Учебная программа "Учись учиться 2" авт. Дзятковская Е.Н. серии "Экология учебной деятельности"
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего образования, которые решаются на базовых учебных предметах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «УЧУСЬ УЧИТЬСЯ-2»
Пояснительная записка
Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего образования, которые решаются на базовых учебных предметах.
Преемственность предметного компонента содержания инвариантного и вариативного компонентов экологического и здоровьесберегающего образования обеспечивается с учетом направленности инварианта на рассмотрение вопросов биологической экологии, охраны природы, правил здорового образа жизни, а вариативного компонента - на основы экологии человека, объединяющей экологическое и здоровьесберегающее образование, а также на пропедевтику социальной экологии, закладывающей умения экологически направленной рефлексивно-оценочной деятельности.
Преемственность деятельностного компонента содержания 1твариантного и вариативного компонентов экологического образования обеспечивается распределением их функций по достижению метапредметных и личностных результатов, предусмотренных ФГОС.
Так, содержание инвариантной экологической составляющей базовых предметов предусматривает создание учебных ситуаций, в которых ставятся и решаются учебные задачи по освоению универсальных учебных действий, необходимых для формирования экологически грамотной личности.
На третьем-четвертом году работы по данной программе ставится цель формирования опыта применения в жизненных ситуациях учения, общения и быту таких универсальных учебных действий, как планирование, произвольная самоорганизация поведения (в соответствии с правилами экологической культуры, то есть по образцу), описание и характеристика отдельных элементов экологических связей, их сравнение и анализ; развитие рефлексивных способностей, продолжается формирование основ здоровьесберегающего индивидуального стиля учения и общения.
Достижение поставленной ФГОС задачи формирования у младших школьников основ экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни невозможно силами только урочного компонента. Приоритетной задачей всех направлений внеурочной работы является воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся, создание для этого творческой, здоровой и безопасной воспитывающей среды, уклада шкальной жизни. Экологическое образование занимает особое место в организации такого уклада, поскольку предметом изучения экологии человека является система «человек - среда».
Для реализации внеурочным экологическим образованием в состав УМК включены:
• рабочая тетрадь для учащихся;
• методические рекомендации, программа и планирование занятий для учителей;
• информационно-рекомендательная брошюра для педагогов и родителей - «Экологическая безопасность в школе и дома»;
• учебное пособие для самообразования учителей и школьных психологов «Экологическое развивающее образование».
Структура программы.
Функцию введения выполняет раздел «Учусь в радость», направленный на развитие учебной мотивации, как основного условия здоровьесберегающего характера учебы.
Программа включает следующие сквозные учебные модули:
Учусь экологическому мышлению;
Учусь управлять собой, моя экологическая культура;
Учусь действовать, мои экологические проекты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся называть:
- что такое экологическая культура, приводить примеры правил экологически безопасного поведения в окружающей среде с привлечением
собственного опыта;
- что такое «признак», «описать», «характеризовать», «свойство» и «качество» объекта, «план», «режим», «анализ»;
- слова-синонимы и слова-антонимы, необходимые для описания сходства и отличий окружающего мира;
- какие есть способы регуляции настроения, разные способы запоминания, произвольного внимания; как избегать конфликты при общении (в т.ч. мальчиков и девочек);
описывать:
- признаки предмета, выделяемые с помощью одной модальности восприятия, с помощью ощущений другой модальности и переживаемых эмоций;
- свойства и качества объектов (характеризовать их); -ранжировать предметы по нарастанию (убыванию) признака.
сравнивать и находить сходство:
- объектов окружающего мира по форме, размерам, расположению в пространстве, источникам звуков, их признакам, по цвету, по характеру движений (на примере природного мира, мира вещей, знаков и символов); своего поведения с модельными образцами и делать вывод, какие качества в себе надо воспитывать, чтобы быть похожим на... и не быть похожим на... (как поступать стыдно);
анализировать:
свое поведение в проблемных ситуациях общения, дорожные знаки; выделять главное в учебном материале (npавописанue словарных слов, применение правил русского языка и математики, различение парных звуков);
понимать и объяснять:
связь здоровья природы и здоровья человека; зачем и как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы (точное выполнение правил предосторожного поведения, экономия в быту, вежливость, контроль за настроением, помощь людям);
приводить примеры необходимости управления собой, своим поведением; экономии в быту, предвидения последствий своего поведения для природы и человека; предосторожного поведения; следования законам природы, подражания ей при организации своего окружения; роль творчества и
воображения для этого;
организовывать свою деятельность точно по образцу (инструкции);
планировать:
составлять порядок предстоящих дел — как основы режима,
самоорганизации;
- самостоятельно организовывать свою деятельность по образцу, по
составленному плану (из 2-4 действий) :
- выполнять действия по плану;
разыгрывать ситуации, содержащие экологические проблемы;
составлять монологическое высказывание рефлексивной
направленности;
представлять информацию с помощью слов, графики, жестов и
мимики, звуков; ассоциаций;
оценивать:
- свою работу по заранее определенному критерию (двум критериям) и сравнивать свою оценку с внешней оценкой, проверять, правильно ли сделал: находить ошибку и пробовать исправить ее; - себя (поведение, черты характера, умения), сравнивая с образцом.
Обучающиеся смогут научиться:
самопомощи в учебе, общении;
применять умения применять общеучебные умения описания, характеристики, выделения главного, планирования, произвольной самоорганизации, рефлексии и самооценки, предвидения экологических рисков, анализа, сравнения, нахождения ассоциаций в экологически безопасном поведении в окружающей среде; высказываться о своих индивидуальных особенностях, эффективных и безопасных способах учебы, общения, жизнедеятельности, как составной части экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
«УЧУСЬ УЧИТЬСЯ - 2» (второй год обучения)
Раздел 1. УЧУСЬ В РАДОСТЬ
Задачи: формирование внутренней мотивации к учебе;
коррекция самооценки (средствами оптимистического прогнозирования);
развитие умения планирования ~ определения порядка предстоящих дел —как основы соблюдения режима, самоорганизации, самостоятельной организации своей деятельности по образцу, по составленному самим плану (из 2-4 действий);
выполнять действия по плану.
1. УЧУСЬ В РАДОСТЬ. ДАВАЙ ПОМЕЧТАЕМ! Учебная задача: Создать сообщение. Строить монолог на тему: Для чего учиться?
2. УРОКИ ПРИРОДЫ: ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НУЖЕН РЕЖИМ! Учебные задачи. Задать вопрос. Получить информацию. Передать информацию в виде рисунка. УЧУСЬ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН. Учебная задача: Составить план действий. Ответить, правильно ли я действую.
3. МОЙ РЕЖИМ. Учебная задача: Определить порядок дел. Оценить свой режим.
4. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА.
Раздел 2. УЧУСЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ.
Задачи: Ориентироваться в пространстве физических тел, знаков и
символов
Сравнивать, находить и называть не только отличие, но и сходство:
по всем признакам; по существенным признакам
(на примере природного мира, мира вещей, знаков и символов).
Отличать существенные (обязательные) признаки предмета от
несущественных.
Описывать свойства и качества объектов (характеризовать их).
Ранжировать предметы по нарастанию (убыванию) признака.
Описывать признаки предмета, выделяемые с помощью одной модальности
восприятия, с помощью ощущений другой модальности и переживаемых
эмоций. Приводить ассоциации.
Выявлять причинно-следственные отношения, определять логическую
последовательность событий.
Выстраивать монологичную речь — высказывать свое мнение.
Выполнять действия по инструкции в определенном порядке.
5. ГЛАВНЫЙ ЗАКОН ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА - ЕГО РАЗНООБРАЗИЕ.
Задача: Создать сообщение. Повторение, что такое «описать»
6. ОПИСАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Задача: Описать свойства объектов: найти сходство и отличия.
7. ФОРМЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: СХОДСТВО СРЕДИ РАЗНООБРАЗИЯ.
Задача: Сравнить формы: найти сходство. Подобрать ассоциации.
8. ФОРМЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: ИХ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Задача: Сравнить формы: найти сходство. Подобрать ассоциации.
9. ДВИЖЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: СХОДСТВО СРЕДИ РАЗНООБРАЗИЯ.
Задача: Сравнить движения: найти сходство и объяснить их.
10. ЦВЕТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: СХОДСТВО СРЕДИ РАЗНООБРАЗИЯ.
Задача: Сравнить цвет: найти сходство. Подобрать ассоциации.
11. ЗВУКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: СХОДСТВО СРЕДИ РАЗНООБРАЗИЯ.
Задача: Сравнить звуки: найти сходство. Подобрать ассоциации.
12. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: ОБЩЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Задача: сравнить объекты по происхождению: найти сходство.
13. ПРОВЕРЬ СЕБЯ.
Задача: Выполнить инструкцию. Сделать по образцу. Найти и исправить ошибки. Оценить свою работу.
14. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ.
Задача: Описать качество объекта.
Раздел 3. УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, ИЛИ МОЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Задачи:
Развивать самопринятие и мотивацию на самосовершенствование,
формирование умений управлять собой, экономию природных богатств,
экологически безопасное поведение в природе и среди людей.
Понимать, что такое экологическая культура, приводить примеры
правил экологически безопасного поведения в окружающей среде с
привлечением собственного опыта.
Называть способы регуляции настроения, способы избегания конфликтов в
общении (в т.ч. мальчиков и девочек);
разные способы запоминания, произвольного внимания Сравнивать себя с модельными образцами поведения и делать вывод, какие качества в себе надо воспитывать, чтобы быть похожим на... и не быть похожим на... (как поступать стыдно)
Точно выполнять инструкцию, организовать свою работу, оценивать ее результат, исправлять ошибки;
объяснять, зачем и как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы (точное выполнение правил предосторожного поведения, экономия в быту, вежливость, контроль за настроением, помощь людям); предвидеть последствия своих действий в окружающей среде, проявлять предосторожность;
договариваться о правилах общения; выделять хорошие черты характера у себя и других, анализировать свое поведение в проблемных ситуациях общения, дорожные знаки.
15. ПИСЬМО ГОСТЬИ ИЗ БУДУЩЕГО.Задача: Фантазировать, воображать, что может быть с природой в будущем, как при этом изменится жизнь человека.
16. УЧУСЬ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ: ЗАБОЧУСЬ О ЗДОРОВЬЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА.Задача: построить диалог. Проверить информацию. Оценить свое поведение.
17. УЧУСЬ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ: ЭКОНОМЛЮ В БЫТУ (выполняется как домашнее задание).Задача: Построить диалог. Создать сообщение.
18. УЧУСЬ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ: АНАЛИЗИРУЮ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ.Задача: Анализировать объект. Описывать его качества.
19. УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ: ИДУ НА ПОМОЩЬ!Задача: Сравнить эмоции: найти отличие и сходство.
20. УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ: УПРАВЛЯЮ СОБОЙ.Задача: Договориться.
21. УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ: УПРАВЛЯЮ СОБОЙ. Задача: Рассуждать, зачем и как это делать.
22. УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ: МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. Задача: Оценить, правильно ли я делаю?
23. Я - ОСОБЕННЫЙ, ИЛИ МОИ СЕКРЕТЫ УСПЕХА. УЧУСЬ ЗАПОМИНАТЬ.
Задача: Делать по образцу. Рассуждать, зачем и как это делать.
24. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ СЛУШАТЬ? Задача: Точно выполнить инструкцию. Найти ошибки.
25. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ. Задача: Точно выполнить инструкцию. Организовать свою работу.Исправить ошибки. Оценить свою работу.
Раздел 4. УЧУСЬ ДЕЙСТВОВАТЬ, ИЛИ МОИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Задачи:
развить фантазию, воображение, ассоциативное мышление, умения: выражать свои чувства и эмоции с помощью слов и различных изобразительных средств, организовать свое рабочее место, выделять главное в учебном материале (правописание словарных слов, применение правил русского языка и математики, различение парных звуков).
26. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО.Задача:Фантазировать, воображать. Найти ассоциации.
27. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: ЛЕЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ТРЕБУЕТ ЧУТКОСТИ И СОСТРАДАНИЯ.Задача: Фантазировать, воображать. Найти ассоциации.
28. ПОМОГИ СЕБЕ САМ: ТВОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО.Задача: Организовать свою работу. Что и как надо делать, чтобы досптчь цели?
29-30. ПОМОГИ СЕБЕ САМ: УЧИСЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ. Задача: Найти и выделить главное.
31-32. ПОМОГИ СЕБЕ САМ: ПИШИ ГРАМОТНО.Задача: Организовать свою работу. Что и как надо делать, чтобы достичь цели?
33-34. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (34 час)
Раздел 1. Учусь в радость - 4 час
Раздел 2. Учусь экологическому мышлению - 10 час
Раздел 3. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура -11 час Раздел 4. Учусь действовать - 9 час
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1. Учусь в радость - 4 час
Занятие 1. Учусь в радость. Работа в тетради. №1- -1 час. Домашнее задание №2.
Занятие 2. Уроки природы: для здоровья нужен режим! Учусь составлять план. Работа в тетради. №3. -1 час.
Занятие 3. Мой режим. Работа в тетради. №4. - 1 час
Занятие 4. Входная диагностика.
Раздел 2. Учусь экологическому мышлению -10 час
Занятие 5. Главный закон окружающего мира - его разнообразие. Работа в тетради. №5.-1 час. Домашнее задание - Задание №6.
Занятие 6. Описание окружающего мира. Работа в тетради. №7,8,9..- 1 час. Занятие 7. Формы окружающего мира: сходство среди разнообразия. Работа в тетради. №10. — 1 час.
Занятие 8. Формы окружающего мира: сходство среди разнообразия. Работа в
тетради. №11,12. - 1 час
Занятие 9. Движения окружающего мира: сходство среди разнообразия. Работа в тетради №13. — 1 час.
Занятие 10. Цвета окружающего мира: сходство среди разнообразия. Работа в
тетради. №14.-1 час.
Занятие 11. Звуки окружающего мира: сходство среди разнообразия. Работа в
тетради. № 15,16. - 1 час.
Занятие 12. Окружающий мир: общее происхождение. Работа в тетради. №17.-1час. Домашнее задание №19.
Занятие 13. Проверь себя. Работа в тетради № 19 (завершение), 18.-1 час.
Домашнее задание № 20.
Занятие 14. Характеристика объектов. Работа в тетради. № 21,22^3. - 1 час.
Раздел 3. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура -11 час
Занятие 15. Письмо гостьи из будущего. Работа в тетради. №24. - 1 час.
Занятие 16. Учусь быть взрослым: забочусь о здоровье природы и человека. Работа в тетради. №25. — 1 час.
Занятие 17. Учусь быть взрослым: экономлю в быту. Работа в тетради. №26. - 1час. Домашнее задание №27 (Учусь быть взрослым: действую предосторожно)
Занятие 18. Учусь быть взрослым: анализирую дорожные знаки. Работа в тетради.№ 28. - 1 час. Домашнее задание №29.
Занятие 19. Учусь общаться: иду на помощь. Работа в тетради. № 29,30,31. -1 час
Занятие 20. Учусь общаться: управляю собой. Работа в тетради. №32, 33. - 1 час.Домашнее задание №34.
Занятие 21. Учусь общаться: управляю собой. Работа в тетради. №34.-1 час.
Домашнее задание №37 (Определи свои тип памяти).
Занятие 22. Учусь общаться: мальчики и девочки. Работа в тетради. №35.-1 час
Занятие 23. Я - особенный или мои секреты успеха. Учусь запоминать. №36,37. -1час.
Занятие 24. Проверь себя: умеешь ли ты слушать? Работа в тетради. №39. - 1 час
Занятие 25. Проверь себя: умеешь ли ты управлять собой. Работа в тетради. №38. —1 час.
Раздел 4. Учусь действовать, или мои экологические проекты — 9 час
Занятие 26. Проверь себя: воображение и творчество. Работа в тетради № 40,41. - 1 час. Домашнее задание №42.
Занятие 27. Проверь себя: Лечение природы требует чуткости и сострадания.
Работа в тетради №43 (1,2). - 1 час. Домашнее задание №42 (3)
Занятие 28. Помоги себе сам: твое рабочее место. Работа в тетради № 44.
Рисунок.- 1 час
Занятия 29-30. Помоги себе сам: учись выделять главное. Работа в тетради №45. - 2 час
Занятие 31,32. Помоги себе сам: пиши грамотно. Работа в тетради. №46.- 2 час
Занятие 33. Итоговая диагностика - 1 час
Занятие 34. Итоговое - 1 час
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«УЧУСЬ УЧИТЬСЯ - 2» (34 часа)
№п\п | Тема занятия | Кол. час. | Дата провед. |
Учусь в радость - 4 час |
1. | Учусь в радость. | 1 |
2. | Уроки природы: для здоровья нужен режим! Учусь составлять план. | 1 |
3. | Мой режим. | 1 |
4. | Входная диагностика. | 1 |
Учусь экологическому мышлению – 10 час |
5. | Главный закон окружающего мира - его разнообразие. | 1 |
6. | Описание окружающего мира. | 1 |
7. | Формы окружающего мира: сходство среди разнообразия. | 1 |
8. | Формы окружающего мира: сходство среди разнообразия. | 1 |
9. | Движения окружающего мира: сходство среди разнообразия. | 1 |
10. | Цвета окружающего мира: сходство среди разнообразия. | 1 |
11. | Звуки окружающего мира: сходство среди разнообразия. | 1 |
12. | Окружающий мир: общее происхождение. | 1 |
13. | Проверь себя. | 1 |
14. | Характеристика объектов. | 1 |
Учусь управлять собой, или моя экологическая культура -11 час |
15. | Письмо гостьи из будущего. | 1 |
16. | Учусь быть взрослым: забочусь о здоровье природы и человека. | 1 |
17. | Учусь быть взрослым: экономлю в быту. | 1 |
18. | Учусь быть взрослым: анализирую дорожные знаки. | 1 |
19. | Учусь общаться: иду на помощь. | 1 |
20. | Учусь общаться: управляю собой. | 1 |
21. | Учусь общаться: управляю собой | 1 |
22. | Учусь общаться: мальчики и девочки. | 1 |
23. | Я - особенный или мои секреты успеха. Учусь запоминать. | 1 |
24. | Проверь себя: умеешь ли ты слушать? | 1 |
25. | Проверь себя: умеешь ли ты управлять собой. | 1 |
Учусь действовать, или мои экологические проекты — 9 час |
26. | Проверь себя: воображение и творчество. | 1 |
27. | Проверь себя: Лечение природы требует чуткости и сострадания. | 1 |
28. | Помоги себе сам: твое рабочее место. | 1 |
20 –30. | Помоги себе сам: учись выделять главное. | 2 |
31 –32. | Помоги себе сам: пиши грамотно. | 2 |
33. | Итоговая диагностика | 1 |
34. | Итоговое | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике во 2-м классе (по учебному пособию «Учись учиться» Л.Г.Петерсон)
УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ « УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. П...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА...
Рабочая программа по учебному курсу "Учусь создавать проект" для 4 класса.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированн...
Рабочая программа учебного курса "Учись писать грамотно" для 3 го класса по программе "Школа России"
Рабочая программа учебного курса "Учись писать грамотно" составлена в соответствии с образовательной программой начального общего образования, учебного плана МКОУ Козловская СОШ....
ПМ 04. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, ос
рабочая программа внеурочной деятельности по 1-2 направлениям; календарно – тематическое планирование;технологическую карту урока с учетом особенностей возраста, класса и отдель...
Рабочая программа учебного курса "Учись писать грамотно" 1 класс
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов....
Учебный курс "Учусь создавать проект"
Цель: Активизация личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.Задачи:1.Развивать у обучающихся способность...