Моя педагогическая философия
статья по теме

Материал для участия в школьном этапе конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya_esse.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ «Моя педагогическая философия».

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий,

 иными источниками опыта, иными стремлениями,

иной игрой чувств.

Ян Корчак.

Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. И  даже не человеке вообще – а личности, с её биологическими и психологическими особенностями, мировоззрением, моральным обликом, знаниями и культурой.

Главной задачей учителя начальных классов является развитие личности, поскольку личность ребёнка поддаётся воспитанию и регулируемому воздействию.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного воспитания, происходит усвоение моральных норм и правил поведения в значительной степени оказывающих влияние на формирование личности.

С самого первого дня я пытаюсь донести до детей истину, что всё в этой жизни даётся трудом. Даже семилетний малыш способен оценить чистоту, красоту и уют классной комнаты, созданные своим трудом, если он сам приложил к этому усилия. Но в то же время нужно показать детям, что труд – это не только лопата и плуг, но и мысль. Как важно, чтобы наши дети постигли на собственном опыте, что мысль – это нелёгкий труд, и как раз его сложность, трудность и приносит человеку большую радость. Необходимо также формировать у ребят привычку трудиться. Трудиться не только физически, но и умственно. Каждый день, каждую свободную минуту своей жизни проводить с пользой.

Именно привычка постоянно трудиться, потребность в труде является первой ступенькой развития самостоятельности. Дети должны быть готовы к самостоятельной деятельности в поисках информации, необходимой для получения знаний, уметь принимать решения и доводить их до исполнения. Знания, добытые самостоятельно, оказывают на маленького человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. Самостоятельное добывание знаний положительно влияет не только на способность ребёнка лучше ориентироваться в повседневной жизни, но и на его воспитание в целом. А воспитание можно назвать успешным только тогда, когда ребёнок научится обходиться без взрослого.

К сожалению, в большом мире без взрослого зачастую бывает небезопасно, поэтому крайне необходимо приучить детей к сознательной дисциплине. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зорким, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина. Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс формирования характера, и процесс возникновения конфликтов, их решения в коллективе, в процессе дружбы, и доверия между участниками воспитательного процесса.

В ходе всего воспитательного процесса следует особое внимание уделять развитию у детей чуткости к другим людям. Научить ребёнка уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих; это значит не быть равнодушным к тому, что испытывают люди. Чуткий человек думает о других, со вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость. Быть чутким – значит не придавать собственным желаниям большего значения, чем желаниям других. Быть чутким – значит поступать так, чтобы хорошо было и тебе, и другим. Эгоистичный, нечуткий человек способен причинить боль другому, и если ты равнодушен к людям, то и они станут отвечать тебе тем же. «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Эта мудрость красной нитью проходит через всю мою жизнь, помогая мне воспитывать моих учеников и справляться с жизненными невзгодами. Наша чуткость рождает чуткость в других.

Есть основание надеяться, что при таком подходе сформируется разносторонне развитая личность, способная к дальнейшему развитию.

Формированию личности ребёнка способствует учитель – сам личность незаурядная. Быть настоящим педагогом – это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-нибудь хорошее от тебя, от твоей души.

Педагог должен быть сам воспитанным и образованным человеком. Поэтому подготовка педагога должна начинаться с его собственного воспитания и образования. ( П.П.Блонский). В связи с этим на учителя начальных классов ложится большая ответственность, поскольку именно в начальной школе закладывается прочный фундамент всех последующих знаний ребёнка. Кроме того, учителю необходимо в совершенстве владеть методикой не одного, а нескольких учебных предметов, обладая не только глубокими, но и разносторонними знаниями. Учитель до тех пор является способным давать образование другим, пока продолжает работать над собственным образованием.

        Но и этого ещё недостаточно. Учитель, педагог, наставник, воспитатель просто обязан быть человечным. А что такое человечность? На мой взгляд, это искусство жить в мире людей: умение понимать людей, сопереживать им, ставить себя на место другого человека, не быть равнодушным, чёрствым к окружающим, оказывать посильную помощь нуждающимся.

        Хочется отметить ещё один важный момент в нашей  профессии, без которого нельзя работать учителем – любовь к детям, безусловное восприятие каждого ребёнка, независимо от его способностей, характера, успехов и неудач. Важно уметь выстроить ровные отношения с каждым учеником, никого не выделяя, и в то же время никого не обделяя своим вниманием.

        И вместе с тем нельзя забывать о справедливости. Справедливость – это основа доверия ребёнка к учителю. Допуская несправедливое отношение к детям, учитель провоцирует ответную несправедливость, тем самым формируя у ребят искажённое мировосприятие. В мире сейчас очень мало справедливости, и мы должны воспитывать это чувство в подрастающем поколении.

        Следует отметить также, что результатов в формировании личности ребёнка можно достичь только тогда, когда учитель и ученик взаимодействуют друг с другом, помогают друг другу, проявляют заинтересованность в успехах и достижениях друг друга. Мы должны быть участниками жизни друг друга, исполнять общие обязанности, радоваться и сопереживать успехам и неудачам друг друга. Придерживаясь такой педагогической философии незаурядная личность учителя развивает яркую, самобытную, неповторимую личность ученика.

Пользуясь случаем я бы хотела бы выразить слова благодарности всем участникам этого конкурса. Я считаю, что педагоги нашей школы самые образованные, воспитанные и выносливые люди.

В своём выборе век не раскаемся

И работы другой не хотим.

Каждый день детям мы улыбаемся

И, представьте, не тлеем – горим!

Катаклизмы любые выносим,

Что ни взвалят на плечи – несём.

И любые решая вопросы

Школой дышим и школой живём!

И значит школа будет

И школе этой цвесть,

Когда такие люди

В её составе есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....