Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse_dlya_4_klassa_shkola_rossii_2017-2018_uch.god_.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Дубны Московской области»
Утверждаю
Директор школы № 2
_________________________
Н. П. Халяпина
Приказ № ______
от « ____» _______2017 г.
Рабочая программа
учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
(«Основы мировых религиозных культур»),
изучаемого на базовом уровне
в 4 классе
34 часа (1 час в неделю)
Маркелова Надежда Викторовна,
учитель первой квалификационной категории,
срок действия до 15.10.2021 г.
Срок реализации программы сентябрь 2017 г. - май 2018 г.
2017 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по комплексному учебному курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа сост. Е.С.Савинов.—2- е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий .
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и обеспечен учебником А.Л. Беглова «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012г.
Программа «Основы мировых религиозных культур» является одним из шести модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках трёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Третий тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй тематический раздел (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
В МБОУ СОШ №2 на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определён модуль учебного курса ОРКСЭ в 2017-2018 учебном году, предлагаемый для изучения: «Основы мировых религиозных культур».
Учебный предмет ОМРК является единым комплексным учебно-воспитательным курсом, который соответствует педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный предмет ОМРК является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах мировых религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного предмета ОМРК:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного предмета ОМРК:
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и много конфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Требования к уровню подготовки обучающихся в 4 классе
Освоение школьниками учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностным результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни;
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)
Россия - наша Родина.
Основы мировых религиозных культур. (28ч.)
Культура и религия. Культура и религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Человек в религиозныз традициях мира. Священные сооружения. Священные сооружения. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. История религий в России. История религий в России.
История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Поломничества и святыни. Праздники в религиях мира. Праздники в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России. (5 ч.)
Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов. Подготовка творческих проектов. Презентации творческих проектов на выбранные темы.
Презентации творческих проектов на выбранные темы.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (28 часов) .
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
VI. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Раздел/тема | Количество уроков | Тип/форма урока | Дата проведения по плану по факту | |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Знакомство с новым предметом. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина. | 1 1 | Комбинированный урок | 01.09 | |
2-3 | Основы мировых религиозных культур Культура и религия | 28ч. 2 | Комбинированный урок. | 08.09 15.09 | |
4-5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 2 | Комбинированный. | 22.09 29.09 | |
6-7 | Священные книги религий мира. | 2 | Комбинированный. | 06.10 13.10 | |
8 | Хранители предания в религиях мира. | 1 | Комбинированный. | 20.10 | |
9-10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 2 | Комбинированный. | 27.10 10.11 | |
11 | Человек в религиозных традициях мира. | 1 | Комбинированный. | ||
12-13 | Священные сооружения. | 2 | Комбинированный. | ||
14-15 | Искусство в религиозной культуре. | 2 | Комбинированный. | ||
16-17 | Творческие работы учащихся | 2 | Комбинированный. | ||
18-19 | История религий в России | 2 | Комбинированный. | ||
20-21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 2 | Комбинированный. | ||
22 | Паломничества и святыни. | 1 | Комбинированный. | ||
23-24 | Праздники и календари. | 2 | Комбинированный. | ||
25-26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 2 | Комбинированный. | ||
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 1 | Комбинированный. | ||
28 | Семья. | 1 | Комбинированный. | ||
29 | Долг, свобода, ответственность, труд. | 1 | Комбинированный. | ||
30 | Духовные традиции многонационального народа России Любовь и уважение к Отечеству. | 5 1 | Комбинированный. | ||
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 | Комбинированный. | ||
32-33 | Выступление учащихся со своими творческими проектами. | 2 | Комбинированный. | ||
34 | Итоговая презентация творческих проектов. | 1 | Урок систематизации знаний и контроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"
Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...
Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 4-5 классов
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур" 4-5 класс...
Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...
Рабочая программа курса ОРКиСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс
В данной методической разработке рассматривается рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Мировые религиозные культуры) 4 класс
Учебная программа: Основы религиозных культур и светской этики: 4 – 5 классы/ А.Я. Данилюк - М.: «Просвещение», 2019Учебно – методический комплекс:Основы религиозных культур и ...
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль: основы мировых религиозных культур, 4 класс, тема: "Россия-наша Родина"
Технологическая карта, план-конспект и презентация к уроку по курсу ОРКСЭ, модуль: основы мировых религиозных культур. Тема: "Россия - наша Родина".Класс: 4Учебник: Основы религиозных культу...