Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения.
статья по теме
Материал представляет собой статью о проблемах обучения русскому языку детей мигрантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_migrantami.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения.
Процессы миграции привели к значительному увеличению численности в образовательных учреждениях детей, для которых русский язык не является родным. В настоящее время при декларируемом ныне личностно-ориентированном подходе к образованию главной ценностью объявляется личность ребенка.
Именно личность ученика-мигранта прежде всего нуждается в защите. Защищенность личности школьника складывается из относительно-устойчивого, надситуативного чувства собственного достоинства, свободы, ощущения своей нужности и значимости в стенах школы, стремления положительно проявить себя, которые должны поддерживаться и стимулироваться педагогическими средствами.
Педагогическая помощь предполагает оказание отдельным учащимся или группам детей содействия, подкрепления и конкретных образовательных услуг для преодоления или смягчения тех жизненных обстоятельств, которые необходимы им для улучшения их социального положения.
Наиболее типичные трудности детей связаны с отличием программ обучения от привычных им, с языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений. В результате наблюдаются общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям школьной администрации, наличие негативных стереотипов, прежде всего – по отношению к выходцам с Кавказа, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания.
Знание второго языка (русского языка) позволяет разным этносам избежать недопонимания, недоразумений в общении и взаимодействии. Итак, если ребенок-мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе в России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка.
Здесь возникает ряд проблем, с которыми сталкивается учитель.
Во-первых, это процесс адаптации ребёнка к школьной среде. Необходимо помнить о том, что владение русским языком, умение общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, без которых невозможна социальная адаптация и интеграция учащегося.
Длительность процесса адаптации зависит от двух факторов:
- На какой ступени обучения ребёнок стал обучаться русскому языку в России.
- Как давно он проживает в стране.
Во-вторых, это неполный методический аппарат, который должен в себя включать:
- нормативные документы (критерии отметок, ЗУН и т.д.)
- коррекционно-развивающие программы
- методические разработки
При отсутствии полного методического аппарата эти дети обучаются по общеобразовательным программам.
У детей-мигрантов есть одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерности русского языка они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Для речевого развития данной категории школьников характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизм в связных высказываниях, ограниченный словарный запас и другие недочёты, обусловленные прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в общении с родителями, приводящим к интерференции разных языковых систем. Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. Каждый учитель стремится создать условия для успешности своих учеников, тем более, если в его классе обучаются дети мигрантов (дети-инофоны).
Перед учителями встаёт проблема: Как обучать этих детей русскому языку, если некоторые плохо говорят и понимают по-русски и не знают значение многих слов, как построить предложение и устно его произнести.
Работа с детьми-инофонами состоит из двух направлений:
Первое направление- социальная адаптация этих учащихся
Чтобы помочь детям-инофонам адаптироваться к изменившейся среде вокруг них, учитель должен вести постоянную целенаправленную работу. В чём эта работа может заключаться:
- Включенность детей в массовые мероприятия класса и школы.
- Посещение кружков на базе школы.
- Проведение классных часов и бесед на темы, связанные с дружбой, толерантностью, оказанию помощи в различных делах.
- Работа с родителями.
Консультирование родителей по различным вопросам, активное привлечение их к жизни школы и класса.
Залогом успеха обучения детей-инофонов русскому языку является владение русским языком родителей этих детей. Возможность оказать помощь своему ребёнку является немало важным обстоятельством не только в обучении, но и в развитии учащегося.
Второе направление - создание дополнительного методического материала.
- Методика исследование речевого развития.
- Тестовые материалы.
- Ленты для звукового анализа.
- Карточки по чтению.
- Развивающие игры.
- Разработка программы для дополнительных занятий.
- Привлечение электронных пособий.
В заключение надо сказать, что решение возникающих проблем при обучении детей мигрантов русскому языку, возможно только при наличии сотрудничества школы в лице педагогов и психолога, ученика и его родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы обучения русскому языку в начальной школе в свете психоречевого развития детей логопатов.
Статья о недостатках устной и письменной речи обучающихся....
Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения.
Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения. ...
Лингводидактические основы обучения русскому языку детей-билингвов и детей инофонов.
В материале представлены лингводидактические особенности обучения русскому языку детей-билингвов и детей-инофонов...
Статья учителя начальных классов на тему: «Проблемы обучения русскому языку и литературному чтению в полиэтнических классах»
Статья учителя начальных классов на тему: «Проблемы обучения русскому языку и литературному чтению в полиэтнических классах»...
Упражнения для обучения русскому языку детей-мигрантов
Предлагаемые упражнения по русскому языку предназначены для работы с детьми-мигрантами, обучающимися в общеобразовательных школах России....
Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения
Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения...