Рабочая программа "Мой многонациональный край"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа "Мой многонациональный край предназначен для учащихся 2-4 классов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_moy_kray.docx | 42.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района
Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» руководитель МО заместитель директора по УВР директор школы
-------Миронова З.В. -----------Рахматуллина Л.А. __________ Чулков П.А.
Протокол №----от « » 2015г Приказ № от « » 2015г « » 2015г
Рабочая программа
Курса «Мой многонациональный край»
в 2-4 классах на 2015-2016 учебный год
учителя начальных классов
Калимуллиной Розы Рифовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол №1 от « » 2015г
Пояснительная записка
Необходимость введения программы кружка для детей начальной школы «Мой многонациональный край" продиктована рядом факторов. Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. В основе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения лежит знание собственных корней, своей истории, культуры, национальных традиций. Знакомство с народным фольклором дает возможность прикоснуться к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам к его языку и поэзии. В Татарстане живут представители разных национальностей: русские, татары, мордва, чуваши. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит.
Данная программа разработана и составлена с учетом требований Федерального государственного стандарта второго поколения и учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников. Программа рассчитана на учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы. Содержание курса включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях. Главная цель кружка пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм, инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческих вечеров, работа над проектами. Программа курса начинается введением, в которой раскрывается понятия о событиях давней истории народов Поволжья, верованиях, быте, нравственных ценностях. Предусматривается ознакомление учащихся с произведениями устного народного творчества, дается историка - литературный обзор возникновения и развития культуры и обычаях народов Татарстана. В программу включены обзорные темы историко - литературного характера. Это дает возможность раскрыть основы исторического развития народов Татарстана. Даются обзорные темы по многонациональной культуре Татарстана. В состав практических занятий входит подбор материалов к теме, подбор материалов для праздников, составление викторин, шарад.
Целью курса является пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Задачи курса
- познакомить детей с культурой народов Среднего Поволжья (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.п.);
- способствовать приобщению младших школьников к реалиям современного поликультурного общества, познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- познакомить детей с наиболее значимыми национальными традициями и праздниками нашей области;
- формирование у детей ценностного отношения культурно-историческому прошлому своего народа;
Основными принципами курса являются:
- Личная заинтересованность учащихся;
- Посильность заданий;
- Поддержание познавательного интереса;
- Определённая доля самостоятельности;
- Доступность;
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Содержание курса
№п/п | Темы занятия | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1. | Вводный урок. По берегам Волги-реки. | Знакомство с историей возникновения названия реки Волги ( два древних названия Итиль и Идель ). Когда появились первые люди Поволжья. |
2. | Страницы истории малой Родины. | Знакомство с культурой и духовными ценностями человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Поволжье. |
3. | Устное народное творчество Поволжья. | Знакомство с фольклором народов Поволжья ( пословицы, колыбельные песенки, частушки, сказки) |
4. | Сказки народов Поволжья. | Знакомство с народными сказками. Сказка татарского народа «Два лентяя», чувашского народа «Хитрая плясунья», русского народа « Мудрая дева», мордовского народа « Как собака друга искала». |
5. | Национальные праздники народов Поволжья. | Знакомство с традиционными праздниками народов Поволжья: русским Масленица, татарским Навруз, чувашским Саврани, мордовским Эрьбань чу, которые имеют много общего, но в то же время в них присутствуют национальные особенности. |
6. | Национальные игры народов Поволжья. | Знакомство с народными играми, считалками, потешками. Конкурсы, игры, забавы народов Поволжья. |
7. | Традиционная одежда народов Поволжья. | Знакомство с орнаментами, цветом присуще индивидуальным особенностям каждого народа . Посещение Музея народного творчества. Конкурс рисунков и поделок. |
8. | Особенности народных танцев народов Поволжья. | Знакомство с этнографическими сведениями о национальных танцев. Просмотр видеофильмов с народными танцами. |
9. | Топонимика. Место моей семьи в истории родного края и на карте Татарстана. | Знакомство с этикой гостеприимства . Творческая работа ( с привлечением иллюстрированного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения). |
10. | Заочное путешествие по родному краю. | Учащиеся знакомятся с важнейшими достопримечательностями и культурными ценностями родного края. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Изготовление дерева Дружбы и наклеивание на него листочков с личными пожеланиями учащихся. |
Учебно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. По берегам Волги-реки. | 1 |
2 | Страницы истории малой Родины | 2 |
3 | Устное народное творчество Поволжья. | 4 |
4 | Сказки народов Поволжья. | 4 |
5 | Национальные праздники народов Поволжья. | 4 |
6 | Национальные игры народов Поволжья. | 4 |
7 | Традиционная одежда народов Поволжья. | 4 |
8 | Особенности народных танцев народов Поволжья. | 4 |
9 | Топонимика. Место моей семьи в истории родного края и на карте области. | 2 |
10 | Заочное путешествие по родному краю. | 5 |
ИТОГО | 34 |
Предполагаемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Мой многонациональный край» является формирование следующих умений:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Мой многонациональный край» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Делать предварительный отбор источников информации;
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им;
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Регулятивные результаты
- Определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на занятие;
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Тематическое планирование
Количество часов в неделю 1ч, 34 ч.в год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Результаты освоения учащимися программы кружка « Мой многонациональный край» | ||
П | Ф | |||||
1. | Вводный урок. Многонациональная Россия. | 1 | Личностные результаты В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать: - освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края; - ориентацию в системе моральных норм и ценностей; - основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; - сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового и безопасного образа жизни. В рамках эмоционального компонента необходимо сформировать: - гражданский патриотизм, любовь к малой Родине, чувство гордости за свою страну; - уважение к истории, культурным и историческим памятникам; - уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; - уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении; - толиратное отношение Коммуникативные результаты - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Познавательные результаты - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; - основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения. Регулятивные результаты -Определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятие. -Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. -Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |||
2. | По берегам Волги-реки. | 1 | ||||
3. | Страницы истории малой Родины. Мой край Татарстан. | 1 | ||||
4. | Страницы истории малой Родины. Мой город Казань. | 1 | ||||
5. | Народы Поволжья. | 1 | ||||
6. | Бытовой уклад народов Поволжья. | 1 | ||||
7. | Устное народное творчество Поволжья. | 1 | ||||
8. | Устное народное творчество Поволжья. | 1 | ||||
9. | Сказки народов Поволжья. Русская народная сказка « Мудрая дева». | 1 | ||||
10. | Сказки народов Поволжья. Татарская народная сказка «Два лентяя»,» Три сестры» | 1 | ||||
11. | Сказки народов Поволжья. Чувашская народная сказка «Хитрая плясунья» | 1 | ||||
12. | Сказки народов Поволжья. Мордовская народная сказка « Как собака друга искала». | 1 | ||||
13. | Национальные праздники народов Поволжья. русский народный праздник Масленица. | 1 | ||||
14. | Национальные праздники народов Поволжья. . Татарский народный праздник Навруз | 1 | ||||
15. | Национальные праздники народов Поволжья. чувашский народный праздник Саврани. | 1 | ||||
16. | Национальные праздники народов Поволжья Мордовский народный праздник Эрьбань чу. | 1 | ||||
17 | Национальные игры народов Поволжья.Русские народные игры | 1 | ||||
18 | Национальные игры народов Поволжья Татарские народные игры. | 1 | ||||
19 | Национальные игры народов Поволжья Чувашские народные игры | 1 | ||||
20 | Национальные игры народов Поволжья. Мордовские народные игры. | 1 | ||||
21 | Традиционная одежда народов Поволжья. Особенности в орнаментах русского народа | 1 | ||||
22 | Традиционная одежда народов Поволжья. Особенности в орнаментах татарского народа. | 1 | ||||
24. | Традиционная одежда народов Поволжья. Особенности в орнаментах мордовского народа. | 1 | ||||
25. | Особенности народных танцев народов Поволжья. Русские народные танцы. | 1 | ||||
26. | Особенности народных танцев народов Поволжья. Татарские народные танцы. | 1 | ||||
27. | Особенности народных танцев народов Поволжья. Чувашские народные танцы | 1 | ||||
28. | Особенности народных танцев народов Поволжья. Мордовские народные танцы. | 1 | ||||
29. | Топонимика. Место моей семьи в истории родного края и на карте Татарстана. | 1 | ||||
30. | Практическое занятие. Моя родословная. | 1 | ||||
31. | Достопримечательности и культурные ценностями родного края. | 1 | ||||
32. | Особенности природы родного края. | 1 | ||||
33. | Природные богатства нашей малой Родины. | 1 | ||||
34. | Фольклорный праздник «Мы разные, но мы вместе». Создание итогового проекта. | 1 |
Материально-техническое обеспечение курса
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.,2007.
2. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. М.,2011. .,
3. Валитова Р.Г. Элифба.2010
4. Видманова Е.К. Азбука 2010
5. Волков Г.Н. Тавансаамах . 2010
6. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: Игровые прелюдии. Иркутск, 2010
7. Гумилеев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 2010. ,
8. Ермошкина А.А. Чаваш азбуки 2011.
9. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в 13-14 в. М., 2011,.
10. Капица О.И. Детский фольклор. Л., 2008.
11. Мухмамедьяров Ш.Ф. Основные этапы происхождения и этническая история татарской народности. М., 2011.
12. Печников О.И. Чавашлакаласма веренетпер.2011.
13. Пословицы русского народа: Сб. М., 2007 (и др. изд. сб.).
14. Рыбникова М.А. Загадки. М.; Л Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978. С. 41-43, 166-174. Даль В.И.
15. Сафиуллина Ф.С. Татар теле.2012.
16. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. Сост.. М., 2009.
17. Татары среднего Поволжья и Приуралья . М., 2012
18. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М., 2011
19.Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 2010.
20. Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. Казань, 2012
21. Хайдарова Р.З. Татарский язык.2013.
22.Чередникова М.П. Русское устное народное творчество. Голос из детства дальней дали .М., 2002.
25. Юман А.Ф. Яковлев ячелле.2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кубань - многонациональный край
Внеурочная деятельность ФГОС "Кубань - многонациональный край"...
Кубановедение, тема: "Кубань-многонациональный край"
урок кубановедения в 1 классе по теме : "Кубань- многонациональный край"...
Кубань - многонациональный край 1 класс
Региональный компанент. Кубановедение. Урок для 1 класса - "Кубань - многонациональный край"...
Урок "Кубань - многонациональный край"
Урок по кубановедению для учащихся 2 - 3-х классов. Тема урока "Мы - экипаж одного корабля". Можно провести как классный час....
Рабочая программа "Мой многонациональный край"
Рабочая программа "Мой многонациональный край предназначен для учащихся 2-4 классов ....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС ООО) курса "Мой многонациональный край".
Целью курса является пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим. ...
Проект «Многонациональное Оренбуржье» по теме «Я живу в многонациональном крае»
Наш многонациональный район представляется мне деревом, ствол которого – русская культура (так как численность русских в нашем районе, да и в стране тоже, составляет самый высокий процент), а мн...