Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения.
статья по теме

Сорокина Светлана Александровна

Материал представляет собой статью о проблемах обучения русскому языку детей мигрантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_migrantami.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения.                  

Процессы миграции привели к значительному увеличению численности в образовательных учреждениях детей, для которых русский язык не является родным. В настоящее время при декларируемом ныне личностно-ориентированном подходе к образованию главной ценностью объявляется личность ребенка.                                  

 Именно личность ученика-мигранта прежде всего нуждается в защите. Защищенность личности школьника складывается из относительно-устойчивого, надситуативного чувства собственного достоинства, свободы, ощущения своей нужности и значимости в стенах школы, стремления положительно проявить себя, которые должны поддерживаться и стимулироваться педагогическими средствами.
        Педагогическая помощь предполагает оказание отдельным учащимся или группам детей содействия, подкрепления и конкретных образовательных услуг для преодоления или смягчения тех жизненных обстоятельств, которые необходимы им для улучшения их социального положения.
        Наиболее типичные трудности детей связаны с отличием программ обучения от привычных им, с языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений. В результате наблюдаются общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям школьной администрации,  наличие негативных стереотипов, прежде всего – по отношению к выходцам с Кавказа, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания.
         Знание второго языка (русского языка) позволяет разным этносам избежать недопонимания, недоразумений в общении и взаимодействии. Итак, если ребенок-мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе в России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка.

Здесь возникает ряд проблем, с которыми сталкивается учитель.                                          

                                                                                                         

         Во-первых, это процесс адаптации ребёнка к школьной среде. Необходимо помнить о том, что владение русским языком, умение общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, без которых невозможна социальная адаптация и интеграция учащегося.

Длительность процесса адаптации зависит от двух факторов:

  1. На какой ступени обучения ребёнок стал обучаться русскому языку в России.
  2. Как давно он проживает в стране.

Во-вторых, это неполный методический аппарат, который должен в себя включать:

  1. нормативные документы (критерии отметок, ЗУН и т.д.)
  2. коррекционно-развивающие программы
  3. методические разработки

При отсутствии полного методического аппарата эти дети обучаются по общеобразовательным программам.

У детей-мигрантов есть одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерности русского языка они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Для речевого развития данной категории школьников характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизм в связных высказываниях, ограниченный словарный запас и другие  недочёты, обусловленные прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в общении с родителями, приводящим к интерференции разных языковых систем. Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи.  Каждый учитель стремится создать условия для успешности своих учеников, тем более, если в его классе обучаются дети мигрантов (дети-инофоны).                                                                                        

Перед учителями  встаёт проблема: Как обучать этих детей русскому языку, если некоторые плохо говорят и понимают по-русски и  не знают значение многих слов, как построить предложение и устно его произнести.                                          

Работа с детьми-инофонами состоит из двух направлений:

Первое направление- социальная адаптация этих учащихся

Чтобы помочь детям-инофонам  адаптироваться к изменившейся среде вокруг них, учитель должен вести постоянную целенаправленную работу. В чём эта работа может заключаться:                            

  1. Включенность детей в массовые мероприятия класса и школы.
  2. Посещение кружков на базе школы.
  3. Проведение классных часов и бесед на темы, связанные с дружбой, толерантностью, оказанию помощи в различных делах.
  4. Работа с родителями.

                                                                                                   

         Консультирование родителей по различным вопросам,  активное привлечение их  к жизни школы и класса.                                           

Залогом успеха обучения детей-инофонов русскому языку является владение русским языком родителей этих детей. Возможность оказать помощь  своему ребёнку является немало важным обстоятельством не только в обучении,  но и в развитии учащегося.

Второе направление - создание дополнительного методического материала.

                                                                                                             

  1. Методика исследование речевого развития.
  2. Тестовые материалы.
  3. Ленты для звукового анализа.
  4. Карточки по чтению.                                                            
  5. Развивающие игры.                                                              
  6. Разработка программы для дополнительных занятий.
  7.  Привлечение электронных пособий.                                  

 В заключение  надо сказать, что решение возникающих проблем при обучении детей мигрантов русскому языку, возможно только при наличии сотрудничества школы в лице педагогов и психолога, ученика и его родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения.

Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения. ...

Лингводидактические основы обучения русскому языку детей-билингвов и детей инофонов.

В материале представлены лингводидактические особенности обучения русскому языку детей-билингвов и детей-инофонов...

Статья учителя начальных классов на тему: «Проблемы обучения русскому языку и литературному чтению в полиэтнических классах»

Статья учителя начальных классов на тему: «Проблемы обучения русскому языку и литературному чтению в полиэтнических классах»...

Упражнения для обучения русскому языку детей-мигрантов

Предлагаемые упражнения по русскому языку предназначены для работы с детьми-мигрантами, обучающимися в общеобразовательных школах  России....

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения...