Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми раннего возраста «Домашние животные и их детеныши»1 класс
методическая разработка (1 класс) по теме
конспект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие - викторина «Страна сказок А.Пушкина»
Цели: создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А.Пушкина; побуждать детей к инсценированию знакомых сказок А.Пушкина.
Демонстрационный материал:
декорация «Сказочное дерево»;
портрет А.Пушкина; книги сказок с крупными иллюстрациями;
мольберт; фишки - призы; костюмы - Кота, Зеркала, Золотой рыбки;
листы с буквами и схемами к конкурсу «Прочитай слова»;
атрибуты для инсценировок сказок (платки, борода, шапка, маски лебедя, яблоко и т.д.);
аудиокассеты с записями сказок А.Пушкина; поощрительные призы.
Предварительная работа:
знакомство с творчеством А.Пушкина; чтение его сказок, просмотр мультфильмов по сказкам А.Пушкина.
Ход занятия.
Действие происходит в зале. В центре его расположено «Сказочное дерево». Рядом с ним оформлена выставка книг, вывешен портрет А.Пушкина. Полукругом стоят стульчики для детей и взрослых. Рядом со стульчиками каждой из команд стоит стол с подносами для фишек.
Дети входят в зал. Звучит отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зеленый Все ходит по цепи кругом;
Златая цепь на дубе том Идет направо - песнь заводит,
И днем и ночью кот ученый Налево - сказку говорит.
Появляется Кот:
- Я слышал, обо мне здесь вспомнили. Надеюсь, сразу вы меня узнали! Я всем известный кот ученый, А вот и дуб растет зеленый.
КОТ {продолжает). Придумал меня А.С.Пушкин. Мой создатель сочинил много сказок. Вы их знаете? Вижу, вы смышленые ребята, и я готов взять вас в страну сказок. Только вот войти в нее сможет лишь тот, кто отгадает мои загадки. Загадки, где вы?
(Входят два заранее подготовленных ребенка, на них элементы костюмов персонажей — Зеркала и Золотой Рыбки.)
РЫБКА. Я, конечно, готова была выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но в конце концов я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта.
(Дети отгадывают загадку.)
ЗЕРКАЛО. Вы думаете, мне приятно жить с такой хозяйкой? Моя беда, а может, и не беда, в том, что я не могу лгать. Всегда ей всю правду рассказываю, из-за этого мне и достается: то она на меня накричит, то бросит, то пригрозит, что разобьет. А вот когда ей приятно, что я ей говорю, она поглаживает мою ручку и долго - долго смотрится в меня.
(Дети отгадывают загадку.)
КОТ. Я приглашаю вас в Страну Сказок, следуйте за мной.
(Дети встают за Котом. Звучит веселая мелодия. Подскоками передвигаются по залу, танцуя вокруг Сказочного дерева.)
КОТ. Теперь вы из обычных девочек и мальчиков превратились в игроков трех команд. Рассаживайтесь на стульчики.
(Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана.)
КОТ. Сейчас я познакомлю вас с главным человеком в нашей Сказочной Стране. Это Сказочница.
СКАЗОЧНИЦА. Здравствуй, Кот ученый! Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашей Сказочной Стране день сказок Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин жил в те времена, когда еще даже ваших бабушек и дедушек не было на свете, но его произведения знают и любят и в наше время. (Обратить внимание детей на портрет А.Пушкина.) Он родился в Москве. Рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Левушкой. За детьми ухаживала крепостная няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил. Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки. Всю свою жизнь поэт любил ее и вспоминал в своих стихах
Первые колыбельные песни Пушкин услышал от Арины Родионовны. Она открыла для него красоту русской речи, ее удивительную образность и напевность. И потом всю жизнь поэт собирал и записывал русские песни, любил их слушать.
К семи годам он уже хорошо говорил и читал по-французски, и даже сам сочинял небольшие пьесы на французском языке.
Как-то он лег спать и долго не засыпал. «Что ты, Саша, не спишь?» -спросили его. А он ответил: «Сочиняю стихи».
У отца была большая библиотека. Пушкин потихоньку забирался туда и читал все, что попадалось под руку.
Отец Пушкина, человек образованный, был знаком со многими русскими писателями, которые часто бывали у него в доме, говорили о литературе, читали свои сочинения. А маленький Пушкин смирно сидел где-нибудь в уголке и внимательно слушал.
Одиннадцати лет его увезли в Петербург и отдали а новое, только что открытое учебное заведение - Лицей, который находился в Царском Селе. На его торжественном открытии в актовом зале у стола, покрытого красным сукном с золотой бахромой, стояли первые воспитанники Лицея - тридцать мальчиков в одинаковых синих мундирах в обтяжку, высоких сапожках; тут же были преподаватели и гости. Говорили речи; потом мальчиков вызывали по списку, знакомились с ними.
Пушкин любил Лицей, своих учителей и однокашников, нашел среди них друзей на всю жизнь. Все воспитанники много читали, издавали рукописные журналы, пробовали и сами писать.
Пушкин закончил Лицей и поселился в Петербурге. Он много ездил по России и всегда очень много работал.
С каждым годом вы будете узнавать все больше и больше произведений А.С.Пушкина, по-новому, по-взрослому поймете их и научитесь, как сказал его друг, «отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях».
КОТ: Да, ребята это правда. Вы будете расти и все больше и больше узнавать. А сейчас давайте попросим Сказочницу показать нам эти чудесные книги с картинками.
СКАЗОЧНИЦА: Я бы рада, да только сегодня вот что приключилось. Вышли картинки-иллюстрации с утра погулять, да позабыли, в какой сказке живут. Теперь не знают, куда домой возвращаться.
КОТ: Ну, это не беда. Ребята такие смышленые, что быстро помогут иллюстрациям вернуться в свои сказки. Верно, ребята?
(Дети рассматривают иллюстрации и определяют, из какой уйти картинки. За правильный ответ Кот дает фишку.)
КОТ: Иллюстрации уютно расположились у себя в сказках, и мы можем смело отправляться к нашему Сказочному морю.
(Дети переходят в другую часть зала.)
В нем живут сказочные герои. Попробуйте их узнать.
Дети повторяют за Котом, имитируя руками волны: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, сказку послушай, замри!»
(Все замирают, звучит аудиозапись отрывков из сказки с голосом персонажей - Золотой рыбки, Царевны Лебеди, старика, Старшего богатыря. Игра повторяется несколько раз. За правильный ответ дается фишка. Кот подходит к дереву и имитирует удивление.)
СКАЗОЧНИЦА: Ребята, мне кажется, Кот ученый что-то учуял. Похоже, на нашем Сказочном дереве выросло что-то необычное. Точно, здесь какие-то
свитки. Вот, посмотрите!
(Снимает с дерева свернутые в трубочку свитки и раздает по одному каждой команде. Дети разворачивают их.)
КОТ: Я хоть и ученый, а вот в толк не возьму, что здесь написано. Наверное, это герои сказок опять решили ребятам испытание устроить.
СКАЗОЧНИЦА: Ты прав, Кот ученый, герои сказок Пушкина зашифровали на этих листках свои имена, но узнать их можно. Надо только ключик к шифру найти.
КОТ: (принюхивается). Мне кажется, вот и ключи к шифрам.
(Достает из поддерева схемы.) Попробуйте, ребята, разгадайте, чье имя зашифровано на вашем листе.
Проводится конкурс «Прочитай слова».
1. | Лебедь | ||||
А | Л | Е | г | Ж | К |
О | м | Б | Е | п | Ш |
У | в | С | Д | ь | Н |
И | А | Г | 3 | т | Р |
2. Старик | |||||
Б | С | У | л | р | Д |
Ж | т | м | ш | 3 | П |
Н | А | р | и | с | В |
Г | Е | и | к | А | О |
3. Царица | |||||
ц | Б | о | ж | К | д |
А | Р | и | Ц | Е | н |
И | М | л | А | Р | и |
г | 3 | п | С | В | т |
Когда задание выполнено, команды поочередно называют отгаданные слова. За правильный и быстрый ответ команда получает фишку.
СКАЗОЧНИЦА: Садитесь поудобнее, я прочитаю вам несколько отрывков из сказок А.С.Пушкина, а вы догадайтесь, откуда они.
(Читает по два отрывка из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказки о царе Салтане...»).
Дети со Сказочницей обсуждают, из каких произведений эти отрывки, какие герои в них присутствуют, что они делают.
Можно использовать любые отрывки из сказок Пушкина (на усмотрение педагога). Также можно использовать аудиозапись.
КОТ: В Сказочной Стране можно побывать где угодно. А хотите попасть в театр и превратиться в актеров, режиссеров, костюмеров, гримеров?
(Под музыку дети отправляются в другую часть зала, где все приготовлено для инсценирования. На большом столе лежат костюмы, декорации, грим и т.п. Взрослые помогают детям готовиться к разыгрыванию сцен.)
1. ЭТАП. Дети выбирают, кто какую роль будет играть: артиста, костюмера и т.д.
2. ЭТАП. Выбирают нужные костюмы, декорации, грим.
3. ЭТАП. Готовятся к инсценированию.
Далее команды показывают свои сюжеты из сказок. Кот и Сказочница хвалят ребят и предлагают обратить внимание на свои подносы, посчитать количество фишек.
КОТ: Мур-р-р, а у меня и награды есть для вас! Вот они, под Сказочным деревом!
Кот вручает книги со сказками А. С.Пушкина, желает им узнать еще больше произведений великого поэта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» тема: «Домашние животные»
В работе представлен учебно-методический материал по предмету «Развитие речи и окружающий мир». Материал урока подобран в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями уч...
Конспект совместной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ во второй младшей группе "БЕЛЫЙ СНЕГ ПУШИСТЫЙ".
методическое пособие для совместной деятельности с детьми...
открытый просмотр образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие по Никольскому району"
Нод по развитию у детей интересов к прошлому своего края, своего народа,его культуре в подготовительной группе...
открытый просмотр образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие по Никольскому району"
Нод по развитию у детей интересов к прошлому своего края, своего народа,его культуре в подготовительной группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Снег-снежок» для детей младшего дошкольного возраста
I. ЦельЗакрепление знания детей о снеге....
Развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, способствующих развитию речи, в младшем школьном возрасте
Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности. Мотив...
«Развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, способствующих развитию речи, в младшем школьном возрасте»
Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности. Мотивы развития речи в 1 и 2 классах не только продолжают сохраняться, но и усиливаются, развиваются. Поэтому это время самое...