Открытое занятие "Введение в программу "Занимательная наука""
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей 7-8 лет. Занятие разработано в соответствии с методическими рекомендациями и отвечает всем необходимым требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности | 48.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Созвездие»
Шатурского муниципального района Московской области
КОНСПЕКТ
вводного занятия «Введение в образовательную программу»
Автор – составитель:
Зайцева М.Н. ,
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория
г. Шатура, 2019 г.
Цель занятия: пробудить у детей интерес к экспериментальной деятельности, показать детям, что мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрывать собственными силами.
Задачи:
Обучающая:
- Формировать у детей первичное представление о некоторых свойствах физических явлений и химических реакциях;
- Способствовать овладению первичными навыками опытно-экспериментальной деятельности.
Развивающая:
- Развивать любознательность, наблюдательность и познавательную мотивацию;
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- Развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- Формировать умение оценивать свои возможности, адекватно относиться к своим успехам и затруднениям.
Воспитательная:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Задачи образовательных областей в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать эмоциональную отзывчивость, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- Развивать навыки общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками.
«Речевое развитие»
- Совершенствовать диалогическую речь.
Предпосылки учебной деятельности:
- Формировать умение определять свойства физических явлений;
- Формировать умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результатов;
- Развивать умение ребенка общаться с взрослыми и сверстниками, работать сообща.
Оборудование для педагога: ноутбук, мультимедийный проектор, карточки-схемы, таз с водой, магнит подковообразный (2 шт.), вода, емкость для воды, экспериментальный образец (салфетка с рисунком радуги).
Оборудование для детей: вода, емкость для воды (10 шт.), экспериментальный образец (салфетка с рисунком радуги) (10 шт.), колба пластиковая (2 шт.), железный шарик (2 шт.), магнит (2 шт.), ложка железная (2 шт.), палочка деревянная (2 шт.), пинцет (2 шт.), колба стеклянная (5 шт.), стаканчик с водой ( 5шт.), пипетка Пастера (5 шт.), кувшин с подсолнечным маслом ( 5 шт.), сосуд с пищевым красителем ( 5 шт.), таблетка шипучая (5 шт.),
технологическая карта « Лавовая лампа» (5 шт.), цветок бумажный (30 шт.)
Используемая литература :
- Дыбина О.В. Неизвестное рядом / О.В. Дыбина .- М. : Сфера , 2012 .
- «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» / Конспекты занятий в разных возрастных группах.- СПб: Детство-пресс, 2013.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес/ Н.М. Зубкова.-СПб: Речь, 2006.
- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / Н.В. Исакова. - СПб: Детство-пресс, 2013.
- Источник: http://naukaveselo.ru
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание | Вид деятельности | Формы и методы работы | Наличие средств у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
| |||||
(Педагог приглашает детей в круг). Педагог: «Ребята, все воспитанные люди при встрече обязательно здороваются. Я предлагаю вам сейчас поздороваться со своими соседями справа и слева не совсем обычным способом. Так принято приветствовать друг друга в некоторых странах. Я буду называть страну, и показывать принятый там способ приветствия». (педагог озвучивает варианты приветствий и показывает действия:
(Деи занимают места на стульях, стоящих полукругом ) | Социально- коммуникативное развитие | Игра-приветствие | - | Формировать эмоциональную отзывчивость, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми |
Педагог: «Мы с вами поприветствовали друг друга. Ваши имена я вижу на бейджиках, и можно сказать, что я с вами познакомилась. А теперь настала пора вам познакомиться со мной. Меня зовут Зайцева Мария Николаевна. Я педагог детского центра «Созвездие». Под моим руководством в центре действует творческое объединение «Занимательная наука». Такое название выбрано не случайно, на наших занятиях мы учимся наблюдать, делать предположения и проверять их, а еще экспериментировать. А вы когда-нибудь экспериментировали?» / Ответы детей / Педагог: «А что же это такое – эксперимент?» / Ответы детей / Педагог: «Давайте проверим наши предположения. К какому источнику информации мы можем обратиться?» / Ответы детей / (Вывод: для уточнения информации можно обратиться к следующим источникам информации: словари, сеть Интернет, телевидение.) Педагог: «Мы с вами люди технически продвинутые, поэтому я предлагаю обратиться к поисковой системе сети Интернет. Окей Google, что такое эксперимент?» (Аудиофайл на планшете) Голос: «Эксперимент – это научный опыт, в результате проведения которого мы обретаем знания о проверяемом явлении». Педагог: «Т.е. эксперимент необходим для науки! А вы хотели бы попробовать себя в роли настоящих экспериментаторов и окунуться в мир науки?» / Ответы детей / Педагог: «Тогда я приглашаю вас в секретную лабораторию, где хранятся секреты и тайны Вселенной. Хотите?» / Ответы детей / (Педагог приглашает детей занять места за столами) Педагог: «Но есть одно но….. В каждой лаборатории действуют строгие правила, которые мы должны соблюдать. Давайте посмотрим, что там можно делать, а чего нельзя». (На экран выводятся правила поведения и правила техники безопасности в картинках. Совместно с детьми педагог разбирает их.) Педагог: «Ну что, теперь мы готовы к работе». | Речевое развитие Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие | Диалог Понятийный словарь Работа с различными источниками информации Ситуативный разговор Работа с таблицей (на экране) | Совершенствовать диалогическую речь Развивать познавательную мотивацию Формировать навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым | Ребенок использует речь для построения речевого высказывания в ситуации общения Ребенок проявляет любознательность , интересуется причинно-следственными связями Ребенок пополняет свой словарный запас | |
| |||||
Педагог: «У меня к вам первый вопрос. Может ли вода течь вверх? / Ответы детей / Проверим? Опыт № 1 «Живая радуга» (индивидуальная работа, эксперимент проводится детьми с опорой на показ и объяснения педагога ) Педагог: «Сейчас вместе со мной вы проведете этот эксперимент. Будьте внимательны и аккуратны.
Наблюдаем». Педагог: «Как вы думаете, почему опыт называется «Живая радуга»?» / Ответы детей / Педагог: «Почему радуга стала подниматься вверх?» / Ответы детей / Педагог: «Так может ли вода течь вверх?» / Ответы детей / Педагог: «Итак, вывод: бумага состоит из волокон, при намокании, капельки поднимаются по волокнам вверх. Мы и открыли один из секретов воды: вода может течь вверх, а по-научному это называется капиллярный эффект. Давайте запомним этот секрет с помощью вот такой схемы». (Педагог вывешивает на магнитную доску карточку с результатом эксперимента) (На экране появляется видео – входящий звонок по Skaype) Педагог: «Мой лаборант звонит». Лаборант через видеозвонок: «Профессор, случилось невероятное. Железный шарик упал в колбу с водой. Если мы не извлечем его в течение 24 часов, он заржавеет и станет непригодным для работы». Педагог: «Сейчас я попрошу наших ребят решить эту проблему». Лаборант через видеозвонок: «Но профессор! Ой, ладно…» (связь прерывается) (Исследование) (работа в подгруппах) Педагог: «Но прежде чем мы приступим к решению этой проблемы, я предлагаю вам разделиться на 2 группы следующим образом: вы будете беспорядочно двигаться по площадке, в этот момент вы все являетесь «атомами». «Атомы» могут собираться в «молекулы». В «молекуле» может быть и два, и три, и пять «атомов». По моей команде нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам - «атомам» нужно будет схватиться друг за друга. Если я говорю «реакция идет по три», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу». (игра проводится 2 раза) (Дети поделены на 2 подгруппы по 5 человек, проходят к указанным столам) Опыт № 2 Педагог: «Итак, приступим. Вот вам вторая задача. Как достать железный шарик из колбы с водой, не выливая воды и не замочив рук? Сейчас каждая команда проведет исследование. На ваших столах лежат разные предметы, которые могут стать средством решения этой задачи. Я прошу вас сообща опробовать все эти средства, и принять решение – какое из них является самым лучшим, для решения нашей проблемной ситуации. Как только будете готовы – поднимите руку». (На столах лежат следующие предметы: ложки с длинной ручкой, палочки для суши, пинцеты, магниты) (Каждая из групп обозначает готовность к ответу поднятием руки) / ответы детей / Педагог: «В результате исследования мы пришли к следующему выводу: удобнее всего достать железный шарик из емкости с водой с помощью магнита. Таким образом, мы открыли один из секретов магнита: магнит притягивает железо и способен действовать через воду и пластик. Давайте запомним этот секрет с помощью вот такой схемы». ( Педагог вывешивает на магнитную доску карточку с результатом эксперимента) Педагог: «Мы открыли с вами два секрета, а перед тем, как раскрыть третий секрет, давайте отдохнем и наберемся сил» ( проводится физкультминутка) Педагог: «Так, у нас физкультминутка, (наклоны вперед)
(распрямились и тянем руки вверх) А теперь назад прогнулись. (наклоны назад) Голова устала тоже. (вращение головой) (наклоны головы влево и вправо) Хоть зарядка коротка, (повисли, наклонившись вперед) (Проводим 2 раза с небольшим убыстрением) (Педагог приглашает детей занять свои места за столами) Педагог: «Экспериментаторы, вы готовы раскрыть третий секрет? Самостоятельно! Без всяких подсказок!» /ответы детей/ Педагог: «Попробуйте сами создать лампу, но не обычную, а лавовую». (самостоятельная работа в парах по алгоритму без опоры на показ педагога) Педагог: «Работать вы будете в парах. Поэтому хочу вас предупредить, чтобы ваш эксперимент удался, вы должны правильно распределить обязанности между собой и строго выполнять инструкцию - алгоритм, который лежит перед вами». Опыт № 3 «Лавовая лампа» (педагог обращает внимание детей на технологическую карту и содержимое подноса, удостоверившись, что дети понимают принцип работы, наблюдает) (Принцип работы: выполнить действия, указанные в карте, наполнив емкость веществами в правильной последовательности: в колбу налить масло, воду, краситель, добавить шипучую таблетку. В результате выполнения этой инструкции дети самостоятельно провели эксперимент «Лавовая лампа») / Дети работают на фоне песни «Волшебники» Сл. Энтина Ю. , Муз. Минкова М./ Педагог: «Посмотрите, какая красота у вас получилась. Просто волшебство! Как вы думаете – в чем секрет этого волшебства?» /ответы детей/ Педагог: «Итак. Масло и вода не смешиваются. Вода плотнее масла, поэтому она опустилась на дно емкости. Когда мы бросил шипучую таблетку в жидкость, она начала взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделился углекислый газ, который, подхватывая частицы воды с красителем, устремился вверх. Далее газ благополучно покинул емкость, а частицы подкрашенной воды вернулись обратно вниз. И так далее. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект лавы». Педагог: «Вот мы открыли еще один секрет – Масло и вода не смешиваются, имеют разную плотность. Давайте запомним этот секрет с помощью этой схемы». ( На магнитную доску выставляется карточка с результатом эксперимента) | Проблемная ситуация Экспериментирование Решение проблемной ситуации Сюрпризный момент Проблемная ситуация Исследование Решение проблемной ситуации Физкультминутка Проблемная ситуация Экспериментирование Наблюдение за объектом Работа со схемой Работа в парах Решение проблемной ситуации | Емкость с водой, экспериментальный образец (салфетка с рисунком радуги) Колба с водой, железный шарик, магнит Колба, кувшин с растительным маслом, стакан с водой, сосуд с пищевым красителем, шипучая таблетка, технологическая карта | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования Формировать первичное представление о свойствах воды Развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать , делать выводы Совершенствовать диалогическую речь Формировать навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым Развивать двигательную активность детей Формировать первичное представление о свойствах магнита Развивать двигательную активность детей Снять эмоциональную нагрузку
Формировать первичное представление о плотности жидкостей их взаимодействии друг с другом | Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями Ребенок пытается самостоятельно найти объяснение явлениям природы; склонен наблюдать , экспериментировать Ребенок овладевает элементарными представлениями из области естествознания
Ребенок активно взаимодействует со сверстниками , совершенствует навык самостоятельной работы и работы в малых группах Ребенок учится наблюдать, исследовать, делать выводы Ребенок совершенствует навык самостоятельной работы, работы в паре, навык работы по алгоритму Ребенок овладевает элементарными представлениями из области естествознания | |
| |||||
Педагог: «К сожалению, время работы в нашей секретной лаборатории заканчивается. Мы сегодня открыли очень важные секреты. Давайте вспомним какие?» (опираясь на карточки с результатами экспериментов, дети проговаривают, какие секреты были открыты ими сегодня на занятии) Педагог: «Вы сегодня хорошо потрудились! А что для вас было самым интересным?» /ответы детей/ Педагог: «Что было трудно выполнять?» /ответы детей/ Педагог: «Как бы вы продолжили предложение «Теперь я могу…» /ответы детей/ Педагог: «О чем вы расскажите своим друзьям и родителям?» /ответы детей/ Педагог: «А хотите ли вы в дальнейшем прикоснуться к миру науки и продолжить экспериментальную деятельность? А чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выбрать цветок: Красный – если вам понравилась сегодняшняя работа, и вы хотите продолжить ее в будущем; Желтый – если вам не понравилась сегодняшняя работа, но вы, может быть, попробуете экспериментальную деятельность вновь; Голубой – если вам не понравилась сегодняшняя работа, и вы не хотите заниматься экспериментальной деятельностью в будущем». (дети выбирают из трех предложенных цветов один, соответствующий настроению) Педагог: «Вы выбрали цветок. А знаете ли вы что он не простой, а волшебный? Он распускается только в тех руках, которые имеют волшебную силу. Сегодня мы прикоснулись к тайнам окружающего нас мира, открыли лишь малую часть из всех ее секретов. Давайте посмотрим, обрели ли мы волшебную силу – самим открывать эти тайны. Положите его в воду крестиком вниз». (Дети опускают цветы в воду на фоне песни «Волшебный цветок» Сл. Пляцковского М. Муз. Чичкова Ю. ) ( в результате действия капиллярного эффекта цветы «распускаются», детям этот эксперимент не объясняется. ) Педагог: «На прощанье хочу вам пожелать: Познавайте, учитесь, экспериментируйте, друзья! Потому что наука - это здорово!» | Рефлексия Беседа Похвала | Файлы с цветками красного, желтого и голубого цвета | Формировать умение оценивать свои возможности, адекватно относиться к своим успехам и затруднениям | Ребенок овладевает навыками самоанализа |
Методическое обеспечение занятия
- Картотека игр на приветствие для детей младшего школьного возраста, игр для деления на команды
- Картотека физкультминуток
- Аудиофайлы: словарная статья, песня «Волшебники» Сл. Энтина Ю. , Муз. Минкова М., песня «Волшебный цветок» Сл. Пляцковского М. Муз. Чичкова Ю.
- Видеофильм «Правила поведения и техника безопасности», «Звонок лаборанта»
- Картотека опытов с описанием
- Карты с результатами экспериментов
- Технологические карты для проведения опытов
- Шаблон цветочка для проведения эксперимента «Распустившийся цветок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
торжественная линейка "Открытие дней наук"
Торжественная линейка, посвященная открытию дней наук. После открытия дней наук, последуют предметные недели. И завершаются дни наук научно-практической конференцией....
Открытие Декады Наук
сценарий торжественного открытия Декады наук для начальной школы...
открытое внеклассное мероприятие по математике царица всех наук
внеклассное мероприятие по образовательной программе Начальная школа 21 века...
Сценарий открытия 1 научно-практической конференции"Ученье с увлечением - старт в науку!"
Сценарий открытия 1 научно-практической конференции"Ученье с увлечением - старт в науку!"...
Сценарий открытия III окружной научно - практической конференции "Ученье с увлечением - старт в науку!"
Сценарий открытия научно - практической конференции. Здесь можно найти стихи, песни и сценку для открытия НПК для учеников начальной школы....
Открытое внеклассное мероприятие, проводимое в рамках «Фестиваля наук»
Открытое занятие , посвященное Дню науки....
Открытый урок по окружающему миру "Наука история. Исторческие источники"
В этом открытом уроке собраны разные кусочки материалов с разных сайтов, книг и головы. И подготовлен для своего класса....