Программа по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу!»
методическая разработка по теме
Программа "Дом, в котором я живу!" разработана для учащихся 1-2 классов. программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам: 1 блок "Моя семья", 2 блок "Родной город", 3 блок "Родная страна".
Цель программы: воспитывать любовь к близким людям, к гимназии, к родному городу и родной стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progamma_po_patriotichesk_vospitaniyu.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Программа по патриотическому воспитанию
«Дом, в котором я живу!»
Составила:
Воспитатель группы продленного дня
1 квалификационной категории
Борисова Марина Анатольевна
г. Чистополь
2012г.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.
- Введение. Пояснительная записка
- Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами.
- Цель и задачи программы.
- Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
- Оценка эффективности реализации программы.
- Критерии эффективности.
- Основные мероприятия по реализации программы.
- Приложения
Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть
его нравственное воспитание, тем больше должно его не
учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и
манерам, основывая все преимущественно на привычке.
Виссарион Григорьевич Белинский.
Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.
- Введение.
Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства- начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике./ «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в начальной школе в результате целенаправленной, воспитательной, систематической работы могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле- здоровый дух». Вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
Пояснительная записка .
Программа «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» разработана для учащихся 1 классов. При написании программы я опиралась на следующие нормативные документы:
1. Закон «Об образовании РФ»
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422..
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
В основу программы положены принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности
- Сочетание научности и доступности исторического материала
- Наглядность
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
- профессиональная компетентность педагога
- систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно
- принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов
- принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю
- принцип от близкого к далекому
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам:
1 блок- «Моя семья»
2 блок- «Родной город»
3 блок- «Родная страна»
1 блок- «Моя семья».
Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра 3-его своему сыну Николаю: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого- в истории и традициях семьи
- семья- ячейка общество, хранительница национальных традиций
- счастье семьи- счастье и благополучие народа
К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.
2 блок- «Родной город».
Знакомство начинается со школой , с улицей, по которой идешь в школу, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Татарстана, России. Город- частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
3 блок- «Родная страна»
Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Систему работы можно представить следующим образом:
семья→гимназия →родная улица→ родной город→родная страна.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город .
Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:
- Семейный альбом
- Родной город
- Древо моей семьи
- Бабушка рядышком с дедушкой
- Жить- Родине служить
- Наши деды надевают ордена
- Сказки из бабушкиного сундука
- Кто на Каме живет
- С них берем пример (почетные люди города)
2. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями.
Почему возникла необходимость в разработке программы?
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага., День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»- телеманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети- будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития., в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
1. В программах, по которым работает коллектив гимназии определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
2. Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно- патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно- это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.
3. Особенности школьного возраста- эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей школьного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.
Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали:
∙ Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу
∙ Формированию бережного отношения к природе
∙ Воспитанию уважения к труду
∙ Развитие интереса к русским традициям
∙ Расширению представлений о городах России
∙ Знакомству детей с символами государства
∙ Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны
∙ Толерантного отношения к другим народам
3. Цель и задачи программы.
Цель:
Воспитывать любовь к близким людям, к гимназии, к родному городу и родной стране.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию
2. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания.
3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи
4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России
5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов РТ, Российской Федерации- герба, Гимна, Флага.
6. Воспитывать личность гражданина- патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Детство- это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению.
Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.
4.Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
- Контроль за проведением плановых мероприятий
- Отчет о реализации программы на педсовете
- Корректировка содержания планов.
5.Оценка эффективности реализации программы:
- положительное отношение к родному краю
-улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей)
- уважение к символике страны, республике, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу
- проведение конкурсов по патриотической тематике
-готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга
Приложение № 1
Анкета для родителей.
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в гимназии ?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей 1 класса ?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить первоклассников с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Спасибо за сотрудничество!
Приложение № 2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД»
Цель:Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Задачи:
1.Познакомить с историей возникновения города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города. Город- результат труда людей разных поколений. Познакомить с гербом города.
2. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города, края, страны. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны.
3.Познакомить с людьми, прославившими город. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей города.
4.ознакомить с разными по назначению зданиями города, историческими памятниками.
5.Рассказать о местах отдыха, об экологии города
Темы:
1.МОЙ РОДНОЙ ГОРОД.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека есть имя, день рождения.
2.УЛИЦЫ МОЕГО ГОРОДА.
«Малая родина- мой дом, двор, улица». Дорога от дома к гимназии. История главной улицы города. В городе много улиц, они тоже имеют свои названия.
3.ТРАНСПОРТ ГОРОДА.
Виды транспорта, история создания городского транспорта.
4.ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Места отдыха (парковая зона, набережная)
5.НАШЕ НАСЛЕДИЕ.
Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города.
6.ПОЧЕТНЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА. ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
Славные подвиги защитников родной земли.
7.ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Музей. История его создания. Вечный огонь, стела героям, аллея героев.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Деятельность воспитателя и детей
1. Создание альбомов «Мой город», «Города России».
2. Оформление книги памяти, содержащей фотографии почетных людей города, участников войны.
3. Выявление уровня знаний детей.
4. Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий.
5. Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в гимназию».
6. Чтение произведений местных поэтов
7. Целевые прогулки по городу.
8. Беседы: «Визитная карточка города- герб», «Мой родной город», «Улицы нашего города»
9. Составление рассказов «Из окна наша улица видна»
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
2. Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню города, День памяти, народные и другие профессиональные праздники.
Ожидаемые результаты:
1. Дети знают историю своего города
2. Уважение к жителям города.
3. Забота о природных и культурных ценностях города
4. Уважение традиций города
Приложение № 3.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»
Цель:
Укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.
Добровольность участия каждого родителя- обязательное требование и условие данной работы.
Задачи:
1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.
2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
3. Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
4. Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.
Темы:
1.ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ ДЕТЕЙ «КАКИЕ МЫ»
Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. Рассказ воспитателя о каждом ласковым и доброжелательным тоном. Дети делятся на мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков- им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед.
2.«МЫ- РАЗНЫЕ»
Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз… Определение настроения по выражению лица, если лицо веселое- настроение хорошее, если лицо грустное- настроение- плохое, настроение можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены- настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты- хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить, сказать ласковые слова.
Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами, девочки- женщинами. Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно с детства.
Что означают наши имена?
3.МОЙ МЛАДШИЙ/СТАРШИЙ БРАТ, СЕСТРА.
Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим.
4.МОЯ СЕМЬЯ.
Рассматривание фотографий . Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, Брат, сестра. Папа и дедушка- мужчины, брат- мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка- женщины, сестра- девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Составление генеологического древа. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.
5.МОИ ДРУЗЬЯ.
Составление детьми рассказов о своих друзьях.
6.КАКИМ Я БЫЛ, КАКИМ Я СТАНУ.
Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Деятельность воспитателя и детей.
Составление конспектов занятий, бесед ( «Авторитет любви», «Бабушка, я сам», «Растим читателя», «Поиграй со мной, бабуля»), литературных вечеров и праздников.
Смотр- конкурс «Фотографии из семейного альбома»
Празднования Дня пожилого человека
Составление генеологического древа каждой семьи.
Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная семья».
Чтение художественной литературы: Андерсен Х.-К. Снежная королева,
Барто А.Л. Твои стихи, м.Детская литература, 1983 г ( «Две бабушки»), Осеева В. «Печенье», «Волшебное слово», «Просто бабушка», Толстой Л.Н. «Новая азбука», «У бабки была внучка», «Старик сажал яблони», просмотр мультфильмов.
Совместная деятельность детей и родителей.
Досуг «Бабушкин сундучок».
Составление генеологического древа семьи.
Ожидаемые результаты:
- Уважение и почитание людей старшего поколения
- Установление контакта со старшими членами семьи, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми.
Рекомендации для родителей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него- родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.
∙ Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
∙ Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
∙ Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
∙ Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
∙ Расширяйте собственный кругозор
∙ Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
∙ Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
∙ Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение №4
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ»
Цель:
Познакомить детей с тем, кто такие защитники Отечества.
Задачи:
1.Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
2. Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, прославившим родной город, традиции преемственности поколений.
3.Познакомить с особенностями службы солдат разных родов войск.
4.Подвести к обобщению: наша армия- защищает всех детей, наша армия- армия- освободительница, миролюбивая и гуманная.
Темы:
1. «КТО ТАКИЕ БОГАТЫРИ»
Познакомить детей с образами русских былинных богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
2. «ПОЛКОВОДЦЫ – СЛАВА И ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Дать знания о предках. Показать ум, преданность Отечеству.
3. «ГЕРОИ – ОСВОБОДИТЕЛИ»
Иван Сусанин- защитник земли русской.
На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в произведениях искусства.
4. «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»
Расширить знания о Российской Армии- надежной защитнице нашей Родины. Познакомить и расширить представления о разных родах войск.
Совместная деятельность воспитателя и детей
∙ Чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Степа», «Дядя Степа- ветеран», З.Александрова «Дозор», А.Нехода «Летчики», А.Барто «Кораблик, Л.Кассиль «Твои защитники», С.Баруздин «Шел по улице солдат».
∙ Праздник «День защитника Отечества»
∙ Индивидуальные и коллективные беседы (рода войск, военные ордена и медали, военная техника)
∙ Беседа по сказкам А.С.Пушкина на тему «В каких сказках упоминается о русских богатырях»
∙ Конкурс детского рисунка на тему «Много в армии профессий»
∙ Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»
∙ Рассматривание иллюстраций в книгах, картины В.Васнецрва «Богатыри».
∙ Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке.
∙ Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.
∙ Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков
∙ Беседы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто», о родах войск, о флаге и знамени, о почетном караула у воинского знамени, о воинском долге и чести.
∙ Прослушивание музыкальных произведений: военные марши, В.Агапкин «Прощание славянки».
∙ ∙ Встречи с папами, служившими в разных родах войск (связист, ракетчик, летчик, моряк, танкист)
Совместная деятельность с родителями.
- Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам
- Проведения собрания пап с целью подготовки встречи с детьми для ознакомления их с различными родами войск.
- Экскурсия в аллею героев с возложением цветов.
Ожидаемые результаты:
- Гордость за свой народ, армию, желание, встать на защиту своей страны.
Приложение № 5
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАШИ ДЕДЫ НАДЕВАЮТ ОРДЕНА»
Цель:
Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
Задачи:
1.Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
3.Познакомить с почетными людьми города Чистополя - участниками и героями войны.
4.Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
5.Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
Темы:
1. «ЧТО ТАКОЕ ГЕРОИЗМ»»
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально- положительное отношение к воинам. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.
2. «В МУЗЕЕ СЛАВЫ»
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, воздвигают памятники.
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым-
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закаленным!
Слава павшим и живым.
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ – за нас с тобой!
3. «ОРДЕНА И МЕДАЛИ»
Показ и рассматривание фотоматериалов с изображением орденов и медалей. Правительство по достоинству оценило тех, кто совершил ратные и трудовые подвиги в годы войны.
«За отвагу», «За боевые заслуги», орден Красного Знамени, орден Красной звезды, орден Славы трех степеней, специальные медали: «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда».
4. «ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ»
Формировать у детей правильное отношение к войне, учить рассуждать, договариваться с другими, решать все сообща. Война – это беда, это несчастье для многих людей, «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»
Совместная деятельность воспитателя и детей
∙ Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву»,, Л.Кассиль «Твои защитники», С.Михалков «День Победы»,заучивание стихов к празднику «День Победа»
∙ Встреча с ветеранами войны
∙ Индивидуальные и коллективные беседы (рода войск, военные ордена и медали, военная техника)
∙ Оформление Книги Памяти, содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей- участниках войны, их героических судьбах.
∙ Экскурсии к мемориалу Славы, возложение цветов.
∙ Слушание песен военно- патриотической тематики
∙ Тематическое содержание книжного уголка
∙ Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»
∙ Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке.
∙ Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.
∙ Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков
∙ Беседы на тему «Традиции в армии».
∙ Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский «Марш»(детский), П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г.Свиридов «Военный марш», В.Агапкин «Прощание славянки».
Совместная деятельность с родителями.
- Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам
- Проведения собрания пап с целью подготовки встречи с детьми для ознакомления их с различными родами войск.
- Экскурсия в обелиску Славы с возложением цветов.
- Организация совместной с родителями выставки детского рисунка.
- Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о Армии.
- Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
- Совместная посадка цветов «Аллея цветов»
Ожидаемые результаты:
- Уважение к ветеранам войны.
- Правильное отношение к войне «Худой мир лучше доброй ссоры»
6. Критерии эффективности:
Памятка – ориентир для первоклассников:
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-круг знакомств семьи;
-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих детей и внуков;
-разумно пользоваться своими правами в семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;
-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;
-вести здоровый образ жизни;
-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи в частности;
-создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни
семьи;
-организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека
способами;
-делать приятное своим родным и близким.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома; -добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах; -берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи
7.Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:
№ | Название мероприятия | Форма | Дата проведения(2кл) план | Дата проведения (2кл) факт | Дата проведения(1кл) план | Дата проведения (1кл) факт |
1 | Русь, Россия, Родина моя | Беседа | 05.09.11 | |||
2 | Азбука больших и малых дел нашей семьи | Беседа | 08.09.11 | |||
3 | Моя любимая игрушка | Рассказ | 12.09.11 | |||
4 | Откуда берутся грязнули? | Игра-путешествие | 15.09.11 | |||
5 | Праздник урожая | Игра-соревнование | 19.09.11 | |||
6 | Из бабушкиного сундука | Беседа-выставка | 22.09.11 | |||
7 | Святые места родного края | Видео-экскурсия | 26.09.11 | |||
8 | Папа, мама, я- спортивная семья | Спортивный праздник | 29.09.11 | |||
9 | История гимназии | Экскурсия в музей гимназии | 03.10.11 | |||
10 | Семейные династии | Мини проект | 06.10.11 | |||
11 | Традиционные промыслы | Игра-путешествие | 10.10.11 | |||
12 | Как организовать свой труд дома? | Беседа | 13.10.11 | |||
13 | Вот моя деревня, вот мой дом родной | Рассказ | 17.10.11 | |||
14 | Памятка для первоклассников | Беседа, рассуждение | 20.11.11 | |||
15 | Этикет за столом | Игровой тренинг | 24.10.11 | |||
16 | День матери | Конкурс рисунков | 27.10.11 | |||
17 | Вежливые слова | Беседа, игровой тренинг | 31.10.11 | |||
18 | Правила поведения в гимназии | Аналитическая беседа | 14.11.11 | |||
19 | Красота родной природы | фотовыставка | 17.11.11 | |||
20 | Любимые профессии | Беседа, конкурс рисунков | 21.11.11 | |||
21 | Режим дня | Беседа | 24.11.11 | |||
22 | Дружба каждому нужна, дружба верностью верна | Игровая беседа | 28.11.11 | |||
23 | Труд в почете любой! | Конкурс пословиц | 01.12.11 | |||
24 | Изучаем родную природу | Беседа | 05.12.11 | |||
25 | Мир дому моему, мир дому твоему! | Конкурс рисунков | 08.12.11 | |||
26 | День здоровья | Беседа-презентация | 12.12.11 | |||
27 | Огонь-друг и враг! | Беседа | 15.12.11 | |||
28 | Животные зимнего леса | Видео-путешествие | 19.12.11 | |||
29 | Родина Деда Мороза | Беседа | 22.12.11 | |||
30 | Как украсить дом к Новому году | Урок творчества | 26.12.11 | |||
31 | Береги природу! | Конкурс рисунков | 29.12.11 | |||
32 | Выходные в семье | Беседа | 12.01.12 | |||
33 | Национальность моей республики | Беседа-рассуждение | 16.01.12 | |||
34 | Чистополь на карте Татарстана | Путешествие по карте | 19.01.12 | |||
35 | Знаменитые люди моего края(художники, поэты, музыканты) | Беседа | 23.01.12 | |||
36 | Обычаи моего народа | Деловая беседа | 26.01.12 | |||
37 | Вместе весело шагать! | Конкурсная программа о дружбе | 30.01.12 | |||
38 | Золотые правила этики | Классный час | 02.02.12 | |||
39 | Музей истории города Чистополя | Экскурсия в кабинет русского языка и литературы | 06.02.12 | |||
40 | Настоящий мальчишка, какой он? | Беседа | 09.02.12 | |||
41 | Государственные символы России | Беседа, конкурс рисунков | 13.02.12 | |||
42 | Природа родного края | Экскурсия в кабинет географии, беседа | 16.02.12 | |||
43 | День Защитника Отечества | Конкурс для мальчиков | 20.02.12 | |||
44 | Все работы хороши, выбирай на вкус! | Конкурс рисунков | 27.02.12 | |||
45 | Памятники культуры и архитектуры города Чистополя | Игра-путешествие | 01.03.12 | |||
46 | Рисуем милой мамочки портрет | Конкурс рисунков | 05.03.12 | |||
47 | «Берегите здоровье!» | Поучительная беседа | 12.03.12 | |||
48 | Домашние животные в моем доме | Беседа, конкурс рисунков | 15.03.12 | |||
49 | Детство наших бабушек и дедушек | Устный журнал | 19.03.12 | |||
50 | «Если бы я был(а) мамой, папой» | Устное сочинение | 22.03.12 | |||
51 | Города моей республики | Игра - викторина | 02.04.12 | |||
52 | Герб и флаг РТ | Беседа | 05.04.12 | |||
53 | Зачем человеку семья? | Классный час-диспут | 09.04.12 | |||
54 | Профессии в моей семье | Проектная деятельность | 12.04.12 | |||
55 | Помощь пожилым, нужна ли она? | Беседа | 16.04.12 | |||
56 | Любимый праздник в моей семье | Беседа, конкурс рисунков | 19.04.12 | |||
57 | Что такое – быть вежливым! | Тренинг поведения | 23.04.12 | |||
58 | Семейные походы по родному краю | Рассказ | 26.04.12 | |||
59 | Что такое доброта? | Игра-беседа | 30.04.12 | |||
60 | «Берегите лес!» | Конкурс плакатов | 03.05.12 | |||
61 | Герои ВОВ родного города | Беседа | 07.05.12 | |||
62 | Чтим Великий День Победы! | Музыкальное занятие | 10.05.12 | |||
63 | Растительность родного края | Конкурс загадок и рисунков | 14.05.12 | |||
64 | Кем я хочу стать? | Устное сочинение | 17.05.12 | |||
65 | Правила поведения в лесу | Беседа, составление памятки | 21.05.12 | |||
66 | Любимая река моего города | Конкурс рисунков | 24.05.12 | |||
67 | Красавица Кама | Экскурсия на реку | ||||
68 | «Я люблю свой край!» | Экскурсия в лес |
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки и т.д., где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»
Продолжительность программы : 4 года. Возраст обучающихся : 7 -11 лет. Основные направления работы:1. «Я...
Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....
Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...
Программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
Программа составлена для учащихся 1-4 классов...
Программа кружка краеведческой направленности «Край, в котором я живу»
Программа призвана обогатить д знаниями об историческом прошлом родной деревни, культурных традициях прошлого и настоящего, ...
Программа по духовно-нравственному воспитанию "Мир в котором я живу"
Целью духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников и младших школьников является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответ...