Моя педагогическая философия
статья по теме
Материал для участия в школьном этапе конкурса "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ «Моя педагогическая философия».
Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий,
иными источниками опыта, иными стремлениями,
иной игрой чувств.
Ян Корчак.
Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. И даже не человеке вообще – а личности, с её биологическими и психологическими особенностями, мировоззрением, моральным обликом, знаниями и культурой.
Главной задачей учителя начальных классов является развитие личности, поскольку личность ребёнка поддаётся воспитанию и регулируемому воздействию.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного воспитания, происходит усвоение моральных норм и правил поведения в значительной степени оказывающих влияние на формирование личности.
С самого первого дня я пытаюсь донести до детей истину, что всё в этой жизни даётся трудом. Даже семилетний малыш способен оценить чистоту, красоту и уют классной комнаты, созданные своим трудом, если он сам приложил к этому усилия. Но в то же время нужно показать детям, что труд – это не только лопата и плуг, но и мысль. Как важно, чтобы наши дети постигли на собственном опыте, что мысль – это нелёгкий труд, и как раз его сложность, трудность и приносит человеку большую радость. Необходимо также формировать у ребят привычку трудиться. Трудиться не только физически, но и умственно. Каждый день, каждую свободную минуту своей жизни проводить с пользой.
Именно привычка постоянно трудиться, потребность в труде является первой ступенькой развития самостоятельности. Дети должны быть готовы к самостоятельной деятельности в поисках информации, необходимой для получения знаний, уметь принимать решения и доводить их до исполнения. Знания, добытые самостоятельно, оказывают на маленького человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. Самостоятельное добывание знаний положительно влияет не только на способность ребёнка лучше ориентироваться в повседневной жизни, но и на его воспитание в целом. А воспитание можно назвать успешным только тогда, когда ребёнок научится обходиться без взрослого.
К сожалению, в большом мире без взрослого зачастую бывает небезопасно, поэтому крайне необходимо приучить детей к сознательной дисциплине. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зорким, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина. Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс формирования характера, и процесс возникновения конфликтов, их решения в коллективе, в процессе дружбы, и доверия между участниками воспитательного процесса.
В ходе всего воспитательного процесса следует особое внимание уделять развитию у детей чуткости к другим людям. Научить ребёнка уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих; это значит не быть равнодушным к тому, что испытывают люди. Чуткий человек думает о других, со вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость. Быть чутким – значит не придавать собственным желаниям большего значения, чем желаниям других. Быть чутким – значит поступать так, чтобы хорошо было и тебе, и другим. Эгоистичный, нечуткий человек способен причинить боль другому, и если ты равнодушен к людям, то и они станут отвечать тебе тем же. «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Эта мудрость красной нитью проходит через всю мою жизнь, помогая мне воспитывать моих учеников и справляться с жизненными невзгодами. Наша чуткость рождает чуткость в других.
Есть основание надеяться, что при таком подходе сформируется разносторонне развитая личность, способная к дальнейшему развитию.
Формированию личности ребёнка способствует учитель – сам личность незаурядная. Быть настоящим педагогом – это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-нибудь хорошее от тебя, от твоей души.
Педагог должен быть сам воспитанным и образованным человеком. Поэтому подготовка педагога должна начинаться с его собственного воспитания и образования. ( П.П.Блонский). В связи с этим на учителя начальных классов ложится большая ответственность, поскольку именно в начальной школе закладывается прочный фундамент всех последующих знаний ребёнка. Кроме того, учителю необходимо в совершенстве владеть методикой не одного, а нескольких учебных предметов, обладая не только глубокими, но и разносторонними знаниями. Учитель до тех пор является способным давать образование другим, пока продолжает работать над собственным образованием.
Но и этого ещё недостаточно. Учитель, педагог, наставник, воспитатель просто обязан быть человечным. А что такое человечность? На мой взгляд, это искусство жить в мире людей: умение понимать людей, сопереживать им, ставить себя на место другого человека, не быть равнодушным, чёрствым к окружающим, оказывать посильную помощь нуждающимся.
Хочется отметить ещё один важный момент в нашей профессии, без которого нельзя работать учителем – любовь к детям, безусловное восприятие каждого ребёнка, независимо от его способностей, характера, успехов и неудач. Важно уметь выстроить ровные отношения с каждым учеником, никого не выделяя, и в то же время никого не обделяя своим вниманием.
И вместе с тем нельзя забывать о справедливости. Справедливость – это основа доверия ребёнка к учителю. Допуская несправедливое отношение к детям, учитель провоцирует ответную несправедливость, тем самым формируя у ребят искажённое мировосприятие. В мире сейчас очень мало справедливости, и мы должны воспитывать это чувство в подрастающем поколении.
Следует отметить также, что результатов в формировании личности ребёнка можно достичь только тогда, когда учитель и ученик взаимодействуют друг с другом, помогают друг другу, проявляют заинтересованность в успехах и достижениях друг друга. Мы должны быть участниками жизни друг друга, исполнять общие обязанности, радоваться и сопереживать успехам и неудачам друг друга. Придерживаясь такой педагогической философии незаурядная личность учителя развивает яркую, самобытную, неповторимую личность ученика.
Пользуясь случаем я бы хотела бы выразить слова благодарности всем участникам этого конкурса. Я считаю, что педагоги нашей школы самые образованные, воспитанные и выносливые люди.
В своём выборе век не раскаемся
И работы другой не хотим.
Каждый день детям мы улыбаемся
И, представьте, не тлеем – горим!
Катаклизмы любые выносим,
Что ни взвалят на плечи – несём.
И любые решая вопросы
Школой дышим и школой живём!
И значит школа будет
И школе этой цвесть,
Когда такие люди
В её составе есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...