ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ПРОГРАММЕ Н.Ф.ВИНОГРАДОВОЙ «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА»
тест

Беломоева Светлана Сергеевна

Тесты для выявления уровня готовности ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovye_testy.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ПРОГРАММЕ Н.Ф.ВИНОГРАДОВОЙ «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА»

Беломоева Светлана Сергеевна

Цели программы:

   Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:

• социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних первоклассников,

• педагогическая цель – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Задачи:

  • организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей 5-7 –летнего возраста;
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самооценки этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

   В конце года для выявления уровня подготовки детей к школе проводится тест, включающий в себя педагогические, психологические, функциональные аспекты.                                                                                                                                  

    Диагностируются следующие функции:                                                              

-перцептивные (умение анализировать и сравнивать зрительную информацию и обобщать её на наглядном уровне);

-мнемическая (способность к запоминанию и воспроизведению информации);

 -речевая (умение оперировать языковыми знаками, словами);

-психомоторная (способность к произвольным, тонко координированным движениям);

-регулятивная (способность к целенаправленной деятельности и самоконтролю).

  При выполнении заданий учитывается способность ребёнка принимать и активно использовать помощь взрослого, то есть его обучаемость.    

           Выявляем умение анализировать и сравнивать.                                                                В первую очередь выявляем перцептивное развитие. Так, с целью выяснить знания реёнка об основных эталонных геометрических фигурах ему предлагают назвать фигуры, которые он знает, а затем собрать из частей три круга и три квадрата. Фиксируется время выполнения как первой (три круга), так и второй (сбор квадратов) частей. Затем время обоих заданий суммируется. Учитываются способ складывания фигур (метод проб и ошибок, зрительное соотнесение) и характер помощи: организация (рабочий настрой); стимулирующая (подбадривание); обучающая.      

В результате выделяются три уровня сформированности перцептивной функции.

Успешный. Ребёнок после инструкции легко и быстро, всего за 1 минуту путем зрительного соотнесения выполнил задание.

Достаточный. Ребёнок, ошибаясь и пробуя, при организующей помощи справляется с заданием за две минуты.

Недостаточный. Ребёнок хаотично складывает фигуры, но не достигает нужного результата, хотя ему и оказывалась обучающая помощь.

          Следующее задание: ребёнку, предварительно выяснив умение считать, предлагают три серии карточек по четыре квадрата. Надо, внимательно рассмотрев, в каком порядке лежат карточки первого и второго ряда, в таком же порядке разложить и карточки третьего ряда. Теперь определяем уровень. Успешный. Ребёнок без труда справился, выявив признак количества. Достаточный. Была оказана организующая помощь, после чего ребёнок справился с заданием, но пересчет проходил с помощью пальца. Недостаточный. Задание непосильно для ребёнка. Необходимо оказать обучающую помощь; предложить ребёнку самостоятельно разложить карточки второго ряда. Если это не удалось, то можно объяснить и разложить совместно с ним. Можно предложить третью серию в качестве контрольного задания.

          Запоминание и воспроизведение.

  Теперь приступаем к выявлению сформированности мнемонической функции. Первое задание - запоминание словесного материала, предъявляемого на слух. Четыре раза зачитываются десять слов - год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын - и каждый раз ребёнка просят их произнести. Затем даётся другое задание, и через сорок минут ребёнка снова просят вспомнить эти слова. Критерии оценки: Объём воспроизведения слов на каждом этапе. Характер воспроизведения (были ли замены, привнесения). Динамика запоминания: равномерная (объём слов с каждым разом возрастает); неравномерная (провалы), указывающая либо на органическое поражение головного мозга, способствующее возникновению охранительного торможения, либо на функциональные нарушения (после инфекционных заболеваний).

 Уровни:

Успешный. На первом этапе ребёнок запомнил 6-7 слов, после 4-го прочтения все слова. Слова назывались быстро, уверенно, точно. Динамика равномерная, на 5-м этапе ребёнок забыл не больше одного слова.

Достаточный. После первого прочтения ребёнок назвал 4-5 слов, после четвертого - 8 слов плюс привнесения или застревание на том или ином слове. Динамика относительно равномерная. На 5-м этапе забыто не больше трех слов. Недостаточный. После первого прочтения запомнил 1-2 слова, после четвертого - 5-6. Нуждался в стимуляции и одобрении. Провалы. На пятом этапе забыто более 5 слов.

          А вот задание на выявление уровня логической (опосредованной) памяти (методика А. Н Леонтьева).

          Для запоминания подбирается ряд слов и карточки к ним по ассоциации.

СЛОВО

КАРТОЧКА

СЛОВО

КАРТОЧКА

голова ученик обед игра ноги

головной убор школьная тетрадь кастрюля игрушка туфли

Лето праздник труд рыбки рука

бабочка воздушные шары лопата аквариум часы

Называется слово, и ребёнок должен подобрать подходящую карточку и объяснить, почему он выбрал именно её. Ответы записываются. Если ребёнок затрудняется, то оказать обучающую помощь.

После выбора карточки к словам ребёнку задаются вопросы отвлекающего характера, затем приступают к воспроизведению слов с помощью карточек. Критерии оценки:

 • адекватность выбора картинки и содержательность объяснения;

 • точность воспроизведения;

 • характер оказанной помощи.

Уровни:

Успешный. Ребёнок легко и непринужденно подобрал к словам картинки, содержательно объяснил свой выбор и назвал все карточки.

Достаточный. Ребёнок действовал хаотично, с опорой на внешние признаки. После организующей помощи справился, пытаясь соскользнуть на внешние признаки. При воспроизведении заменял слова близкими по смыслу. Недостаточный. Задание казалось ребёнку непосильным. После обучающей помощи он в основном правильно делал выбор, за исключением последних, но свой выбор не всегда мог объяснить.

          Оперируем знаками и словами.

  Ребёнку называются слова и предлагается записать их кружочками (сколько в слове звуков, столько и кружочков). Выдается лист бумаги и карандаш. Называются слова, в которых число букв и звуков совпадает (например, ус, мак, ваза, стол и т.д.).

 Критерии оценки:

• количество правильно выполненных схем;

 • способ действия ребенка.

 Уровни:

Успешный. Ребенок правильно изобразил все схемы, при этом операция проводилась во внутреннем плане.

Достаточный. Правильно изображены 3-4 схемы. При этом в случае затруднения ребенок проговаривал слова и пересчитывал звуки с помощью пальцев.

Недостаточный. Правильно выполнена лишь первая схема. Рисовал кружки наугад.

          Задание на понимание сложных грамматических конструкций, отражающих пространственно-временные отношения.

  Зачитывается фраза: “Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу”. Вопрос: “Что Петя сделал раньше: пошел в кино или прочитал книгу?” Другая фраза: “Петя выше Ани, но ниже Коли”. Вопрос: “Как зовут самого низкорослого (высокого) мальчика?”

Учитывается число правильных ответов и способ действия ребёнка.

 Уровни:

 Успешный. Ребёнок правильно ответил на все вопросы, при этом размышлял во внутреннем плане.

Достаточный. Ребёнок правильно ответил лишь на вопрос к первому предложению, при этом несколько раз повторял, осмысливал.

Недостаточный. Отвечал наугад, не задумываясь. Не было правильных ответов.

          Способность к произвольным движением.

  Ребёнку дается нелинованный лист бумаги и карандаш и предлагается срисовать узор, показанный педагогом, не отрывая руки от бумаги. Учитывается сходство изображения с образцом и характер движения руки. Уровни:

 Успешный. Полное сходство изображения с образцом без отрыва руки от бумаги.

Достаточный. Безотрывный характер рисунка сохранен, но изображение растянуто и имеет наклон. Отмечается мышечное напряжение.

Недостаточный. Изображение имеет лишь отдаленное сходство с образцом. Трудности в установлении закономерности рисунка (нарушение зрительного анализатора). Невозможность безотрывного письма указывает на незрелость премоторной области коры.

           Следующее задание - проверка умелости рук.

  Ребёнку предлагается как можно быстрее продернуть шнурок через отверстия пластинки. Засекается время и фиксируются ошибки, допущенные при выполнении задания.

Уровни:

Успешный. Ребёнок легко и быстро за тридцать секунд справился с заданием. Достаточный. Ребёнок спешил и делал негрубые ошибки, но сам их исправлял. Справился с заданием в течение одной минуты.

Недостаточный. Ребенок испытывал ряд затруднений в определении направления движения шнурка (несформированность зрительно- пространственной ориентировки); нарушения зрительно-ручной координации; несформированность мелкой пальцевой моторики.

          Целенаправленная деятельность и самоконтроль.

  Используются корректурные таблицы с кольцами Ландольта. Перед ребёнком ставится задача - разыскать и вычеркнуть кольца с разрывом вверх, просматривая таблицу слева направо и сверху вниз по строчкам.

 Засекается время. После выполнения анализируется результат по времени и точности работы: продуктивность работы; время в секундах; количество колец; вычеркнутые кольца. Сравниваем показатели с другими детьми, учитываем продуктивность работы и количество ошибок.

Уровни:

 Успешный. 0,30-0,23. Число ошибок не больше пяти. По ходу работы осуществлялась саморегуляция.

Достаточный. 0,22-00,15. Число в пределах десяти. Ребёнок сам не проверял. Недостаточный. 0,14-0,07. Число ошибок от пятнадцати и больше. При этом ребёнок воспринял лишь общую цель задания, а не способ его реализации. Работал хаотично, саморегуляции не было.

  В результате такого исследования отмечается три варианта готовности ребенка к школе.

  Полная: ребёнок выполнил все задания на успешном уровне.

  Средняя: а) все школьно-значимые функции находятся на среднем уровне; б) одна из функций находится на крайне низком уровне, а остальные на успешном.

  Полная неготовность: все функции находятся на недостаточном уровне; в этом случае у ребёнка возникнут проблемы при принятии в общеобразовательную школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»

Модефицированная программа предшкольного образования  по учебно-методическому комплекту  Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» »предназначена для подго­товки к школе дете...

«Проделки компьютерного вируса» Итоговое занятие в подготовительной к школе группе

Занятие «Проделки компьютерного вируса» разработано и проведено в НРМ ДОУ «ЦРР-д/с  «Родничок». В занятие участвуют дети, посещающие кружок «Компьютерная азбука для дошкольников»  Заня...

Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»

из опыта рвботы "Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»...

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе по программе «Школа 2000». Тема: Число7. Цифра7.

Конспект занятия по математике "Число 7.Цифра 7" может быть использован учителями начальных классов, работающих в предшкольном образовании, а также воспитателями в детских садах. В занятии используютс...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...

Итоговая ООД в подготовительной к школе группы для детей с ТНР "По дорогам сказок" 2023г.

Данная ООД разработан с целью выявления знаний у детей по программе  АООП для детей с ТНР...