Системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных классов с ДЦП и нарушением интеллекта
презентация к уроку по теме
В презентации отражается системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных классов с ДЦП и нарушением интеллекта. Овладение способностью ориентироваться и использовать меры измерения пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnyy_podhod_k_obucheniyu_prostranstvennoy_orientirovke_uchashchihsya_nachalnyh.ppt | 2.47 МБ |
sistemnyy_podhod_k_obucheni1.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Системный подход к обучению
пространственной ориентировке учащихся начальных
классов с ДЦП и нарушением интеллекта
Свою работу строили на следующих документах:
1 – Текст самого Стандарта (это единственный нормативный документ для образовательных учреждений федерального уровня);
2 – Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников (это идеологическая основа разработки стандартов второго поколения);
3 – Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения для начальной школы;
4 – Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников.
(слайды с 1 по 4)
Актуальность проблемы: не усвоение учащимися программного материала в связи с особенностями развития познавательной и эмоциональной сферы и низким уровнем развития жизненных компетенций; ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности и определяет характер его отношений с миром.
Решение проблемы начали с изучения литературы по теме. Проблема формирования у школьников представлений о пространстве нашла разработку в трудах психологов (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская) и педагогов (Ф.С.Блехер, А.Н.Леушина, З.А.Михайлова, Т.В.Тарунтаева…). Анализ их исследований показал, что они изучали:
- особенности представлений детей о пространстве
- генезис их развития
- особенности восприятия пространства
- психологические функции
- роль сенсорного опыта
- особенности формирования системы представлений о пространстве
- роль дидактических игр и занятий
- взаимозависимость речевой активности ребёнка и понимания пространственных категорий
- педагогические условия, обеспечивающие становление пространственных представлений.
Теоретической основой исследования выступило учение А.Н.Леонтьева о значениях пространства как знака жизнедеятельности человека, определяющего характер его отношений с миром.
А.А.Люблинская считает, что восприятие пространства имеет целый ряд особенностей и для его восприятия необходимо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов.
В исследованиях Л.О.Бадалян говорится о том, что восприятие пространства – это совместная деятельность различных сенсорно – двигательных анализаторов. Поражение теменной доли больших полушарий, наличие патологических тонических рефлексов и патологических синергии верхних конечностей приводит к недоразвитию схемы тела и зрительно – моторной координации у больных с органическим поражением центральной нервной системы.
Отражение пространства в мозгу выступает в двух основных формах(ступени познания):
1 – непосредственной (чувственно – образной)
2 – опосредственной (логически – понятийной)
Взаимосвязь и единство этих основных форм отражения составляет важнейшую закономерность развития познавательной деятельности человека, проявляющуюся и в области отражения пространственных отношений между предметами внешнего мира.
Показатели развития пространственных представлений и необходимые условия представлены на слайдах (до 11)
Недостаточная сформированность пространственного различения выражается в ряде типичных ошибок в разных видах деятельности:
- в поведении (движения в другом направлении, расположение предметов относительно самого себя…)
- в чтении (нет беглого чтения, путают сходные буквы…)
- в письме (не соблюдают строку, путают буквы…)
- в математике (неумение делать симметрично запись примеров, измерять)
- в рисовании (глазомерные ошибки, в расположении предметов…)
- в гимнастических упражнениях (неправильное направление движений)
Типичные ошибки представлены на слайде 11.
С целью выявления уровня усвоения пространственного ориентирования у учащихся нашего класса были использованы следующие психодиагностические методики:
- кубики Кооса (нарушение конструктивного праксиса)
- доски Сегена (невербальный интеллект)
- «Чудесный мешочек» Л.Н.Данилова, Н.В.Симоновой
- пространственные представления (ориентировка на собственное тело, относительно себя, относительно предмета) Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной
- восприятие картины Г.А.Урунтаевой
Выявили:
- Ориентировку в направлениях пространства (в схеме тела): умение определять правую – левую сторону на себе, собеседнике, картине.
- Восприятие удалённости предмета и его местоположения (далеко – близко, вверху, внизу…)
- Восприятие пространственных отношений между предметами и их изображением. Умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами.
- Ориентировка на плоскости.
РЕЗУЛЬТАТ:
40% - путают свою правую – левую руку
60% - при показе частей тела у других
80% - не ориентируются на листе бумаги
70% - допускают ошибки при написании цифр
60% - путают буквы
40% - не умеют располагать симметрично запись в тетради
20% - смешивают геометрические фигуры
70% - в игре неправильно располагают предметы
60% - неправильно располагают столовые приборы
50% - путают одежду и обувь в отношениях: лево – право, спереди – сзади, ассиметричное застёгивание
Принимая во внимание полученные данные, необходимо организовать проведение специальной коррекционно – образовательной работы с привлечением узких специалистов школы (дефектолога, психолога, логопеда, инструктора по ЛФК, воспитателя, учителя рисования) и родителей.
Цели и задачи работы представлены на файле.
6 этапов работы:
1 – это обучение ориентированию в собственном теле по подражанию взрослому; расширение и активизация словаря по теме «Части тела»
Игровое упражнение»Найди своё сердце»
2 – определять направления: правое – левое, направо – налево, справа – слева (по схеме собственного тела); включать в активную речь пространственные понятия; определять направления в процессе ходьбы, спортивных построений.
Игровое упражнение «Волшебное зеркало»
3 – использовать наглядность (стрелки – векторы, карту класса, словесную инструкцию); использовать в речи слова: далеко – близко, сверху, снизу, выше, ниже; применять знания в бытовой повседневной жизни.
Игровое упражнение «Найди, где спрятано», «Правильно пойдёшь, портфель соберёшь»
4 – изменять местоположение предмета по инструкции или карточке – схеме; понимать значение предлогов; использовать знания в повседневной жизни
Игровое упражнение «Кто быстрее»
5 – на плоскости парты, доски, на альбомном и тетрадном листке: находить середину, верхний и нижний край, левый и правый; определять место по двум координатам (левый нижний угол)
Игровое упражнение «Бабочка»
6 – сравнивать буквы, цифры; учиться копировать их, строить и лепить.
Игровое упражнение «Буквенные превращения»
Перечень образовательных результатов на слайде 13.
Диаграмма на слайде 14
Методы и приемы работы (наблюдение за жизненными компетенциями и «академическими» компонентами; диагностические задания)
Использовали:
Дидактические игры, игровые упражнения, подвижные игры, речедвигательные и логоритмические игры, гимнастические упражнения, конструкторы, пазлы, домино, графические игры (файл), игры с мячом и зеркалом, работа с печатным материалом (файл), выполнение бытовых заданий, рисование фигур (файл), рассматривание таблиц, картин, рисование по клеточкам, дорисовка предметов (файл), экскурсии по классу, школе, участку, по близлежащим улицам, к проезжей части дороги (файл),работа с природным материалом, лепка букв и цифр, маркировка левой стороны стола, доски, листа, обуви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
системно деятельный подход к обучению литературного краеведения в начальных классах на основе авторского пособия
Демократические процессы, происходящие в российском обществе, вдохнули новую жизнь в краеведение, повысили его значимость, способствовали оживлению краеведческой деятельности. У государственных ...
Обучение грамотному письму учащихся начальных классов
Содержание:Обоснование выбора темы.Психолого-педагогические основы формирования грамотного письма.Структура орфографической зоркости;Условия формирования орфографической зоркости младших школьников.Из...
Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...
Мастер-класс "Методические приёмы реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальных классах"
*В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе ...
Доклад \'\'РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)\'"
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя»....
РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Чтение – это и то чему обучают младших школьников...
Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием
Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием...