Рабочая программа
статья (4 класс) на тему
УМК "Перспективная начальная школа"(русский язык, литературное чтение,математика, окружающий мир, ИЗО, технология)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4klass.rar | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗО
Пояснительная записка
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Для выполнения поставленных Учебно – воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
В основу программы положены:
- Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- Яркая выраженность познавательно – эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- Система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- Система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, технология, мир вокруг нас), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, кисть, палочку. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
ЦЕЛЬ – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.
ЗАДАЧИ преподавания изобразительных (пластических) искусств:
- Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств: изобразительно, декоративно – прикладным, архитектуре, дизайну в профессиональных и народных формах;
- Формирование художественно – образного мышления и эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основы развития творческой личности; формирование эмоционально – ценностного отношения к жизни, эстетических вкусов и потребностей;
- Приобщение к национальному и мировому художественному наследию;
- Развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства;
- Обучение основам художественной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно – творческой деятельности
( работа с натуры, по воображению – тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация, конструирование из бумаги и иных материалов).
УЧАЩИЕСЯ К КОНЦУ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ДОЛЖНЫОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ И ЖАНРАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И УСВОИТЬ:
- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т.п.);
- Термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
- Начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
- Начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
- Основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
- Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- Деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, художественная форма), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- Чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- Выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
- Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
- Анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
- Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
- Использовать закономерности линей ной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
- Передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ
- Изображать и знать основные стили в архитектуре, искусстве.
РЕАЛИЗАЦИЯ НРК В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
РАЗДЕЛ | ТЕМА УРОКА |
Рисование с натуры (рисунок, живопись) | Летние впечатления Рисунок с натуры 2-3 листьев на ветке Натюрморт из фруктов и овощей Осень во дворе Профессии родителей |
Рисование на темы (композиция) | Животные РО Казаки в ВОВ |
Декоративная работа, лепка, аппликация | Казачья утварь |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ | ВИД КОНТРОЛЯ | ДАТА |
Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 12 | -развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира; -развитие цветовых сочетаний | За выполненную работу в течение года | |
Рисование на темы (композиция) | 7 | -развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию | ||
Декоративная работа | 7 | -Обучать декоративной работе; | ||
Лепка | 2 | - раскрывать значение народного искусства; -прививать любовь к родному краю | ||
Аппликация | 2 | |||
Беседы об изобразительном искусстве | 4 | -прививать интерес к искусству, расширять представления об окружающем мире; -учить понимать содержание картин и средств худ. выразительности |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
1. Программа «Изобразительное искусство» для 1-4 классов. Автор: Кузин В.С.
2. Кузин В.С. Изобразительное искусство 4 класс: учебник /В.С.Кузин, Э.С. Кубышкина
3. Кузин В.С. Изобразительное искусство 4 класс: рабочая тетрадь /В.С.Кузин, Э.С. Кубышкина
4.Методика «Изобразительное искусство в 4 классе» Издательство: Волгоград 2004год, Составитель: Дроздова С.Б.
5. Иллюстрации по программе
6. Демонстрационный материал по программе
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема | Теория | Региональный компонент | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля Измерители | Дата по плану | Фактич. дата |
1 | Тематическое рисование «Летний пейзаж» Фронтальная и угловая перспектива | Знакомство с принадлежностями для рисования | Лето в Богураеве | Знать понятия «фронтальная перспектива» и «угловая перспектива», «точка схода», «линия горизонта» Уметь рисовать на тему; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь, цв. карандаши, акварель, бумагу); применять основные средства художественной выразительности | Беседа. Практическая работа | ||
2 | Рисование с натуры скворечника | Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. | Знать что штриховка – это нанесение штрихов различной толщины и силы нажима. Уметь рисовать с натуры скворечник, используя технику штриховки, использовать художественные материалы | Беседа. Практическая работа | |||
3 | Рисование с натуры цилиндра | Определение формы конструкции. Выявление размеров частей. Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима | Знать последовательность рисования цилиндра; понятия: свет, тень, полутень, блик, падающая тень. Уметь: рисовать с натуры цилиндр, используя технику штриховки, использовать различную штриховку для выявления объема | Беседа. Практическая работа | |||
4 | Рисование по памяти «Бабочка над цветком» | Использование различных художественных материалов (гуашь, акварель, карандаш). Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги | Бабочки РО | Знать понятия: симметрические фигуры, ось симметрии, цветовой круг, контрастные цвета, родственные цвета. Уметь рисовать по памяти, передавать в рисунке строение бабочки, выполнять поиск гармоничного сочетания цветов | Беседа. Практическая работа | ||
5 | Беседа «Жанры изобразительного искусства» (пейзаж, натюрморт) Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К.Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты», В. Перов «Охотники на привале», А.Герасимов «Розы» | Представление о роли изобразительных искусств, их связь с жизнью. Жанры изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства, понятия характеристики света: цветовой тон, светлота, насыщенность цвета. Уметь рассказывать на примере одной из картин о цветовом тоне, светлоте, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | Беседа. Практическая работа | |||
6 | Искусство натюрморта – предметы в группе. Натюрморты из яблок и кувшина; чайника, яблок и сливы; бидона и фруктов | Линейное построение рисунка натюрморта; композиционное расположение предметов | Уметь выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом | Беседа. Практическая работа | |||
7 | Мозаичное панно «Солнце над морем» | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации | Знать из каких материалов выполняется аппликация. Уметь выполнять мозаичное панно, использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени. | Беседа. Практическая работа | |||
8 | Рисование с натуры шара | Штриховка, светотень | Знать три основных уровня(плоскости) горизонта; что светотень-это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности(гладкая, шероховатая и т.п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета. Уметь рисовать с натуры шар; использовать различную штриховку для выявления объема; использовать закономерности фронтальной и угловой перспективы | Беседа. Практическая работа | |||
9 | Рисование по памяти «Осень в саду» | Выделение композиционного центра. Передача светотени. Использование тоновых и цветовых контрастов | Осень на Дону | Уметь рисовать по памяти; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении | Беседа. Практическая работа | ||
10, 11 | Современные машины в изобразительном искусстве Рисование по памяти грузовых машин, тракторов, экскаваторов, самосвалов | Анализ форм, пропорций | Профессии родителей | Уметь рисовать современные машины; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы Знать последовательность рисования экскаваторов, самосвалов по памяти | Беседа. Практическая работа | ||
12 | Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной доски | Соединение моделей предметов бытового окружения человека | Кухонная утварь казаков | Иметь представление о видах современного декоративно-прикладного искусства. Уметь выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | Беседа. Практическая работа | ||
13 | Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко» | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой | Знать, чем отличается рисование на тему от рисования на тему; чем отличается иллюстрирование литературного произведения от декоративного рисования. Уметь анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространства. | Беседа. Практическая работа | |||
14 | Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению» | Предварительные наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с литературой | Уметь выполнять сюжетную аппликацию; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликации | Беседа. Практическая работа | |||
15 | Изображение животных в произведениях художников | Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Знать понятие анималистический жанр. Уметь изображать животных в рисунке; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его жанр. | Беседа. Практическая работа | |||
16 17 | Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия | Использование форм природы(листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях; участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применить приемы народной кистевой росписи; выполнять эскиз лепного пряника и роспись готового изделия | Беседа. Практическая работа | |||
18 19 | Рисование с натуры фигуры человека | Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек). Освоение основ рисунка, живописи | Уметь рассматривать рисунки А.Дюрера и Х.Гольбейна; называть известные геометрические тела, составляющие основу строения головы человека; рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Беседа. Практическая работа | |||
20 | Лепка тематической композиции на тему труда человека «Сталевар», «Кузнец», «Пограничник», «Пожарный» | Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры человека | Уметь выполнять лепку тематической композиции; передавать в лепных произведениях объемную форму, конструктивноанатомическое строение фигуры человека | Беседа. Практическая работа | |||
21 | Рисование с натуры вороны | Элементарные основы рисунка. Изображение с натуры животных | Птицы РО | Уметь рисовать с натуры ворону; передавать конструктивно-анатомическое строение животных | Беседа. Практическая работа | ||
22 | Иллюстрирование басни Крылова «Ворона и Лисица» | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы | Беседа. Практическая работа | |||
23 | Экскурсия в «Музей изобразительных искусств» | Жанры изобразительного искусства (портреты) участие в обсуждении произведений искусств. | Беседа о художниках х. Богураева | Знать известные центры народных художественных ремесел России. Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников; сравнивать жанры и виды искусства. | Беседа. Практическая работа | ||
24 | Лепка героев русских народных сказок | Беседа. Практическая работа | |||||
25 | Иллюстрация к сказке « Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина | Освоение основ рисунка, живописи. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; ; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; | Беседа. Практическая работа | |||
26 | Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного творчества и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Уметь выполнять эскиз сказочного стульчика, использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи | Беседа. Практическая работа | |||
27 | |||||||
28 | Рисование на тему «Песни нашей Родины» | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Освоение основ рисунка, живописи | Знать понятие воздушная перспектива. Уметь рисовать на тему; работать с акварелью; определять, с какой точки зрения (высокой или низкой) выполнены изображения на картинках | Беседа. Практическая работа | |||
29 | Рисование с натуры белки | Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей, отношения к природе | Умение передать конструктивно-анатомическое строение животных; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Беседа. Практическая работа | |||
30 | Праздник 9 мая – День Победы | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. | Казаки в ВОВ | Знать термины эмблема, символ. Уметь передавать конструктивноанатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Беседа. Практическая работа | ||
31 | Прославленные центры народных художественных промыслов | Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа | Промыслы казаков | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; рассказывать о последовательности выполнения декоративного рисунка; называть художественно-выразительные средства и художественные материалы, которые применяются в декоративной работе | Беседа. Практическая работа | ||
32 | Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочкой птицы и роспись готового изделия | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь выполнять эскиз лепной свистульки и расписывать готовое изделие, различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Беседа. Практическая работа | |||
33 | |||||||
34 | Иллюстрирование сказки Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | Предварительные наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром и кино | Уметь иллюстрировать сказки; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы. | Беседа. Практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...