«Гигиенические, воспитательные и дидактические требования к самоподготовке в ГПД»
материал по теме

этот материал для помощи воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Валуйки

Доклад

на тему:

«Гигиенические, воспитательные и дидактические требования к самоподготовке в ГПД»

Выполнила:

воспитатель группы продленного дня

Гладких Наталья Павловна

Валуйки 2012 г.

Самоподготовка учащихся включает систему самостоятельных упражнений, обеспечивающих усвоение и углубление материала, изучающегося на уроке, а также формирование навыков самостоятельной работы. Соблюдение некоторых правил позволит успешно организовать самоподготовку младших школьников. 

 Специфика обучения в школах полного дня:

весь образовательный процесс проходит в основном в школе, учитель является руководителем всего процесса обучения;

уроки и самоподготовка проводятся с использованием всей материальной базы школы;

существует возможность применить полученные знания непосредственно на практике, расширить и углубить знания учащихся.

Организация выполнения учебных заданий – важный элемент педагогического процесса, направленной деятельности учащихся. Методике организации выполнения учебных заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение.

От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности. Педагог школы полного дня или воспитатель группы продленного дня способен помочь учащимся в организации самоподготовки.

Чтобы домашнее задание не было оторванным от усвоения новых знаний, должны соблюдаться следующие условия:

  1. подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока (без дублирования методов и приемов самоподготовки);

  2. правильная постановка домашнего задания;

  3. правильная организация самоподготовки, предусматривающая последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывающая специфику каждого предмета;

  4. разработка системы выполнения заданий на уроке;

  5. творческий подход к использованию режимных моментов (проведение самоподготовки в период проявления повышенной работоспособности – с 15 до 16 ч);

  6. использование учебно-материальной базы школы.

К организации самоподготовки учащихся предъявляются следующие требования:

  1. создание необходимых условий для занятий самоподготовкой (классные комнаты должны быть убраны, проветрены; подготовлены учебные пособия, справочники, словари и т. д.);

  2. строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований;

  3. глубокое и всестороннее знание уровня общеобразовательной подготовленности, индивидуальных способностей учащихся;

  4. оказание помощи учащимся в процессе самоподготовки;

  5. обучение рациональным приемам учебного труда;

  6. обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности на всех этапах обучения;

  7. формирование навыков самостоятельного учебного труда учащихся;

  8. формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы;

  9. применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;

  10. поощрение детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время;

  11. представление определенной группе учащихся в ходе выполнения домашних заданий полной самостоятельности;

  12. назначение учащихся-консультантов.

Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних заданий. Необходимо, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Вовремя начать готовить домашнее задание – непременное условие его качественного выполнения.

Структура самоподготовки:

  1. вводная часть;

  2. самостоятельная работа;

  3. подведение итогов.

Самоподготовка – это ежедневное вне урочное занятие, предусматривающее выполнение заданий учителя. В рамках времени, выделяемого на организацию самоподготовки, рекомендуется настроить ребенка на развивающую и проектную деятельность. В целях предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов деятельности.

Во время вводной части учащиеся составляют план работы, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях.

Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей. В конце самоподготовки учитель подводит краткие итоги, отмечает положительные стороны и недостатки в работе, оценивает выполненное задание.

Обеспечение самостоятельной работы учеников во время самоподготовки требует соблюдения определенных требований. Регламентирующие порядок самоподготовки требования подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические и воспитательные.

Организационно-дисциплинарные требования к самоподготовке учащихся:

  1. точное соблюдение начала и конца самоподготовки;

  2. подчинение указаниям воспитателей;

  3. наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;

  4. обеспечение порядка на рабочем месте;

  5. экономия и полное расходование времени, отведенного на самоподготовку;

  6. соблюдение правил запрета и разрешения.

Правила запрета и разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которыми они усваивают определенные нормы поведения, позволяющие те или иные действия во время самоподготовки.

Правила запрета:

  1. нельзя опаздывать на самоподготовку;

  2. нарушать тишину;

  3. отвлекать товарищей от работы;

  4. использовать методы работы, вызывающие шум;

  5. вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;

  6. беседовать с воспитателем в полный голос;

  7. громко давать консультацию;

  8. недобросовестно выполнять задания;

  9. считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по   возможности проверки воспитателя.

 Правила разрешения:

  1. можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;

  2. пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;

  3. выходить из класса на время;

  4. самостоятельно выбирать метод выполнения задания;

  5. при необходимости шепотом обращаться за консультацией;

  6. оказывать помощь товарищам;

  7. делать паузы для кратковременного отдыха;

  8. обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;

  9. проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;

  10. отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;

  11. после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия;

  12. заучивать стихотворения и т. д.

Эффективность самоподготовки зависит и от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей. Кроме того, повседневное выполнение этих требований послужит основой для прочного усвоения школьниками гигиенических навыков поведения.

Гигиенические требования к самоподготовке учащихся:

  1. равномерная и достаточная освещенность всего помещения;

  2. регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца;

  3. чистота оконных стекол;

  4. недоступность затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями;

  5. использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;

  6. поддержание нормального температурного режима;

  7. регулярное проветривание классных комнат;

  8. использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;

  9. влажная уборка помещения перед самоподготовкой;

  10. поддержание чистоты и порядка в классе;

  11. соблюдение школьниками личной гигиены;

  12. сохранение у детей правильной позы во время работы;

  13. проведение физкультминуток;

  14. особое отношение к ослабленным болезнью детям;

  15. устранение шумовых раздражителей;

  16. предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке учащихся:

  1. регулярное проведение занятий в определенное время, с определенной продолжительностью;

  2. самостоятельное выполнение заданий учащимися;

  3. поэтапная проверка заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателя);

  4. индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;

  5. взаимодействие учителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам объема и характера домашних заданий.

  6. Воспитательные требования к самоподготовке учащихся:

  7. отказ от применения каких-либо мер наказания;

  8. использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;

  9. недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, которые отвлекают их от работы;

  10. терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;

  11. поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;

  12. привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы.

Санитарно-гигиенические требования к самоподготовке:

1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную — раз в полугодие.

3. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

4. Поддержание нормального температурного режима.

5. Регулярное проветривание классной комнаты.

6. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

7. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

8. Соблюдение школьниками личной гигиены.

9. Сохранение у детей правильной позы во время работы.

10.Проведение «физкультминуток», динамической паузы.

11.Устранение шумовых раздражителей.

12.Учащихся не следует нагружать дополнительным учебным материалом.

13.Варьировать смену деятельности за счет школьных предметов.

Дидактические требования:


1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно время, имеют определенную продолжительность.

2. Задание ученики выполняют самостоятельно.

3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы.

5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

6. Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

В помощь учащимся предлагается памятка по организации самоподготовки (приложение).

Приложение

ПАМЯТКА
для учащихся
"Организация самоподготовки"

Общие рекомендации:

  1. всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;

  2. прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;

  3. о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;

  4. приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;

  5. начинай самоподготовку в определенном порядке;

  6. старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;

  7. забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

Рекомендации к решению задач:

  1. прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;

  2. повтори условие задачи и ее вопросы;

  3. подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;

  4. подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;

  5. подумай, по какому плану будешь решать задачу;

  6. проверь ход решения, ответ.

Рекомендации к списыванию текста:

  1. прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;

  2. повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;

  3. выдели орфограммы в списываемом тексте;

  4. прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);

  5. повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;

  6. пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;

  7. проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Рекомендации по заучиванию стихотворений:

  1. приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;

  2. тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения;

  3. громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихо творения;

  4. прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;

  5. через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;

  6. через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;

  7. перед сном еще раз повтори стихотворение;

  8. утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий Алдакева Н. Г.

Задача педагога, проводящего занятия с использованием технических средств обучения, - снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Мультимедийный урок може...

Самоподготовка как форма обучения учащихся 1 - 4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня.

Методическая разработка на тему: "Самоподготовка как форма обучения учащихся в 1-4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня"....

Дидактические требования к современному уроку

Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами....

Статья по теме: "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ"

Главное достижение этих технологий в том, что дети осваивают программу, сохраняя своё физическое и нервно – психическое здоровье/...

Дидактические требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС

Дидактические требования к этапам современного урока в условиях реализации ФГОС...

Дидактические требования к современному уроку

Дидактические требования к современному уроку...

Развитие памяти, внимания, воображения, учащихся через использование дидактических игр на самоподготовке в группе продленного дня

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. В этом возрасте учебная деятельность начинает только формироваться, поэтому преобладающей все-таки считается игровая.Успешност...