рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
рабочая программа (3 класс) по теме
рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России 2012-13 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_po_liter_3_kl.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Архангельское
Принято Утверждаю
на педагогическом совете Директор МОУ СОШ с. Архангельское
МОУ СОШ с. Архангельское ________________/ Пурис Е.А./
Протокол № 1 от 30.08. 2012 г
Приказ № от 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературному чтению
3 класс
Учитель: Шестерина Л.Г.
2012 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе образовательной программы начального общего образования по литературному чтению МБОУ СОШ с. Архангельское.
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения
направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану для МБОУ СОШ с. Архангельское на изучение литературного чтения в 3 классе отводится 103 часа из расчёта 3 часа в неделю.
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:
1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.
2.Развитие выразительности чтения и речи:
-чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.
3.Требования к уровню сформированности навыка чтения:
Уметь:
Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами в темпе – не менее 50 слов/мин
Пересказывать небольшие по объёму тексты с опорой на картинный план или вопросы
Орфоэпически правильно произносить слова в тексте для чтения.
4.Выработка умений работать с текстом:
Уметь:
Подробно и выборочно пересказывать прочитанное с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций,
Устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать в нём события, подкрепляя правильность ответа выборочным чтением,
Делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль,
Пользоваться вопросами и заданиями в учебнике,
Различать тексты.
Обогащение опыта творческой деятельности:
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КЛАССА
Обучающиеся должны:
овладеть навыками правильного, сознательного чтения вслух целыми словами при темпе не менее 70 – 75 слов в минуту, приемами чтения про себя, быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.
Обучающиеся должны уметь:
устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
составлять план к прочитанному – полный, краткий, картинный;
вводить в пересказы элементы описания, рассуждения и цитирования;
составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочитанного текста (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать повествования или его возможное продолжение и завершение;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассниками произведения, устного ответа товарища;
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Основное содержание программы
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.
Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Самое великое чудо на свете (2ч)
Рукописные книги Древней Руси, Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (9 ч)
Народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и Серый Волк», «Никита Кожемяка»).
СТРАНИЦЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ
Поэтические тетради
(8 ч) Ф. И. Тютчев. «Люблю грозу в начале мая...», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».
( 5 ч) Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Поле вые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
( 4 ч) С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха».
( 5 ч) С. Я. Маршак. «Голос в лесу», «Гроза днем»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков «Если»; Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
Великие русские писатели (17ч)
А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «За весной, красой природы...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Утес», «Горные вершины», «На севере диком», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря», «Детство» (отрывок).
ЛИТЕРАТУРНЫЕ Сказки (7 ч)
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»; В Гаршин «Лягушка –путешественница» Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки».
ЛЮБИМЫЕ ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ
Были и небылицы. (9 ч) М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон».
Люби живое. (14 ч) М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В. И. Белов. «Рассказы про Мальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капал уха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок. (10 ч) Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке...»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон», В.Ю. Драгунский «Друг детства».
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки». (5 ч) Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи».
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 ч)
«Легенды и мифы Древней Греции», «Храбрый Персей»; Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок».
Календарно-тематическое планирование
Литературное чтение 3 класс (103 ч – 3 ч в неделю)
№ урока | Тема | Количество часов | Дата |
1 четверть | 27 ч |
Самое великое чудо на свете | 2 ч |
1 | Рукописные книги Древней Руси | 1 | 3.09 |
2 | Первопечатник Иван Фёдоров | 1 | 5 |
Устное народное творчество | 9 ч |
3 | Русские народные песни. | 1 | 8.09 |
4 | Докучные сказки. | 1 | 10 |
5 | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | 12 |
6 | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | 15 |
7 | Сказка «Иван- царевич и серый волк». | 1 | 17 |
8 | Сказка «Иван- царевич и серый волк». | 1 | 19 |
9 | Сказка «Сивка- бурка». | 1 | 22 |
10 | Сказка «Сивка- бурка». | 1 | 24 |
11 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» | 1 | 26 |
Поэтическая тетрадь 1 | 8 ч |
12 | Ф.И. Тютчев. «Люблю грозу в начале мая». | 1 | 29 |
13 | Ф.И.Тютчев «Листья». | 1 | 1.10 |
14 | А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка». | 1 | 3 |
15 | И Никитин «Полно, степь моя…» | 1 | 6 |
16 | И Никитин «Встреча зимы» | 1 | 8 |
17 | И. Суриков «Детство» | 1 | 10.10 |
18 | И. Суриков «Зима» | 1 | 13 |
19 | Обобщение знаний по разделу | 1 | 15 |
Великие русские писатели | 17 ч |
20 | А. Пушкин. Стихи. | 17 |
21 | А. Пушкин. Стихи. | 20 |
22 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | 22 |
23 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | 24 |
24 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | 27 |
25 | И.А.Крылов «Мартышка и очки». | 1 | 29 |
26 | И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1 | 31 |
27 | И.А.Крылов «Ворона и Лисица». | 1 | 3.11 |
2 четверть | 21 ч |
1 | М.Ю.Лермонтов «На севере диком…», «Горные вершины». | 1 | 14.11 |
2 | М.Ю.Лермонтов «Утёс» | 1 | 17 |
3 | М.Ю.Лермонтов «Осень» | 1 | 19 |
4 | Детство Л.Н. Толстого. | 1 | 21 |
5 | Л.Н.Толстой «Акула». | 1 | 24 |
6 | Л.Н.Толстой «Прыжок». | 1 | 26 |
7 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка». | 1 | 28 |
8 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве?» | 1 | 1.12 |
9 | Обобщение знаний по разделу | 1 | 3 |
Поэтическая тетрадь 2 | 5 |
10 | Н.А.Некрасов. «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором…» | 1 | 5 |
11 | Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы.» | 1 | 8 |
12 | К.Д.Бальмонт. «Золотое слово» | 1 | 10 |
13 | И.А.Бунин. Детство. Полевые цветы. Густой ельник… | 1 | 12 |
14 | Обобщение знаний по разделу | 1 | 15 |
Литературные сказки | 7 ч |
15 | Д. Мамин-Сибиряк «Присказка к Алёнушкиным сказкам | 1 | 17 |
16 | Д.Н.Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца… | 1 | 19 |
17 | В.М.Гаршин. Лягушка-путешественница. | 1 | 22 |
18 | В.М.Гаршин. Лягушка-путешественница. | 1 | 24 |
19 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | 26 |
20 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | 29 |
21 | Обобщение по разделу | 1 |
3 четверть | 30 ч |
Были-небылицы | 9 ч |
1 | М.Горький. Случай с Евсейкой. | 1 | 14.01 |
2 | М.Горький. Случай с Евсейкой. | 1 | 16 |
3 | К.Г.Паустовский. Растрёпанный воробей. | 1 | 19 |
4 | К.Г.Паустовский. Растрёпанный воробей. | 1 | 21 |
5 | К.Г.Паустовский. Растрёпанный воробей. | 1 | 23 |
6 | А.И.Куприн «Слон». | 1 | 26 |
7 | А.И.Куприн «Слон». | 1 | 28 |
8 | А.И.Куприн «Слон». | 1 | 30 |
9 | Обобщение по разделу | 1 | 2.02 |
Поэтическая тетрадь | 4 ч |
10 | Саша Чёрный. Стихи. | 1 | 4 |
11 | А.А.Блок. Ветхая избушка. Сны. Ворона. | 1 | 6 |
12 | С.А.Есенин. Черёмуха. | 1 | 9 |
13 | Обобщение по разделу | 1 | 11 |
Люби живое | 14 ч |
14 | М..М. Пришвин. Моя Родина. | 1 | 13 |
15 | И.С. Соколов-Микитов. Листопадничек. | 1 | 16 |
16 | И.С. Соколов-Микитов. Листопадничек. | 1 | 18 |
17 | В.И.Белов. Малька провинилась. Про Мальку. | 1 | 20 |
18 | В.И.Белов. Малька провинилась. Про Мальку. | 1 | 25 |
19 | В.В.Бианки. Мышонок Пик. | 1 | 27 |
20 | В.В.Бианки. Мышонок Пик. | 1 | 2.03 |
21 | Б.С.Житков. Про обезьянку. | 1 | 4 |
22 | Б.С.Житков. Про обезьянку. | 1 | 6 |
23 | Б.С.Житков. Про обезьянку. | 1 | 9 |
24 | В.Л.Дуров. Наша Жучка. | 1 | 11 |
25 | В.П.Астафьев. Капалуха. | 1 | 13 |
26 | В. Драгунский «Он живой и светится» | 1 | 16 |
27 | Обобщение по разделу | 1 | 18 |
Поэтическая тетрадь | 5 ч |
28 | С.Я.Маршак. Гроза днём… | 1 | 20 |
29 | А.Л.Барто. Разлука. В театре. | 1 | 23 |
30 | С.В.Михалков. Если. Рисунок. | 1 |
4 четверть | 24 ч |
1 | Е.А.Благинина. Кукушка. Котёнок. | 1 | 3.04 |
2 | Обобщение по разделу | 1 | 6 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 10 ч |
3 | Б.В.Шергин. Собирай по ягодке- наберёшь кузовок. | 1 | 8 |
4 | А.П.Платонов. Цветок на земле. | 1 | 10 |
А.Платонов. Ещё мама. | 13 |
5 | А.Платонов. Ещё мама | 1 | 15 |
6 | М.М.Зощенко. Золотые слова. | 1 | 17 |
7 | М.Зощенко .Великие путешественники. | 1 | 20 |
8 | Н.Н.Носов. Федина задача. | 1 | 22 |
9 | Н.Н.Носов. Телефон. | 1 | 24 |
10 | В. Драгунский. Друг детства | 1 | 27 |
11 | Обобщение по разделу | 1 | 29 |
По страницам детских журналов | 5 ч |
12 | Ю.И.Ермолаев. Проговорился. Воспитатели. | 1 | 4.05 |
13 | Г. Остер Вредные советы. | 1 | 6 |
14 | Г. Остер Как получаются легенды. | 1 | 8 |
15 | Р.Сеф. Весёлые стихи. | 1 | 11 |
16 | Обобщение по разделу | 1 | 13 |
Зарубежная литература | 8 ч |
17 | Мифы Древней Греции | 1 | 15 |
18 | Храбрый Персей. | 1 | 18 |
19 | Храбрый Персей. Рождение героя. | 1 | 20 |
20 | Г.-Х. Андерсен. Гадкий утёнок. | 1 | 22 |
21 | Г.-Х. Андерсен. Гадкий утёнок. | 1 | 25 |
22 | Г.-Х. Андерсен. Гадкий утёнок. | 1 | 27 |
23 | Обобщение по разделу | 1 | 29 |
24 | Брейн-ринг. Обобщающий урок за год | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....