Памятки по русскому языку "Начальная школа XXI века"
материал (4 класс) по теме

Локтина Любовь Васильевна

Фонетика, морфология, синтаксис. Памятки для учащихся по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_detyam.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика гласных.

А       - обозначают                                       Е     - обозначают мягкость согласных звуков

О            твердость                                        Ё       или два звука, когда стоят после гласной

У            согласных                                       Ю                               или в начале слова,  

Ы            звуков                                             Я                                        после Ь, Ъ  

Э                                                                    

                                                                        И     - обозначает мягкость согласных звуков

Характеристика согласных.

Л М Н Р Й     - непарные звонкие (сонорные, самые звонкие из согласных)

                 \

                   всегда мягкий

                                                       Парные по глухости-звонкости

/\

                                                        Звонкие                 Глухие

                                                             Б                              П

                                                             В                              Ф

                                                             Г                              К

                                                             Д                              Т

                                                             Ж всегда твердые  Ш      

                                                             З                               С

Х Ц            Ч Щ     - непарные глухие согласные

     \               \  \

всегда         всегда

твердый        мягкие                      Ь, Ъ – не обозначают никаких звуков, не относятся ни к

                                                                                гласным, ни к согласным.  

 Схема фонетического разбора

1.  Слово

2.  Количество букв, звуков, слогов.

3. Характеристика гласных и согласных звуков.

                                                     

                                         Схе-ма – 5 звуков, 5 букв, 2 слога;

                               с [ с ]     согласный, твердый парный [c,], глухой парный [з], буква                           «эс»;                                    

                               х  [ х ,]   согласный, мягкий парный [х], непарный глухой, буква «ха»;

                               е  [ э ]    гласный, ударный, буква «е»;

                               м  [ м ]   согласный, твердый парный [м,], непарный звонкий, буква     «эм»;

                               а   [ а ]    гласный, безударный, буква «а».

                                           Схе-ма – 5 звуков, 5 букв, 2 слога;

                               с [ с ]     согласный, твердый, парный глухой;                                    

                               х  [ х ,]   согласный, мягкий, непарный глухой;

                               е  [ э ]    гласный, ударный;

                               м  [ м ]   согласный, твердый, непарный звонкий;

                               а   [ а ]    гласный, безударный.

 

Состав слова.

Окончание

Основа слова |________|  :  корень      

                                               приставка  ____|

                                               суффикс     ^

Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Основа – значимые части слова без окончания.

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов или корень – это общая часть родственных, однокоренных слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая, находится после корня и служит для образования новых слов.

Порядок разбора слова по составу:

  1. Прочитай слово, измени его форму по опорным словам и вопросам                                                                                             (есть, нет, подойду к, вижу, доволен, думаю о).
  2. Подбери несколько родственных слов, выдели корень.
  3. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой
  4. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

Приставки

Неизменяемые

В      (вход)                                                   ДО        (добежал)                          НА       (нашел)

ВО   (вокруг)                                                                                                        НАД     (надстройка)

ВЫ   (выход)                                                 ЗА          (зашел)                            НАДО  (надорвать)

О      (окрасить)                                            ПО         (полить)                           С           (свёл)

ОБ    (обход)                                                 ПОД      (подъём)                          СО        (собрать)

ОБО  (обошел)                                             ПОДО   (подошёл)                          

ОТ     (отрыв)                                              ПЕРЕ     (переход)                            У          (улов)

ОТО   (отошёл)                                            ПРО      (проводы)

                                                                      ПРЕД     (предыстория)

                                                                       ПРЕДО   (предоставить)

НИ   (нигде) – в наречиях без ударения,

НЕ    (негде, невидимка) – в наречиях под ударением; во всех остальных частях речи.

                    - постепенное доведение действия до конца  (приучить),

                    - присоединение      (пришить),

   ПРИ         - приближение     (прибежать),                              ПРЕ         - очень (превкусный)

                    - близость    (пришкольный, Прибалтика)                             - пере   (преградить)

                    - неполное действие      (приоткрыть)  

Приставки

Изменяемые

З  - перед звонкой согласной,             РАС  (РОС)                                                   ИЗ       (ИС)

       перед гласной                                   РАЗ   (РОЗ)  (РАЗО)                                 НИЗ   (НИС)

С  - перед глухой согласной                  ЧРЕЗ   ЧЕРЕЗ    (ЧРЕС, ЧЕРЕС)      ВОЗ   (ВОС)

                                                                   БЕЗ   (БЕС)                                           ВЗ     (ВС)

(бездарный – беспомощный, возраст – воспитывать, изжарить, исчислить)  

О – под ударением,                            (розвальни –развалиться, роспись - расписаться)

А – без ударения.

Иноязычные.

А, АНТИ, АРХИ, ИНТЕР, КОНТР, УЛЬТРА, ДЕ, ДЕЗ, ДИС, РЕ, ЭКС, ИМ.

Правописание И и Ы после приставок  

После приставок, оканчивающихся на согласные, вместо И  пишется Ы (искать - отыскать), кроме

приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (сверхинтересно)

Суффиксы

Имен сущ.

Имен прил.

Глаголов

-ИК-, -ЕК-, -ЕЦ-, ИЦ-

-ИЧК-, -ЕЧК-, -ОЧК-

-ИНК-, -ЕНК-, -К-, -ОК-

-ОНЬК-, -ЕНЬК-,

-ЧИК-, -НИК-, -ЩИК-,

-НИЕ-, -НЬЕ-, -Н-

-ЕНСТ-, -ИНСТ-.

-СК-,

-ИВ-, -ЕВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ-,

-ОВ-, -ОВАТ-, -ЕВАТ-,

-ОВИТ-, -ЕВИТ-,

-АТ-, -ЧАТ-,

-ИЧИЙ-, -ЕЧИЙ-

-ИСТ-

-И-, -Е-, -НУ -, -ЫВА-, (-ИВА-)

-ОВА-, (-ЕВА-), -ВА-

-А-

-Л- (суффикс прошедшего времени)

-СЬ-, -СЯ-

-ЧЬ-  

Суффиксов –ячк-, -ыньк-, -аньк-, -иньк- - нет!

Предлоги.

Часть речи, пишется отдельно! С глаголами предлоги не употребляются!

Р.п. – для, без, из, у, от, до, с, из-под, из-за, возле, через, кроме, ввиду, позади, впереди, вокруг около

Д.п. – к, по, благодаря, вопреки

В.п. – в, на, за, с, по, под, через, сквозь, про, об, обо, несмотря на

Т.п. – с, под, за, над, между, перед, согласно с, в связи с  

П.п. – о, об, в, на, при

        

Части речи

Имя существительное

Кто?  Что?

Обозначает предмет

Заяц, лист, ветер, доброта,

чернота, улыбка, луч

Имя

прилагательное

Какой? Какая? Какое? Какие?

Обозначает

признак предмета

Лежачий, белый, длинный, добрый, сытый, умный

Глагол

Что делать?

Что сделать?

Обозначает

признак предмета

Едет, смеется, капает, полетит, упал, будет плыть

Местоимение

Указывает на предмет, но не называет их

Я                           мы

Ты                         вы

Он, она, оно        они

Члены предложения

Главные: подлежащее,   Кто? Что?                   (О чем или о ком говориться в предложении)

                сказуемое,       Что делает? Что делают?              (Что говориться о подлежащем)

Второстепенные: дополнение,  Кого? Чего?    Кому? Чему?      Кого? Что?    Кем? Чем?

                                                    О ком?  О чем?  (существительное)

                              определение,  Какой? Какая? Какое? Какие?   (прилагательное)

                              обстоятельство Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем?(существ.)  

                                                                             

                                                           

Порядок разбора предложения.

  1. Какое предложение по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное)  На дворе прекрасная погода. Почему вы не гуляете? Идите скорее.  
  2. Какое предложение по интонации?  (восклицательное, невосклицательное) Мне подарили щенка! Мне подарили щенка.
  3. Распространенное или нераспространенное. Пришла долгожданная весна.  Весна пришла.
  4. Найти главные члены предложения.
  5. Поставить вопросы от подлежащего и сказуемого и определить второстепенные члены предложения.

Союз

Союз- это служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.

Взошло солнце и осветило все вокруг.

Мальчик побежал за собакой, но не догнал её.

Видит око, да зуб неймет.

В лесу растут грибы и ягоды.

Сахар сладкий, а лимон кислый.

морфологический разбор. ( Имя сущ.)

1. Слово – часть речи.                                                           (к) реке – имя сущ.

2. Начальная форма (И.п.).                                                         река

3. Пост. призн.: неодуш.(одуш.), нариц.(собств.),                  неодуш., нарицат..

                                                       род. скл.                                ж.род,

4. Непост. призн.: число, падеж.                                               ед.число, Д.п.

5. Вопрос, член предложения.                                               (куда?) обстоятельство.

 морфологический разбор. ( Имя прил.)  

                               

1. Слово – часть речи.                                                          Синюю (ленту) – имя прил.                                                        

2. Начальная форма (И.п. м. род).                                       синий,

3. Пост. призн.: качеств., (относит., притяжат.,) род.        качеств., ж. род.,

4. Непост. призн.: число, падеж.                                          ед. ч.,  В.п.

5. Вопрос, член предложения.    

                                                                                                 (что?) дополнение.

Качественное имя прил. имеет   - Степень сравнения   (молодой, моложе)

                                                         Краткую форму          (молод)

                                                         Сложную форму         (самый молодой)

Относительное имя прил. не имеет - Степень сравнения    (лесной, -)

                                                                Краткую форму            -  

                                                                Сложную форму          -

Притяжательное имя прил. имеет пост. признак   - заячьи уши, папин голос (чьи?, чей?)

Морфологический разбор.  (глагол)

  1. Слово – часть речи.
  2. Начальная форма (что делать, что сделать)
  3. Пост. призн. – вид и спряжение глагола
  4. Непост. призн.: наклонение, время, лицо, число, род.
  5. Вопрос, Член предложения.
  1. Пригревает – глагол.
  2. Н.ф. –глагол.
  3. Пост. Призн. – несоверш. вид, 1-е спряжение.
  4. Непост. призн. – изъявительное наклонение, настоящее время, 3-е лицо, ед.ч.
  5. (солнышко, что делает) пригревает, сказуемое..

                                       

Морфологический разбор (наречие)

  1. Укажи часть речи
  2. Укажи, каким членом предложения является.

                                                                           Волны поднимались высоко.

                                                                Высоко – наречие, в предложении является обстоятельством.

Склонение имен существительных.

падежи

1 скл.      М. Ж. род

                              - а, - я.

2 скл.     М. Ср. род

                       0, - о, - е.

3 скл. Ж. род

                      Ь, 0

И.п.

сова, земля

слон, конь

Степь

Р.п.

     - ы, - и

       - а, - я

    - и

Д.п.

    - е

       - у, - ю

    - и

В.п.

    - у, - ю

       - а, - я

      0

Т.п.

     - ой, - ей (ёй)

        - ом, - ем  (ём)

    ь - ю

П.п.

     - е

        - е

   - и

Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

1 СПРЯЖЕНИЕ

2 СПРЯЖЕНИЕ

ЕД. ЧИСЛО

МН. ЧИСЛО

ЕД. ЧИСЛО

МН. ЧИСЛО

-У, -Ю

- ЕМ

-У, -Ю

- ИМ

- ЕШЬ

- ЕТЕ

- ИШЬ

- ИТЕ

- ЕТ

-УТ, - ЮТ

- ИТ

-АТ, - ЯТ

1 спр.  Брить, стелить.

2 спр.  Гнать , держать, дышать, зависеть, видеть, слышать \(и) обидеть, (а ещё) терпеть, вертеть, ненавидеть (и) смотреть    

Сложносочинённое предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по русскому языку (УМК "Нач.школа 21 века")

В УМК "Нач. школа 21 века" русский язык более сложен, чем в других УМК. Ребятам бывает сложно запомнить всю информацию. Я практикую памятки-помощницы, с помощью которых ребята всегда могут вспомнить о...

Рабочая программа для 4 класса по русскому языку "Школа 21 века"

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополн...

рабочая программа по русскому языку "школа 21 века"

рабочая программа для 1-4 классов с КТП...

КТП по русскому языку "Школа 21 века"

№ п/пДатаТема урокаРезультатыПредметныеМетапредметныеЛичностные  Звуки речи ибуквы. Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые е...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку "Школа 21 века" 2 класс...

Памятки по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"

Памятки помогут учащимся усвоить учебный материал. Обращаясь к ним ребенок со временем запомнить алгоритм выполнения заданий. Их использование позволит детям избежать состояний стресса  при выпол...

КТП по русскому языку. "Школа ХХI века". 2 класс

Календарно-тематическо планирование по русскому языку во 2 классе в программе Excel. УМК "Школа XXI век". 4 часа в неделю....