Памятки по русскому языку "Начальная школа XXI века"
материал (4 класс) по теме
Фонетика, морфология, синтаксис. Памятки для учащихся по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_detyam.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика гласных.
А - обозначают Е - обозначают мягкость согласных звуков
О твердость Ё или два звука, когда стоят после гласной
У согласных Ю или в начале слова,
Ы звуков Я после Ь, Ъ
Э
И - обозначает мягкость согласных звуков
Характеристика согласных.
Л М Н Р Й - непарные звонкие (сонорные, самые звонкие из согласных)
\
всегда мягкий
Парные по глухости-звонкости
/\
Звонкие Глухие
Б П
В Ф
Г К
Д Т
Ж всегда твердые Ш
З С
Х Ц Ч Щ - непарные глухие согласные
\ \ \
всегда всегда
твердый мягкие Ь, Ъ – не обозначают никаких звуков, не относятся ни к
гласным, ни к согласным.
Схема фонетического разбора
1. Слово
2. Количество букв, звуков, слогов.
3. Характеристика гласных и согласных звуков.
Схе-ма – 5 звуков, 5 букв, 2 слога;
с [ с ] согласный, твердый парный [c,], глухой парный [з], буква «эс»;
х [ х ,] согласный, мягкий парный [х], непарный глухой, буква «ха»;
е [ э ] гласный, ударный, буква «е»;
м [ м ] согласный, твердый парный [м,], непарный звонкий, буква «эм»;
а [ а ] гласный, безударный, буква «а».
Схе-ма – 5 звуков, 5 букв, 2 слога;
с [ с ] согласный, твердый, парный глухой;
х [ х ,] согласный, мягкий, непарный глухой;
е [ э ] гласный, ударный;
м [ м ] согласный, твердый, непарный звонкий;
а [ а ] гласный, безударный.
Состав слова.
Окончание
Основа слова |________| : корень
приставка ____|
суффикс ^
Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Основа – значимые части слова без окончания.
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов или корень – это общая часть родственных, однокоренных слов.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая, находится после корня и служит для образования новых слов.
Порядок разбора слова по составу:
- Прочитай слово, измени его форму по опорным словам и вопросам (есть, нет, подойду к, вижу, доволен, думаю о).
- Подбери несколько родственных слов, выдели корень.
- Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой
- Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
Приставки
Неизменяемые
В (вход) ДО (добежал) НА (нашел)
ВО (вокруг) НАД (надстройка)
ВЫ (выход) ЗА (зашел) НАДО (надорвать)
О (окрасить) ПО (полить) С (свёл)
ОБ (обход) ПОД (подъём) СО (собрать)
ОБО (обошел) ПОДО (подошёл)
ОТ (отрыв) ПЕРЕ (переход) У (улов)
ОТО (отошёл) ПРО (проводы)
ПРЕД (предыстория)
ПРЕДО (предоставить)
НИ (нигде) – в наречиях без ударения,
НЕ (негде, невидимка) – в наречиях под ударением; во всех остальных частях речи.
- постепенное доведение действия до конца (приучить),
- присоединение (пришить),
ПРИ - приближение (прибежать), ПРЕ - очень (превкусный)
- близость (пришкольный, Прибалтика) - пере (преградить)
- неполное действие (приоткрыть)
Приставки
Изменяемые
З - перед звонкой согласной, РАС (РОС) ИЗ (ИС)
перед гласной РАЗ (РОЗ) (РАЗО) НИЗ (НИС)
С - перед глухой согласной ЧРЕЗ ЧЕРЕЗ (ЧРЕС, ЧЕРЕС) ВОЗ (ВОС)
БЕЗ (БЕС) ВЗ (ВС)
(бездарный – беспомощный, возраст – воспитывать, изжарить, исчислить)
О – под ударением, (розвальни –развалиться, роспись - расписаться)
А – без ударения.
Иноязычные.
А, АНТИ, АРХИ, ИНТЕР, КОНТР, УЛЬТРА, ДЕ, ДЕЗ, ДИС, РЕ, ЭКС, ИМ.
Правописание И и Ы после приставок
После приставок, оканчивающихся на согласные, вместо И пишется Ы (искать - отыскать), кроме
приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (сверхинтересно)
Суффиксы
Имен сущ. | Имен прил. | Глаголов |
-ИК-, -ЕК-, -ЕЦ-, ИЦ- -ИЧК-, -ЕЧК-, -ОЧК- -ИНК-, -ЕНК-, -К-, -ОК- -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ЧИК-, -НИК-, -ЩИК-, -НИЕ-, -НЬЕ-, -Н- -ЕНСТ-, -ИНСТ-. | -СК-, -ИВ-, -ЕВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ЕВАТ-, -ОВИТ-, -ЕВИТ-, -АТ-, -ЧАТ-, -ИЧИЙ-, -ЕЧИЙ- -ИСТ- | -И-, -Е-, -НУ -, -ЫВА-, (-ИВА-) -ОВА-, (-ЕВА-), -ВА- -А- -Л- (суффикс прошедшего времени) -СЬ-, -СЯ- -ЧЬ- |
Суффиксов –ячк-, -ыньк-, -аньк-, -иньк- - нет!
Предлоги.
Часть речи, пишется отдельно! С глаголами предлоги не употребляются!
Р.п. – для, без, из, у, от, до, с, из-под, из-за, возле, через, кроме, ввиду, позади, впереди, вокруг около
Д.п. – к, по, благодаря, вопреки
В.п. – в, на, за, с, по, под, через, сквозь, про, об, обо, несмотря на
Т.п. – с, под, за, над, между, перед, согласно с, в связи с
П.п. – о, об, в, на, при
Части речи
Имя существительное | Кто? Что? | Обозначает предмет | Заяц, лист, ветер, доброта, чернота, улыбка, луч |
Имя прилагательное | Какой? Какая? Какое? Какие? | Обозначает признак предмета | Лежачий, белый, длинный, добрый, сытый, умный |
Глагол | Что делать? Что сделать? | Обозначает признак предмета | Едет, смеется, капает, полетит, упал, будет плыть |
Местоимение | Указывает на предмет, но не называет их | Я мы Ты вы Он, она, оно они |
Члены предложения
Главные: подлежащее, Кто? Что? (О чем или о ком говориться в предложении)
сказуемое, Что делает? Что делают? (Что говориться о подлежащем)
Второстепенные: дополнение, Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем?
О ком? О чем? (существительное)
определение, Какой? Какая? Какое? Какие? (прилагательное)
обстоятельство Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем?(существ.)
Порядок разбора предложения.
- Какое предложение по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное) На дворе прекрасная погода. Почему вы не гуляете? Идите скорее.
- Какое предложение по интонации? (восклицательное, невосклицательное) Мне подарили щенка! Мне подарили щенка.
- Распространенное или нераспространенное. Пришла долгожданная весна. Весна пришла.
- Найти главные члены предложения.
- Поставить вопросы от подлежащего и сказуемого и определить второстепенные члены предложения.
Союз
Союз- это служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
Взошло солнце и осветило все вокруг.
Мальчик побежал за собакой, но не догнал её.
Видит око, да зуб неймет.
В лесу растут грибы и ягоды.
Сахар сладкий, а лимон кислый.
морфологический разбор. ( Имя сущ.)
1. Слово – часть речи. (к) реке – имя сущ.
2. Начальная форма (И.п.). река
3. Пост. призн.: неодуш.(одуш.), нариц.(собств.), неодуш., нарицат..
род. скл. ж.род,
4. Непост. призн.: число, падеж. ед.число, Д.п.
5. Вопрос, член предложения. (куда?) обстоятельство.
морфологический разбор. ( Имя прил.)
1. Слово – часть речи. Синюю (ленту) – имя прил.
2. Начальная форма (И.п. м. род). синий,
3. Пост. призн.: качеств., (относит., притяжат.,) род. качеств., ж. род.,
4. Непост. призн.: число, падеж. ед. ч., В.п.
5. Вопрос, член предложения.
(что?) дополнение.
Качественное имя прил. имеет - Степень сравнения (молодой, моложе)
Краткую форму (молод)
Сложную форму (самый молодой)
Относительное имя прил. не имеет - Степень сравнения (лесной, -)
Краткую форму -
Сложную форму -
Притяжательное имя прил. имеет пост. признак - заячьи уши, папин голос (чьи?, чей?)
Морфологический разбор. (глагол)
- Слово – часть речи.
- Начальная форма (что делать, что сделать)
- Пост. призн. – вид и спряжение глагола
- Непост. призн.: наклонение, время, лицо, число, род.
- Вопрос, Член предложения.
- Пригревает – глагол.
- Н.ф. –глагол.
- Пост. Призн. – несоверш. вид, 1-е спряжение.
- Непост. призн. – изъявительное наклонение, настоящее время, 3-е лицо, ед.ч.
- (солнышко, что делает) пригревает, сказуемое..
Морфологический разбор (наречие)
- Укажи часть речи
- Укажи, каким членом предложения является.
Волны поднимались высоко.
Высоко – наречие, в предложении является обстоятельством.
Склонение имен существительных.
падежи | 1 скл. М. Ж. род - а, - я. | 2 скл. М. Ср. род 0, - о, - е. | 3 скл. Ж. род Ь, 0 |
И.п. | сова, земля | слон, конь | Степь |
Р.п. | - ы, - и | - а, - я | - и |
Д.п. | - е | - у, - ю | - и |
В.п. | - у, - ю | - а, - я | 0 |
Т.п. | - ой, - ей (ёй) | - ом, - ем (ём) | ь - ю |
П.п. | - е | - е | - и |
Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.
1 СПРЯЖЕНИЕ | 2 СПРЯЖЕНИЕ | ||
ЕД. ЧИСЛО | МН. ЧИСЛО | ЕД. ЧИСЛО | МН. ЧИСЛО |
-У, -Ю | - ЕМ | -У, -Ю | - ИМ |
- ЕШЬ | - ЕТЕ | - ИШЬ | - ИТЕ |
- ЕТ | -УТ, - ЮТ | - ИТ | -АТ, - ЯТ |
1 спр. Брить, стелить.
2 спр. Гнать , держать, дышать, зависеть, видеть, слышать \(и) обидеть, (а ещё) терпеть, вертеть, ненавидеть (и) смотреть
Сложносочинённое предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки по русскому языку (УМК "Нач.школа 21 века")
В УМК "Нач. школа 21 века" русский язык более сложен, чем в других УМК. Ребятам бывает сложно запомнить всю информацию. Я практикую памятки-помощницы, с помощью которых ребята всегда могут вспомнить о...
Рабочая программа для 4 класса по русскому языку "Школа 21 века"
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополн...
рабочая программа по русскому языку "школа 21 века"
рабочая программа для 1-4 классов с КТП...
КТП по русскому языку "Школа 21 века"
№ п/пДатаТема урокаРезультатыПредметныеМетапредметныеЛичностные Звуки речи ибуквы. Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые е...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку "Школа 21 века" 2 класс...
Памятки по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"
Памятки помогут учащимся усвоить учебный материал. Обращаясь к ним ребенок со временем запомнить алгоритм выполнения заданий. Их использование позволит детям избежать состояний стресса при выпол...
КТП по русскому языку. "Школа ХХI века". 2 класс
Календарно-тематическо планирование по русскому языку во 2 классе в программе Excel. УМК "Школа XXI век". 4 часа в неделю....