ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ПРОГРАММЕ Н.Ф.ВИНОГРАДОВОЙ «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА»
тест
Тесты для выявления уровня готовности ребёнка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovye_testy.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ПРОГРАММЕ Н.Ф.ВИНОГРАДОВОЙ «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА»
Беломоева Светлана Сергеевна
Цели программы:
Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:
• социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних первоклассников,
• педагогическая цель – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Задачи:
- организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей 5-7 –летнего возраста;
- отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самооценки этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
В конце года для выявления уровня подготовки детей к школе проводится тест, включающий в себя педагогические, психологические, функциональные аспекты.
Диагностируются следующие функции:
-перцептивные (умение анализировать и сравнивать зрительную информацию и обобщать её на наглядном уровне);
-мнемическая (способность к запоминанию и воспроизведению информации);
-речевая (умение оперировать языковыми знаками, словами);
-психомоторная (способность к произвольным, тонко координированным движениям);
-регулятивная (способность к целенаправленной деятельности и самоконтролю).
При выполнении заданий учитывается способность ребёнка принимать и активно использовать помощь взрослого, то есть его обучаемость.
Выявляем умение анализировать и сравнивать. В первую очередь выявляем перцептивное развитие. Так, с целью выяснить знания реёнка об основных эталонных геометрических фигурах ему предлагают назвать фигуры, которые он знает, а затем собрать из частей три круга и три квадрата. Фиксируется время выполнения как первой (три круга), так и второй (сбор квадратов) частей. Затем время обоих заданий суммируется. Учитываются способ складывания фигур (метод проб и ошибок, зрительное соотнесение) и характер помощи: организация (рабочий настрой); стимулирующая (подбадривание); обучающая.
В результате выделяются три уровня сформированности перцептивной функции.
Успешный. Ребёнок после инструкции легко и быстро, всего за 1 минуту путем зрительного соотнесения выполнил задание.
Достаточный. Ребёнок, ошибаясь и пробуя, при организующей помощи справляется с заданием за две минуты.
Недостаточный. Ребёнок хаотично складывает фигуры, но не достигает нужного результата, хотя ему и оказывалась обучающая помощь.
Следующее задание: ребёнку, предварительно выяснив умение считать, предлагают три серии карточек по четыре квадрата. Надо, внимательно рассмотрев, в каком порядке лежат карточки первого и второго ряда, в таком же порядке разложить и карточки третьего ряда. Теперь определяем уровень. Успешный. Ребёнок без труда справился, выявив признак количества. Достаточный. Была оказана организующая помощь, после чего ребёнок справился с заданием, но пересчет проходил с помощью пальца. Недостаточный. Задание непосильно для ребёнка. Необходимо оказать обучающую помощь; предложить ребёнку самостоятельно разложить карточки второго ряда. Если это не удалось, то можно объяснить и разложить совместно с ним. Можно предложить третью серию в качестве контрольного задания.
Запоминание и воспроизведение.
Теперь приступаем к выявлению сформированности мнемонической функции. Первое задание - запоминание словесного материала, предъявляемого на слух. Четыре раза зачитываются десять слов - год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын - и каждый раз ребёнка просят их произнести. Затем даётся другое задание, и через сорок минут ребёнка снова просят вспомнить эти слова. Критерии оценки: Объём воспроизведения слов на каждом этапе. Характер воспроизведения (были ли замены, привнесения). Динамика запоминания: равномерная (объём слов с каждым разом возрастает); неравномерная (провалы), указывающая либо на органическое поражение головного мозга, способствующее возникновению охранительного торможения, либо на функциональные нарушения (после инфекционных заболеваний).
Уровни:
Успешный. На первом этапе ребёнок запомнил 6-7 слов, после 4-го прочтения все слова. Слова назывались быстро, уверенно, точно. Динамика равномерная, на 5-м этапе ребёнок забыл не больше одного слова.
Достаточный. После первого прочтения ребёнок назвал 4-5 слов, после четвертого - 8 слов плюс привнесения или застревание на том или ином слове. Динамика относительно равномерная. На 5-м этапе забыто не больше трех слов. Недостаточный. После первого прочтения запомнил 1-2 слова, после четвертого - 5-6. Нуждался в стимуляции и одобрении. Провалы. На пятом этапе забыто более 5 слов.
А вот задание на выявление уровня логической (опосредованной) памяти (методика А. Н Леонтьева).
Для запоминания подбирается ряд слов и карточки к ним по ассоциации.
СЛОВО | КАРТОЧКА | СЛОВО | КАРТОЧКА |
голова ученик обед игра ноги | головной убор школьная тетрадь кастрюля игрушка туфли | Лето праздник труд рыбки рука | бабочка воздушные шары лопата аквариум часы |
Называется слово, и ребёнок должен подобрать подходящую карточку и объяснить, почему он выбрал именно её. Ответы записываются. Если ребёнок затрудняется, то оказать обучающую помощь.
После выбора карточки к словам ребёнку задаются вопросы отвлекающего характера, затем приступают к воспроизведению слов с помощью карточек. Критерии оценки:
• адекватность выбора картинки и содержательность объяснения;
• точность воспроизведения;
• характер оказанной помощи.
Уровни:
Успешный. Ребёнок легко и непринужденно подобрал к словам картинки, содержательно объяснил свой выбор и назвал все карточки.
Достаточный. Ребёнок действовал хаотично, с опорой на внешние признаки. После организующей помощи справился, пытаясь соскользнуть на внешние признаки. При воспроизведении заменял слова близкими по смыслу. Недостаточный. Задание казалось ребёнку непосильным. После обучающей помощи он в основном правильно делал выбор, за исключением последних, но свой выбор не всегда мог объяснить.
Оперируем знаками и словами.
Ребёнку называются слова и предлагается записать их кружочками (сколько в слове звуков, столько и кружочков). Выдается лист бумаги и карандаш. Называются слова, в которых число букв и звуков совпадает (например, ус, мак, ваза, стол и т.д.).
Критерии оценки:
• количество правильно выполненных схем;
• способ действия ребенка.
Уровни:
Успешный. Ребенок правильно изобразил все схемы, при этом операция проводилась во внутреннем плане.
Достаточный. Правильно изображены 3-4 схемы. При этом в случае затруднения ребенок проговаривал слова и пересчитывал звуки с помощью пальцев.
Недостаточный. Правильно выполнена лишь первая схема. Рисовал кружки наугад.
Задание на понимание сложных грамматических конструкций, отражающих пространственно-временные отношения.
Зачитывается фраза: “Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу”. Вопрос: “Что Петя сделал раньше: пошел в кино или прочитал книгу?” Другая фраза: “Петя выше Ани, но ниже Коли”. Вопрос: “Как зовут самого низкорослого (высокого) мальчика?”
Учитывается число правильных ответов и способ действия ребёнка.
Уровни:
Успешный. Ребёнок правильно ответил на все вопросы, при этом размышлял во внутреннем плане.
Достаточный. Ребёнок правильно ответил лишь на вопрос к первому предложению, при этом несколько раз повторял, осмысливал.
Недостаточный. Отвечал наугад, не задумываясь. Не было правильных ответов.
Способность к произвольным движением.
Ребёнку дается нелинованный лист бумаги и карандаш и предлагается срисовать узор, показанный педагогом, не отрывая руки от бумаги. Учитывается сходство изображения с образцом и характер движения руки. Уровни:
Успешный. Полное сходство изображения с образцом без отрыва руки от бумаги.
Достаточный. Безотрывный характер рисунка сохранен, но изображение растянуто и имеет наклон. Отмечается мышечное напряжение.
Недостаточный. Изображение имеет лишь отдаленное сходство с образцом. Трудности в установлении закономерности рисунка (нарушение зрительного анализатора). Невозможность безотрывного письма указывает на незрелость премоторной области коры.
Следующее задание - проверка умелости рук.
Ребёнку предлагается как можно быстрее продернуть шнурок через отверстия пластинки. Засекается время и фиксируются ошибки, допущенные при выполнении задания.
Уровни:
Успешный. Ребёнок легко и быстро за тридцать секунд справился с заданием. Достаточный. Ребёнок спешил и делал негрубые ошибки, но сам их исправлял. Справился с заданием в течение одной минуты.
Недостаточный. Ребенок испытывал ряд затруднений в определении направления движения шнурка (несформированность зрительно- пространственной ориентировки); нарушения зрительно-ручной координации; несформированность мелкой пальцевой моторики.
Целенаправленная деятельность и самоконтроль.
Используются корректурные таблицы с кольцами Ландольта. Перед ребёнком ставится задача - разыскать и вычеркнуть кольца с разрывом вверх, просматривая таблицу слева направо и сверху вниз по строчкам.
Засекается время. После выполнения анализируется результат по времени и точности работы: продуктивность работы; время в секундах; количество колец; вычеркнутые кольца. Сравниваем показатели с другими детьми, учитываем продуктивность работы и количество ошибок.
Уровни:
Успешный. 0,30-0,23. Число ошибок не больше пяти. По ходу работы осуществлялась саморегуляция.
Достаточный. 0,22-00,15. Число в пределах десяти. Ребёнок сам не проверял. Недостаточный. 0,14-0,07. Число ошибок от пятнадцати и больше. При этом ребёнок воспринял лишь общую цель задания, а не способ его реализации. Работал хаотично, саморегуляции не было.
В результате такого исследования отмечается три варианта готовности ребенка к школе.
Полная: ребёнок выполнил все задания на успешном уровне.
Средняя: а) все школьно-значимые функции находятся на среднем уровне; б) одна из функций находится на крайне низком уровне, а остальные на успешном.
Полная неготовность: все функции находятся на недостаточном уровне; в этом случае у ребёнка возникнут проблемы при принятии в общеобразовательную школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»
Модефицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» »предназначена для подготовки к школе дете...
«Проделки компьютерного вируса» Итоговое занятие в подготовительной к школе группе
Занятие «Проделки компьютерного вируса» разработано и проведено в НРМ ДОУ «ЦРР-д/с «Родничок». В занятие участвуют дети, посещающие кружок «Компьютерная азбука для дошкольников» Заня...
Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»
из опыта рвботы "Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»...
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе по программе «Школа 2000». Тема: Число7. Цифра7.
Конспект занятия по математике "Число 7.Цифра 7" может быть использован учителями начальных классов, работающих в предшкольном образовании, а также воспитателями в детских садах. В занятии используютс...
Итоговый тест 1 (подготовительный) класс Тема раздела: « Музыка вокруг нас»
Тема раздела: « Музыка вокруг нас»...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...
Итоговая ООД в подготовительной к школе группы для детей с ТНР "По дорогам сказок" 2023г.
Данная ООД разработан с целью выявления знаний у детей по программе АООП для детей с ТНР...