Урок ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики) Нравственный поступок
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Симонова Наваль Батыровна

Формировать у учащихся представления о том, что  «нравственный поступок» и «мораль» - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека, создание у школьников представления о нравственных ценностях для понимания их значения в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Нравственный поступок

(модуль «Основы светской этики»)

Учитель: Камалова Наваль Батыровна

ГБОУ СОШ №156

Цель: формирование у учащихся представления о том, что  «нравственный поступок» и «мораль» - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека, создание у школьников представления о нравственных ценностях для понимания их значения в жизни.

Задачи: создание психологических условий для продуктивного общения, условий для развития ценностно-смысловой сферы личности; создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “нравственный поступок”, «мораль» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт;

 Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля;

  Создание условий для развития умения учиться, развития самостоятельности, ответственности, инициативности.

Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия « поступок», «нравственный поступок», «мотив».

Оборудование: Учебник «Основы светской этики» Просвещение-2012г,  презентация, карточки для написания учениками понятий, карточки с пословицами

                                                        Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. 

2. Актуализация знаний. (индивидуальные карточки)

1.Что вы должны сделать в первом задании? (подобрать слово)

_______ - образец поступков людей и отношение между ними.

_______ - противоположность добра, это то, что стремиться устранить и исправить мораль.

2.Что считается добрым поступком?

а) Забывать о неприятной просьбе

б) Дать списать домашнее задание

в) Опоздать на неинтересную встречу

г)Помочь соседу по парте разобрать задачу

3.Укажите поступки, которые одобряет общество

а) обман

б) насилие

в) взаимопомощь

г) унижение

4.Что является последствием злых дел?

а) дружба

б) радость

в) вражда

5.Знания о добре и зле помогают людям

а) проявлять заботу

б) жить в мире

в) дружить

г) все ответы верны

6.Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую – к понятию «зло».

Обман, насилие, взаимовыручка, помощь

ДОБРО                    ЗЛО

___________ _________

___________ _________

3. Формирование новых знаний.

-Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Капля воды»

  Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

- Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой?

(не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

- Почему бабушка ничего им не сказала?

(скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

-А как поступили мальчики?

(нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

-Являются ли действия ребят поступком? (является)

-Хороший или плохой поступок совершили ребята? (плохой)

- Приведите примеры хороших поступков?

Сообщение темы урока. Нравственный поступок.

-Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей)

-Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным.

-Что такое поступок?

Работа с определением

Поступок – это намеренное действие человека.

Поступок - это решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Поступок - это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения.

(запись определения в тетради по выбору)

-А что же такое нравственный поступок?

(Ответы детей)

Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим.

Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.

Он отвечает общепринятым ценностям – духовным, моральным, этическим. Помочь кому-то – это нравственный поступок, отдать что-то кому-то – это нравственный поступок, совершить благое дело – это нравственный поступок.

- Определите, какой поступок является нравственным, а какой безнравственный

-Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, действия, средства достижения цели и результат.

 Работа по учебнику стр.40

-Найдите описание мотива, цели, средства, действия и результата в учебнике

(зачитывают по очереди)

-Выбор в пользу того или иного поступка делает сам человек. Что перевесит – зависит от каждого из нас.

          - из каких произведений данные герои;

- в какие группы вы могли бы их объединить;

- кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет;

- приведите пример из произведений литературы самостоятельно.

4.Физкультминутка.

Дети встают в круг, учитель дает предмет (игрушка, цветок). Передавая  его

друг другу, дети должны называть добрые вежливые слова.

    5.Закрепление

 1)Задание 1. Обсуждение ситуации. Поступок или проступок

     Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.

Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие. 
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.

Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову...

Ответить  на вопросы:

-Ваше отношение к поступку девочки. Поступок или проступок?

-Как можно исправить ситуацию?

2)Задание 2. 

- Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки .

Слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю.

3)Задание 3. Закончить заповедь

-О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Что оно обозначает? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра. Проверка.

Помни такие заповеди:

Попробуй не захватить, а…………….(отдать).

Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).

Не спрятать, а …………..(поделиться).

Не кричать, а …………(выслушать).

Не разорвать, а…………..(склеить).

-Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать.

-Какие добрые поступки вы совершили в своей жизни? (идет обсуждение).

Помни истину простую

Что от зла добра не ждут.

Только добрые поступки

И к тебе добром придут.

6.. Самостоятельная работа

-Заполните схему нравственного поступка( его пяти компонентов).Схема у каждого ученика

http://festival.1september.ru/articles/591565/img1.jpg

 7.Работа в группах

    -Итак, ребята, сегодня мы говорим о нравственных поступках. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника.

1 группа:

Группа получает лист ватмана, разделенного на две части «чёрную» и «белую». На «чёрной» части дети пишут поступки. Отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни

2 группа:

Закончи предложения:  1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ….__________________

 2) Человек совершает нравственный поступок, и когда…_____________________________

 3) Нравственным можно назвать человека, который …________________________

3 группа.

Соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу (карточки в конвертах №1 и №2):

Не плюй в колодец// пригодится воды напиться.

Заварила кашу,// расхлебывай.

Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет.

Назвался груздем, // полезай в кузов .

Чем дальше в лес,// тем больше дров.

В ком добра нет, // в том и правды мало.

На добрый привет, //добрый ответ.

 Выступление групп о выполненных заданиях.

- А теперь подведем итоги по проделанной вами работе. Дети по группам рассказывают о выполненных заданиях.

  Вывод: только сам человек определяет для себя важность нравственного поступка и его необходимость.

  Домашнее задание:

  1. Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков нравственного поступка (мотив, цель, средства, действие, результат). Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.
  2. Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

8. Рефлексия

Высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:

  • Сегодня я узнал…..
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я приобрел…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

Самооценка.

Использованная литература:

1.http://festival.1september.ru/

2. http://nsportal.ru/shkola/

3. http://pedsovet.su/

4. Учебник «Основы светской этики» Просвещение-2012г 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ. Модуль светская этика Нравственный поступок.

19 урок Тема урока: Нравственный поступок.  Цель урока: Дать понятие нравственного поступка, развивать потребность в совершении нравственных поступковЗадачи: Личностные Понимание учащимися о...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика" на тему "Нравственные идеалы"

Данный  урок направлен на освоение темы "Нравственные идеалы. Богатыри" в рамках ОРКСЭ (модуль «Светская этика») в 4 классе. Цель урока: на примере русских богатыр...

Урок ОРКСЭ (основы светской этики) 4 класс для дистанционного обучения Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Цель урока: Формировать понятие у обучающихся , что жизнь – это высшая нравственная ценность.Задачи:Обучающая -  познакомить с поня...

Урок ОРКСЭ, модуль Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ, модуль Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений"...

Образцы нравственности в культуре Отечества.урок ОРКСЭ , модуль "Светская этика"

Урок "Образцы нравственности в культуре Отечества" проведен в рамках модуля "Светская этика""  курса ОРКСЭ. Использованы ЭОР, краеведчекий материал. Данный урок имеет бол...