"Музыка и движение"
материал (1,2,3,4 класс) на тему
сборник практических материалов к учебным занятиям по программе дополнительного образования танцевального коллектива "Созвездие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_dvizhenie.doc | 155.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………4
Азбука музыкального движения………………………………………………..7
Игры на занятиях………………………………………………………………..14
Танцевальные этюды……………………………………………………………27
Литература……………………………………………………………………….38
Пояснительная записка
Известно, как велика сила эмоционального и нравственного воздействия
музыки, как важно переживать ее в движении. Необходимо помнить, что именно в дружественном союзе музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы зарождаются творческие способности. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.
Ребенка необходимо подвести к осознанию того, что у танца, как и у каждого вида искусств, есть свои выразительные средства. У живописи – 7 цветов радуги, у музыки – 7 волшебных нот. А у танца – 7 движений: приседания, прыжки, притопы, «каблучок», «носочек», движения корпуса, движения рук. Это те 7 танцевальных нот, из которых рождается музыка танца.
В структуре сборника выделяются следующие разделы:
«Азбука музыкального движения»,
«Игры на занятиях»,
«Танцевальные этюды»
Целью сборника «Музыка и движения» является: формирование умения создавать музыкально – двигательные образы, целостно воспринимая музыку. Использование на занятиях данного материала решает следующие задачи:
1. Познакомить с элементами музыкальной грамоты: темп, ритм, жанр, характер, динамика, структура музыкального произведения
2. Развивать и совершенствовать танцевальные и исполнительские способности воспитанников
3. Создать условия для развития творческих способностей обучающихся
Предложенные игры и этюды адаптированы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Язык танца для детей должен быть полноценным и красочным, выражающим мысли и чувства.
Используя игры из раздела «Азбука музыкального движения» на занятиях, дети учатся воспринимать динамические оттенки, как способ выражения характера музыки, ощущать роль темпа и его значение, учатся воспринимать ритм как организующее начало в музыке, знакомятся с музыкальными формами, учатся определять жанр музыки и передавать в танцевальных движениях их характерные особенности.
Воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными умениями и навыками. Воспитывать это чувство необходимо на самых ранних стадиях обучения хореографии.
Игра – непременный спутник детства. Это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Игры заменяют детям труд, они вводят ребенка в жизнь, в общение с окружающей природой, способствуют приобретению знаний. Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Понять природу игры – это понять природу счастливого детства. Во втором разделе сборника «Игры на занятиях» представлены развивающие и музыкальные игры. Главное назначение, развивающих игр, - развитие личности воспитанников, коррекция того, что в них заложено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. С одной стороны, предлагается ребенку пища для подражания, с другой – представляется поле для фантазии и творчества.
Игры с музыкальным сопровождением, музыкальные игры, занимают особое место в музыкальном развитии ребенка. Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в звуковых образах. Известна, вызванная ростом детского организма, потребность в движении. А удачно подобранная музыка эмоционально окрашивает движения, облегчает восприятие, отдаляет момент усталости.
Игра – мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации. Благодаря играм, дети учатся доверять самим себе и всем людям. В игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад.
Танцевальный этюд – это мини-танец, который может повторяться несколько раз подряд в разных танцевальных рисунках в зависимости от качества исполнения детьми. В 3 разделе «Танцевальные этюды» представлены танцевальные композиции, имеющие сюжетную линию. Этот фактор обеспечивает лучшее восприятие и усвоение танцевальных движений, развивает эмоциональную активность
У каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.
Планируя занятие, необходимо помнить, что главная задача педагога – приобщить детей к удивительному миру танца и музыки, способствовать их эстетическому развитию.
АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Игры для развития умения ориентироваться в пространстве
«Трансформеры»
Цель: обучение детей исполнять бег-захлест, танцевальный щаг, подскоки. Развитие умения ориентироваться в пространстве: построение в пары, врассыпную, способность имитировать движения птиц, животных, неживую природу, транспортные средства.
Ход игры. Дети исполняют под музыку бег-захлест (танцевальный шаг или
подскоки – по заданию педагога). Ведущий подает команды:
- «Слияние» (дети соединяются в пары),
- «Активизация» (дети расходятся по одному),
- «Трансформируюсь в паровоз»,
- «Трансформируюсь в дерево»,
- «Трансформируюсь в ветер»,
- «Трансформируюсь в птицу»,
- «Трансформируюсь в зверя» и т.д.
«Солдаты»
Цель: обучение исполнению шага с высоким подниманием колена и натянутой стопой, развитие умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры. Дети строятся в колонну по одному и маршируют под музыку за
направляющим, в разных направлениях по танцевальному залу,
исполняя задания педагога:
- по кругу,
- по прямой,
- по диагонали,
- по периметру зала,
- «змейкой»
«Перестроение»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, перестраиваться из одного танцевального рисунка в другой.
Ход игры. Педагог дает детям задания:
♦ построиться в колонну по одному;
♦ построиться в колонну по 2;
♦ образовать два круга;
♦ образовать круг;
♦ встать врассыпную;
♦ построиться в шеренгу;
♦ построиться в две шеренги;
♦ построиться в диагональ
Игры для развития умения определять характер музыкального произведения
«Тихо – громко»
Цель: обучение умению определять динамические оттенки музыки и двигаться в соответствии с их сменой, закрепляя исполнение танцевальных шагов и движений.
Ход игры. Дети становятся свободно по танцевальному залу. Варианты:
1. При громком звучании музыки – дети исполняют танцевальный шаг,
при тихом звучании – ходьба на полупальцах;
2. При громком звучании музыки – ходьба с высоким коленом,
при тихом звучании – танцевальный шаг;
3. При громком звучании музыки – исполняют подскоки,
при тихом звучании – исполняют «гусиный» шаг.
«Образные шаги»
Цель: обучение умению двигаться под определенную музыку танцевальными шагами в соответствии с характером предложенного животного.
Ход игры. Дети становятся свободно по танцевальному залу. Педагог предлагает детям изобразить животных танцевальными шагами:
♦ цапля – ходьба с высоким подниманием колен, руки сложены за
спиной;
♦ зайчик – прыжки, ноги вместе, руки перед грудью;
♦ лиса – шаги на полупальцах;
♦ медведь – шаги на внешней стороне стопы;
♦ бабочка – бег на полупальцах со взмахами крыльев;
♦ пингвин – мелкие шаги по выворотной позиции;
♦ гусь – ходьба в присяде на полупальцах
«Прогулка»
Цель: обучение умению определять музыкальные и танцевальные жанры – вальс, марш, полька, сиртаки, и передавать танцевальными движениями их характерные особенности. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
Предварительная работа: прослушать музыку вальса, польки, сиртаки, марша. Скакалка кладется посередине зала, кегля ставится сбоку.
Ход игры. ♦ при звучании музыки вальса – дети кружатся на полупальцах
вокруг себя;
♦ при звучании музыки марша – дети строятся в колонну у кегли
и маршируют на месте или за направляющим;
♦ при звучании музыки польки – дети образуют круг и исполняют
подскоки по линии танца;
♦ при звучании музыки сиртаки – дети строятся вдоль скакалки,
кладут руки друг другу на плечи и исполняют приставные шаги
с притопом или киком.
«Музыкальные змейки»
Цель: обучение умению определять музыкальные и танцевальные жанры – вальс, полька, марш. Развитие умения двигаться в колонне за водящим.
Ход игры. Дети делятся на 3 команды и строятся в 3 колонны в разных
частях зала. У каждой команды своя музыка – вальс, полька, марш
( 3 детские песни). Когда звучит музыка команды, то соответствующая
колонна двигается в любом направлении по залу за водящим. Когда
происходит смена музыки, то та команда, которая двигалась садится в
упор присев. Если звучит незнакомая музыка, то колонны
возвращаются на свои места.
Игры для развития умения определять ритмический рисунок
«Ходьба с заданиями»
Цель: обучение умению ходить под ритм музыки, выполняя при этом определенные задания на ритмический рисунок (хлопки, притопы, движения руками).
Ход игры. Ходьба с заданиями по танцевальному залу:
а) акцентировать хлопками сильную долю музыки;
б) на счет 1 – притоп, на счет 2-4 – пауза;
в) акцентировать каждый шаг хлопком;
г) на счет 1 – хлопок, на счет 2-4 – шаги;
д) на счет1-4 – шаги, руки в стороны,
на счет 5-8 – шаги, руки вниз;
е) тройной шаг, с остановкой на счет 4;
ж) на счет 1-4 – шаги по залу, на счет 5-8 – только хлопки
«Горошинки»
Цель: обучение детей умению хлопками исполнять ритмический рисунок некоторых музыкальных произведений.
Ход игры. Дети садятся в свободном расположении по танцевальному залу.
Внимательно слушают музыкальный отрывок из произведения или
популярной песни. После прослушивания, дети хлопают в такт
музыки. Усложнить можно отстукивание хлопками ритма без звучания
музыкального произведения, с педагогом. Предлагаемые
произведения: «Два веселых гуся», «Маленькой елочке»,
«Чунга - чанга» и др.
«Эхо»
Цель: обучение умению повторять заданный ритмический рисунок хлопками, притопами, шагами, бегом, подскоками. Развитие творческих способностей.
Ход игры.
1 вариант.
Педагог прохлопывает задуманный ритм руками или задает ритм
ногами (можно скомбинировать ритм), а дети должны повторить
предложенный ритм.
Усложнение: ребенку дается задание самому придумать ритм из
любого положения, а вся группа должна повторить его.
2 вариант.
Педагог отхлопывает придуманный ритм, а ребенок старается этот
ритм: ♦ танцевальным шагом,
♦ бегом,
♦ подскоками
«Музыкальное эхо»
Цель: обучение умению исполнять хлопками ритмический рисунок некоторых музыкальных произведений, выделять сильную долю такта.
Ход игры. Дети садятся в свободном расположении по танцевальному залу.
Слушают внимательно отрывок музыкального произведения, а по
окончанию звучания: ♦ повторяют мелодию хлопками,
♦ выделяют хлопками сильную долю,
♦ исполняют по одному.
Игры для развития умения определять строение музыкального произведения
«Песенка - чудесенка»
Цель: обучение детей умению отличать в песне запев, припев, проигрыш, менять танцевальные движения в зависимости от смены частей произведения. Развитие творческого начала.
Ход игры. Дети стоят в свободном расположении по залу.
♦ при звучании запева исполнять ходьбу с высоким подниманием
колена;
♦ при звучании припева исполнять подскоки;
♦ при звучании проигрыша исполнять движения руками в стиле
импровизации.
«Дирижер»
Цель: обучение умению отличать в песне запев, припев, проигрыш, вступление, изменять движения руками в зависимости от смены частей произведения. Развитие творческих способностей.
Ход игры. Дети стоят лицом в круг, выбирается дирижер. Все дети смотрят
на него и повторяют за ним движения руками, которые он делает в такт
музыки. В любой момент педагог может поменять дирижера, дети
должны быть готовы к этому. Дирижером может быть и педагог.
Одно из обязательных условий игры – при смене частей
произведения, дирижер должен отреагировать на это и изменить
свое движение. Дети должны стараться не повторять движения друг
за другом, а придумывать свое.
ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ
Развивающие игры
«Угадай кто это»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, произвольной памяти, разговорной речи.
Ход игры. Дети свободно распределены по залу. Каждый ребенок выбирает
кого-нибудь из товарищей по группе и наблюдает за ним (цвет волос,
глаз, как одет, обут, особые приметы). Затем педагог вызывает одного
ребенка из группы, который должен описать свой объект, не
поворачиваясь к детям. После описания педагог задает
дополнительные вопросы о внешности объекта. Весь коллектив
угадывает описываемого. Оценивается правильность ответов
вызванного ребенка.
«Произошло событие»
Цель: развитие воображения и фантазии, умения эмоционально и выразительно рассказывать придуманное.
Ход игры. Дети должны придумать как можно больше событий, которые могли бы произойти после того как:
♦ девочка уронила на пол карандаш;
♦ из окна выбросили кусочек булочки;
♦ мальчик чиркнул спичкой;
♦ кто-то на улице разбил банку варенья;
♦ учитель открыл журнал;
♦ садовник из шланга стал поливать клумбу;
♦ мальчик взял чужой велосипед;
♦ посреди дачи выросла елка
«Кто как сидел»
Цель: развитие произвольной памяти, внимания и наблюдательности.
Ход игры. Дети сидят на полу в полукруге, из них выбираются двое
ведущих. Водящие запоминают, в каком порядке дети сидят и выходят
из зала. Дети меняются местами. Первый водящий восстанавливает
прежнюю расстановку, а второй водящий дополняет или исправляет
ошибки.
Усложнения: ♦ изменить только позы;
♦ разрешить поменяться деталями одежды
«Звукоуловители»
Цель: развитие слуховой памяти, произвольного внимания.
Ход игры. Дети садятся в полукруг на пол. Настроиться на прослушивание
звуков в трех точках пространства и запоминать их. Педагог
командует: «улица», «зал», «коридор». После прослушивания педагог
вызывает одного ребенка и просит рассказать, что он слышал.
Другие дети могут дополнять.
«Превращение карандаша»
Цель: развитие воображения и фантазии, используя прием имитации действий со знакомыми предметами.
Оборудование: карандаш любого цвета.
Ход игры. Дети садятся на пол в полукруг. Педагог отдает крайнему
карандаш, а он превращает его в другой предмет. Чтобы было понятно
в какой предмет, нужно проделать с ним действия, свойственные этому
предмету. После угадывания детьми – передать дальше по кругу.
Нельзя повторять придуманное.
«Сочини сказку»
Цель: развитие разговорной речи, воображения, фантазии, умения согласовывать свои действия с действиями партнера.
Ход игры. Дети садятся в полукруг. В сказках происходят разные чудеса и
события. Каждый ребенок должен придумать такую фразу, чтобы
выстроить сюжет. Например, первый говорит:
«Аленушка в лесу собирала грибы»;
второй: «Она собрала почти полное лукошко»;
третий: «Вдруг она увидела большой белый гриб»;
четвертый: «Она наклонилась, чтобы его сорвать, и услышала…»
«События в картинке»
Цель: развитие произвольной памяти, внимания, наблюдательности, воображения, умения согласовывать свои действия с партнерами.
Ход игры. Дети садятся в полукруг. Педагог пускает по кругу репродукцию
картины, открытку или фотографию. После того, как ее просмотрели
на несколько раз, картину убирают. Воспитанники должны,
обсуждая вместе, вспомнить:
♦ содержание картины;
♦ сюжет картины;
♦ основные события;
♦ отдельные человеческие действия;
♦ характеры людей;
♦ биографии людей и их изменения под влиянием изображенного
на картине события;
♦ окружающая природа
«Мячики со словами»
Цель: развитие быстроты реакции, навыков владения с мячом, умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Ход игры. Дети стоят свободно по залу. Ребенок, у которого в руках мяч,
подкидывает его и называет любое существительное в И.п. Тот, кто
поймал мяч, мгновенно добавляет к нему подходящий по смыслу
глагол. Облако….. плывет. Костер….. горит.
В дальнейшем темп игры ускоряется.
«Художественная галерея»
Цель: развитие памяти, наблюдательности, творческих способностей, умения согласовывать свои действия с партнерами, чувства коллективизма.
Педагог выбирает из группы одного водящего, он выходит из зала.
Все остальные дети составляют из себя фрагменты из знакомых
сказок: «Колобок»,
«Теремок»,
«Репка»,
«Кот в сапогах» и т.д.
Водящий должен угадать из какой сказки эти персонажи.
Музыкальные игры
«Разминка для лица»
Цель: развитие мимических мышц лица, обогащение актерского мастерства.
Ход игры. Игру можно проводить стоя или сидя, каждое движение исполняется 16 раз.
♦ Нижняя челюсть – одна из подвижных частей лица:
- движение из стороны в стороны;
- движение вперед и в себя;
- оттягивание вниз;
- сжатие зубов
♦ Губы: - зажать верхними зубами нижнюю челюсть;
- зубами нижней челюсти зажать верхнюю губу;
- зажать две губы в ниточку-поцелуй;
- нижней губой постараться дотянуться до носа;
- то же самое двумя губами;
- в этом положении пошевелить вверх-вниз, вправо-влево;
♦ Щеки: - надуть поочередно то одну, то другую щеку;
- надуть обе щеки;
- втянуть две щеки;
♦ Нос: - сморщить и расслабить;
- приподнимание ноздрей по очереди (вдыхание табака)
♦ Веки: - нервный тик;
- моргание двумя глазами;
- моргание по очереди глазами;
♦ Глаза – одно из выразительных средств лица:
- закатить вверх и опустить вниз;
- движение из стороны в сторону;
- движение по кругу в одном и другом направлении;
- скосить и развести;
♦ Брови: - поднятие вверх;
- опускание вниз
Это основные элементы движений разминки. Они проходят по принципу
постепенного увеличения темпа и усложнения координации. Можно
придумать свои движения вплоть до шевеления ушами.
Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р. Шумана, «Вальс-шутка», муз. Д. Шостаковича.
«Рисунок пальцами»
Цель: развивать произвольное внимание, ассоциативную память, творческие способности.
Дети делятся на две команды. Выходит один представитель команды и
под музыку рисует в воздухе различные предметы, животных, машины.
Соперники должны угадать и назвать нарисованное. Оценивается
Количество правильных ответов. Затем выходит представитель другой
команды.
Музыкальное сопровождение: «Времена года», Апрель. Октябрь., П. И. Чайковский.
«Оживи предмет»
Цель: развитие воображения, фантазии, памяти, умения производить действия с воображаемыми предметами.
Дети сидят в полукруге, сидящий с краю ребенок, подходит к столу и
берет с него книгу. Педагог говорит: «У тебя в руках …котенок.
Ребенок идет на свое место, проделывая с этим предметом ряд
логических действий, которые возможны с ним (погладить, покормить
котенка, поиграть с ним). Потом ребенок передает книгу следующему.
Педагог говорит: « У тебя в руках …чайник». Оценивается
разнообразие действий, производимых с предметом.
Музыкальное сопровождение: «Романс», муз. Г. Свиридова.
«Маски»
Цель: развитие мимических мышц лица, обогащение исполнительского мастерства детей, добиваться яркого и выразительного лица.
Ход игры. Маски проучиваются под музыку. Удерживается в течении музыкальной фразы. Постепенно увеличивается скорость возникновения и исчезания маски. Потом нужно добиваться быстрого перехода из одной маски в другую.
♦ Радость:
рот растянуть в улыбке, губы и зубы приоткрыты, глаза широко
открыты;
♦ Удивление:
нижняя челюсть оттягивается вниз, рот раскрывается буквой «О» до
отказа, брови поднимаются вверх, глаза открываются изо всех сил;
♦ Испуг:
голова втягивается в плечи, глава сильно зажмуриваются, губы
поджимаются;
♦ Плач:
этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не
позволять детям использовать руки и голос;
♦ Кокетство:
голова слегка наклонена или повернута, губы поджаты, глаза
смещены до отказа в сторону вверх или вниз;
♦ Ненависть:
губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из –под
лобья.
Музыкальное сопровождение: «Аквариум», муз. К. Сен-Санса, «Шествие гномов», муз. Э. Грига.
«Театр»
Цель: развитие умений отображать мимикой лица многообразие человеческих эмоций.
Ход игры: дети свободно садятся по залу, закрыв ладонями лицо. Педагог говорит: «Занавес открывается». Дети медленно открывают лицо. Педагог рассказывает ситуацию, а дети, представив ее, под музыку, изображают чувства.
♦ Сосредоточенность. Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага.
♦ Хорошее настроение. Мама послала сына в магазин: «Купи печенье и конфеты. Мы попьем с тобой чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было хорошее настроение.
♦ Раздумье. Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец, он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?
♦ Круглые глаза. Однажды мальчик увидел в подъезде удивительную сцену и написал об этом: «Я шел из школы. Зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там …. котенок».
♦ Болит живот. Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, живот болит!
Ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим
Мы хвораем Том и Тим.
♦ Соленый чай. Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, не глядя, положил в него 2 ложки сахара, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту.
♦ Удивление. Девочка очень удивилась: она увидела, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл – из чемодана выпрыгнула собачка.
♦ Страх. Мальчик боится быть один. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь. Вдруг в комнате кто-то притаился. Что тогда?
♦ Золушка. У Золушки печальное настроение – она потеряла туфельку.
♦ Грязь. Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к другу. Ему надо было перейти через дорогу, где шли ремонтные работы и было все перекопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки.
♦ Остров плакс. Путешественник попал на остров плакс, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети отталкивают его и продолжают реветь.
♦ Я устал. Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я очень устал».
♦ Первый снег. Много дней шел холодный дождь и дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не пускали на улицу. Вот и сегодня он проснулся и подумал, что не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от удивления – все было покрыто белым снегом.
♦ Стыдно. Жила девочка Галя, и была у нее любимая кукла. Однажды она положила куклу спать и ушла, а кот Васька прыгал и уронил ее на пол. Пришла Галя домой и стала ругать Ваську: «Зачем ты уронил мою куклу?». А Васька голову опустил – стыдно ему.
♦ Король не в духе. Ребенок действует по тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
И стучал кулаком.
Был король Боровик не в духе –
Короля покусали мухи.
♦ Сердитые мальчики. Мальчики поссорились, они очень сердиты: брови сдвинуты, размахивают руками, наступают друг на друга – вот-вот подерутся.
♦ Отчаяние. Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он потерялся. Мальчик пошел на вокзальную площадь, он в смятении, не знает что делать.
♦ Гордый орел. Ребенок может взобраться на стул – камень.
Вот за решеткой горд, но зол сидит орел
Могучих крыльев гордый взмах внушает страх.
Давно ль громады грозных скал он облетал,
И камнем падал на врага свысока.
Он был свободный властелин своих вершин
Теперь в неволе горд, но зол сидит орел.
Музыкальное сопровождение: «Время, вперед», муз. Г. Свиридова, отрывки из балета «Золушка», муз. С. Прокофьева.
«Работа с воображаемым предметом»
Цель: развитие творческих способностей, умения производить определенные действия с воображаемым предметом.
Ход игры. 1. Нужно вдеть нитку в иголку, завязать узелок. Нанизать на эту
нитку бусинки красного и белого цвета, беря их из разных
коробок. Положить бусы педагогу на стол.
2. По мотивам сказки Андерсена «Новое платье короля». Два
мальчика одевают короля, а две девочки – королеву. Нужно
придумать в какие в какие одежды будете одевать, как пришивать
нужные детали.
3. Индивидуальные задания: пришить пуговицы, постирать,
Почистить туфли, поиграть с куклой, помыть посуду.
Музыкальное сопровождение: «Ноктюрн», муз. Ф. Шопен.
«Общая работа»
Цель: развитие памяти, воображения, умения слаженно работать в паре, имитировать определенные действия людей.
Ход игры. Вызываются два участника из группы, им дается задания:
♦ сообща поднять и перенести воображаемое бревно с места на
место;
♦ сидя в лодке, синхронно грести (у каждого одно весло);
♦ распилить дрова двуручной пилой;
♦ накачать воду при помощи пожарной помпы.
Музыкальное сопровождение: отрывки из симфонической сказки «Петя и волк», муз. С. Прокофьева.
«Игра со стулом»
Цель: развитие воображения, памяти, умения манипулировать стулом.
Ход игры. Дети сидят в полукруге. Каждый ребенок подходит и изменяет
положение стула, фиксирует его и возвращает в И.п. Каждый
следующий повторяет действие предыдущего, добавляя свое,
фиксирует и возвращает в И.п. Вращать стул нельзя. Играют 10 детей.
Музыкальное сопровождение: «Танцующие Эвридики», муз. И. Крутого.
«Угадай животное»
Цель: развитие произвольного внимания, ассоциативной памяти, умения имитировать характерные повадки животных, расширение кругозора.
Ход игры. Каждый ребенок придумывает животное, которое будет
изображать (образ жизни, повадки, манеру поведения). Остальные
дети внимательно смотрят и угадывают животное. Можно
домашних и диких животных разделить. Оценивается оригинальное
исполнение.
Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз. Д. Кабалевского, «Тройка», муз. П. Чайковского.
«Зоопарк»
Цель: формирование умения имитировать характерную манеру поведения животных. Развитие творческих способностей.
Ход игры. Все дети стоят в центре, а 4 ребенка занимают углы зала, - это
4 «клетки для зверей». Все дети идут в первую клетку шагом,
заданным педагогом или ребенком из «клетки». Подойдя, дети хором
спрашивают: «Кто живет в этой клетке?». Ребенок отвечает «В этой
клетке живет…»(называет животное). Звучит музыка, и все дети
изображают заданное животное. Музыка смолкает и все дети в центре
собираются, кроме того, кто живет в следующей «клетке».
Музыкальное сопровождение: «Осенний сон», муз. А. Джойса, «Серенада солнечной долины».
«Море волнуется»
Цель: формирование умения фиксировать свое тело в определенной позе, развитие творческих способностей.
Ход игры. Дети свободно стоят по залу, повторяя за педагогом слова и
действия, которые он производит в такт текста.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
На месте морская фигура замри!
Дети замирают в позах, соответствующих теме:
Звери,
Космос,
Птицы,
Звери,
Импровизация и т.д.
Поза сохраняется до окончания музыки.
Музыкальное сопровождение: «Нептун», муз. Г. Хольста.
«Магазин игрушек»
Цель: формирование умения перевоплощаться, исполнять разные роли: одушевленные и неодушевленные. Развитие умения исполнять танцевальный шаг.
Ход игры. Педагог выбирает детей на роли продавца и покупателя. Все
остальные дети исполняют роли игрушек. Покупатель выходит
из зала, а продавец расставляет игрушки по залу и узнает кто
какую игрушку будет изображать. Педагог объявляет: «Магазин
игрушек открывается». Входит покупатель. Его встречает
продавец и спрашивает: «Какую игрушку вы бы хотели купить?»
Покупатель ходит по магазину танцевальным шагом и смотрит
любую понравившуюся ему игрушку. Продавец включает и
выключает, выбранную покупателем, игрушку. После просмотра
игрушек, покупатель выбирает себе понравившуюся. Ребенок,
выполняющий роль выбранной игрушки, становится продавцом.
Музыкальное сопровождение: отрывки из балета «Щелкунчик», муз. П. Чайковского.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ
Этюд «Роли – боли»
Этюд исполняется в свободном расположении по танцевальному залу, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены.
1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, руками справа от бедра
имитируется стирка белья;
3-4 – двойное покачивание бедрами влево, руками слева от бедра
имитируется стирка белья;
5-6 – наклон корпуса вперед, руками перед грудью исполняется
движение «роли – боли» (выжимаем белье);
7-8 – наклон корпуса назад, руками продолжать выполнять движение
«роли – боли»;
1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, руки ставятся как на парту -
правая рука вверху, ей выполняются два круговых движения
(раскручиваем веревку);
3-4 – двойное покачивание бедрами влево, руки меняют положение,
теперь левая рука выполняет круговые движения;
5 – шаг правой ногой вперед, высоко подняв колено, правую руку
поднять вверх (вешаем белье);
6 – шаг левой ногой вперед, левую руку поднять вверх;
7 – хлопок двумя руками перед грудью;
8 – прыжок, ноги на ширине плеч.
Усложнение:
По окончании этюда повернуться вправо и исполнить его боком к зрителю, затем снова поменять положение – спиной к зрителю, и еще раз поменять положение – другим боком к зрителю. Вернуться в первоначальное положение.
Этюд «Помощники»
Исполняется этюд в свободном расположении по танцевальному залу, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены.
1-4 – покачивание бедрами вправо на каждый счет, правой рукой справа от
бедра имитируется «распиливание дров», акцент локтем
на себя;
5-8 – покачивание бедрами влево на каждый счет, левой рукой слева от бедра
имитируется «распиливание дров»;
1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, справа от тела имитируется
забивание гвоздей, дважды ударяют кулачком о кулак;
3-4 – двойное покачивание бедрами влево, слева от тела имитируется
забивание гвоздей;
5-8 – повторить движение, имитирующее забивание гвоздей;
1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, правой рукой «красим потолок»,
высоко подняв руку вверх, левая рука на поясе;
3-4 – двойное покачивание бедрами влево, наклон корпуса вперед,
правой рукой «макаем кисть» слева от ноги;
5-8 – повторить движения, имитирующие покраску потолка;
1-4 – присаживаясь вниз, покачиваем бедрами на каждый счет, прямыми
руками перед собой «разглаживаем обои»;
5-8 – движение руками и бедрами повторяется, а на ногах поднимаемся
во весь рост.
Усложнение: заменить движение «разглаживание обоев» на «побелку потолка – 2 приставных шага вправо, правой рукой белим потолок и 2 приставных шага влево, левой рукой белим потолок.
Этюд «Поезд»
Этюд исполняется на середине танцевального зала, ноги у танцоров вместе, руки согнуты в локтях, сбоку от тела.
1-8 – 8 шагов на месте с высоким подниманием коленей, согнутые в локтях
руки двигаются вдоль тела;
1-2 – сделав шаг вправо, ноги становятся на ширине плеч. Исполняется
двойное покачивание бедрами вправо, правую поднятую руку вверх,
согнув локоть, дважды опустить к бедру;
3-4 – двойное покачивание бедрами влево, повторяется движение рук, но
исполняется левой рукой;
5- 8 – повторить движения, исполняемые на счет 1-4;
1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, правую руку поднять вверх и
кистью махнуть вправо, голову повернуть вправо;
3-4 - двойное покачивание бедрами влево, левую руку поднять вверх и
кистью махнуть влево, голову повернуть влево;
5-8 – повторить исполнение движений на счет 1-4;
1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, ладони обеих рук кладутся под
правую щеку, голова наклонена вправо;
3-4 - двойное покачивание бедрами влево, ладони обеих рук кладутся под
левую щеку, голова наклонена влево;
5-8 – повторить исполнение движений на счет 1-4;
Усложнение:
Этот этюд можно исполнять в продвижении. Дети строятся в колонну друг за другом. Выбирается водящий, за которым будет следовать «поезд». Сначала роль «паровоза» исполняет педагог.
Этюд «Слоники»
Этюд исполняется на середине танцевального зала, ноги у танцоров вместе, руки сложены перед грудью, как на парте.
1-4 – вывести правую ногу вправо и закрыть ее дважды, руки раскрыть:
правая - вверх, левая - в сторону и закрываются тоже дважды;
5-8 - вывести левую ногу влево и закрыть ее дважды, руки раскрываются:
левая - вверх, правая - в сторону и закрываются тоже дважды;
1-4 – дважды вывести правую ногу назад на носок и закрыть, руки вперед
раскрываются и закрываются дважды;
5-8 - дважды вывести левую ногу назад на носок и закрыть, руки вперед
раскрываются и закрываются дважды;
1-2 – шаг вправо, левым коленом достать до правого локтя;
3-4 – шаг влево, правым коленом достать до левого локтя;
5-8 – повторить движения счета 1-4;
1-2 – два прыжка на правой ноге, левая нога выкидывется вперед на 45º;
3-4 – два прыжка на левой ноге, правая нога выкидывется вперед на 45º;
5-6 – два прыжка, ноги вместе с поворотами бедра, руки в стороны;
7-8 – два прыжка ноги вместе с хлопками внизу-вверху;
1-4 – три приставных шага с высоким коленом вправо – кик левой ногой
крестом перед правой, руки на поясе;
5-8 - три приставных шага с высоким коленом влево – кик правой ногой
крестом перед левой;
1-4 – три шага вправо с высоким коленом в повороте – кик повторить;
5-8 – три шага влево с высоким коленом в повороте – кик повторить;
1-4 – два боковых галопа вправо – два кика левой ногой вправо;
5-8 – два боковых галопа влево – два кика правой ногой влево;
1-4 – 4 хлопка спереди – сзади корпуса;
5-8 – 4 подскока на месте.
Этюд «Топ и хлоп»
Этюд исполняется в свободном расположении по танцевальному залу. Руки на поясе, ноги вместе.
1-4 – хлопки у левого плеча в синкопированном ритме;
5-8 – хлопки у правого плеча в синкопированном ритме;
1-4 – четыре хлопка прямыми руками справа налево над головой;
7-8 – два хлопка по передним мышцам бедра;
1-6 – три притопа правой ногой;
7-8 – два притопа правой ногой на каждую долю;
1-8 – повторение ритмического рисунка притопами левой ногой;
1-2 – шаг вперед с правой ноги – притоп левой ногой;
3-4 – синкопированные хлопки перед грудью;
5-6 – шаг назад с левой ноги – притоп правой ногой;
7-8 – синкопированные хлопки перед грудью;
1-4 – три шага вокруг себя вправо – притоп левой ногой;
5-8 – три шага вокруг себя влево – притоп правой ногой;
1-4 – приставные шаги вправо с притопами левой ногой;
5-8 – наклон вниз, три хлопка по полу;
1-8 – повторить приставные шаги влево и хлопки о пол.
Этюд «Улыбка»
Этюд исполняется в свободном расположении по танцевальному залу. Руки на поясе, ноги вместе.
1-4 – четыре шага вперед с высоким подниманием коленей;
5-8 – четыре прыжка с хлопками, ноги вместе;
1-4 – четыре шага назад с высоким подниманием коленей;
5-8 – четыре прыжка с хлопками, ноги вместе;
1 – поднять правое колено вперед;
2 – выпрямить правую ногу в сторону на носок;
3-4 – сделав подскок на правую ногу, поднять левое колено вперед –
выпрямить левую ногу в сторону на носок;
5-8 – повторить движения на счет 1-4;
1-2 – отпрыгнуть вправо, не размыкая ног, развернуться в 8 точку зала;
3-4 – наклонить корпус вперед – выпрямиться;
5-6 – отпрыгнуть влево, развернуться во 2 точку зала;
7-8 – наклонить корпус вперед – выпрямиться;
Исполнять танцевальный этюд с улыбкой, об этом сообщает название этюда.
Этюд «Макарена»
Этюд исполняется в свободном расположении по танцевальному залу. Руки сложены на животе, ноги вместе.
1-8 – четыре приставных шага вправо, на каждый шаг правая рука
открывается вправо, не выпрямляясь в локте, и закрывается;
1-8 – четыре приставных шага влево, на каждый шаг левая рука
открывается влево, не выпрямляясь в локте, и закрывается;
1-2 – поставив ноги на ширине плеч, исполнить двойное покачивание
бедрами вправо, руки сомкнуть в «замок», согнув в локте, дважды
ударить по правому плечу;
3-4 – двойное покачивание бедрами влево, руками в «замке» дважды
ударить по левому плечу;
5-8 – исполняя двойное покачивание бедрами вправо-влево, руки в «замке»
ударяют по правому и левому бедру дважды;
1-8 – двойные покачивания бедрами, правый локоть поставить на левую руку
перед грудью, большим пальцем правой руки показывать назад;
1-8 – продолжая движение бедрами, руки: выпрямить правую руку вперед,
ладонью вниз, выпрямить левую руку, перевернуть правую ладонь,
перевернуть левую ладонь;
1-8 – правую руку положить на левое плечо, левую руку положить на правое
плечо, скрещенными руками круговые движения – хлопок;
Оставшиеся две 8-ки – дети исполняют импровизацию.
«Этюд по кругу»
Этюд исполняется лицом в круг, взявшись за руки.
1-2 – шаг вправо так, чтобы услышать этот шаг;
3-8 – исполняются шаги «плетенки» вправо;
1-2 – шаг влево так, чтобы услышать этот шаг;
3-8 – исполняются шаги «плетенки» влево;
1-4 – развернуться в пары лицом друг к другу, соединив руки «лодочкой»,
исполнить два приставных шага в круг;
5-8 – исполнить два приставных шага из круга;
1-4 – сохраняя позицию рук, исполнить в паре ходьбу с высоким
подниманием коленей по кругу;
5-8 – продолжая исполнять шаги с высоким подниманием коленей,
поменяться местами с партнером.
Повторить этюд, меняя местоположение по кругу.
Этюд «Я не хочу с тобой танцевать»
Дети стоят по кругу в парах, боком в круг, и произносят слова под которые выполняют движения.
«Я не хочу с тобой танцевать» -
дети отмахиваются друг от друга руками, мимикой лица выражая
недовольство;
«Лучше соседа к себе позвать» -
отворачиваются друга от друга и приглашают соседа движением
кистей рук;
«Правой рукой» -
протягивают друг другу правую руку через верх и пожимают ее;
«Левой рукой» -
протягивают друг другу левую руку через верх и пожимают ее,
правую руку опускают;
«Будем сейчас танцевать с тобой» -
четыре прыжка на месте с хлопками перед грудью;
1-4 – в круг три боковых галопа – притоп, руки «лодочкой»
сложены;
5-8 – три боковых галопа из круга – притоп;
1-8 – взявшись под правые руки, исполнить подскоки в паре
вокруг себя.
Танцевальные движения исполняются под музыкальное сопровождение.
Этюд «Автостоп»
Этюд исполняется в свободном расположении по танцевальному залу. Руки опущены, ноги на ширине плеч.
1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, правая рука согнута в локте,
большой палец правой руки показывает назад;
3-4 - двойное покачивание бедрами влево, левая рука согнута в локте,
большой палец левой руки показывает назад;
5-8 – покачивание бедрами на каждый счет, руки меняются соответственно;
1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, прямая правая рука вправо,
левая рука согнута в локте перед грудью, голова вправо;
3-4 - двойное покачивание бедрами влево, прямая левая рука влево,
правая рука согнута в локте перед грудью, голова влево;
5-8 – покачивание бедрами на каждый счет, руки меняются соответственно;
1-2 – выпад вправо, руками исполнить роли-боли перед грудью;
3-4 – вернуться назад, руки опустить вниз, дважды поднять плечи вверх;
5-8 – повторить движение влево;
1-6 – исполнить боковой галоп вокруг себя вправо, руки на поясе;
7-8 – исполнить поджатый прыжок с хлопком над головой.
Этюд «Крокодил Гена»
Этюд исполняется в свободном расположении по танцевальному залу. Руки согнуты в локтях, локти прижаты к телу, предплечья параллельно полу, ноги вместе.
1-2 – развернуть правый носок вправо, изобразив угол 90º , право предплечье
открыть на такой же угол. Раскрывается гармошка;
3-4 – повторить движение вправо;
5-8 – исполнить движение влево;
1-4 – раскрыть обе стопы наружу дважды, обе руки раскрыть в стороны
дважды – вернуться в исходное положение;
5-8 – раскрыть стопы пятками наружу дважды, руки не выпрямляя,
поднять локти до параллельности полу - вернуться в исходное
положение;
1-6 – исполнить «елочку» вправо шесть раз, начиная с носков;
7-8 – два поднятия на полупальцы с двумя хлопками;
1-6 – исполнить «елочку» влево шесть раз, начиная с носков;
7-8 – два поднятия на полупальцы с двумя хлопками;
Повторить танцевальный этюд сначала.
Литература
1. Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст]: практическое пособие /
Т. Барышникова. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.
2. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы
для детей [Текст]: практическое пособие / Г. А. Колодницкий. – М.: Гном –
Пресс, 2001. – 64 с.
3. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей
дошкольного и младшего школьного возраста [: практическое
пособие / Т. Ф. Коренева. – М.: Гном – Пресс, 2001. – 72 с.
4. Лисицкая, Т. С. Ритмическая гимнастика [Текст]: практическое пособие /
Т. С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 96 с.
5. Михайлова, М. А., Воронина, Н. В. Танцы, игры, упражнения для
красивого движения [Текст]: практическое пособие / М. А. Михайлова,
Воронина Н. В. – Я.: Феникс, 2000. – 68 с.
6. Роот, З. Я. Танцевальный калейдоскоп [Текст]: практическое пособие /
З. Я. Роот. – М.: Аркти, 2004. – 47 с.
7. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика [Текст]: практическое пособие /
С. Л. Слуцкая. – М.: Линка – пресс, 2006. – 272 с.
8. Фирилева, Ж. Е., Сайкина, Е. Г. Са – фи – дансе [Текст]: практическое
пособие / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. Спб.: Ленинградское
издательство, 2003. – 169 с.
9. Школа танцев для детей от 3 до 14 лет [Текст]: практическое пособие /
Спб.: Ленинградское издательство, 2009. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспекг урока для 2 класса Интегрированного курса « Музыка и движение»
При планировании уроков по программе физического воспитания для 2-го класса я решили использовать программу интегрированного курса « Музыка и движение»,...
План-конспекг урока для 2 класса Интегрированного курса « Музыка и движение»
При планировании уроков по программе физического воспитания для 2-го класса я решили использовать программу интегрированного курса « Музыка и движение»,...
Урок музыки в 5 классе "Музыка передает движение"
Презентация содержит иллюстрацитнный материал к песне "Тачанка" К. Листова...
Программа кружка "Музыка и движение"
Цель курса :формирование музыкальной культуры школьников, воспитание интереса к музыке, раскрытие внутренних связей с жизнью.Задачи:-развитие музыкально-творческих способностей детей; обуч...
Музыка передает движения
Конспект урока в 4 классе общеобразовательной школы...
Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" классы особый ребенок 2-8 год обучения
Пояснительная запискаПрограмма предназначена для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как тради...
Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Мир животных».
Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Мир жи...