"Музыка и движение"
материал (1,2,3,4 класс) на тему

сборник практических материалов к учебным занятиям по программе дополнительного образования танцевального коллектива "Созвездие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_dvizhenie.doc155.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                 

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………4                                                                                          

Азбука музыкального движения………………………………………………..7                                                                            

Игры на занятиях………………………………………………………………..14                                                                                                  

Танцевальные этюды……………………………………………………………27                                                                                            

Литература……………………………………………………………………….38                                                                                                            

        

Пояснительная записка

    Известно, как велика сила эмоционального и нравственного воздействия

музыки, как важно переживать ее в движении. Необходимо помнить, что именно в дружественном союзе музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы зарождаются творческие способности. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.

     Ребенка необходимо подвести к осознанию того, что у танца, как и у каждого вида искусств, есть свои выразительные средства. У живописи – 7 цветов радуги, у музыки – 7 волшебных нот. А у танца – 7 движений: приседания, прыжки, притопы, «каблучок», «носочек», движения корпуса, движения рук. Это те 7 танцевальных нот, из которых рождается музыка танца.

     В структуре сборника выделяются следующие разделы:

    «Азбука музыкального движения»,

    «Игры на занятиях»,

    «Танцевальные этюды»

      Целью сборника «Музыка и движения» является: формирование умения создавать музыкально – двигательные образы, целостно воспринимая музыку. Использование на занятиях данного материала решает следующие задачи:

1. Познакомить с элементами музыкальной грамоты: темп, ритм, жанр, характер, динамика, структура  музыкального произведения

2. Развивать и совершенствовать танцевальные и исполнительские способности воспитанников

3. Создать условия для развития творческих способностей обучающихся  

       Предложенные игры и этюды адаптированы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Язык танца для детей должен быть полноценным и красочным, выражающим мысли и чувства.

       Используя игры из раздела «Азбука музыкального движения» на занятиях, дети учатся воспринимать динамические оттенки, как способ выражения характера музыки, ощущать роль темпа и его значение, учатся воспринимать ритм как организующее начало в музыке, знакомятся с музыкальными формами, учатся определять жанр музыки и передавать в танцевальных движениях их характерные особенности.

     Воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными умениями и навыками. Воспитывать это чувство необходимо на самых ранних стадиях обучения хореографии.

        Игра – непременный спутник детства. Это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Игры заменяют детям труд, они вводят ребенка в жизнь, в общение с окружающей природой, способствуют приобретению знаний. Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

       Понять природу игры – это понять природу счастливого детства. Во втором разделе сборника «Игры на занятиях» представлены развивающие и музыкальные игры. Главное назначение, развивающих игр, -  развитие личности воспитанников, коррекция того, что в них заложено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. С одной стороны, предлагается ребенку пища для подражания, с другой – представляется поле для фантазии и творчества.

       Игры с музыкальным сопровождением, музыкальные игры, занимают особое место в музыкальном развитии ребенка. Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в звуковых образах. Известна, вызванная ростом детского организма, потребность в движении. А удачно подобранная музыка эмоционально окрашивает движения, облегчает восприятие, отдаляет момент усталости.

     Игра – мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации. Благодаря играм, дети учатся доверять самим себе и всем людям. В игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад.

    Танцевальный этюд – это мини-танец, который может повторяться несколько раз подряд в разных танцевальных рисунках в зависимости от качества исполнения детьми. В 3 разделе «Танцевальные этюды» представлены танцевальные композиции, имеющие сюжетную линию. Этот фактор обеспечивает лучшее восприятие и усвоение танцевальных движений, развивает эмоциональную активность

     У каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.        

 Планируя занятие, необходимо помнить, что главная задача педагога – приобщить детей к удивительному миру танца и музыки, способствовать их эстетическому развитию.

 

         

 

     

АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

 Игры для развития умения ориентироваться в пространстве  

«Трансформеры»

Цель: обучение детей исполнять бег-захлест, танцевальный щаг, подскоки. Развитие  умения ориентироваться в пространстве: построение в пары, врассыпную, способность имитировать движения птиц, животных, неживую природу, транспортные средства.

 Ход игры. Дети исполняют под музыку бег-захлест (танцевальный шаг или

           подскоки – по заданию педагога). Ведущий подает команды:

           - «Слияние» (дети соединяются в пары),

           - «Активизация» (дети расходятся по одному),

           - «Трансформируюсь в паровоз»,

           - «Трансформируюсь в дерево»,

           - «Трансформируюсь в ветер»,

           - «Трансформируюсь в птицу»,

           - «Трансформируюсь в зверя» и т.д.

«Солдаты»

Цель: обучение исполнению шага с высоким подниманием колена и натянутой стопой, развитие умения ориентироваться в пространстве.                                           

Ход игры.  Дети строятся в колонну по одному и маршируют под музыку за

           направляющим, в разных направлениях по танцевальному залу,

           исполняя задания педагога:

           - по кругу,

           - по прямой,

           - по диагонали,

           - по периметру зала,

           - «змейкой»

«Перестроение»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, перестраиваться из одного танцевального рисунка в другой.

Ход игры.  Педагог дает детям задания:

          ♦ построиться в колонну по одному;

          ♦ построиться в колонну по 2;

          ♦ образовать два круга;

          ♦ образовать круг;

          ♦ встать врассыпную;

          ♦ построиться в шеренгу;

          ♦ построиться в две шеренги;

          ♦ построиться в диагональ        

 Игры для развития умения определять характер музыкального  произведения        

                                                                   

«Тихо – громко»

Цель: обучение умению определять динамические оттенки музыки и двигаться в соответствии с их сменой, закрепляя исполнение танцевальных шагов и движений.

Ход игры.  Дети становятся свободно по танцевальному залу. Варианты:

          1. При громком звучании музыки – дети исполняют танцевальный шаг,

          при тихом звучании – ходьба на полупальцах;          

          2. При громком звучании музыки – ходьба с высоким коленом,

          при тихом звучании – танцевальный шаг;

          3. При громком звучании музыки – исполняют подскоки,

          при тихом звучании – исполняют «гусиный» шаг.

«Образные шаги»

Цель: обучение умению двигаться под определенную музыку танцевальными шагами в соответствии с характером предложенного животного.

 Ход игры.  Дети становятся свободно по танцевальному залу. Педагог предлагает  детям изобразить животных танцевальными шагами:

         ♦ цапля – ходьба с высоким подниманием колен, руки сложены за

            спиной;  

         ♦ зайчик – прыжки, ноги вместе, руки перед грудью;

         ♦ лиса – шаги на полупальцах;

         ♦ медведь – шаги на внешней стороне стопы;

         ♦ бабочка – бег на полупальцах со взмахами крыльев;

         ♦ пингвин – мелкие шаги по выворотной позиции;

         ♦ гусь – ходьба в присяде на полупальцах

«Прогулка»           

Цель: обучение умению определять музыкальные и танцевальные жанры – вальс, марш, полька, сиртаки, и передавать танцевальными движениями их характерные особенности. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Предварительная работа: прослушать музыку вальса, польки, сиртаки, марша. Скакалка кладется посередине зала, кегля ставится сбоку.

Ход игры.  ♦ при звучании музыки вальса – дети кружатся на полупальцах

              вокруг себя;  

           ♦ при звучании музыки марша – дети строятся в колонну у кегли

              и маршируют на месте или за направляющим;

           ♦ при звучании музыки польки – дети образуют круг и исполняют

              подскоки по линии танца;  

           ♦ при звучании музыки сиртаки – дети строятся вдоль скакалки,

              кладут руки друг другу на плечи и исполняют приставные шаги

              с притопом или киком.

«Музыкальные змейки» 

Цель: обучение умению определять музыкальные и танцевальные жанры – вальс, полька, марш. Развитие умения двигаться в колонне за водящим.

Ход игры.   Дети делятся на 3 команды и строятся в 3 колонны в разных

           частях зала. У каждой команды своя музыка – вальс, полька, марш

           ( 3 детские песни). Когда звучит музыка команды, то соответствующая

           колонна двигается в любом направлении по залу за водящим. Когда

           происходит смена музыки, то та команда, которая двигалась садится в  

           упор присев. Если звучит незнакомая музыка, то колонны

           возвращаются на свои места.

Игры для развития умения определять ритмический рисунок                              

«Ходьба с заданиями»

Цель: обучение умению ходить под ритм музыки, выполняя при этом определенные задания на ритмический рисунок (хлопки, притопы, движения руками).

Ход игры.   Ходьба с заданиями по танцевальному залу:

         а) акцентировать хлопками сильную долю музыки;

         б) на счет 1 – притоп, на счет 2-4 – пауза;

         в) акцентировать каждый шаг хлопком;

         г) на счет 1 – хлопок, на счет 2-4 – шаги;

         д) на счет1-4 – шаги, руки в стороны,

             на счет 5-8 – шаги, руки вниз;

         е) тройной шаг, с остановкой на счет 4;

         ж) на счет 1-4 – шаги по залу, на счет 5-8 – только хлопки

«Горошинки»       

 Цель: обучение детей умению хлопками исполнять ритмический рисунок некоторых музыкальных произведений.

Ход игры.  Дети садятся в свободном расположении по танцевальному залу.

           Внимательно слушают музыкальный отрывок из произведения или

           популярной песни. После прослушивания, дети хлопают в такт

           музыки. Усложнить можно отстукивание хлопками ритма без звучания                                                                      

           музыкального произведения, с педагогом. Предлагаемые

           произведения: «Два веселых гуся», «Маленькой елочке»,

           «Чунга - чанга» и др.

«Эхо»

Цель: обучение умению повторять заданный ритмический рисунок хлопками, притопами, шагами, бегом, подскоками. Развитие творческих способностей.

Ход игры.

1 вариант.

           Педагог прохлопывает задуманный ритм руками или задает ритм

           ногами (можно скомбинировать ритм), а дети должны повторить

           предложенный ритм.

           Усложнение: ребенку дается задание самому придумать ритм из

           любого положения, а вся группа должна повторить его.

2 вариант.

           Педагог отхлопывает придуманный ритм, а ребенок старается этот

           ритм: ♦ танцевальным шагом,

                      ♦ бегом,

                      ♦ подскоками

«Музыкальное эхо»                     

 Цель: обучение умению исполнять хлопками ритмический рисунок некоторых музыкальных произведений, выделять сильную долю такта.

Ход игры.  Дети садятся в свободном расположении по танцевальному залу.

           Слушают внимательно отрывок музыкального произведения, а по

           окончанию звучания: ♦ повторяют мелодию хлопками,

                                                ♦ выделяют хлопками сильную долю,

                                                ♦ исполняют по одному.

Игры для развития умения определять строение музыкального произведения

«Песенка - чудесенка»

Цель: обучение детей умению отличать в песне запев, припев, проигрыш, менять танцевальные движения в зависимости от смены частей произведения. Развитие творческого начала.

Ход игры.  Дети стоят в свободном расположении по залу.

           ♦ при звучании запева исполнять ходьбу с высоким подниманием

              колена;

           ♦ при звучании припева исполнять подскоки;

           ♦ при звучании проигрыша исполнять движения руками в стиле

             импровизации.    

 

«Дирижер»

Цель: обучение умению отличать в песне запев, припев, проигрыш, вступление, изменять  движения руками в зависимости от смены частей произведения. Развитие творческих способностей.

Ход игры.  Дети стоят лицом в круг, выбирается дирижер. Все дети смотрят

          на него и повторяют за ним движения руками, которые он делает в такт

          музыки. В любой момент педагог может поменять дирижера, дети

          должны быть готовы к этому. Дирижером может быть и педагог.

          Одно из обязательных условий игры – при смене частей

          произведения, дирижер должен отреагировать на это и изменить

          свое движение. Дети должны стараться не повторять движения друг

          за другом, а придумывать свое.                

ИГРЫ  НА  ЗАНЯТИЯХ

 Развивающие игры

«Угадай кто это»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, произвольной памяти, разговорной речи.

 Ход игры.  Дети свободно распределены по залу. Каждый ребенок выбирает

           кого-нибудь из товарищей по группе и наблюдает за ним (цвет волос,

           глаз, как одет, обут, особые приметы). Затем педагог вызывает одного

           ребенка из группы, который должен описать свой объект, не        

           поворачиваясь к детям. После описания педагог задает

           дополнительные вопросы о внешности объекта. Весь коллектив

           угадывает описываемого. Оценивается правильность ответов

           вызванного ребенка.

«Произошло событие»

Цель: развитие воображения и фантазии, умения эмоционально и выразительно рассказывать придуманное.

Ход игры.  Дети должны придумать как можно больше событий, которые могли  бы произойти после того как:

          ♦  девочка уронила на пол карандаш;

          ♦ из окна выбросили кусочек булочки;

          ♦ мальчик чиркнул спичкой;

          ♦ кто-то на улице разбил банку варенья;  

          ♦ учитель открыл журнал;

          ♦ садовник из шланга стал поливать клумбу;

          ♦ мальчик взял чужой велосипед;

          ♦ посреди дачи выросла елка

«Кто как сидел»

Цель: развитие произвольной памяти, внимания и наблюдательности.

 Ход игры.  Дети сидят на полу в полукруге, из них выбираются двое        

           ведущих. Водящие запоминают, в каком порядке дети сидят и выходят

           из зала. Дети меняются местами. Первый водящий восстанавливает

           прежнюю расстановку, а второй водящий дополняет или исправляет

           ошибки.

           Усложнения: ♦ изменить только позы;

                                   ♦ разрешить поменяться деталями одежды

«Звукоуловители»

Цель: развитие слуховой памяти, произвольного внимания.

Ход игры.  Дети садятся в полукруг на пол. Настроиться на прослушивание

          звуков в трех точках пространства и запоминать их. Педагог

          командует: «улица», «зал», «коридор». После прослушивания педагог

          вызывает одного ребенка и просит рассказать, что он слышал.

          Другие дети могут дополнять.

«Превращение карандаша»

Цель: развитие воображения и фантазии, используя прием имитации действий со знакомыми предметами.

Оборудование: карандаш любого цвета.

Ход игры.  Дети садятся на пол в полукруг. Педагог отдает крайнему

          карандаш, а он превращает его в другой предмет. Чтобы было понятно

          в какой предмет, нужно проделать с ним действия, свойственные этому

          предмету. После угадывания детьми – передать дальше по кругу.

          Нельзя повторять придуманное.

«Сочини сказку»

Цель: развитие разговорной речи, воображения, фантазии, умения согласовывать свои действия с действиями партнера.

Ход игры.  Дети садятся в полукруг. В сказках происходят разные чудеса и

          события. Каждый ребенок должен придумать такую фразу, чтобы

          выстроить сюжет. Например, первый говорит:                                                                                                                                        

          «Аленушка в лесу собирала грибы»;

          второй: «Она собрала почти полное лукошко»;

          третий: «Вдруг она увидела большой белый гриб»;  

           четвертый: «Она наклонилась, чтобы его сорвать, и услышала…»

«События в картинке»

Цель: развитие произвольной памяти, внимания, наблюдательности, воображения, умения согласовывать свои действия с партнерами.

Ход игры.  Дети садятся в полукруг. Педагог пускает по кругу репродукцию

           картины, открытку или фотографию. После того, как ее просмотрели

           на несколько раз, картину убирают. Воспитанники должны,

           обсуждая вместе, вспомнить:

           ♦ содержание картины;

           ♦ сюжет картины;      

           ♦ основные события;

           ♦ отдельные человеческие действия;

           ♦ характеры людей;

           ♦ биографии людей и их изменения под влиянием изображенного

              на картине события;                    

           ♦ окружающая природа  

«Мячики со словами»

Цель: развитие быстроты реакции, навыков владения с мячом, умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.        

Ход игры.  Дети стоят свободно по залу. Ребенок, у которого в руках мяч,

          подкидывает его и называет любое существительное в И.п. Тот, кто

          поймал мяч, мгновенно добавляет к нему подходящий по смыслу

          глагол. Облако….. плывет. Костер….. горит.

          В дальнейшем темп игры ускоряется.

«Художественная галерея»

Цель: развитие памяти, наблюдательности, творческих способностей, умения согласовывать свои действия с партнерами, чувства коллективизма.

           Педагог выбирает из группы одного водящего, он выходит из зала.

           Все остальные дети составляют из себя фрагменты из знакомых

           сказок: «Колобок»,

                        «Теремок»,

                        «Репка»,

                        «Кот в сапогах» и т.д.

             Водящий должен угадать из какой сказки эти персонажи.            

Музыкальные игры

«Разминка для лица»

Цель: развитие мимических мышц лица, обогащение актерского мастерства.

Ход игры.  Игру  можно проводить стоя или сидя, каждое движение исполняется 16 раз.

          ♦ Нижняя челюсть – одна из подвижных частей лица:

             - движение из стороны в стороны;

             - движение вперед и в себя;

             - оттягивание вниз;

             - сжатие зубов

          ♦ Губы:  - зажать верхними зубами нижнюю челюсть;

                         - зубами нижней челюсти зажать верхнюю губу;

                         - зажать две губы в ниточку-поцелуй;

                         - нижней губой постараться дотянуться до носа;

                         - то же самое двумя губами;

                         - в этом положении пошевелить вверх-вниз, вправо-влево;

         ♦ Щеки: - надуть поочередно то одну, то другую щеку;

                         - надуть обе щеки;

                         - втянуть две щеки;

          ♦ Нос: - сморщить и расслабить;

                       - приподнимание ноздрей по очереди (вдыхание табака)

          ♦ Веки: - нервный тик;

                         - моргание двумя глазами;

                         - моргание по очереди глазами;

         ♦ Глаза – одно из выразительных средств лица:

                        - закатить вверх и опустить вниз;

                        - движение из стороны в сторону;

                        - движение по кругу в одном и другом направлении;

                        - скосить и развести;

        ♦ Брови: - поднятие вверх;

                         - опускание вниз

        Это основные элементы движений разминки. Они проходят по принципу

        постепенного увеличения темпа и усложнения координации. Можно

        придумать свои движения вплоть до шевеления ушами.

Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р. Шумана, «Вальс-шутка», муз. Д. Шостаковича.

«Рисунок пальцами»                                         

Цель: развивать произвольное внимание, ассоциативную память, творческие способности.

          Дети делятся на две команды. Выходит один представитель команды и

          под музыку рисует в воздухе различные предметы, животных, машины.

          Соперники должны угадать и назвать нарисованное. Оценивается

          Количество правильных ответов. Затем выходит представитель другой

          команды.

Музыкальное сопровождение: «Времена года», Апрель. Октябрь., П. И. Чайковский.

«Оживи предмет»

Цель: развитие воображения, фантазии, памяти, умения производить действия с воображаемыми предметами.

           Дети сидят в полукруге, сидящий с краю ребенок, подходит к столу и

           берет с него книгу. Педагог говорит: «У тебя в руках …котенок.

           Ребенок идет на свое место, проделывая с этим предметом ряд

           логических действий, которые возможны с ним (погладить, покормить

           котенка, поиграть с ним). Потом ребенок передает книгу следующему.

           Педагог говорит: « У тебя в руках …чайник». Оценивается

           разнообразие действий, производимых с предметом.

Музыкальное сопровождение: «Романс», муз. Г. Свиридова.

«Маски»

Цель: развитие мимических мышц лица, обогащение исполнительского мастерства  детей, добиваться яркого и выразительного лица.

Ход игры. Маски проучиваются под музыку. Удерживается в течении музыкальной фразы. Постепенно увеличивается скорость возникновения и исчезания маски. Потом нужно добиваться быстрого перехода из одной маски в другую.

            ♦ Радость:

               рот растянуть в улыбке, губы и зубы приоткрыты, глаза широко

               открыты;

            ♦ Удивление:

               нижняя челюсть оттягивается вниз, рот раскрывается буквой «О» до

               отказа, брови поднимаются вверх, глаза открываются изо всех сил;

             ♦ Испуг:

                голова втягивается в плечи, глава сильно зажмуриваются, губы

                поджимаются;

             ♦ Плач:

                этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не

                позволять детям использовать руки и голос;

             ♦ Кокетство:

                голова слегка наклонена или повернута, губы поджаты, глаза

                смещены до отказа в сторону вверх или вниз;

             ♦ Ненависть:

                губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из –под

                лобья.              

 Музыкальное сопровождение: «Аквариум», муз. К. Сен-Санса, «Шествие гномов», муз. Э. Грига.           

         

«Театр»

Цель: развитие умений отображать мимикой лица многообразие человеческих эмоций.

Ход игры: дети свободно садятся по залу, закрыв ладонями лицо. Педагог говорит: «Занавес открывается». Дети медленно открывают лицо. Педагог рассказывает ситуацию, а дети, представив ее, под музыку, изображают чувства.

♦ Сосредоточенность. Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага.

♦ Хорошее настроение. Мама послала сына в магазин: «Купи печенье и конфеты. Мы попьем с тобой чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было хорошее настроение.

♦ Раздумье. Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец, он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

♦ Круглые глаза. Однажды мальчик увидел в подъезде удивительную сцену и написал об этом: «Я шел из школы. Зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там …. котенок».

♦ Болит живот. Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

                             Ой, живот болит!

                             Ой, меня тошнит!

                             Ой, мы яблок не хотим

                             Мы хвораем Том и Тим.

♦ Соленый чай. Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, не глядя, положил в него 2 ложки сахара, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту.  

♦ Удивление. Девочка очень удивилась: она увидела, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл – из чемодана выпрыгнула собачка.                                                            

♦ Страх. Мальчик боится быть один. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь. Вдруг в комнате кто-то притаился. Что тогда?

♦ Золушка. У Золушки печальное настроение – она потеряла туфельку.

♦ Грязь. Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к другу. Ему надо было перейти через дорогу, где шли ремонтные работы и было все перекопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки.

♦ Остров плакс. Путешественник попал на остров плакс, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети отталкивают его и продолжают реветь.

♦ Я устал. Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я очень устал».

♦ Первый снег. Много дней шел холодный дождь и дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не пускали на улицу. Вот и сегодня он проснулся и подумал, что не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от удивления – все было покрыто белым снегом.

♦ Стыдно. Жила девочка Галя, и была у нее любимая кукла. Однажды она положила куклу спать и ушла, а кот Васька прыгал и уронил ее на пол. Пришла Галя домой и стала ругать Ваську: «Зачем ты уронил мою куклу?». А Васька голову опустил – стыдно ему.

♦ Король не в духе. Ребенок действует по тексту.

                                   Шел король Боровик

                                   Через лес напрямик.

                                   Он грозил кулаком,

                                   И стучал кулаком.

                                   Был король Боровик не в духе –

                                   Короля покусали мухи.

♦ Сердитые мальчики. Мальчики поссорились, они очень сердиты: брови сдвинуты, размахивают руками, наступают друг на друга – вот-вот подерутся.

♦ Отчаяние. Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он потерялся. Мальчик пошел на вокзальную площадь, он в смятении, не знает что делать.

♦ Гордый орел. Ребенок может взобраться на стул – камень.

                             Вот за решеткой горд, но зол сидит орел

                             Могучих крыльев гордый взмах внушает страх.

                             Давно ль громады грозных скал он облетал,

                             И камнем падал на врага свысока.

                             Он был свободный властелин своих вершин

                             Теперь в неволе горд, но зол сидит орел.  

Музыкальное сопровождение: «Время, вперед», муз. Г. Свиридова, отрывки из балета «Золушка», муз. С. Прокофьева.

«Работа с воображаемым предметом»

Цель: развитие творческих способностей, умения производить определенные действия с воображаемым предметом.

Ход игры. 1. Нужно вдеть нитку в иголку, завязать узелок. Нанизать на эту

                   нитку бусинки красного и белого цвета, беря их из разных

                   коробок. Положить бусы педагогу на стол.

                   2. По мотивам сказки Андерсена «Новое платье короля». Два

                   мальчика одевают короля, а две девочки – королеву. Нужно

                   придумать в какие в какие одежды будете одевать, как пришивать

                   нужные детали.        

                   3. Индивидуальные задания: пришить пуговицы, постирать,

                   Почистить туфли, поиграть с куклой, помыть посуду.

Музыкальное сопровождение: «Ноктюрн», муз. Ф. Шопен.

«Общая работа»

Цель: развитие памяти, воображения,  умения слаженно работать в паре, имитировать определенные действия людей.

Ход игры. Вызываются два участника из группы, им дается задания:

                 ♦  сообща поднять и перенести воображаемое бревно с места на

                     место;

                 ♦  сидя в лодке, синхронно грести (у каждого одно весло);

                 ♦  распилить дрова двуручной пилой;

                 ♦  накачать воду при помощи пожарной помпы.  

Музыкальное сопровождение: отрывки из симфонической сказки «Петя и волк», муз. С. Прокофьева.

«Игра со стулом»

Цель: развитие воображения, памяти, умения манипулировать стулом.

Ход игры. Дети сидят в полукруге. Каждый ребенок подходит и изменяет

            положение стула, фиксирует его и возвращает в И.п. Каждый

            следующий повторяет действие предыдущего, добавляя свое,

            фиксирует и возвращает в И.п. Вращать стул нельзя. Играют 10 детей.

Музыкальное сопровождение: «Танцующие Эвридики», муз. И. Крутого.

«Угадай животное»

Цель: развитие произвольного внимания, ассоциативной памяти, умения имитировать характерные повадки животных, расширение кругозора.

Ход игры. Каждый ребенок придумывает животное, которое будет

            изображать (образ жизни, повадки, манеру поведения). Остальные

            дети внимательно смотрят и угадывают животное. Можно                                                

            домашних и диких животных разделить. Оценивается оригинальное

            исполнение.

Музыкальное сопровождение: «Мотылек»,  муз. Д. Кабалевского, «Тройка», муз. П. Чайковского.       

«Зоопарк»

Цель: формирование умения имитировать характерную манеру поведения животных. Развитие творческих способностей.

Ход игры. Все дети стоят в центре, а 4 ребенка занимают углы зала, - это

           4 «клетки для зверей». Все дети идут в первую клетку шагом,

           заданным педагогом или ребенком из «клетки». Подойдя, дети хором

           спрашивают: «Кто живет в этой клетке?». Ребенок отвечает «В этой

           клетке живет…»(называет животное). Звучит музыка, и все дети

           изображают заданное животное. Музыка смолкает и все дети в центре

           собираются, кроме того, кто живет в следующей «клетке».

Музыкальное сопровождение: «Осенний сон», муз. А. Джойса, «Серенада солнечной долины».

«Море волнуется»

Цель: формирование умения фиксировать свое тело в определенной позе, развитие творческих способностей.

Ход игры. Дети свободно стоят по залу, повторяя за педагогом слова и

                  действия, которые он производит в такт текста.

                  Море волнуется раз,

                  Море волнуется два,

                  Море волнуется три –

                  На месте морская фигура замри!

                  Дети замирают в позах, соответствующих теме:

                  Звери,

                  Космос,

                  Птицы,

                  Звери,

                  Импровизация и т.д.

                 Поза сохраняется до окончания музыки.

Музыкальное сопровождение: «Нептун», муз. Г. Хольста.

«Магазин игрушек»

Цель: формирование умения перевоплощаться, исполнять разные роли: одушевленные и неодушевленные. Развитие умения исполнять танцевальный шаг.

Ход игры. Педагог выбирает детей на роли продавца и покупателя. Все

                  остальные дети исполняют роли игрушек. Покупатель выходит

                  из зала, а продавец расставляет игрушки по залу и узнает кто

                  какую игрушку будет изображать. Педагог объявляет: «Магазин

                  игрушек открывается». Входит покупатель. Его встречает

                  продавец и спрашивает: «Какую игрушку вы бы хотели купить?»

                  Покупатель ходит по магазину танцевальным шагом и смотрит

                  любую понравившуюся ему игрушку. Продавец включает и

                  выключает, выбранную покупателем, игрушку. После просмотра

                  игрушек, покупатель выбирает себе понравившуюся. Ребенок,

                  выполняющий роль выбранной игрушки, становится продавцом.

Музыкальное сопровождение: отрывки из балета «Щелкунчик», муз. П. Чайковского.                                    

       

             

 

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ  ЭТЮДЫ

Этюд «Роли – боли»

Этюд исполняется в свободном расположении по танцевальному залу, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены.

1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, руками справа от бедра  

          имитируется стирка белья;

3-4 – двойное покачивание бедрами влево, руками слева от бедра

          имитируется стирка белья;

5-6 – наклон корпуса вперед, руками перед грудью исполняется

         движение «роли – боли» (выжимаем белье);

7-8 – наклон корпуса назад, руками продолжать выполнять движение

         «роли – боли»;

1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, руки ставятся как на парту -

          правая рука вверху, ей выполняются два круговых движения

          (раскручиваем веревку);

3-4 – двойное покачивание бедрами влево, руки меняют положение,

         теперь левая рука выполняет круговые движения;

5 – шаг правой ногой вперед, высоко подняв колено, правую руку

      поднять вверх (вешаем белье);

6 – шаг левой ногой вперед, левую руку поднять вверх;

7 – хлопок двумя руками перед грудью;

8 – прыжок, ноги на ширине плеч.

Усложнение:

По окончании этюда повернуться вправо и исполнить его боком к зрителю, затем снова поменять положение – спиной к зрителю, и еще раз поменять положение – другим боком к зрителю. Вернуться в первоначальное положение.

Этюд «Помощники»

Исполняется этюд в свободном расположении по танцевальному залу, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены.

1-4 – покачивание бедрами вправо на каждый счет, правой рукой справа от

          бедра имитируется «распиливание дров», акцент локтем

          на себя;

5-8 – покачивание бедрами влево на каждый счет, левой рукой слева от бедра

          имитируется «распиливание дров»;

1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, справа от тела имитируется

         забивание гвоздей, дважды ударяют кулачком о кулак;

3-4 – двойное покачивание бедрами влево, слева от тела имитируется

         забивание гвоздей;

 5-8 – повторить движение, имитирующее забивание гвоздей;

1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, правой рукой «красим потолок»,

         высоко подняв руку вверх, левая рука на поясе;          

 3-4 – двойное покачивание бедрами влево, наклон корпуса вперед,

          правой рукой «макаем кисть» слева от ноги;

5-8 – повторить движения, имитирующие покраску потолка;

1-4 – присаживаясь вниз, покачиваем бедрами на каждый счет, прямыми

         руками перед собой «разглаживаем обои»;

5-8 – движение руками  и бедрами повторяется, а на ногах поднимаемся

         во весь рост.  

Усложнение: заменить движение «разглаживание обоев» на «побелку потолка – 2 приставных шага вправо, правой рукой белим потолок и 2 приставных шага влево, левой рукой белим потолок.

Этюд «Поезд»

Этюд исполняется на середине танцевального зала, ноги у танцоров вместе, руки согнуты в локтях, сбоку от тела.

1-8 – 8 шагов на месте с высоким подниманием коленей, согнутые в локтях

         руки двигаются вдоль тела;

1-2 – сделав шаг вправо, ноги становятся на ширине плеч. Исполняется

         двойное покачивание бедрами вправо, правую поднятую руку вверх,

         согнув локоть, дважды опустить к бедру;

3-4 – двойное покачивание бедрами влево, повторяется движение рук, но          

         исполняется левой рукой;

5- 8 – повторить движения, исполняемые на счет 1-4;

1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, правую руку поднять вверх и

         кистью махнуть вправо, голову повернуть вправо;

3-4 - двойное покачивание бедрами влево, левую руку поднять вверх и

         кистью махнуть влево, голову повернуть влево;

5-8 – повторить исполнение движений на счет 1-4;

1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, ладони обеих рук кладутся под

         правую щеку, голова наклонена вправо;

3-4 - двойное покачивание бедрами влево, ладони обеих рук кладутся под

         левую щеку, голова наклонена влево;

5-8 – повторить исполнение движений на счет 1-4;

Усложнение:

Этот этюд можно исполнять в продвижении. Дети строятся в колонну друг за другом. Выбирается водящий, за которым будет следовать «поезд». Сначала роль «паровоза» исполняет педагог.

Этюд «Слоники»

Этюд исполняется на середине танцевального зала, ноги у танцоров вместе, руки сложены перед грудью, как на парте.

1-4 – вывести правую ногу вправо и закрыть ее дважды, руки раскрыть:

         правая - вверх, левая - в сторону и закрываются тоже дважды;

5-8 -  вывести левую ногу влево и закрыть ее дважды, руки раскрываются:

         левая - вверх, правая - в сторону и закрываются тоже дважды;

1-4 – дважды вывести правую ногу назад на носок и закрыть, руки вперед

         раскрываются и закрываются дважды;

5-8 -  дважды вывести левую ногу назад на носок и закрыть, руки вперед

         раскрываются и закрываются дважды;

1-2 – шаг вправо, левым коленом достать до правого локтя;

3-4 – шаг влево, правым коленом достать до левого локтя;

5-8 – повторить движения счета 1-4;

1-2 – два прыжка на правой ноге, левая нога выкидывется вперед на 45º;

3-4 – два прыжка на левой ноге, правая нога выкидывется вперед на 45º;

5-6 – два прыжка, ноги вместе с поворотами бедра, руки в стороны;

7-8 – два прыжка ноги вместе с хлопками внизу-вверху;

1-4 – три приставных шага с высоким коленом вправо – кик левой ногой

         крестом перед правой, руки на поясе;

5-8 - три приставных шага с высоким коленом влево – кик правой ногой

         крестом перед левой;

1-4 – три шага вправо с высоким коленом в повороте – кик повторить;

5-8 – три шага влево с высоким коленом в повороте – кик повторить;

1-4 – два боковых галопа вправо – два кика левой ногой вправо;

5-8 – два боковых галопа влево – два кика правой ногой влево;

1-4 – 4 хлопка спереди – сзади корпуса;

5-8 – 4 подскока на месте.  

 

Этюд «Топ и хлоп»

Этюд исполняется в свободном расположении по танцевальному залу. Руки на поясе, ноги вместе.

1-4 – хлопки у левого плеча в синкопированном ритме;

5-8 – хлопки у правого плеча в синкопированном ритме;

1-4 – четыре хлопка прямыми руками справа налево над головой;

7-8 – два хлопка по передним мышцам бедра;

1-6 – три притопа правой ногой;

7-8 – два притопа правой ногой на каждую долю;

1-8 – повторение ритмического рисунка притопами левой ногой;

1-2 – шаг вперед с правой ноги – притоп левой ногой;

3-4 – синкопированные хлопки перед грудью;

5-6 – шаг назад с левой ноги – притоп правой ногой;

7-8 – синкопированные хлопки перед грудью;

1-4 – три шага вокруг себя вправо – притоп левой ногой;

5-8 – три шага вокруг себя влево – притоп правой ногой;

1-4 – приставные шаги вправо с притопами левой ногой;

5-8 – наклон вниз, три хлопка по полу;

1-8 – повторить приставные шаги влево и хлопки о пол.

 

Этюд «Улыбка»

Этюд исполняется в свободном расположении по танцевальному залу. Руки на поясе, ноги вместе.

1-4 – четыре шага вперед с высоким подниманием коленей;

5-8 – четыре прыжка с хлопками, ноги вместе;

1-4 – четыре шага назад с высоким подниманием коленей;

5-8 – четыре прыжка с хлопками, ноги вместе;

 

1 – поднять правое колено вперед;

2 – выпрямить правую ногу в сторону на носок;

3-4 – сделав подскок на правую ногу, поднять левое колено вперед –

         выпрямить левую ногу в сторону на носок;  

5-8 – повторить движения на счет 1-4;

1-2 – отпрыгнуть вправо, не размыкая ног, развернуться в 8 точку зала;

3-4 – наклонить корпус вперед – выпрямиться;

5-6 – отпрыгнуть влево, развернуться во 2 точку зала;

7-8 –  наклонить корпус вперед – выпрямиться;

Исполнять танцевальный этюд с улыбкой, об этом сообщает название этюда.

 

 

 

Этюд «Макарена»

Этюд исполняется в свободном расположении по танцевальному залу. Руки сложены на животе, ноги вместе.

1-8 – четыре приставных шага вправо, на каждый шаг правая рука

         открывается вправо, не выпрямляясь в локте, и закрывается;  

 

1-8 – четыре приставных шага влево, на каждый шаг левая рука

         открывается влево, не выпрямляясь в локте, и закрывается;  

 

1-2 – поставив ноги на ширине плеч, исполнить двойное покачивание    

         бедрами вправо, руки сомкнуть в «замок», согнув в локте, дважды

         ударить по правому плечу;

3-4 – двойное покачивание бедрами влево, руками в «замке» дважды

         ударить по левому плечу;

5-8 – исполняя двойное покачивание бедрами вправо-влево, руки в «замке»

         ударяют по правому и левому бедру дважды;

1-8 – двойные покачивания бедрами, правый локоть поставить на левую руку

         перед грудью, большим пальцем правой руки показывать назад;

1-8 – продолжая движение бедрами, руки: выпрямить правую руку вперед,

         ладонью вниз, выпрямить левую руку, перевернуть правую ладонь,

         перевернуть левую ладонь;

  

1-8 – правую руку положить на левое плечо, левую руку положить на правое

         плечо, скрещенными руками круговые движения – хлопок;

Оставшиеся две 8-ки – дети исполняют импровизацию.

«Этюд по кругу»

Этюд исполняется лицом в круг, взявшись за руки.

1-2 – шаг вправо так, чтобы услышать этот шаг;

3-8 – исполняются шаги «плетенки» вправо;

1-2 – шаг влево так, чтобы услышать этот шаг;

3-8 – исполняются шаги «плетенки» влево;

 

1-4 – развернуться в пары лицом друг к другу, соединив руки «лодочкой»,

         исполнить два приставных шага в круг;

5-8 – исполнить два приставных шага из круга;

1-4 – сохраняя позицию рук, исполнить в паре ходьбу с высоким

         подниманием коленей по кругу;

5-8 – продолжая исполнять шаги с высоким подниманием коленей,

         поменяться местами с партнером.

 

         Повторить этюд, меняя местоположение по кругу.

Этюд «Я не хочу с тобой танцевать»

Дети стоят по кругу в парах, боком в круг, и произносят слова под которые выполняют движения.

       «Я не хочу с тобой танцевать» -

         дети отмахиваются друг от друга руками, мимикой лица выражая

         недовольство;

       «Лучше соседа к себе позвать» -

         отворачиваются друга от друга и приглашают соседа движением

         кистей рук;

       «Правой рукой» -

         протягивают друг другу правую руку через верх и пожимают ее;

       «Левой рукой» -

        протягивают друг другу левую руку через верх и пожимают ее,

        правую руку опускают;

       «Будем сейчас танцевать с тобой» -

        четыре прыжка на месте с хлопками перед грудью;

           1-4 – в круг три боковых галопа – притоп, руки «лодочкой»

                    сложены;

           5-8 – три боковых галопа из круга – притоп;

           1-8 – взявшись под правые руки, исполнить подскоки в паре

                    вокруг себя.

Танцевальные движения исполняются под музыкальное сопровождение.

Этюд «Автостоп»

Этюд исполняется в свободном расположении по танцевальному залу. Руки опущены, ноги на ширине плеч.

1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, правая рука согнута в локте,

         большой палец правой руки показывает назад;

3-4 -  двойное покачивание бедрами влево, левая рука согнута в локте,

         большой палец левой руки показывает назад;

5-8 – покачивание бедрами на каждый счет, руки меняются соответственно;

1-2 – двойное покачивание бедрами вправо, прямая правая рука вправо,

          левая рука согнута в локте перед грудью, голова вправо;

3-4 -  двойное покачивание бедрами влево, прямая левая рука влево,

          правая рука согнута в локте перед грудью, голова влево;

5-8 – покачивание бедрами на каждый счет, руки меняются соответственно;

 

1-2 – выпад вправо, руками исполнить роли-боли перед грудью;

3-4 – вернуться назад, руки опустить вниз, дважды поднять плечи вверх;

5-8 – повторить движение влево;

1-6 – исполнить боковой галоп вокруг себя вправо, руки на поясе;

7-8 – исполнить поджатый прыжок с хлопком над головой.

Этюд «Крокодил Гена»

         

Этюд исполняется в свободном расположении по танцевальному залу. Руки согнуты в локтях, локти прижаты к телу, предплечья параллельно полу, ноги вместе.

1-2 – развернуть правый носок вправо, изобразив угол 90º , право предплечье

         открыть на такой же угол. Раскрывается гармошка;

3-4 – повторить движение вправо;

5-8 – исполнить движение влево;

1-4 – раскрыть обе стопы наружу дважды, обе руки раскрыть в стороны

         дважды – вернуться в исходное положение;  

5-8 – раскрыть стопы пятками наружу дважды, руки не выпрямляя,

         поднять локти до параллельности полу -  вернуться в исходное    

         положение;  

1-6 – исполнить «елочку» вправо шесть раз, начиная с носков;

7-8 – два поднятия на полупальцы с двумя хлопками;

1-6 – исполнить «елочку» влево шесть раз, начиная с носков;

7-8 – два поднятия на полупальцы с двумя хлопками;

          Повторить танцевальный этюд сначала.    

 

Литература

1. Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст]: практическое пособие /

    Т. Барышникова. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.

2. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы

    для детей [Текст]: практическое пособие / Г. А. Колодницкий. – М.: Гном –

    Пресс, 2001. – 64 с.  

3. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей

    дошкольного и младшего школьного возраста [: практическое

    пособие / Т. Ф. Коренева. – М.: Гном – Пресс, 2001. – 72 с.

4. Лисицкая, Т. С. Ритмическая гимнастика [Текст]: практическое пособие /

    Т. С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт,  2001. – 96 с.

5. Михайлова, М. А., Воронина, Н. В. Танцы, игры, упражнения для

    красивого движения [Текст]: практическое пособие / М. А. Михайлова,

    Воронина Н. В. – Я.: Феникс,  2000. – 68 с.

6. Роот, З. Я. Танцевальный калейдоскоп [Текст]: практическое пособие /

    З. Я. Роот. – М.: Аркти, 2004. – 47 с.

7. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика [Текст]: практическое пособие /

      С. Л. Слуцкая. –  М.: Линка – пресс, 2006. – 272 с.

8. Фирилева, Ж. Е., Сайкина, Е. Г. Са – фи – дансе [Текст]: практическое      

     пособие  / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. Спб.: Ленинградское

     издательство, 2003. – 169 с.  

9. Школа танцев для детей от 3 до 14 лет [Текст]: практическое пособие /  

      Спб.: Ленинградское издательство, 2009. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспекг урока для 2 класса Интегрированного курса « Музыка и движение»

При  планировании  уроков по  программе  физического воспитания для  2-го класса  я решили  использовать программу интегрированного  курса « Музыка и движение»,...

План-конспекг урока для 2 класса Интегрированного курса « Музыка и движение»

При  планировании  уроков по  программе  физического воспитания для  2-го класса  я решили  использовать программу интегрированного  курса « Музыка и движение»,...

Урок музыки в 5 классе "Музыка передает движение"

Презентация содержит иллюстрацитнный материал к песне "Тачанка" К. Листова...

Программа кружка "Музыка и движение"

Цель курса :формирование музыкальной культуры школьников, воспитание интереса к музыке,  раскрытие внутренних связей с жизнью.Задачи:-развитие музыкально-творческих способностей детей; обуч...

Музыка передает движения

Конспект урока в 4 классе общеобразовательной школы...

Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" классы особый ребенок 2-8 год обучения

Пояснительная запискаПрограмма предназначена для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как тради...

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Мир животных».

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Мир жи...