Музыка передает движения
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Караваева Любовь Загидулловна

Конспект урока в 4 классе общеобразовательной школы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока  музыки в 4 «Б» 4 «В» классе.

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?».

Тема урока: «Музыка передает движения».

Цель: показать, как разные виды искусства – поэзия, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с музыкальными произведениями, в которых ярко отражена тема данного урока;

Развивающая: развитие эмоциональной сферы, развитие музыкально-эстетического вкуса через музыку, расширение музыкального кругозора;

Воспитательная: воспитание интереса и любви к музыке, желание слушать ее и исполнять.

Музыкальный материал: К. Листов «Песня о тачанке»; Е.Крылатов, сл. Ю.Энтина «Крылатые качели».  

Дополнительный материал: репродукция картины М.Б.Грекова «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед».

Оборудование:  учебная доска, фортепиано, компакт-диски, плеер.

                                                   

Ход урока

1.Слушание и анализ «Песни о тачанке» К.Листова.

Учитель: - Слушая «Орленка, мы (каждый по-своему) представляем в своем воображении подвиг и гибель бойца. Что вы представите, слушая «Песню о тачанке» К.Листова?

Слушание и показ репродукции.

Учитель: - 1. Что вы увидели в музыке? Обоснуйте свой ответ.

                    2. Сравните с репродукцией М.Грекова  «Тачанка»

                    3.Как вы думаете, что подтолкнуло авторов (композитора и художника) к созданию своих произведений?

                   4. Как вы считаете, художник М.Б.Греков любил музыку?

                                 Шарапаева. Хутор убогий.  

                                 Слепого оконца овал.

                                 Мальчишка глядел на дорогу

                                 И все лошадей рисовал.

                                 Прошел в академию с блеском,

                                 Но местом своим рисковал

                                 И вместо сюжетов библейских

                                 Опять лошадей рисовал.

                                 А в армии царской, бывало,

                                 Закажет портрет генерал,

                                 Он не рисовал генерала,

                                 Он лошадь его рисовал.

                                 Тачанка в сраженье летела,

                                Он мчался  сквозь огненный шквал,

                                Он бился за правое дело,

                                А после коней рисовал.

                                Отряд с головою поникшей

                                У свежей могилы стоял.

                                Рыдал баталист над мальчишкой

                                И лошадь его рисовал.

                                И даже когда обессилен,

                                Качнулся и наземь упал,

                                То видел, как на небе синем

                                Закат лошадей рисовал.

Так, в несколько строк поэтесса Елена Нестерова уложила всю биографию Митрофана Борисовича Грекова. Почти во всех картинах художника, во всех его зарисовках – лошади. Он любил их с детства и мог часами наблюдать за работой своего дяди, искусно вырезавшего из дерева коней. В империалистическую войну художник в кавалерии. Преданный Буран вынес тяжело раненого его с поля боя. Молодой кавалерист не удержался в седле, упал на острые камни, потеряв сознание. Санитары подобрали его еле живого. Несколько месяцев в госпитале и демобилизация. В 20-е годы Греков вступил добровольцем в Красную Армию и стал ее художником: писал бои, переправы, писал разведчиков, бойцов и … лошадей. А еще, по воспоминаниям современников, любил он кавалерийские марши, мог часами вслушиваться, как разучивают их молодые музыканты, и как потом стройно звучат кавалерийские марши во время кавалерийских скачек. Однажды художника привлек пулеметчик,  скакавший впереди отряда. Вероятно, тогда появился замысел тачанки. Идея так захватила М.Грекава, что он поехал в летний лагерь кавалеристов, где начал изучать натуру, делал многочисленные наброски. Начальник курсов разрешил запрячь в старую тачанку четверку самых лучших коней. Она мчалась мимо художника, а он старался запомнить бешеный ход коней и запечатлеть его в своих этюдах. В феврале 1925 года картина « Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М.Б.Греков стал членом Академии художников, получил деньги и купил …          

Учитель: - Как вы думаете, что?

Дети: - Пианино!

Учитель: - Музыка нужна, Тоня, - сказал он жене, - не только тебе, но и мне. Она помогает творить.

И в скромном маленьком домике на улице Песчаной в Новочеркасске, где ныне находиться Дом-музей М.Б.Грекова, звучала, с утра и до темна, музыка: прелюдии Шопена, напевы Грига, сонаты Бетховена, мелодии Бородина …

Учитель: - Почему художник просил жену играть ему классическую музыку?

Дети: -  Во все времена классическая музыка давала художникам пищу для творчества, успокаивала и одновременно возбуждала воображение, питала фантазию и рождала художественные образы.

Учитель: - Правильно!

Повторное слушание.

2. Слушание, разучивание песни Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина  «Крылатые качели»

Учитель: - И вот произведение, которое появилось в наши дни, в котором тоже стремительное движение, что и в песни «Тачанка», и в картине «Тачанка» - «Крылатые качели» Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. Послушайте. Передайте главную мысль своими словами. Найдите в поэтическом тексте слова, наиболее точно передовающие настроение песни.

Слушание песни «Крылатые качели».

Учитель: - Как в мелодии и в аккомпанементе передается стремительное движение? Какую роль при этом играют паузы?

Разучивание песни.

3. Итог урока.

Учитель: -  Разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше внимание об эпохе гражданской войны. Мы одновременно видим картину и слышим песню, в которой  стихи сливаются с музыкой. Многие русские художники работали в разных жанрах живописи- и музыканты на их полотнах не только полны революционного энтузиазма,  как в картинах Грекова, но  и выражают различные чувства, присущие простым людям.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспекг урока для 2 класса Интегрированного курса « Музыка и движение»

При  планировании  уроков по  программе  физического воспитания для  2-го класса  я решили  использовать программу интегрированного  курса « Музыка и движение»,...

План-конспекг урока для 2 класса Интегрированного курса « Музыка и движение»

При  планировании  уроков по  программе  физического воспитания для  2-го класса  я решили  использовать программу интегрированного  курса « Музыка и движение»,...

"Музыка и движение"

сборник практических материалов к учебным занятиям по программе дополнительного образования танцевального коллектива "Созвездие"...

Урок музыки в 5 классе "Музыка передает движение"

Презентация содержит иллюстрацитнный материал к песне "Тачанка" К. Листова...

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Мир животных».

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Мир жи...

Конспект урока "Как музыка передает характер"

Урок посвящен музыке, способной передавать характер., настроение...