспозвоночные — позвоночные);
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
• понятия «земледелие», «ремесло», «торговля»,
«деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
• объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни на Земле; природные оны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
- составлять описательный рассказ о животном (расте нии) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе; участвовать работе в уголке природы, на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- сравнивать картины природы, портреты людей, одеж ду, вещи разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), ра ботать с контурной картой по заданию учителя;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Календарно-тематическое планирование
( 2 часа в неделю – 70 часов)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Сроки | Характеристика основной деятельности ученика | ||||||||||||||||||||
По плану | Фак-тич. | |||||||||||||||||||||||
Где и когда ты живешь Историческое время. | 1 ч | 3.09 | Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее» (рассматривание схемы-рисунка учебника). Коллективная работа с форзацами учебника | |||||||||||||||||||||
Земля – наш общий дом | 9 ч | |||||||||||||||||||||||
Солнечная система Солнце-звезда | 1 ч. | 5.09 | Повторение материала 2 кл. Обсуждение понятий «тела живой природы», «тела неживой природы». Беседа с использованием схемы строения Солнечной системы. Чтение статьи учебника «Солнце-звезда» | |||||||||||||||||||||
Земля – планета Солнечной системы | 1 ч. | 10.09 | Выполнение заданий в рабочей тетради. Чтение и обсуждение текста учебника | |||||||||||||||||||||
Условия жизни на Земле Солнце — источник тепла и света. | 1 ч. | 12.09 | Беседа с использованием иллюстративного материала о возникновении и развитии жизни на Земле. Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена сезонов, смена дня и ночи. Обсуждение результатов опытов, доказывающих роль света и тепла в жизни растений | |||||||||||||||||||||
Вода – условие жизни на Земле | 1 ч. | 17.09 | Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника «Вода-среда обитания животных». Работа с рубрикой «Картинная галерея» | |||||||||||||||||||||
Охрана воды. Правила поведения на водоёмах в разные времена года. | 1 ч. | 19.09 | Обсудить правила поведения на водоемах | |||||||||||||||||||||
Воздух – условие жизни на Земле. | 1 ч. | 24.09 | Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» (с использованием диаграммы). | |||||||||||||||||||||
Человек познаёт мир | 1 ч. | 26.09 | Рассматривание схемы-рисунка «Как человек познает окружающий мир» | |||||||||||||||||||||
Изображение Земли. Глобус. | 1 ч. | 1.10 | Знакомство с моделью Земли-глобусом | |||||||||||||||||||||
Изображение Земли. Географическая карта. План. Масштаб Пр.р.Работа с картой. | 1 ч. | 3.10 | Практическая работа с географической картой | |||||||||||||||||||||
Грибы | ||||||||||||||||||||||||
Бактерии. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы | 1 ч. | 8.10 | Повторение материала 2 класса «Что мы знаем о грибах?». Обсуждение проблемы:»Чем грибы отличаются от растений?». Работа с муляжами шляпочных грибов | |||||||||||||||||||||
Растительный мир Земли 12ч
| ||||||||||||||||||||||||
Какие растения живут на Земле. Пр.р.Работа с живыми растениями | 1 ч. | 10.10 | Работа с рисунками учебника, гербарными экземплярами растений различных сред обитания. Составление рисунка-схемы «Растения – живые существа» | |||||||||||||||||||||
Дикорастущие и культурные растения. Пр.р.Работа с гербарными 'экземплярами | 1 ч. | 15.10 | Работа с рисунками учебника, гербарными экземплярами растений | |||||||||||||||||||||
Растения и человек | 1 ч. | 17.10 | Обсуждение проблемы «Почему без растений жизнь на Земле невозможна?» Демонстрация гербарных экземпляров культурных растений, муляжей плодов, используемых человеком. Работа в парах: составление рассказов «Растения- кладовая витаминов», «Растения и одежда человека» | |||||||||||||||||||||
Ядовитые растения и плоды | 1 ч. | 22.10 | Работа с гербарными экземплярами, демонстрация рисунков | |||||||||||||||||||||
Контрольная работа № 1 по теме «Земля – наш общий дом». Разнообразие растений на Земле | 1 ч. | 24.10 | Самостоятельная работа. Организация классной выставки «Растения родного края», рассказ «экскурсоводов». | |||||||||||||||||||||
Разнообразие растений на Земле. Хвойные и цветковые растения | 1ч | 29.10 | Сообщение учащихся о растениях разных групп (дом.зад.).Составление и запись коллективного плана рассказа «Растения Земли». Работа с рубрикой «Картинная галерея» | |||||||||||||||||||||
II четверть | ||||||||||||||||||||||||
Как живет растение. Корень. Побег. | 1 ч. | 12.11 | Повторение материала «Тела природы». Обсуждение проблемы: Что общего у растений, несмотря на их разнообразие?» | |||||||||||||||||||||
Как живет растение. Цветок. Плод. | 1 ч. | 14.11 | Обсуждение проблемы «Почему корень, стебель и лист называют органами питания растений? Работа в парах: «Почему при повреждении одного органа погибает все растение?» | |||||||||||||||||||||
Размножение растений. | 1 ч. | 19.11 | Обсуждение проблемы «Бывают ли у растений «дети»?».Самостоятельное составление плана рассказа «как распространяются плоды и семена в природе?» и обсуждение его классом. | |||||||||||||||||||||
Как возникло земледелие | 1 ч. | 21.11 | Обсуждение проблемы: «Зависит ли труд от природных условий?». Работа с картой на форзаце учебника | |||||||||||||||||||||
Хлеб – великое чудо земли | 1 ч. | 26.11 | Работа по рисунку-схеме: что относится к земледелию. Решение задачи о бережном отношении к хлебу | |||||||||||||||||||||
Красная книга России. Охрана растений | 1 ч. | 28.11 | Игра «Суд». Выбор «судей», «растений Красной книги». Заслушивание жалоб «растений»: Почему я (ландыш) почти исчез в лесах? Кто виноват? Как мне помочь?». Выступление «судьи»: «Почему растения нуждаются в защите, что нужно сделать для их охраны?» | |||||||||||||||||||||
Животный мир Земли 11 часов | ||||||||||||||||||||||||
Роль животных в природе | 1 ч. | 3.12 | Повторение: живые тела природы. Беседа о роли животных в природе. Словесная дидактическая игра «Назови животного». | |||||||||||||||||||||
Разнообразие животных. | 1 ч. | 5.12 | Игра-соревнование «Кто больше назовет животных». Сравнение различных животных (по рисункам). Чтение текстов учебника | |||||||||||||||||||||
Жизнедеятельность животных | 1 ч. | 10.12 | Повторение: дыхание растений. Обсуждение проблемы: «Что общего в дыхании всех живых существ?». Работа с учебником, ответ на вопрос: «Зачем животному кровеносная система?» | |||||||||||||||||||||
Размножение животных | 1 ч. | 12.12 | Работа с текстом учебника и иллюстрациями. Обсуждение гипотезы «Если бы организмы не размножались, чтобы произошло на Земле?» | |||||||||||||||||||||
Поведение животных | 1 ч. | 17.12 | Обсуждение текста учебника. Сообщение учащихся: «Мои наблюдения за поведение животных (дом.зад.) | |||||||||||||||||||||
Беспозвоночные животные | 1 ч. | 19.12 | Работа с текстом учебника и иллюстрациями. Работа в тетради. | |||||||||||||||||||||
Позвоночные животные: Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся | 1 ч. | 24.12 | Сравнение этих групп животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни | |||||||||||||||||||||
Контрольная работа № 2 по теме «Животный и растительный мир Земли». | 1 ч. | 26.12 | Самостоятельная работа. Работа с иллюстрациями, текстом учебника:»Узнай по описанию» (вот я какая птица) | |||||||||||||||||||||
III четверть | ||||||||||||||||||||||||
Позвоночные животные: . Млекопитающие | 1 ч. | 14.01.12 | Работа с иллюстрациями, текстом учебника:»Узнай по описанию» (вот я какой зверь) | |||||||||||||||||||||
Природное сообщество. Охрана животных. Заповедники | 1 ч. | 16.01.12 | Рассматривание рисунков «Что объединяет живые существа в природное сообщество?» | |||||||||||||||||||||
Животные и человек. Как человек одомашнил диких животных | 1 ч. | 21.01.12 | Обсуждение проблемы «Зачем человек приручал животных?» | |||||||||||||||||||||
Каким был человек в разные исторические времена 14 часов | ||||||||||||||||||||||||
Древняя Русь. Восточные славяне. | 1 ч. | 23.01.12 | Работа с рисунком-картой: где расселялись восточные славяне | |||||||||||||||||||||
Древнерусское государство. Первые русские князья. | 1 ч. | 28.01.12 | Повторение материала 2 кл. о первых русских князьях. Работа по карте Древнерусского государства IX-XI веков в учебнике. С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? | |||||||||||||||||||||
Московская Русь. Первый русский царь Иван IV Грозный. | 1 ч. | 30.01.12 | Работа с рубрикой «Картинная галерея» | |||||||||||||||||||||
Российская империя. Петр I Великий. | 1 ч. | 04.02.12 | Работа с рубрикой «Картинная галерея» Чтение текстов учебника | |||||||||||||||||||||
Императрица Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II | 1 ч. | 06.02.12 | Сравнение двух портретов Екатерины Великой с.24 | |||||||||||||||||||||
Советская Россия. СССР. Российская Федерация | 1 ч. | 11.02.12 | Анализ схемы в учебнике: как называлась наша страна в разные времена. Работа в группах: объяснить с помощью словаря значения слов союз, советский | |||||||||||||||||||||
Из истории имен. | 1 ч. | 13.02.12 | Беседа по вопросам: «Зачем человеку имя, что означает твое имя, как рождались имена в прошлом?». Выполнение заданий в рабочей тетради | |||||||||||||||||||||
Какими были наши предки. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. | 1 ч. | 18.02.12 | Речевая разминка (работа в парах): «составьте словесный портрет одним словом» | |||||||||||||||||||||
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта | 1 ч. | 20.02.12 | Работа по рисунку: как менялись на Руси постройки. Беседа по тексту: что такое «топить по черному», «рубить избу» | |||||||||||||||||||||
Одежда разных исторических эпох. Почему люди украшали одежду? | 1 ч. | 25.02.12 | Демонстрация одежды (выставка рисунков одежды разных времен | |||||||||||||||||||||
Русская трапеза. | 1 ч. | 27.02.12 | Воображаемая ситуация: «Мы- жители древней Руси (села, поселка). Что мы едим? Составление меню праздничного обеда славянина. Игра «Накроем стол к обеду» | |||||||||||||||||||||
Экскурсия в краеведческий музей. Тема: «Как жили славяне». Боги древних славян. | 1 ч. | 03.03.12 | Экскурсия | |||||||||||||||||||||
Контрольная работа № 3 по теме: «Каким был человек в разные исторические времена». | 1 ч. | 05.03.12 | Работа с картинной галереей. Как называют каждый день Масленой недели (дом.зад.) | |||||||||||||||||||||
Боги древних славян. Народные праздники. Принятие христианства на Руси | 1 ч. | 10.03.12 | Чтение текстов учебника. Обсудим: во что верили славяне до принятия христианства на Руси? | |||||||||||||||||||||
Как трудились люди в разные времена 20 ч. | ||||||||||||||||||||||||
Труд крестьянина. | 1 ч. | 12.03.12 | Обсудим: существовало ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский (по рисункам) | |||||||||||||||||||||
О крепостных и помещиках. Тяжелый труд крепостных. | 1 ч. | 17.03.12 | Обсуждение проблемы: «при каких условиях человек трудится лучше. Работа с картинной галереей | |||||||||||||||||||||
Экскурсия в краеведческий музей . | 1 ч. | 19.03.12 | Экскурсия | |||||||||||||||||||||
Ремесло. Что создавалось трудом ремесленника. IV четверть | 1 ч. | 24.03.12 | Беседа «Что такое ремесло? Когда на Руси появились ремесла (на основе текста учебника). Рассматривание схемы-рисунка в учебнике | |||||||||||||||||||||
О гончарном круге, керамике и фарфоре | 1 ч. | 02.04.12 | Чтение и обсуждение текста учебника | |||||||||||||||||||||
О веретене, прялке, ткацком станке | 1 ч. | 07.04.12 | Чтение и обсуждение текста учебника. Слушание народной песни «Пряха» (доп.мат.) | |||||||||||||||||||||
Русские оружейники. | 1 ч. | 9.04.12 | Работа в группах: по названию слобод определить, чем занимались ремесленники, живущие в каждой из них | |||||||||||||||||||||
Русская ярмарка | 1 ч. | 14.04.12 | Разыгрывание сценок: «Подходи народ, выбирай, что хочешь2 | |||||||||||||||||||||
Что создавалось трудом рабочих | 1 ч. | 16.04.12 | Обсудим проблему «Почему так говорят-«швейная фабрика», кондитерская фабрика, машиностроительный завод | |||||||||||||||||||||
Полезные ископаемые – условие работы предприятий | 1 ч. | 21.04.12 | Найти в РТ условные обозначения полезных ископаемых | |||||||||||||||||||||
О первых железных дорогах | 1 ч. | 23.04.12 | Чтение и обсуждение текста учебника | |||||||||||||||||||||
Открытия XIX-XX в.в. | 1 ч. | 28.04.12 | Рассматривание рисунков в учебнике: почему первыми изобретениями человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда | |||||||||||||||||||||
О пароходе | 1 ч. | 30.04.12 | Работа с картинной галереей | |||||||||||||||||||||
Контрольная работа № 4 по теме: «Как трудились люди в разные времена» | 1 ч. | 05.05.12 | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
Об автомобиле | 1 ч. | 7.05.12 | Выставка рисунков детей. Рассматривание иллюстраций учебника, чтение и обсуждение текста | |||||||||||||||||||||
О самолете | 1 ч. | 12.05.12 | Обсуждение проблемы «Почему человек мечтал летать, как птица?» | |||||||||||||||||||||
Освоение космоса | 1 ч. | 14.05.12 | Чтение и обсуждение текста учебника о развитии авиации. Сообщение «О космонавтах» (дом. зад.) | |||||||||||||||||||||
Россия ХХ –XXI веков | 1 ч. | 19.05.12 | Выполнение заданий в учебнике и РТ | |||||||||||||||||||||
Урок – отчет «Наша родина от Руси до России» | 1 ч. | 21.05.12 | Обсуждение гипотезы «Откуда произошло название нашей Родины?» | |||||||||||||||||||||
Экскурсия в художественный музей | 1 ч. | 26.05.12 | Экскурсия | |||||||||||||||||||||
Урок-обобщение по теме «Древняя и Московская Русь»
| 1ч | 28.05.12 | Обобщение знаний | |||||||||||||||||||||
Урок-обощение по теме «Россия» (до 1917 года) | 1 час | 30.05.12 | Обобщение знаний |
Содержание программы
3 класс (70 ч)
Введение (1ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля — наш общий дом (9 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, услов ные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состоя ния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.
Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от за грязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперимен ты — методы познания человеком окружающего мира. Изо бражение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (гео графическая и историческая). Масштаб, условные обозначе ния карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История воз никновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли (12ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: во доросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет ковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, мно голетние. Питание растений. Роль корня и побега в пита нии. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие расте ний родного края. Ядовитые растения. Предупреждение от равлений ими.
Грибы (1ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съе добные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли (11ч)
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклето чные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение живот ных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих дете нышей.
Как человек одомашнил животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в Рос сии. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические вре мена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и кресть ян, представителей разных сословий (князя, боярина, дво рянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили сла вяне. Принятие христианства на Руси.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, авто строения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в раз ные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения (2 ч.) Древняя Русь (повторение материа ла 2 класса); Московская Русь (основные исторические со бытия, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произо шедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использова ния воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведче ский (исторический), художественный музеи, на предпри ятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения ми и гербарными экземплярами.
Формы и средства контроля
В соответствии с требованиями Инструктивно-методического письма о преподавании русского языка в начальных классах в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области плановых контрольных работ в 3 классе - 4. Материалы для контрольных работ взяты из сборника Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир. Методика обучения» Москва, Издательский центр Вентана-Граф 2002 год.
Контрольная работа № 1
по теме «Земля – наш общий дом».
I четверть
- Определите, есть ли ошибка в высказывании (подчеркни «да» или «нет»).
К телам живой природы относятся: растения, снег, дождь, снег,
животные и человек.
- да
- нет
Воздух – смесь газов.
- да
- нет
- Отметь правильное высказывание.
Солнце – звезда.
Солнце – планета.
- Самое большое тело в Солнечной системе- это...
1) планета 2) солнце 3) космические тела
- Отметь неправильное высказывание:
1) Жизнь на Земле возможна без солнечного света. Его заменят электричество, нефть, каменный уголь.
2)Солнечный свет и тепло- необходимые условия для жизни на Земле.
- Воздушная оболочка Земли — это...
1)атмосфера 2) астрономия 3)экватор
- Исток — это....
1) место рождения реки 2) место, где река впадает в море
- Вставь пропущенные слова.
а)На географической карте горы обозначаются_________________
цветом, леса - ______________ цветом, а водоёмы________________
цветом.
б) Солнце – источник света и ____________ .
- Как называется воображаемая линия, где земля соединяется с небом?
1) ось симметрии 2) линия горизонта 3) прямая линия
- Параллели — это...
1) линии, которые сходятся в одной точке;
2)линии, которые пересекают меридианы;
3) линия, которая делит на глобусе земной шар пополам.
- Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за:
1) 12 ч. 2) 6 ч. 3) 24 ч.
- На Земле больше:
1) воды 2)суши
- Чистая вода — это....
1)белая жидкость с приятным запахом, легко изменяет объём;
2) голубая жидкость без запаха, сохраняет свою форму;
3) прозрачная бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, текуча, принимает форму сосуда.
- Запиши названия ядовитых растений, произрастающих в нашей местности._____________________
Контрольная работа № 2
по теме «Животный и растительный мир Земли».
II четверть
- Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.
- Белый медведь, бурый медведь, акула, тигр.
- Олень, лось, заяц, сова.
- Соедини название животного и слово, обозначающее способ его взаимодействия с сородичами.
пчёлы муравьи слоны
живут колониями живут стадами живут семьями
3.Отметь правильное высказывание. Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений?
- опыляют растения
- повреждают органы растений
- уничтожают вредителей
- заражают растения
- уничтожают больные растения
4. Напиши названия птиц, которые живут в нашем крае.
5. Отметь неверные ответы.
Паук – насекомое.
Паук – не насекомое.
У животных нет органов чувств.
У животных есть органы чувств.
6. Закончи предложения.
Звери, птицы, рыбы - ______________________________ животные.
Насекомые, пауки, раки, черви - _____________________ животные.
7. Какова роль животных в природе?
Контрольная работа № 3
по теме: «Каким был человек в разные исторические времена».
III четверть
- Запиши имена великих русских князей, которые много сделали для развития русского государства.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Приведи примеры устаревших древнерусских имён.
____________________________________________________________________
- Закончи предложения.
Первым русским царём стал_____________________________________.
Первым российским императором ________________________________.
Последний русский император ___________________________________.
- Установи историческую последовательность названий нашего государства (поставь цифры 1, 2, 3, 4).
Советская Россия, Древняя Русь, Московская Русь, Россия.
- Закончи предложение.
Большевики пришли в России к власти в __________ году.
- Дополни предложения.
До появления христианства наши предки были______________, то есть верили _______________________.
Христианство на Руси было принято в ___ веке, при великом князе___________.
7. Как питались наши предки?
Контрольная работа № 4
по теме: «Как трудились люди в разные времена»
IV четверть
- Исправь ошибки, если они есть.
1560 год – это 16 век
1235 год – это 12 век
1945 – год – это 20 век
- Отметь правильные ответы.
Крестьяне работали на помещиков.
Помещики работали на крестьян.
Ремесленники работают в поле.
Ремесленники изготавливают полезные в хозяйстве предметы.
- Закончи предложения.
Крепостные крестьяне – это ____________________________________.
Ремесленники – это ___________________________________________.
- Напиши, какие ремёсла были в России в 17 – 18 веках.
- Запиши, какие условия нужны были для того, чтобы люди занимались этой деятельностью?
Ловля рыбы - ______________________________________
Обработка дерева - _________________________________
Производство металла - _____________________________
Изготовление посуды - _______________________________
- Напиши, несколько наиболее важных, на твой взгляд, достижений, которые относятся к 19 веку.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Закончи предложения.
Первый искусственный спутник Земли был запущен в космос _______________.
Первым космонавтом в мире стал советский лётчик _____________________ .
Он пробыл в космосе _____________________ минут.
8. Какие технические достижения советского времени тебе известны? Напиши.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Дополнительная литература
- Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010 (2011). – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
- Виноградова, Н. Ф., Поглазова, О. Т. Учимся познавать мир: 3 класс: Рабочие тетради к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).
- Комплексные тесты под редакцией Н.А.Сениной , издательство Ростов на Дону, Легион, 2010. – 172 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол - во на 25 учащихся | % обеспечен-ности |
Начальная школа | |||
1 | Иллюстрации (плакаты, альбомы и др.) | ||
1.1 | Комплект таблиц «Окружающий мир» 3 класс | 1 | 100% |
1.1.1 | Тела, вещества, частицы | ||
1.1.2 | Круговорот воды в природе | ||
1.1.3 | Связи в живой природе | ||
1.1.4 | Цепи питания | ||
1.1.5 | Черви, малюски, иглокожие, ракообразные | ||
1.1.6 | Паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся | ||
1.1.7 | Размножение и развитие животных | ||
1.1.8 | Водоросли, мхи, папоротники | ||
1.1.9 | Грибы | ||
1.1.10 | Распространение семян | ||
1.1.11 | Животноводство | ||
1.1.12 | Растениеводство | ||
1.1.13 | Скелет, мышцы | ||
1.1.14 | Деньги | ||
1.2 | Комплект таблиц «Естествознание» 1-4 класс | 1 | 100% |
1.2.1 | Живая и неживая природа | ||
1.2.2 | Виды термометров | ||
1.2.3 | Изменение температуры воздуха | ||
1.2.4 | Части растения | ||
1.2.5 | Плоды и семена | ||
1.2.6 | Травянистые растения | ||
1.2.7 | Ярусы леса | ||
1.2.8 | Хвойные и лиственные растения | ||
1.2.9 | Грибы | ||
1.2.10 | Дикие и домашние животные | ||
1.2.11 | Питание диких и домашних животных | ||
1.2.12 | Насекомые | ||
1.2.13 | Перелётные и зимующие птицы | ||
2. | Средства икт | ||
2.1 | Средства икт (цифровые образовательные ресурсы (цор) | ||
2.1.1 | Название сайта / электронный адрес Министерство образования и науки РФhttp://www.ed.gov.ru | ||
2.1.2 | Русский образовательный портал http://www.gov.ed.ru | ||
2.1.3 | Белгородский региональный институт ПКППС http://ipkps.bsu.edu.ru/ | ||
2.1.4 | Академия повышения квалификации работников образования | ||
2.1.5 | Федеральный российский общеобразовательный портал | ||
2.1.6 | Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru | ||
2.1.7 | Портал компании «Кирилл и Мефодий» | ||
2.1.8 | Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru | ||
2.2 | Информационные источники (специализированные) | ||
2.2.1 | Электронные учебные пособия (диски) «Мифы Древней Греции» | 1 | 100% |
2.2.2 | «Природа и человек» | 3 | 100% |
2.2.3 | «Природа России» | 1 | 100% |
2.2.4 | «Детская энциклопедия о животных» | 1 | 100% |
2.2.5 | «Детская энциклопедия подводного мира» | 1 | 100% |
2.2.6 | «История России и её ближайших соседей» | 1 | 100% |
2.2.7 | «Живая планета» | 1 | 100% |
2.2.8 | Комплект цветных диапозитивов с методическими комментариями | 29 | 100% |
3. | Оборудование и приборы | ||
3.1 3.1.1 | Мультимедийные средства обучения: Компьютер | 1 | 100% |
3.1.2 | Проектор | 1 | 100% |
3.1.3 | Интерактивная доска | 1 | 100% |
3.1.4 | Графический планшет | 1 | 100% |
3.2 | Демонстрационный материал | ||
3.2.1 | Гербарий «Основные группы растений | 1 | 100% |
3.2.2 | Гербарий для начальной школы | 9 | 100% |
3.2.3 | Гербарий «Растительные сообщества | 1 | 100% |
3.2.4 | Гербарий «Культурные растения» | 1 | 100% |
3.2.5 | Коллекция «Шёлк» | 1 | 100% |
3.2.6 | Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников» | 1 | 100% |
3.2.7 | Коллекция «Шерсть» | 1 | 100% |
3.2.8 | Коллекция «Хлопок» | 1 | 100% |
3.2.9 | Ручная лупа | 10 | 100% |
3.2.10 | Глобус | 2 | 100% |
3.2.11 | Теллурий (модель трёхпланетная – Солнце-Земля- Луна | 1 | 100% |
3.2.12 | Лабораторная посуда: колба лейка | 3 5 | 25% 35% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Проект "Начальная школа XXI века" под руководством Н. Ф. Виноградовой....
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС и рассматривает: планируемые результаты по математике, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, мате...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
рабочая программа по математике 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе авторской программы ....
Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Начальная школа XXI века""
Рабочая программа по математике составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы В.Н.Рудницкой (Сборник программ УМК "Начальная школа XXI века...