Праздники в религиозных культурах мира.ОРКСЭ, 4 класс
план-конспект урока (4 класс) на тему

Тарасова Ирина Валентиновна

Новый предмет в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Праздники и календари.

Цели урока:

- познакомить учащихся с основными праздниками в религиях мира;

- воспитывать гражданскую идентичность.
Оборудование:

- слайды с иллюстрациями по теме;

- карточки с заданиями.

Ход урока.

I. Самоопределение к учебной деятельности.

УУД:  

-- самоопределение (Л);

-- целеполагание (Р);
-- планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Организация учебной деятельности на этапе 1:

– Над какой темой мы работали?

– А хотите еще узнать новое?

– Молодцы!

II. Актуализация знаний.

УУД:  

-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- учёт разных мнений (К).  

Организация учебной деятельности на этапе 2:

  1. Слайд №1.

- Кроме повседневных обрядов и паломничеств, в каждой религии есть обряды, связанные с теми днями, которые отмечаются верующими данной религии в память о каких-то самых важных для них событиях или о каком-то святом. Это праздники и праздничные обряды.

III. Работа над новым материалом.

УУД:  

-- использование знаково-символических  средств (П);
-- выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой  и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

Организация учебной деятельности на этапе 3:

  1. Слайд №2.

- Песах (ивр. букв. "миновал, обошёл"; по-гречески и по-русски - Пасха) - иудейский праздник в память об Исходе из Египта. В Израиле Песах отмечается 7 дней, причём первый и последний дни празднования являются полноценными праздниками и нерабочими днями. Промежуточные дни называются холь а-моэд ("праздничные будни"). За границами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два считаются полноценными праздниками.

     Песах - один из праздников паломничества в Иерусалим для жертвоприношений. Вся семья и приглашённые гости собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду. Эта трапеза носит название "седер" (иврит "порядок"). В первый день праздника принято читать молитвы.

  1. Слайд №3.

- Шавуот или Седмица (Пятидесятница) – большой иудейский праздник. В Шавуот празднуется дарование еврейскому народу Торы на горе Синай при Исходе из Египта. За пределами Земли Израильской праздник отмечается 2 дня. Шавуот - один из паломнических праздников. В древности в этот праздник в Храме жертвовали пшеницу нового урожая, первые плоды, фрукты. В наше время в праздник Шавуот в синагогах принято читать рассказ о даровании Торы, текст заповедей и повествование о законах празднования Шавуот в Храме. Существует также традиция в канун Шавуота всю ночь читать Тору.
Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную пищу. Этот обычай связан с днём вручения Торы. Считается, что вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи ели именно молочную пищу. С тех пор в праздник Шавуот перед обедом едят что-либо молочное, и лишь затем подают другие праздничные блюда.

  1. Слайд №4.

- Суккот (Праздник кущей) - еврейский праздник, который отмечается семь дней. По традиции в это время следует выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще). Этот обычай служит вспоминанием о блуждании евреев по Синайской пустыне (книга Исход). Согласно другому толкованию, смысл этого обычая в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.
В Суккот выполняют ритуал "вознесение лулава". Лулавом называют как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. В канун праздника Суккот устраиваются базары, где продают этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли.
 

  1. Слайд №5.

- Ханука - еврейский праздник, продолжающийся восемь дней. Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями после изгнания с Храмовой горы греко-сирийских войск и их союзников в 165 году до н. э.
Согласно легенде, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое масло для светильника-меноры. После длительных поисков все же был найден один небольшой кувшин с чистым маслом. Но масла в нем было настолько мало, что его могло хватить только на один день горения меноры. Маккавеи все же решили зажечь Менору, чтобы освятить Храм. И произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней - на время, которое требовалось для приготовления нового масла. В память об этом событии праздник Хануки стали отмечать в течение восьми дней. Празднование Хануки было установлено мудрецами, поэтому в праздничные дни нет запрета на работу. В Хануку принято дарить детям игрушки и давать деньги.

  1. Слайд №6.

- Откройте учебник и прочитайте об этом празднике.

- Чем интересен этот праздник?

  1. Слайд №7.

- Какие православные праздники вы знаете? Как они отмечаются?

  1. Работа с учебником.

- Прочитайте о православных праздниках. Какие ещё православные праздники вы знаете?

  1. Слайд №8.

- Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) - мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).

10)Слайд №9.

- Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.
Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр - обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

11) Слайд №10.

- Откройте учебник и прочитайте об этом празднике.

- Кому посвящён этот праздник?

12) Слайд №11.

- Сагаалган, или Цагаан сар (монг. "Белый месяц") - самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов. Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Внук Чингис-хана - великий хан Хубилай под влиянием китайской астрологии перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы. После изгнания монголов из Китая в XIV веке традиция празднования Сагаалган в конце зимы была принесена в Монголию.
Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения "сора" - чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Помимо чествованием новолетия, ритуалы первых двух недель нового года связаны также с великими чудесами Будды и его победами над учителями-иноверцами.

13) Слайд №12.

- День рождения Будды (Весак, Дончод-хурал) - самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение  Будды, достижение им Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81 году жизни.
Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.

IV. Закрепление.

УУД:    

-- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);      
-- контроль (Р);  

-- коррекция (Р);  

-- оценка (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

Организация учебного процесса на этапе 4:

1) Работа в группах.

- Возьмите карточку. Пользуясь учебником, заполните правильно таблицу.

2) Проверка работы (слайд №13).

3) Работа в группах.

- Прочитайте задание на карточке. Подготовьте ответ.

V. Рефлексия деятельности на уроке.

УУД:  

-- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
-- самооценка на основе критерия успешности (Р);
-- адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К);
-- планирование учебного сотрудничества (К).

Организация учебной деятельности на этапе 5:

– Назовите тему урока.

– Какую цель мы ставили перед собой?

– Достигли этой цели?

– Давайте оценим свою работу.

«Дерево успеха»

Красный – делаю вычислительные ошибки, недостаточно отработан алгоритм.

Желтый – знаю алгоритм, но допускаю ошибки.

Зеленый – выполняю вычисления без ошибок.

Домашнее задание: подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?».

Приложение.

Карточка.

  1. Какие праздники отмечают в разных религиозных культурах?

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

    2.  Подготовьте рассказ о самом интересном празднике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Праздники и календари. Христианство. Ислам. Иудаизм. Буддизм.

Слайд 2

7 апреля – Песах (Пасха).

Слайд 3

27 мая – Шавуот (Пятидесятница).

Слайд 4

1 октября - Суккот (Праздник кущей).

Слайд 5

9 декабря – Ханука.

Слайд 6

8 марта – Пурим.

Слайд 7

Православные праздники. Рождество. Крещение. Вознесение. Пасха. Троица (Пятидесятница )

Слайд 8

26 октября – Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения).

Слайд 9

19 августа – Ураза-байрам.

Слайд 10

4 февраля – Мавлид.

Слайд 11

21 января-19 февраля – Сагаалган.

Слайд 12

День рождения Будды.

Слайд 13

Религиозные праздники. Христи- анство Ислам Иудаизм Буддизм Рождест-во Курбан- байрам Песах Сагаал-ган Креще-ние Ураза- байрам Шавуот Дончод Пасха Мавлид Суккот Вознесе-ние Ханука Троица Пурим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам мировых религиозных культур для 4 класса.

Рабочая программа и тематическое планирование....

Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур" ОРКСЭ 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Амирова Р. Б.  "Основы мировых религиозных культур"...

Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока основ мировых религиозных культур в 4 классе

Технологическая карта урока основ мировых религиозных культур в 4 классе...

Искусство в религиозной культуре. ОМРК 4 класс

Искусство в религиозной культуре. ОМРК 4 класс...

Итоговая контрольная работа по модулю «Основы мировых религиозных культур» ОРКСЭ 4 класс

Итоговая контрольная работа по модулю «Основы мировых религиозных культур»  ОРКСЭ 4 класс...

Методическая разработка "Хранители предания в религиях мира" ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"4 класс УМК "Школа России"

Данную методическую разработку можно использовать на уроке ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозныз культур" в 4 классе УМК "Школа России". Разработка включает в себя конспект уро...