Рабочая программа
статья (4 класс) на тему

Голотина Татьяна Валентиновна

УМК "Перспективная начальная школа"(русский язык, литературное чтение,математика, окружающий мир, ИЗО, технология)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4klass.rar239.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗО

Пояснительная записка

        Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

       Для выполнения поставленных Учебно – воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

        Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

        В основу программы положены:

  1. Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  2. Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное  и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
  3. Яркая выраженность познавательно – эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
  4. Система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
  5. Система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, технология, мир вокруг нас), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
  6. Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

          Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, кисть, палочку. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

ЦЕЛЬ – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.

     Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.

ЗАДАЧИ преподавания изобразительных (пластических) искусств:

  1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств: изобразительно, декоративно – прикладным, архитектуре, дизайну в профессиональных и народных формах;
  2. Формирование художественно – образного мышления и эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству,  как основы развития творческой личности; формирование эмоционально – ценностного отношения к жизни, эстетических вкусов и потребностей;
  3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию;
  4. Развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства;
  5. Обучение основам художественной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно – творческой деятельности

 ( работа с натуры, по воображению – тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация, конструирование из бумаги и иных материалов).

УЧАЩИЕСЯ К КОНЦУ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ДОЛЖНЫОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ И ЖАНРАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И УСВОИТЬ:

  1. Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т.п.);
  2. Термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
  3. Начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
  4. Начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
  5. Основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
  6. Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
  7. Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  8. Деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
  9. Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  1. Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, художественная форма), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  2. Чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  3. Выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
  4. Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
  5. Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
  6. Анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
  7. Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
  8. Использовать закономерности линей ной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
  9. Передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

  1. Изображать и знать основные стили в архитектуре, искусстве.

РЕАЛИЗАЦИЯ НРК В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

РАЗДЕЛ

ТЕМА УРОКА

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Летние впечатления

Рисунок с натуры 2-3 листьев на ветке

Натюрморт из фруктов и овощей

Осень во дворе

Профессии родителей

Рисование на темы (композиция)

Животные РО

Казаки в ВОВ

Декоративная работа, лепка, аппликация

Казачья утварь

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМА

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

ВИД

КОНТРОЛЯ

ДАТА

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

12

-развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира;

-развитие цветовых сочетаний

За выполненную работу в течение года

Рисование на темы (композиция)

7

-развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию

Декоративная работа

     7

-Обучать декоративной работе;

Лепка

2

- раскрывать значение народного искусства;

-прививать любовь к родному краю

Аппликация

2

Беседы об изобразительном искусстве

4

-прививать интерес к искусству, расширять представления об окружающем мире;

-учить понимать содержание картин и средств худ. выразительности

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

1. Программа «Изобразительное искусство» для 1-4 классов. Автор: Кузин В.С.

2. Кузин В.С. Изобразительное искусство 4 класс: учебник /В.С.Кузин, Э.С. Кубышкина

3. Кузин В.С. Изобразительное искусство 4 класс: рабочая тетрадь /В.С.Кузин, Э.С. Кубышкина

4.Методика «Изобразительное искусство в 4 классе»  Издательство: Волгоград 2004год,  Составитель: Дроздова С.Б.

5. Иллюстрации по программе

6. Демонстрационный материал по программе

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тема

Теория

Региональный компонент

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Измерители

Дата по плану

Фактич. дата

1

Тематическое рисование

«Летний пейзаж»

Фронтальная и угловая перспектива

Знакомство с принадлежностями для рисования

Лето в Богураеве

Знать понятия «фронтальная перспектива» и «угловая перспектива», «точка схода», «линия горизонта»

Уметь рисовать на тему; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь, цв. карандаши, акварель, бумагу); применять основные средства художественной выразительности

Беседа. Практическая работа

2

Рисование с натуры скворечника

Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима.

Знать что штриховка – это нанесение штрихов различной толщины и силы нажима. Уметь рисовать с натуры скворечник, используя технику штриховки, использовать художественные материалы

Беседа. Практическая работа

3

Рисование с натуры цилиндра

Определение формы конструкции. Выявление размеров частей. Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима

Знать последовательность рисования цилиндра; понятия: свет, тень, полутень, блик, падающая тень. Уметь: рисовать с натуры цилиндр, используя технику штриховки, использовать различную штриховку для выявления объема

Беседа. Практическая работа

4

Рисование по памяти «Бабочка над цветком»

Использование различных художественных материалов (гуашь, акварель, карандаш). Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги

Бабочки РО

Знать понятия: симметрические фигуры, ось симметрии, цветовой круг, контрастные цвета, родственные цвета.

Уметь рисовать по памяти, передавать в рисунке строение бабочки, выполнять поиск гармоничного сочетания цветов

Беседа. Практическая работа

5

Беседа «Жанры изобразительного искусства» (пейзаж, натюрморт) Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К.Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты», В. Перов «Охотники на привале», А.Герасимов «Розы»

Представление о роли изобразительных искусств, их связь с жизнью. Жанры изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства, понятия характеристики света: цветовой тон, светлота, насыщенность цвета. Уметь рассказывать на примере одной из картин о цветовом тоне, светлоте, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Беседа. Практическая работа

6

Искусство натюрморта – предметы в группе. Натюрморты из яблок и кувшина; чайника, яблок и сливы; бидона и фруктов

Линейное построение рисунка натюрморта; композиционное расположение предметов

Уметь выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом

Беседа. Практическая работа

7

Мозаичное панно

«Солнце над  морем»

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации

Знать из каких материалов выполняется аппликация.

Уметь выполнять мозаичное панно, использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени.

Беседа. Практическая работа

8

Рисование с натуры  шара

Штриховка, светотень

Знать три основных уровня(плоскости) горизонта; что светотень-это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности(гладкая, шероховатая и т.п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета.

Уметь рисовать с натуры шар; использовать различную штриховку для выявления объема; использовать закономерности фронтальной и угловой перспективы

Беседа. Практическая работа

9

 Рисование по памяти «Осень в саду»

Выделение композиционного центра. Передача светотени. Использование тоновых и цветовых контрастов

Осень на Дону

Уметь рисовать по памяти; применять основные средства художественной выразительности;  различать основные и составные, теплые и холодные цвета; передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении

Беседа. Практическая работа

10,

11

Современные машины в изобразительном искусстве

Рисование по памяти грузовых машин, тракторов, экскаваторов, самосвалов

Анализ форм, пропорций

Профессии родителей

Уметь рисовать современные машины; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы

Знать последовательность рисования экскаваторов, самосвалов по памяти

Беседа. Практическая работа

12

Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной доски

Соединение моделей предметов бытового окружения человека

Кухонная утварь казаков

Иметь представление о видах современного декоративно-прикладного искусства.

Уметь выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Беседа. Практическая работа

13

Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко»

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой

Знать, чем отличается рисование на тему от рисования на тему; чем отличается иллюстрирование литературного произведения от декоративного рисования.

Уметь анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространства.

Беседа. Практическая работа

14

Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению»

Предварительные наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с литературой

Уметь выполнять сюжетную аппликацию; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликации

Беседа. Практическая работа

15

Изображение животных в произведениях художников

Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Знать понятие анималистический жанр.

Уметь изображать животных в рисунке; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его жанр.

Беседа. Практическая работа

16

17

Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия

Использование форм природы(листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях; участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применить приемы народной кистевой росписи; выполнять эскиз лепного пряника и роспись готового изделия

Беседа. Практическая работа

18

19

Рисование с натуры фигуры человека

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек). Освоение основ рисунка, живописи

Уметь рассматривать рисунки А.Дюрера и Х.Гольбейна; называть известные геометрические тела, составляющие основу строения головы человека; рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Беседа. Практическая работа

20

Лепка тематической композиции на тему труда человека «Сталевар», «Кузнец», «Пограничник», «Пожарный»

Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры человека

Уметь выполнять лепку тематической композиции; передавать в лепных произведениях объемную форму, конструктивноанатомическое строение фигуры человека

Беседа. Практическая работа

21

Рисование с натуры вороны

Элементарные основы рисунка. Изображение с натуры животных

Птицы РО

Уметь рисовать с натуры ворону; передавать конструктивно-анатомическое строение животных

Беседа. Практическая работа

22

Иллюстрирование басни Крылова «Ворона и Лисица»

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы

Беседа. Практическая работа

23

Экскурсия в «Музей изобразительных искусств»

Жанры изобразительного искусства (портреты) участие в обсуждении произведений искусств.

Беседа о художниках х. Богураева

Знать известные центры народных художественных ремесел России.

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников; сравнивать жанры и виды искусства.

Беседа. Практическая работа

24

Лепка героев русских народных сказок

Беседа. Практическая работа

25

Иллюстрация к сказке « Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Освоение основ рисунка, живописи. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; ; различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

Беседа. Практическая работа

26

Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного творчества и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

Уметь выполнять эскиз сказочного стульчика, использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи

Беседа. Практическая работа

27

28

Рисование на тему «Песни нашей Родины»

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Освоение основ рисунка, живописи

Знать понятие воздушная перспектива.

Уметь рисовать на тему; работать с акварелью; определять, с какой точки зрения (высокой или низкой) выполнены изображения на картинках

Беседа. Практическая работа

29

Рисование с натуры белки

Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей, отношения к природе

Умение передать конструктивно-анатомическое строение животных; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Беседа. Практическая работа

30

Праздник 9 мая – День Победы

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Казаки в ВОВ

Знать термины эмблема, символ.

Уметь передавать конструктивноанатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Беседа. Практическая работа

31

Прославленные центры народных художественных промыслов

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа

Промыслы казаков

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; рассказывать о последовательности выполнения декоративного рисунка; называть художественно-выразительные средства и художественные материалы, которые применяются в декоративной работе

Беседа. Практическая работа

32

Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочкой птицы и роспись готового изделия

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь выполнять эскиз лепной свистульки и расписывать готовое изделие,

различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Беседа. Практическая работа

33

34

Иллюстрирование сказки Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

Предварительные наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром и кино

Уметь иллюстрировать сказки; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы.

Беседа. Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...