Искусство в религиозной культуре. ОМРК 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Кирнос Елена Юрьевна

Искусство в религиозной культуре. ОМРК 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Курс: ОРКСЭ

Модуль: основы мировых религиозных культур.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: классический

Тема урока: «Искусство в религиозной культуре». 14-15 уроки. 1 урок по теме.

Задачи:

1.Обучающая: учить умению распознавать, к какой религии  относится то или иное произведение искусства религиозного характера.
2.Развивающая: развивать устную речь учащихся.
3.Воспитательная: воспитывать эстетические чувства, толерантность, любовь к Родине, уважительное отношения к различным религиозным культурам. 

Цель:

  • познакомить с искусством и его ролью в религии, а также с формами характерными для традиционных религий России;
  • способствовать формированию у обучающихся морально-нравственных идеалов.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • понимание значения морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей религии и искусства как основы культуры многонационального народа России;
  • выстраивать конструктивные отношения в обществе.

Личностные:

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур и религий, воспитание уважения к различным религиозным культурам;
  • развитие эстетических чувств как основы духовного становления личности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, групповая дискуссия.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная;
  • игровое сотрудничество.

 Основные термины и понятия урока.  (Иисус Христос. Синагог. Сиддхартха Гаутама. Мечеть. Библия. Моисей. Коран. Ступа. Танах. Церковь. Мухаммад. Трипитака. Икона. Лик. Каллиграфия. Орнамент. Арабеска.)

Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур» 4-5 класс (Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., А.А.Данилюк); мультимедийное оборудование, презентация «Искусство в религиозной культуре», раздаточный материал  (карточки для работы в группах),

Этапы  урока

1.Организационный момент                                 - 1 мин.

2. Актуализация знаний                                        -  3 мин.

3. Проверка домашнего задания                          -  5 мин.

4. Постановка темы  урока                                    - 1 мин.

5. Изучение нового материала                              - 10 мин.

6. Первичное закрепления материала                  - 7 мин.

7. Физкультминутка                                              - 2 мин.                                

8. Продолжение изучения нового материала      - 3 мин.

9. Первичное закрепление материала                  - 7 мин.

10. Подведение итогов                                         - 3 мин.

11. Рефлексия                                                        - 2 мин.

12. Домашнее задание                                          - 1 мин.              

Ход урока:

1.Организационный момент.

"Поговорим? - О чём?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаю я, а что-то вам известно.

Поговорим? - Поговорим!

Нам будет интересно!"

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы будем работать  в группах, класс делится на три команды по четыре человека. Займите свои места. Посмотрите у вас на столах лежат  карточки -  «МЭНЭДЖ МЭТ». У каждого участника команды есть своя роль.

Улыбнитесь своему партнеру по лицу, партнеру по плечу пожмите руку. Итак, начинаем! Я желаю вам успеха!


2.  Актуализация знаний.
1. Работа в группах с раздаточным материалом (карточки с терминами и понятиями).

- У вас на столах в Кейсах лежат задания. Достаньте первое задание,  распределите карточки на таблицы соблюдая историческую и логическую закономерность.

(Иисус Христос. Синагога. Сиддхартха Гаутама. Мечеть. Библия. Моисей. Коран. Ступа. Танах. Церковь. Мухаммад. Трипитака).

- Проверяем правильно ли выполнено задание. (Слайд1)

- Назовите  основные мировые религии.

 ( буддизм;  христианство;  ислам.)

- Какой религией является иудаизм?

(национальной)

- Почему мы изучаем эти четыре религии?

(самые распространённые на территории нашего государства)

3.  Проверка домашнего задания.

 –Ребята, как называются священные сооружения  в различных религиях? (Храм (церковь), Ступа, Синагога. Мечеть) (Слайд 2)

Каждая команда подготовила сообщения об одном из этих священных сооружений. Давайте прослушаем по одному участнику от каждой команды.

 (дети зачитывают свои сообщения).

4. Постановка темы  урока

- Мы с вами говорили не только об истории этих священных сооружений, правилах пребывания в них, но и любовались неповторимой красотой и уникальностью внешнего вида каждого сооружения. Многие из них являются памятниками  архитектуры.

-  Сегодня я вас приглашаю войти внутрь этих священных сооружений и познакомиться с предметами религиозной культуры, которые являются произведениями искусства.

5.  Изучение нового материала.

- Вашему вниманию предлагаю видеоурок, в котором спрятаны ответы на вопросы.

(Просмотр 1 части видеоурока)

6. Первичное закрепления материала.

- Кого изображают на православных иконах? (Иисуса Христа, Богоматерь и святых)

* Работа по учебнику.

- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое иконы?

* Работа по карточкам. (Восстанови текст)

-Ребята, возьмите в Кейсах карточки со вторым заданием и восстановите текст со своим партнером по плечу.

Икона – в христианской религии в широком смысле –изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; перед иконами молятся.

_______________ – в христианской религии в широком смысле –изображение __________, ___________ и _________, которому церковь приписывает _________ характер; перед иконами _________.

 7 . Физминутка.

8. Продолжение изучения нового материала.

(Просмотр 2 части видеоурока)

9.  Первичное закрепления материала.

-Ислам – религия, в которой запрещается изображение живых существ.

Однажды  художник спросил  брата Пророка Муххамада:

«Могу ли я изображать животных?»

Мудрец ответил:

«Можешь, но лиши их головы, чтобы они не походили на живых существ, или старайся, чтобы они напоминали цветы». Всё живое создал Аллах , ни один художник не может быть совершеннее Аллаха.  Мусульмане огромное значение придают своему Священному Писанию – Корану (слайд), поэтому большое развитие в исламе получило искусство каллиграфии (слайд).

- Как вы думаете, легко ли научиться красиво писать?

  * Работа по учебнику.

- Прочитайте материал в учебнике (стр. 35) и найдите информацию о том, что такое каллиграфия и что такое арабеска?

Каллиграфия-это искусство красивого письма в исламе. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), станет обитателем рая.

Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque - "арабский") - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданных на основе точного математического расчета.  Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".

10. Подведение итогов

- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке и проведем ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН. Если согласны с моими определениями вы встаете, если не согласны сидите на месте. Но объясняете ваше несогласие. Готовы?

- Православные христиане почитают изображения Христа.

- Изображения ликов святых называется «арабески».

- В Священном писании христиан Коране изображены священные животные.

- Сложные орнаменты в украшении мусульманских святынь - это каллиграфия.

- Молясь перед иконой, православные христиане любуются иконой.

-Искусство каких религий мы рассмотрели?

-Что такое икона?

-Какие иконописные образы вы запомнили?

-Что такое каллиграфия?

11. Рефлексия.

- Сегодня мы говорили об искусстве в религиозной культуре христианства и ислама. На следующем уроке мы с вами познакомимся с художественными произведениями религиозного назначения иудаизма и буддизма

Оцените свою работу на уроке.

На уроке я узнал…

Мне понравилось…

Я хочу узнать …

12.  Домашнее задание. Подготовить вопросы для команды-соперника по темам: «Искусство в религиозной культуре христианства» и «Искусство в религиозной культуре ислама» (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Урок ОДНКР "Искусство в религиозной культуре" 4 класс

Предмет: ОДНКР (модуль «Основы мировых религиозных культур»).Класс:4Тема урока: “Искусство в религиозной культуре”.Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.Ц...

Презентация к уроку ОМРК 4 класс "Искусство в религиозной культуре".

Презентация к уроку ОМРК 4 класс "Искусство в религиозной культуре"....

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре", 4 класс

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" посвящен искусству в религиозной культуре христианства и ислама. ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", 4 класс...

ОРКСЭ Искусство в религиозной культуре 4 класс

Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Искусство в религиозной культуре"...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...