Валеологизация учебного процесса
методическая разработка (2 класс) по теме
О проблеме сохранения детского здоровья уже сказано не мало. В данном материале предлагаются разнообразные комплексы релаксационных упражнений, которые можно использовать на различных этапах урока. Применяя их постоянно,, мы будем поддерживать не только достаточный уровень работоспособоности детей на уроке, но и обеспечивать валеологизацию учебного процесса в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valeologizaciya_uchebnogo_processa.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Валеологизация учебного процесса
Тихомирова Клавдия Карповна,
учитель начальных классов
МАОУСОШ № 8 г. Старая Русса
Пробле6ма здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение?» Все блага к которому мы стремимся воспитывая и обучая ребёнка — ничто, по сравнению со здоровьем. Фраза «Здоровый нищий счастливее большого короля» глаголит неоспоримую истину.
Здоровье — это не только отсутствие болезни, а сочетание полного благополучия человека.
Благополучие физическое, психологическое, социальное. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать, который может и призвана школа.
Систематически работая по теме Валеологизация учебного процесса создала определенную систему упражнений для глаз, рук, физкультминутки, мозговую и дыхательную гимнастику.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
- И.п. - основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки — выдох. Смотреть на руки. Повторить 4 — 6 раз.
- И.п. - стоя, руки вперед. Круговые движения руками и в другом направлении — 10-15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с. в левую сторону, затем 5 с в правую.
- И.п. - то же. Одну руку поднимать, другую опускать, затем наоборот — 20-15 с. Сопровождать движение рук взглядом.
- И.п. - основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения глазами в одном и другом направлении 10-15с.
- И.п. - стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10с., затем в правую — смотреть на правую кисть 10с.
- И. п. - основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какогй — либо предмет.
- И. п. - то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-9 раз. Смотреть на какой — либо предмет.
С целью профилактики появления близорукости и ее прогрессирования используются такие специальные упражнения для глаз, которые можно применять как в регламентированных занятиях физический культурой,так и самостоятельно. Особенно желательно включать эти упражне6ния в физкультминутки, проводимые на уроках.
Приводим таких несколько упражнений, предложенных профессором Э.С. Аветисовым.
1. И. п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3.5.с., затем открыть глаза на 3 -5 с. Повторить 5-7 раз.
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.
2. И. п. - сидя. Моргать быстро в течении 20 — 30 с.
Упражнение улучшает кровообраще6ние.
3. И. п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1 — 2 с. снять пальцы с век. Повторить 3 — 4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
4. И. п. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторить в течение 20-30 с.
Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
5. И. п. - стоя. Смотреть перед собой 2 — 3 с., поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 — 30 см от глаза, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 — 5 с., опустить руку. Повторить 5 — 6 раз.
МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Сохранение душевного спокойствия
Раздражать точки для концентрации внимания.
Упражнение 1
Большой палец руки относится к меридиану дыхательной системы. Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки.
Повторять это раз 5. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия — вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой руки.
Упражнение 2.
Когда наконец наступил момент выступления или начала письменной экзаменационной работы, сжимают пальцы в к4улак с загнутым внутрь большим пальцем, связанным с сердечно — сосудистой системой. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, делают вдох. Повторяйте это 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект.
Упражнение помогает также в точном запоминании важных вещей.
Устранение психической напряженности
Упражнение с орехами устраняет напряженность
Упражнение 1.
Делают 2 орехами круговые движения в каждой ладони.
Упражнение 2.
Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на стороне ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения ( 3 минуты)
Упражнения для повышения памяти
Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их друг к другу, сгибая их в наружную сторону. То же упражнение делают также для большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и безымянца (для каждой руки 20 раз).
Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого остального пальца (для каждой руки 20 раз)
Повышение внимательности
Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Не забывайте делать выдох через рот при каждой смене рук.
Утверждение воли
За активную деятельность головы упражнениями для больших пальцев рук.
Упражнение 1.
На большом пальце руки располагается активная точка «Сиосе» по мередиану легких. Это означает наличие непосредственной связи большого пальца с легкими. Для утверждения воли тщательно массируют, раздражают оба бока большого пальца большим и указательным пальцами другой руки.
Для каждого пальца 3 раза по 2 минуты.
Упражнение 2.
Сильно раздражают основание (возвышение) большого пальца левой и правой руки большим пальцем другой руки. Это придает связи большого пальца с головным мозгом жизнедеятельность, что в свою очередь делает деятельность головы более активной. Тогда Вы можите более активно относиться к новым идеям и замыслам.
Каждый день обязательно делайте эти упражнения. Это сделает Вас активным человеком с твердой волей.
ПОВЫШЕНИЕ НАСТОЙЧИВОСТИ
Раздражать точки средними пальцами
Упражнение 1.
На темя, на точку пересечения линии, связывающей серединную точку на затылке с центром лба, и линии, связывающей уши друг с другом через верхнюю часть головы, надавливают подушечками сложенных средних пальцев в течение 3 секунд 3 раза. Применение средних пальцев тоже имеет смысл (точка «амон», точка «хякуэ»).
Упражнение 2.
Точку «кэнсё», расположенную на 7 см выше наружной лодыжки, нажимают подушечкой среднего пальца 3 раза по 3 сек. Точка принадлежит меридиану желчного пузыря, который с ногтя четвертого пальца ноги поднимается по наружной поверхности с задней стороны ноги и ведет к бокам поясницы.
СНЯТИЕ УСТАЛОСТИ РУК
Расслаблять напряженные мышцы упражнениями для рук.
Упражнение 1.
Руки, поднимают вперед, причем запастья должны находиться выше уровня плеч. В этом положении машут запастьями и тем самым снимают напряжение рук, затем расслабив плечи, опускают руки. Это должно способствовать снятию усталости.
Упражнение 2.
Если все еще6 остается, скажем, боль в руках, тщательно массируют внутреннюю и наружную стороны локтя пальцами противоположной руки, как это показано на рисунке. Там располагаются активные точки «кёкутаку», «кёкути», «сёкай», «тэ — санри».
Упражнение 3.
При сопровождении напряжения и боли в плечах и шейной области, расслабив руки, делают плечами круговые движения в направлении «вперед — вверх — взад — вниз». После окончания вращения обоих плеч тщательно массируют указательные пальцы. Это раздражает точки на плечах и шейной области. Итак, взаимное усиленное действие должно способствовать снятию усталости рук.
УТОМЛЕНИЕ НЕРВНОЙ УСТАЛОСТИ
Массируют мизинцы до полного расслабления.
Упражнение 1.
Точка воздействия — на мизинце, который принадлежит меридиану сердца. Меридиан начинается от сердца, проходит по середине тела и через диафрагму, огибает тонкие кишки. Тщательно массируют и раздражают оба мизинца.
Упражнение 2.
Затем разгибают обе руки над головой. Зацепляют руки друг с другом кончиками их пальцев, как показано на рисунке, и притягивают их попеременно в правую и левую сторону. При этом тка и наклоняют тело в ту и другую сторону. Притягивают руки в ту и другую сторону в течение 5 сек. А наклонение тела влево и вправо по 3 раза.
ПОВЫШЕНИЕ АВНОСЛИВОСТИ
Точки на безымянном пальце и кисти
Упражнение 1.
Массируют безымянный палец и точку «йоти» пальцами другой руки. При этом снимают напряжение с живота и делают глубокий вздох, затем, медленно делая выдох, нажимают указанные точки. Это более благотворно воздействует (10 раз).
Упражнение 2.
В положении сидя на стуле закидывают правую ногу на левую и с усилием прижимают верхнюю ногу к нижней, а последнюю к первой. Прижимать в течение 5 секунд, затем ослабляют усилие.
Суть этого упражнения заключается в том, чтобы при расположении усилия одновременно напрягать задний проход. При выполнении упражнения воспринимайте сами таковое ощущение.
УСПОКОЕНИЕ НЕРВНОГО РАЗДРАЖЕНИЯ
Упражнения можно делать на производстве, сидя на стуле
Упражнение 1.
Неглубоко садятся на стул. До отказа поднимают пе5редние части ступней и одновременно поднимают ноги с пола. При этом слегка закрывают глаза, ослабляют напряжение в плечах и расслабляют все тело.
При этом напрягать мышцу живота тоже неплохо.
Упражнение 2.
Активная точка на руке располагается на мизинце. Слегка и тщательно массируют мизинец кончиками пальце другой руки.
Постоянные занятые по горло служащие чаще страдают нервным раздражением. В таком случае важно успокоиться, сделать пердышку и обветриться. Такие упражнения вполне можно выполнить и на производстве.
СНЯТИЕ УСТАЛОСТИ ГЛАЗ
Слегка брать и нажимать пальцами внутренние уголки глаз
Упражнение 1.
Непринужденно закрывают глаза, снимают напряжение с плеч и в удобном положении в течение 1 минуты. При этом слегка берут и нажимают внутренние уголки глаз подушечками большого и указательного пальцев руки (6 раз)
Упражнение 2.
Точки под глазами слегка нажимают подушечками указательного и среднего пальцев, двигая ими по кругу (1 минуту)
ВЛИВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ
Без труда можно его добиться упражнением в положении стоя на изогнутых ногах
Упражнение 1.
За головой сцепляют указательные пальцы друг с другом, выпячивают грудь и отгибаются. Ноги расставляют примерно на ширину плеч, а носки туфель обращают наружу. Делая выдох, спокойно опускают поясницу. Согнув ноги в коленных суставах до крайней возможности, приостанавливаются в течение 5 секунд. Выдерживая верхную часть тела в том же положении, медленно встают и делают вдох (по утрам и вечерам по 10 раз)
При этом с усилием тянут сцепленные указательные пальцы в противоположные друг к другу стороны. Лучше разнообразить движение ног: например, сначала приставляют колени друг к другу, а затем постепенно отъединяют их друг от друга.
Упражнение 2.
Положив орех или гольфный мяч под талию, слегка приподнимают голову и плечи. Тогда орех вдавливается в точку «сансёю» на пояснице. Упражнение это наверстывает энергию за считанные минуты. Оно благотворно воздействует при выполнении его 10 минут до сна.
Ежедневное повторение этих упражнений способствует укреплению и других внутренних органов, а также повышению физической силы всего тела.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК
- И. п. - руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.
- И.п. - и то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево, пальцем правой — вправо.
- И. п. - то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая — вправо и наоборот.
- И. п. - то же. Вращая кистями рук, как в упражнении 3, поднять и опустить руки до исходного положения.
- И. п. - то же. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой, к себе и от себя.
- И. п. - руки с сомкнутыми пальцами ладонями вперед. Отвести большие пальцы рук в сторону и поочередно к ним, начиная с указательного пальца, присоединить все остальные. Далее отвести в сторону мизинцы и поочередно присоединить к ним все остальные пальцы.
- И. п. - пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, потянуться руками вперед.
- И. п. - руки вытянуты вперед, ладони в сторону. Сцепить пальцы рук в «замок», завернуть руки к себе, вернуться в исходное положение.
- И. п. - пальцы рук сцеплены в «замок». Свободное движение пальцев в «замке».
- Расслабить кисти рук, встряхнуть ими в так музыки или произвольно.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ НОГ
- Стоя обопритесь руками на спинку стула и несколько раз высоко поднимитесь на пальцы и медленно опуститесь на пятки.
- Походите босиком по комнате, поднимаясь как можно выше на пальцы и медленно опускаясь на пятки.
- Походите на пятках, поднимая как можно выше переднюю часть ступни, не дотрагиваясь ею до пола. Выполняя это упражнение, ставьте ступни на пятки, попеременно обращая пальцы внутрь и наружу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
- Стоя около парты
Комплекс 1
1. И. п. - основная стойка, руки на пояс.
1 — руки в стороны; 2 — руки вверх, хлопок над головой; 3 — руки в стороны; 4 — исходное положение.
- И. п. - стойка ноги врозь, руки вниз
1 — руки вверх; 2-3 — наклон вперед, хлопки по коленям; 4 — исходное положение.
- И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — поворот вправо, правую руку в сторону; 2 — исходное положение. То же влево.
- И. п. - основная стойка, руки перед грудью. 1 — руки вверх; 2 — наклон вправо; 3 — выпрямиться; 4 — исходное положение.
- И. п. - основная стойка, руки перед грудью. 1-4 — вращение кисти одной руки вокруг другой; 5-8 — в другую сторону.
СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
Комплекс 1
- И. п. - руки на парту. 1-2 — поднять руки вверх, прогнуться; 3-4 — исходное положение
- И. п. - руки на край парты, согнуты и сжаты в кулаки, 1-4 — выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты; 5-8 — исходное положение
- И. п. - руки за голову, локти вперед. 1-2 — развести локти в стороны; 3-4 — исходное положение.
- И. п. - руки к плечам. 1 — 3 — локти в стороны; 4 — исходное положение.
В игровом варианте 1
«Гуси — серые»
Гуси — серые летели /бег на месте или врассыпную, движения руками, как крыльями/
Да летели. Да, летели
И присели, посидели
Да и снова полетели
А потом опять присели
Игровое упражнение повторить 2-3 раза
В игровом варианте 2
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ(ходьба на месте)
Мы хлопаем рукам. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши)
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево)
Мы руки поднимаем (руки вверх)
Мы руки опускаем (руки вниз)
Мы руки разведем (руки в стороны)
И побежим кругом (бег)
Используемая литература
- В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины»
- Г.Ф. Моисеева (кандидат фармацевтических наук)
- «Наши зеленые целители»
- В.А. Иванченко (кандидат медицинских наук)
- «Тайны русского закала»
- С.М. Мартынов ( врач — педиатр)
- «Здоровье ребенка в ваших руках»
- Колбанов «Об индивидуальном здоровье»
- М.С. Рузина «Страна пальчиковых игр»
- М.М. Кольцова «Пальчиковый игротренинг»
- Э.С. Аветисов «Упражнения для глаз»
- И. Цуцуми «Здоровье в пальцах рук»
- Е. Морсакова «Мы потопали ногами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса
Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...
Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.
Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться 1. Познавательные и социальные мотив...
Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)
Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....
Валеологизация образовательного процесса
1. Обоснование актуальности валеологизация образовательного процесса. Возможности валеологизации образовательной среды в начальной школе....
Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе
Публичное представление педагогического опыта...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
Применение на уроках ИКТ дает широкие возможности для развития знаково-символических универсальных учебных действий. Опоры-символы дают прочные знания благо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья посвящена использованию учебно-лабораторного оборудованя в процессе обучения, что способствует повышению познавательной активности, наглядности преподавания, формированию навыков самоконтроля, ...