системно деятельный подход к обучению литературного краеведения в начальных классах на основе авторского пособия
методическая разработка (2 класс) по теме
Демократические процессы, происходящие в российском обществе, вдохнули новую жизнь в краеведение, повысили его значимость, способствовали оживлению краеведческой деятельности. У государственных учреждений, занятых краеведением, появилась возможность в выборе новой и интересной проблематики. Положительные изменения произошли в школьном краеведении: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс, открываются краеведческие уголки в школах и дошкольных учреждениях.
Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал великий русский педагог В. А. Сухомлинский: «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава - чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека».
Многие учителя испытывают трудности при подготовке к урокам краеведения, потому что приходится просмотреть большое количество различной информации, найти иллюстративный и занимательный материал.Предлагаемое пособие представляет собой результат многолетней работы автора. В пособии освещены все темы данного курса с применением различных дидактических и развивающих игр и викторин.В комплексном пособии рассматривается краткая история развития краеведения севера; представлен теоретический и практический материал по краеведческому изучению местности; особое внимание уделено вопросам комплексного метода изучения природы в творчестве писателей и поэтов; изложена методика организации форм учебной и внеклассной краеведческой работы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotaciya_k_avtorskim_posobiyam.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
«Системно деятельный подход к обучению литературного краеведения в начальных классах на основе авторских пособий»
Где б я ни бодрствовал, где бы ни спал,
Я вижу тебя, мой далёкий Ямал.
Я вижу тебя наяву и во сне.
Дыхание твоё пламенеет во мне.
Строкою и песней к тебе я спешу.
Я имя твоё в своём сердце ношу.
Леонид Лапцуй, ненецкий поэт.
Любовь маленького человека к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. Знание о той земле, на которой ты живешь – нужная, первоочередная задача. Со знаний о малой родине и любви к ней начинается любовь к своей Отчизне. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал “первых лет уроки”. Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится человеческой судьбой. Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливаются с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Через книгу, рассказывающую о родном крае, воспитывается жажда познания, интерес к поискам нового, развивается творческая мысль, воспитывается активный читатель – книголюб. Известно, младший школьный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий, походов, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Начиная со второго класса, мы ведем уроки литературного краеведения по программе Лидии Владимировны Федоровой “Наша Родина – Ямал”. Данный курс входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа. Краеведение вводит обучающихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Считаю, что программа доступна для обучающихся начальных классов. Содержание курса «Литературное краеведение» (2-4 классы) реализуется в учебниках «Ямальский калейдоскоп», «Северные родники».
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.
Содержание курса «Литературное краеведение» очень объёмно. Но преподавание его затруднено. На подготовку к урокам приходится тратить очень много сил не только детям, но и преподавателям т.к. нет методических разработок к занятиям, дидактических материалов, печатных разработок, малый объём фактического материала, отсутствуют стандартные учебники для каждого класса и комплексные пособия по данному курсу. Чтобы подготовиться к одному уроку (по программе в начальных классах по предмету «Литературное краеведение» отводится 1 час в неделю) затрачивается много времени. В настоящее время выручает интернет, а если у кого его нет, что делать, где брать материал, как и чем, заинтересовать обучающихся. Вот над этими вопросами я задумалась и решила поделиться накопленным материалом.
В итоге были напечатаны два издания:
- Учебник-тетрадь для индивидуального использования, который содержит задания, способствующие развитию у детей умений наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, сравнивать и обобщать, а также позволяют использовать теоретический материал на практике.
- Методическое пособие, которое состоит из четырех частей:
- Учебно-тематического планирования уроков литературного краеведения для 2-го класса;
- Методических разработок к планированию курса «Литературное краеведение», 2 класс;
- Справочного материала (дополнительной информации по темам планирования);
- Иллюстративного материала, который можно использовать для создания презентаций
Методическое пособие предназначено помочь учителям начальных классов общеобразовательных школ быстро подготовиться к уроку и провести его более содержательно, современно, интересно. Книга содержит методические рекомендации, планирование, разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, построенные по тематическому принципу. Модульное представление уроков удобно, так как рассчитано на творческое использование. Пособие содержит различные материалы, необходимые педагогу для проведения урока.
Назначение комплекта – максимально облегчить подготовку учителя к уроку «Литературное краеведение», сделать изучение данного предмета интересным и увлекательным, предотвратить усталость детей, добиться более высоких результатов учебной деятельности, совершенствовать возможности для гармоничного развития и успешного обучения каждого обучающегося.
ОСТАНОВЛЮСЬ БОЛЕЕ ПОДРОБНО НА СОДЕРЖАНИИ ДАННЫХ ПОСОБИЙ:
- УЧЕБНИК-ТЕТРАДЬ
Основная идея учебника - тетради состоит в том, чтобы провести младшего школьника через 3 раздела, которые являются не столько тематическими главами, сколько сферами чувств: «Северный фольклор», «Имя на карте», «Страницы истории Ямальского края». Учебник - тетрадь предполагает работу детей непосредственно на страницах тетради (дети отвечают на вопросы, выполняют разнообразные задания, в том числе делают рисунки, разгадывают небольшие кроссворды, выбирают правильные ответы из предложенных заданий и т. д.). Одним из достоинств данного учебника является то, что весь материал структурирован поурочно, так что в течение года дети работают с произведениями из каждого раздела: это, по моему мнению, позволяет обогащать читательский опыт, постоянно повторяя изученные произведения и детские книги. Принцип минимакса позволяет приблизить учебник к нашей жизни: каждый ученик найдет в нем как обязательный учебный материал для всех, так и сведения по интересам, научится выбирать главное.
Основная цель предлагаемого материала - расширение знаний обучающихся о родном крае, развитие умений и навыков познавательной деятельности, художественно-образного восприятия края - реализуется благодаря включению в содержание уроков дополнительного материала, искусствоведческих викторин, игротек. Представленный материал может быть использован как целиком, так и частично в зависимости от желания, возможности, востребованности на данном этапе работы.
При составлении заданий учитывались задачи реализации личностно ориентированного образования обучающихся и развития их творческого мышления.
Первые задания имеют диагностическую направленность, они помогают выявить уровень и характер знаний обучающихся о родном крае. Выполняя тестовые задания, ученик должен выбрать один верный ответ из предложенных. Ребёнку приходится рассуждать, почему один ответ правильный, а другой нет. Он учится анализировать различные решения проблемы и, на основании этого анализа, искать правильное решение. Тестирование является увлекательным видом работы.
Раздел «Страницы северного фольклора» составили легенды, пословицы и поговорки, сказки, стихи, соответствующие возрастным особенностям второклассников. Раздел насыщен яркими, содержательными заданиями, которые помогут второкласснику дополнить свои знания, а учителю учесть уровень подготовки каждого ребёнка и его возможности. Заканчивается раздел обобщением изученного материала, детям предлагаются вопросы для повторения.
Знакомясь с содержанием материала второго раздела «Имя на карте» дети более основательно узнают о происхождении, названии северных городов, посёлков, рек Ямала.
Особым преимуществом данного раздела является то, что в нем включены разнообразные упражнения и задания к каждому произведению писателей и поэтов, включенных в программу второго класса.
Третий раздел «Творчество писателей и поэтов Ямала» посвящен знакомству с жизнью и творчеством Леонида Лапцуя, Романа Ругина. Система вопросов и заданий направлена на развитие читательских и речевых умений детей. В заданиях, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы. Коллективное выполнение заданий обучает ребят сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создают общую атмосферу совместного результативного действия.
Раздел «Страницы истории Ямальского края» направлен на обогащение кругозора детей, формирование отчётливых разносторонних представлений о сибирских первопроходцах, о путешественниках, исследователях Сибири. Познавательный материал построен на справочной информации.
Четвёртая глава является итоговой: здесь происходит обобщение пройденного материала.
Детям интересно выполнять подобные задания, что помогает им закрепить изученный материал.
Заканчивается изучение программы 2 класса проверочной работой.
Учебник-тетрадь оформлен очень красочно, много иллюстраций, портреты авторов произведений, биографии и интересные факты из их жизни, краткие сведения о географических описаниях, данные в произведениях северных поэтов. Правильность выполнения заданий дети (или их родители) могут проверить в конце учебника в приложении.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К системе образования как ведущему фактору формирования интеллектуальных возможностей предъявляются сегодня требования, прежде всего связанные с формированием потенциала, способного стать ведущим механизмом обеспечения прогрессивного развития человечества. В связи с этим наше общество возлагает большие надежды на школу. А это значит, что учитель должен в совершенстве знать свой предмет, уметь передавать свои знания другим, выделять в явлении, процессе самое существенное, важное, нацеливать обучающихся на самостоятельное добывание знаний и применение их на практике.
Предложенный материал, изложенный в методическом пособии, предназначен для использования в начальной школе: руководителям методических объединений, учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня; педагогам дополнительного образования.
В первом разделе дано обоснование программы «Литературное краеведение», принципы построения актуальность педагогическая целесообразность изучения данного курса. Учебно-тематический план изложен в соответствии с программой, разработанной Лидией Владимировной Федоровой “Наша Родина – Ямал”.
Во втором разделе предложены методические разработки уроков литературного краеведения 2 класса. В пособии представлены различные формы проведения уроков. Это и традиционные уроки ознакомления с учебным материалом, и обобщающие уроки-игры, и уроки словотворчества, библиотечные уроки, читательские конференции. Для активизации познавательной деятельности предлагаются уроки с использованием интерактивных методов обучения: ролевые игры, творческие лаборатории, проблемные ситуации. Учитель может использовать сценарии уроков полностью или частично, встраивая этапы уроков в собственный план. В пособии помимо сценарий уроков и внеклассных мероприятий помещён обширный дополнительный справочный материал, который поможет творчески активному педагогу построить урок по своему варианту. А иллюстративный материал - созданию познавательных презентаций. Также прилагаются 2 компакт диска: презентации к сценариям уроков и северные музыкальные композиции.
Прогнозируемый результат использования данные пособия:
Обучающиеся смогут:
- найти помощь при изучении ключевых тем курса «Литературное краеведение»;
- закрепить практические навыки, полученные на уроке;
- планировать свою деятельность;
- осознавать потребность в дополнительной информации;
- оценивать новую информацию с имеющимися знаниями;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения
Родители определят:
- степень усвоения материала ребёнком;
- пробелы в обучении ребёнка;
- насколько ребёнок объединяет теоретические и практические знания и умения
Педагоги
- разнообразить формы работы на уроке;
- существенно экономить учебное время;
- работать с учётом особенностей и способностей каждого обучаемого
- добиться повышения качества обученности по данному предмету
Данные книги являются обобщением моего опыта, моих педагогических находок. Собирая материал, пополняла свой профессиональный багаж, приобретала опыт. Главное – я хочу поделиться тем, что так долго копила, хочу помочь тем, кому нужна помощь. Я надеюсь, что вам понравится данный комплект, и Вы почерпнете из него необходимые Вам знания.
Свои отзывы и предложения вы можете оставить у руководителя методического объединения или отправить на мою электронную почту: nadezhda.kravchenko.60@mail.ru или на персональный сайт:http://kravchenco.ucoz.ru
Комплекта нет в свободной продаже, но я надеюсь, что если вы оставите свои положительные отзывы, то это поможет продолжить работу дальше. Эта работа будет более плодотворной при поддержке администраций муниципальных образований и местной общественности. А пока, вы можете обратиться в Департамент образования для разрешения отпечатать или выслать через МОУ СОШ № 1 п. Пангоды данные материалы в электронном виде.
Я ЗНАЮ, С СОТВОРЕНИЯ ЗЕМЛИ,
НАВЕРНО, НЕ БЫВАЕТ ПО- ДРУГОМУ.
КУДЫ БЫ НАС МЕЧТЫ НИ ЗАВЕЛИ,
ДОРОГА ПРИВЕДЕТ К РОДНОМУ ДОМУ.
ГДЕ НИЧЕГО НЕ НАДО ОБЪЯСНЯТЬ,
ГДЕ ВСЕ БЕЗ СЛОВ ПОНЯТНО И ЗНАКОМО.
ПРИЙТИ ЛИШЬ НАДО, ТИХО ОБУВЬ СНЯТЬ,
И СЛУШАТЬ ТИШИНУ РОДНОГО ДОМА.
ПОТОМ ТЫ МОЖЕШЬ ГОРЫ СДВИНУТЬ ПРОЧЬ,
ЛЮБЫЕ БЕДЫ СМОЖЕШЬ ПРЕВОЗМОЧЬ.
ПОНЯТНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТИХ ВСТРЕЧ,
КАК ВАЖНО СВОЮ РОДИНУ БЕРЕЧЬ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных классов с ДЦП и нарушением интеллекта
В презентации отражается системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных классов с ДЦП и нарушением интеллекта. Овладение способностью ориентироваться и использоват...
«Системно-деятельный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Программа профессионального самообразования учителя начальных классов...
Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в начальной школе на основе метода проектов
Выступление на районном профессиональном обединении учителей иностранного языка по теме «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»....
Системно-деятельностный подход в обучении литературного чтения
Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь необходимо развивать у школьников такие читательские навыки, к...
Мастер-класс "Методические приёмы реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальных классах"
*В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе ...
Системно - деятельный подход в обучении младших школьников
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...
Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС. Актуальность системно-деятельного подхода в обучении
Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС. Актуальность системно-деятельного подхода в обучении Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым...