ПРОЕКТ вариативной формы предшкольного образования Лесиной Ольги Михайловны учителя начальных классов, заместителя директора МОУ ООШ №3 г. Камешково Владимирской области
рабочая программа по теме
ПРОЕКТ вариативной формы предшкольного образования (группа кратковременного пребывания "Росточек")
Лесиной Ольги Михайловны,
учителя начальных классов, заместителя директора МОУ ООШ №3 г. Камешково Владимирской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o.m.lesinoy.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
вариативной формы предшкольного образования
Лесиной Ольги Михайловны
учителя начальных классов, заместителя директора
МОУ ООШ №3 г. Камешково
Владимирской области
Элемент структуры модели вариативной формы
| ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ | ЦИПР Центр игр. под развития | Лекотека | Сем дет сад | Инкл группа | |||||
Адаптац | Прогул | КРО | Предшк. образов | Выход праздн дня | ||||||
ПАСПОРТ модели вариативной формы дошкольного образования | ||||||||||
Наименование вариативной формы | Группа кратковременного пребывания | |||||||||
Заказчик вариативной формы | Управление образования г. Камешково | |||||||||
Разработчики | Лесина О. М. | |||||||||
Исполнители | МОУ ООШ №3 г.Камешково | |||||||||
Сроки реализации | 2011-2014 | |||||||||
Нормативно- правовые основы создания вариативной формы дошкольного образования | ||||||||||
Приказы РФ | 1.Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» 2.Закон Российской Федерации "Об образовании 3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 года № 655, регистрационный № 16299 от 08.02.2010 Министерства юстиции РФ 4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. | |||||||||
Локальные документы | - Приказы управления образования администрации района - Положение о районной службе практической психологии, утверждённое приказом отдела образования и проблем семьи - Положение о приёме в первый класс ОУ, утверждённое приказом отдела образования и проблем семьи - Положение о психолого-педагогической комиссии - Положение о школе будущего первоклассника «Росточек» | |||||||||
Анализ и оценка социально – экономической ситуации существующей в сфере дошкольного образования (города, сельского округа, района, области) | ||||||||||
Анализ и оценка существующей ситуации в сфере дошкольного образования: -Условия содержания и образования детей; -Кадровый потенциал; -Финансирование и хозяйственная деятельность. | Неполный охват детей дошкольным образованием. - в начальную школу приходят дети с навыками счёта и письма, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь, у 70% - не сформировано умение организовывать свою деятельность, низкий уровень готовности к школе. Выводы: предшкольная подготовка помогает в укреплении и развитии эмоционально – положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться, в формировании социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Предшкольная подготовка помогает в выравнивании стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс. | |||||||||
Стратегия и основные направления создания вариативной формы | ||||||||||
Цели организации вариативной формы | социальная цель - обеспечение возможности единого старта первоклас-сников; педагогическая цель - развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. | |||||||||
Ценностные ориентиры (ради чего) | обеспечить реализацию дошкольными образовательными учреждениями просветительских, творческих, досуговых программ для семей. | |||||||||
Основные способы (как) | - Программное обеспечение подготовки детей к школе. - Программа обучения и развития детей дошкольного возраста «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Рекомендована Учёным советом Института содержания и методов обучения РАО. Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2007. Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение. | |||||||||
Целевые ориентиры и задачи создания вариативной формы | ||||||||||
Роль вариативных форм дошкольного образования в социально- экономическом развитии региона. | удовлетворение потребности населения в получении доступного и качественного дошкольного образования детей, соответствующих требованиям инновационного социально ориентированного развития региона Российской Федерации | |||||||||
Задачи:- реалистичность – соответствие ресурсным возможностям территории;- конкретность – соответствие исключительно данному региональному (муниципальному) образованию;-специфичность – основанность на характерных (уникальных) особенностях региона (муниципального образования);-действенность – направленность на совершение определенных действий, проявление активности, мотивацию всех субъектов стратегического планирования. | обеспечить увеличение охвата детей дошкольным образованием в регионе (муниципальном образовании); - создать условия для обеспечения прозрачности для граждан и общественности комплектования дошкольных образовательных учреждений; - обеспечить увеличение охвата детей 5-7 лет предшкольным образованием; - создать систему мониторинга здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения; - обеспечить открытость для всех граждан и общественных организации информации о деятельности системы дошкольного образования; - обеспечить возможность освоения детьми родного языка и культуры (для поликультурных регионов); - обеспечить возможность освоения русского языка для детей мигрантов, представителей коренных этнических групп территорий - обеспечить создание системы психолого-педагогического сопровождения и помощи семьям, имеющим детей до 1 года и до 3 лет; - обеспечить повышение профессионального уровня специалистов системы дошкольного образования; - обеспечить реализацию дошкольными образовательными учреждениями просветительских, творческих, досуговых программ для семей. | |||||||||
Система мероприятий как совокупность институциональных и правовых преобразований. | ||||||||||
Цель | Скорректировать и апробировать учебно – тематическое планирование по программе Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора». Экспериментально проверить: повышается ли уровень готовности ребёнка к школьному обучению в условиях предшкольного образования. | |||||||||
План действий по достижению заданной цели по годам реализации программы; | 1.Изучение литературы по предшкольному образованию в условиях школы 2.Разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих работу группы кратковременного пребывания на базе школы 3. На основе программы Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» разработка учебно – тематического планирования и алгоритма подготовки детей к школе в рамках работы школы будущего первоклассника «Росточек» для обеспечения единых стартовых условий для детей, поступающих в школу, минуя МДОУ 4. Раскрытие причинно – следственных взаимосвязей развития готовности ребёнка в условиях предшкольного образования и адаптации детей к школьному обучению 5. Обобщение полученного опыта и представление к распространению (на муниципальном уровне, на региональном уровне) | |||||||||
Объем и источники финансирования | внебюджетные источники | |||||||||
Показатели эффективности | Уровень адаптации первоклассников к школе | |||||||||
Результаты реализации с точки зрения обеспечения потребностей населения. | 1. В результате работы была изучена и проанализирована литературу по предшкольному образованию в условиях школы, представлен накопленный опыт на разных уровнях. 2.Разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих работу группы кратковременного пребывания на базе школы. 3.На основе программы Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» разработано учебно – тематическое планирование и алгоритм подготовки детей к школе в рамках работы школы будущего первоклассника «Росточек» для обеспечения единых стартовых условий для детей, поступающих в школу, минуя МДОУ. 4.Раскрыты причинно-следственные взаимосвязи развития готовности ребёнка в условиях предшкольного образования и адаптации детей к школьному обучению. | |||||||||
Планируемы результаты реализации вариативной формы дошкольного образования | ||||||||||
Удовлетворенность | 89% | |||||||||
Качество услуг | ||||||||||
Использования. инновационных технологий | 1)Использование здоровьесберегающих технологий, 2) Технология проектной деятельности, 3) Технология проектной деятельности 4) Игровая технология 5) Технология групповой деятельности, 6) Технология коммуникативного обучения, 7) Технология «портфолио», 8) ИКТ – технологии | |||||||||
Внедрение ИКТ | Для дошкольников Специально организованная родителями (с учётом рекомендаций воспитателя) работа с ПК для развития мелкой моторики рук, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Для школьников Специально организованная учителем совместно с родителями деятельность. Дети учатся - искать информацию, - обмениваться ею и - использовать ресурсы библиотек и Интернета. | |||||||||
Мониторинг здоровья | - в 2011-2012 учебном году в группе кратковременного пребывания «Росточек» занимается 5 человек: из них 1 ребёнок с 1 группой здоровья – 20% 1 ребёнок с 3 группой здоровья – 20% 1 ребёнок с 4 группой здоровья – 20%. Дифференцированный подход к детям, относящимся к разным группам здоровья. - включение МОУ ООШ №3 в систему регионального мониторинга здоровья детей «Физкультурный паспорт», согласно компьютерной тест-программе, - реализация МОУ ООШ №3 современных здоровьесбеоегающих технологий в рамках комплексно-целевой программы «Здоровье» | |||||||||
Прозрачность комплектования | обеспечение информацией о своей деятельности и качестве образовательных услуг всех учреждений общественных организаций и граждан на сайте школы http://www.osh3-km.vladmou.ru создание в МОУ ООШ №3 управляющего совета - органа самоуправления, реализующего государственно-общественный характер управления и участвующего в решении вопросов стратегического управления, финансово- хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения; | |||||||||
Ресурсное обеспечение | ||||||||||
Объем финансирования | зависит от поступления внебюджетных средств | |||||||||
Объем расходов | - расходы на приобретение УМК - расходы на приобретение магнитно-маркерной доски, mimio-приставки (интерактивная доска), документ-камеры, проектора, ноутбука, МФУ (копир, сканер, принтер); - расходы на приобретение бумаги, красок, клея, и др. канцелярских принадлежностей | |||||||||
Управление проектом | ||||||||||
Формы и методы управления | Органом, создаваемым с целью управления проектом организации вариативной формы дошкольного образования, в том числе с привлечением общественности, является научно-координационный совет. В системе управления создана рабочая группа. На базе школы создана муниципальная площадка по теме «Взаимосвязь педагогических подходов и технологий, используемых в школе I ступени и МДОУ в целях формирования универсальных учебных действий и компетенций учащихся школы и воспитанников детского сада» | |||||||||
Целевые индикаторы и показатели социально-педагогических и экономических эффектов реализации вариативных форм | ||||||||||
Удельный вес детей в возрасте от 1 года до 3 лет, имеющих доступ | - | |||||||||
Удельный вес детей 5-7 лет, охваченных предшкольной подготовкой | 100% (по результатам учёта детей микрорайона школы) | |||||||||
Удельный вес специалистов | 100% |
Справка
«Обеспечение предшкольного образования детей 5-7 лет»
- Учёт детей микрорайона МОУ ООШ №3 г.Камешково (за 3 года)
Организованных детей | Не посещающих ДОУ | |
2009-2010 | 46 человек | 4 человека |
2010-2011 | 49 человек | 4 человека |
2011-2012 | 47 человек | 5 человека |
- Ежегодные приказы по организации подготовки детей к школе (за 3 года)
Приказ от 01.09.2009 № 173 О/Д «О подготовке к школе будущих первоклассников»
Приказ от 02.09.2010 № 215 О/Д «О подготовке к школе будущих первоклассников»
Приказ от 01.09.2011 №225 О/Д «О подготовке к школе будущих первоклассников»
- Программное обеспечение подготовки детей к школе.
Программа обучения и развития детей дошкольного возраста «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Рекомендована Учёным советом Института содержания и методов обучения РАО.
Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2007.
Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной программы:
социальная цель - обеспечение возможности единого старта первоклассников;
педагогическая цель -развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Срок реализации: в течение учебного года (28 недель, с ноября по июнь). Общее число занятий – 420:
- «Познаём других людей и себя» - 56;
- «Познаём мир» - 84;
- «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 84;
- «Учимся родному языку» - 140;
- «Учимся рисовать» - 56.
Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятий –
не более 30 минут. Перерыв между занятиями - не менее 10 минут. Между вторым и третьим занятием – игровой час.
Число занятий в неделю:
- «Познаём других людей и себя» - 2;
- «Познаём мир» - 3;
- «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 3;
- «Учимся родному языку» - 5;
- «Учимся рисовать» - 2.
4.Психолого - педагогическое сопровождение будущих первоклассников
Диагностичекий комплекс Ясюковой Л.А. Методика определения готовности к школе. Методическое пособие СПб, 1999г.
Овчарова Р.В. Раздел «Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе» Практическая психология в начальной школе. Изд. Сфера,2005г.
Ивашкин В.С. исследование познавательного развития учащихся. Методическое пособия, ВГПУ,1999г.
Проведение консультативной работы с родителями будущих первоклассников
Формы работы:
- тематические групповые консультации
- Групповые консультации по заявкам
- Индивидуальные консультации по заявкам
5.Совместная работа с ДОУ по отслеживанию воспитанников в школе, их достижений:
- карта развития ребёнка дошкольника (материалы ДОУ д/с «Сказка», д/с «Ёлочка», д/с «Солнышко», д/с №5)
- материалы психолога школы по изучению уровня психического развития детей 6 лет (за 1 год до школы)
Диагностичекий комплекс Ясюковой Л.А. Методика определения готовности к школе. Методическое пособие СПб, 1999г.
Овчарова Р.В. Раздел «Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе» Практическая психология в начальной школе. Изд. Сфера,2005г.
Ивашкин В.С. исследование познавательного развития учащихся. Методическое пособия, ВГПУ,1999г.
- материалы психолога и учителей школы по результатам исследования адаптационного периода первоклассников.
2008-2009 (56 чел.) | 2009-2010 (51 чел.) | 2010-2011 (70 чел.) | |
полная | 97% | 92% | 63% |
неполная | 3% | 8% | 24% |
дезадаптация | нет | нет | 13%* |
*По результатам психолого-медико-педагогической комиссии
1 чел. (1,5%)- переведен в ОГСУ школу-интернат №4
1 чел. (1,5%)- переведен в СОШ №1 , где оставлен на повторное обучение
1 чел. (1,5%) – оставлен на повторное обучение в МОУ ООШ №3
На конец 2010-2011 учебного года 6 человек (8,5%) из группы дезадаптации и 17 детей (24%) из группы неполной адаптации - прошли адаптацию успешно.
Материалы по изучению социально-психологической адаптации первоклассника
На данном этапе исследование предполагает изучение следующих критериев:
- Изучение познавательных процессов первоклассника – методика Ивашкина В.С.(особенности внимания, памяти и мышления), методика К.Рассела (уровень интеллекта), методика Г.Вильсон- Д.Грилз (уровень интеллекта, структура познавательной сферы)
- Изучение самооценки детей проводится с использованием методика Н.Е. Щур «Лесенки»
- Исследование уровня детской тревожности ведется с помощью методики К.Сирса для родителей «Уровень тревожности ребенка» и рисуночной методики «Несуществующее животное»
- Исследование мотивации к обучению исследуется с помощью методики Д.Эльконина – В. Венгера «персонификация мотивов», модификации методики Лускановой Н.Г. «Мотивация учения»
- эффективность деятельности, степень усвоения знаний, поведенческие особенности, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоциональное благополучие ребенка исследуется учителем с помощью метода экспертных оценок Соколовой - Чиркова)
6.Совместная работа с ДОУ д/с «Сказка», д/с «Ёлочка», д/с «Солнышко», д/с №5. (договоры о социальном партнёрстве, планы совместной работы)
7. Проблемы:
- неполный охват детей дошкольным образованием.
- в начальную школу приходят дети с навыками счёта и письма, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь, у 70% - не сформировано умение организовывать свою деятельность, низкий уровень готовности к школе.
Выводы: предшкольная подготовка помогает в укреплении и развитии эмоционально – положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться, в формировании социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Предшкольная подготовка помогает в выравнивании стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс.
Заместитель директора О.М.Лесина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио профессиональной деятельности Агачкиной Надежды Александровны, учителя начальных классов МОУ "СОШ п.Заволжский" Пугачевского района Саратовской области
Результаты профессиональной деятельности педагогического работника (Агачкиной Н.А.) для аттестации на I квлификационную категорию по должности "учитель"....
Портфолио профессиональной деятельности Агачкиной Надежды Александровны, учителя начальных классов МОУ "СОШ п. Заволжский" Пугачевского района Саратовской области
Предоставлены материалы и документы для оценки результатов профессиональной деятельности Агачкиной Н.А, для аттестации на I квалификационную категорию по должности "учитель"....
АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ- СОШ с.Каменка, Марксовского района, Саратовской области за 2011-12 уч. год
Цели: Активизация познавательной деятельности через формирование мотивации школьников и развитие коммуникативных навыков;Формирование общеучебных умений и навыков учащихся начальной школы в соответств...
Статья "Внеурочная деятельность в начальных классах МКОУ "Бороздиновская СОШ" Новохоперского муниципального района, Воронежской области.
В статье говорится об организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов в МКОУ "Бороздиновская СОШ": указаны направления внеурочной деятельности, разнообрзные формы и виды её организации....
Сценарий праздника, посвящённого окончанию начальной школы «Ах этот миг волнующий» Автор Захарина Нина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ Скоробогатовскоя общеобразовательная школа, Ковернинского района, Нижегородской области.
Сценарий выпускного в начальной школе. Представление со сказочными героями. Концертные номера весёлые и оригинальные....
Методическое пособие "Текстовый материал как средство развития речи младшего школьника". Автор-составитель: Скрипаленко Инна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Займо-Обрывской СОШ Азовского района Ростовской области.
В методическом пособии представлены современные технологии развития речи учащихся начальной школы, применяемые на уроках в условиях реализации ФГОС НОО....