Рабочая программа
статья (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО ____________/Кунакова Н.В./ Протокол № ____ от «___»___________200___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 2» ____________/Фахрединова Л.Ф./ «___»____________200___г. | «Согласовано» Руководитель МОУ «СОШ №2» ____________/Коробовцева Т.С./ Приказ № _____ от «___»___________200___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Сысуева Сергея Игоревича
По физической культуре для 4 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_______200__ г.
2009 - 2010 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка 3
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала при трехразовых занятиях в неделю 5
Распределение программного материала по четвертям 5
Содержание программы 6
Требования к качеству освоения программного материала 8
Календарно – тематическое планирование 10
Список использованных источников 20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Урок физической культуры в 4 классе – основная форма обучения жизненно важным видам движений, которые имеют, практически главное значение в укреплении здоровья детей. Уроки решают задачи по улучшению и исправлению осанки, содействуют гармоничному физическому развитию, выработке устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, развивают координационные способности, формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня, приобщают к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и к подвижным играм, воспитываю дисциплинированность и доброжелательное отношение к товарищам, смелость и решительность. Кроме того, выпускники начальной школы принимают участие в городских «Президентских состязаниях», которые являются одной из форм контроля уровня физической подготовленности учащихся.
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом, Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры, а так же Комплексной Программой физического воспитания В.И. Лях, Программой по физической культуре: Начальные классы А.П. Матвеева, М.В. Малыхиной.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю за счет средств Федерального компонента и 1 час в неделю за счет средств школьного компонента. 2 часа в неделю (78 часов в год) отданы на Базовую часть программы, а именно: Основы знаний по физкультуре, подвижные игры, гимнастика с элементами акробатики, легкая атлетика, лыжная подготовка. 1 час в неделю (24 часа в год) отданы на развитие основных физических качеств, на основе подвижных игр и упражнений из отдельных видов спорта: легкая атлетика, футбол, баскетбол и т.д.
В 4 классе согласно учебной программе школьники по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания; разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комп лексы для формирования и укрепления осанки, развития гибкости, координации движений, силы, быстроты и выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения. Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих образовательных задач:
- Укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию;
- обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала при трехразовых занятиях в неделю
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Базовая часть | 78 часов |
1.1 | Основы знаний по физической культуре | В процессе уроков |
1.2 | Подвижные игры | 18 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 |
1.4 | Легкая атлетика | 21 |
1.5 | Лыжная подготовка | 21 |
2 | Вариативная часть | 24 часа |
2.1 | Баскетбол | 6 |
2.2 | Футбол | 6 |
2.3 | Легкая атлетика | 6 |
2.4 | Подвижные игры | 6 |
Всего: | 102 часа |
Распределение программного материала по четвертям
№ п/п | Вид программного материала | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе уроков | |||
2 | Легкая атлетика | 18 | - | - | 9 |
3 | Гимнастика с основами акробатики | - | 18 | - | - |
4 | Подвижные игры | 6 | 3 | 3 | 12 |
5 | Лыжная подготовка | - | - | 21 | - |
6 | Баскетбол | - | - | 6 | - |
7 | Футбол | 3 | - | - | 3 |
Всего | 27 | 21 | 30 | 24 |
Содержание программы.
Основы знаний о физической культуре
История развития физической культуры в России в 17-19 в.в., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины внешнего отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием и т.п.
Способы самостоятельной деятельности
Ведение дневника по физической культуре. Регулирование нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Акробатические и гимнастические комбинации, составленные из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации типа: “мост” из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, с опорой на руки прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Прикладно-гимнастические упражнения: опорный прыжок через гимнастического “козла” - с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях; переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис согнувшись сзади, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом “вперед ноги”
Легкая атлетика
Прыжки: в высоту с разбега способом «перешагивание»
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: «одновременный двухшажный», «одновременный одношажный» ходы.
Подвижные и спортивные игры
На материале гимнастики с основами акробатики: задания на координацию движений типа: “Веселые задачи”, “Запрещенное движение“ (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела);
На материале легкой атлетики: “Пятнашки в парах (тройках)”, “Подвижная цель”, “Не давай мяча водящему”.
На материале лыжной подготовки: “Куда укатиться за два шага”, “Круговая лапта”.
На материале плавания: «Торпеды», “Водолазы”, “Гонка лодок”, “Гонки мячей”, “Паровая машина”.
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру «гонка мяча по кругу», «Свободное место», игра в футбол по упрощенным правилам.
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; «Борьба за мяч», защита стойкой, эстафеты с ведением мяча и броска в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам.
Требования к качеству освоения
программного материала
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета “Физическая культура” учащиеся четвертого класса должны:
Знать и иметь представления:
О роли и значение занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии.
О физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения.
О физической нагрузке и способах ее регулирования (дозирования).
О причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактики травматизма.
Уметь:
Вести дневник самонаблюдения;
Выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
Определять величину нагрузки в соответствии со стандартными режимами ее выполнения (по частоте сердечных сокращений).
Выполнять технические действия игры в футбол, баскетбол и волейбол, играть по упрощенным правилам;
Оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях.
Демонстрировать уровни двигательной подготовленности:
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
| высокий | Средний | низкий | высокий | Средний | низкий |
Подтягивание в висе (кол-во раз) Подтягивание в висе лежа согнувшись (кол-во раз) |
6 |
4 |
3 |
18 |
15 |
10 |
Бег 60 м (с) | 10.0 | 10.8 | 11.0 | 10.3 | 11.0 | 11.5 |
Бег 1000 м (мин. с) | 4.30 | 5.00 | 5.30 | 5.00 | 5.40 | 6.30 |
Ходьба на лыжах 1 км (мин. с) |
7.00 |
7.30 |
8.00 |
7.30 |
8.00 |
8.30 |
Календарно – тематическое планирование
по физической культуре
Класс - 4
Учитель Сысуев Сергей Игоревич
Количество часов
Всего 102 часа; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных уроков 4 , тестов 4 ч.;
Планирование составлено на основе Рабочей программы для 4 класса учитель Сысуев С.И.
Планирование материала на 1 четверть (27 часов)
№ п/п | № урока | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Сроки | Занятия на уроках | Лабораторные и практические работы | Самостоятельная учебная деятельность | Виды контроля |
1 | 1,2,19,20 | Основы знаний о физической культуре Техника безопасности на уроках. История развития физической культуры в России в 17-19 в.в., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и кровообращения. | В процессе уроков | Сентябрь - Октябрь | Объяснение учителя | ------------------------ | ----------------------- | Фронтальный |
2 | - | Легкая атлетика | 18 | Сентябрь – октябрь | Выполнение заданий | ---------------------- | ---------------------- | Фронтальный, нормативы |
2.1 | 1 – 3 | Строевые упражнения. ОРУ беговые и прыжковые Изучение основ низкого старта. Бег до 6 минут | 3 | Сентябрь | ------------ | ----------------- | ------------------ | ------------ |
2.2 | 4 – 6 | Строевые упражнения. Низкий старт. Прыжок в длину с разбега | 3 | -------- | ------------- | ------------------ | ----------------- | -------------- |
2.3 | 7 – 8 | Строевые упражнения. Беговые упражнения. Бег до 6 минут. Метание мяча 150 гр. | 2 | -------- | ------------ | ------------------- | ----------------- | --------------- |
2.4 | 9 – 10 | ОРУ в движении. Нормативы ОФП | 2 | ---------- | ------------- | -------------------- | ------------------ | --------------- |
2.5 | 11 – 12 | Бег 30 и 60 метров с низкого старта. | 2 | --------- | ------------- | ------------------- | ------------------- | -------------- |
2.6 | 13 – 14 | Бег 500 и 800 метров с учетом времени. | 2 | Октябрь | ----------- | ---------------------- | ------------------- | -------------- |
2.7 | 15 – 18 | Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание» | 3 | --------- | ------------- | ------------------- | -------------------- | -------------- |
3 | 19 – 21 | Футбол. эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру «гонка мяча по кругу», «Свободное место», игра в футбол по упрощенным правилам. | 3 | Октябрь | ------------- | ------------------- | -------------------- | -------------- |
4 | 22 – 27 | Подвижные игры. Круговые эстафеты, «Салки», «Воробьи – вороны», «Охотники и утки», «Вышибалы», «Звенья», «Паук и мухи». | 6 | Октябрь | ------------- | ------------------- | -------------------- | -------------- |
Планирование материала на 2 четверть (21 час)
№ п/п | № урока | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Сроки | Занятия на уроках | Лабораторные и практические работы | Самостоятельная учебная деятельность | Виды контроля |
1 | 28, 29, 46 | Основы знаний о физической культуре Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины внешнего отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием и т.п.. | В процессе уроков | Ноябрь – декабрь | Объяснение учителя | ------------------------ | ----------------------- | Фронтальный |
2 | Гимнастика с основами акробатики | 18 | Ноябрь – декабрь | Выполнение заданий учителя | ------------------ | ------------------- | ---------------- | |
2.1 | 28 – 30 | Строевые упражнения. Кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; | 3 | Ноябрь | -------------- | -------------------- | -------------------- | ----------------- |
2.2 | 31 – 32 | Строевые упражнения. Кувырок вперед в упор присев . | 2 | ----------- | -------------- | -------------------- | -------------------- | ----------------- |
2.3 | 33 – 34 | Строевые упражнения. “Мост” из положения, лежа на спине; | 2 | ------------ | -------------- | -------------------- | -------------------- | ----------------- |
2.4 | 35 – 36 | Строевые упражнения. Стойка на лопатках. | 2 | ----------- | -------------- | -------------------- | -------------------- | ----------------- |
2.5 | 37 – 39 | Строевые упражнения. Прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. | 3 | ------------ | -------------- | -------------------- | -------------------- | ----------------- |
2.6 | 40 – 42 | Опорный прыжок через гимнастического “козла” - с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях; переход в упор присев и соскок вперед. | 3 | Декабрь | -------------- | -------------------- | -------------------- | ----------------- |
2.7 | 43 – 45 | ОРУ с предметами Лазанья по канату до 3 м., по наклонной скамейке на коленях. | 3 | --------- | -------------- | -------------------- | -------------------- | ----------------- |
3 | 46 – 48 | Подвижные игры Игры: “Парашютисты”, “Увертывайся от мяча”, “Гонки мячей по кругу”, “Догонялки на марше” | 3 | Декабрь | -------------- | -------------------- | -------------------- | ----------------- |
Планирование материала на 3 четверть (30 часов)
№ п/п | № урока | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Сроки | Занятия на уроках | Лабораторные и практические работы | Самостоятельная учебная деятельность | Виды контроля |
1 | 49, 50 ,70 | Основы знаний о физической культуре Ведение дневника по физической культуре. Регулирование нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Акробатические и гимнастические комбинации, составленные из разученных упражнений. | В процессе уроков | Январь – февраль | Объяснение учителя | ------------------------ | ----------------------- | Фронтальный |
2 | Лыжная подготовка | 21 | Январь - Февраль | Выполнение заданий учителя | ------------------ | ------------------- | ---------------- | |
2.1 | 49 – 51 | Подбор лыж. Повороты на месте. Передвижение ступающим шагом. Прохождение до 1 км. | 3 | Январь | ------------- | ----------------- | ------------------- | ---------------- |
2.2 | 52 – 54 | Передвижение скользящим шагом. Спуск со склона в низкой стойке. Прохождение до 1,5 км | 3 | ----------- | -------------- | ------------------- | ----------------- | --------------- |
2.3 | 55 – 57 | Передвижения «одновременно-двухшажным» ходом Прохождение дистанции до 2 км. | 3 | ----------- | -------------- | ------------------- | ----------------- | --------------- |
2.4 | 58 – 60 | Передвижение «одновременно-одношажным» ходом. Прохождение дистанции до 2,5 км. | 3 | ----------- | -------------- | ------------------- | ----------------- | --------------- |
2.5 | 61 – 63 | Передвижения на лыжах до 2 км. Круговые эстафеты с этапом 100 метров. | 3 | Февраль | -------------- | ------------------- | ----------------- | --------------- |
2.6 | 64 – 66 | Передвижения на лыжах до 1,5 км. Эстафеты с этапом 150 метров. | 3 | --------- | -------------- | ------------------- | ----------------- | --------------- |
2.8 | 67 – 68 | Лыжные гонки 1 км с учетом времени. | 2 | ------------ | ------------------ | ----------------- | --------------- | -------------- |
2.9 | 69 | Лыжные гонки 2 км. Без учета времени | 1 | ------------ | ------------------ | ----------------- | --------------- | -------------- |
3 | Баскетбол | 6 | Март | -------------- | ------------------- | ----------------- | --------------- | |
3.1 | 70 | Строевые упражнения. Правила игры. Специальные передвижения. | 1 | |||||
3.2 | 71 | Строевые упражнения. Бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки | 1 | ------------ | ------------------ | ----------------- | --------------- | -------------- |
3.3 | 72 – 73 | Строевые упражнения. «Борьба за мяч», защита стойкой | 2 | ------------ | ------------------ | ----------------- | --------------- | -------------- |
3.4 | 74 | Строевые упражнения. Эстафеты с ведением мяча и броска в корзину | 1 | ------------ | ------------------ | ----------------- | --------------- | -------------- |
3.5 | 75 | Строевые упражнения. Учебная игра по упрощенным правилам | 1 | ------------ | ------------------ | ----------------- | --------------- | -------------- |
4 | 76 – 78 | Подвижные игры «Кто дальше бросит”, “Мяч среднему”, “Круговая охота”, “Капитаны” | 3 | ------------ | ------------------ | ----------------- | --------------- | -------------- |
Планирование материала на 4 четверть (24 часа)
№ п/п | № урока | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Сроки | Занятия на уроках | Лабораторные и практические работы | Самостоятельная учебная деятельность | Виды контроля |
1 | 79,80 | Основы знаний о физической культуре Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. | В процессе уроков | Апрель | Объяснение учителя | ------------------------ | ----------------------- | Фронтальный |
2 | Подвижные игры | 12 | Апрель | Выполнение заданий учителя | ------------------ | ------------------- | Фронтальный | |
2.1 | 79 – 81 | Строевые упражнения. ОРУ с предметами. Игра «Вышибалы» | 3 | Апрель | -------------- | ------------------ | ------------------- | ---------------- |
2.2 | 82 – 84 | Строевые упражнения. ОРУ с предметами. «День и ночь», «Охотники и утки» | 3 | Апрель | -------------- | ------------------ | ------------------- | ---------------- |
2.3 | 85 – 87 | Строевые упражнения. ОРУ с предметами. «Салки», Пионербол. | 3 | Апрель | -------------- | ------------------ | ------------------- | ---------------- |
2.4 | 88 – 90 | Строевые упражнения. ОРУ с предметами. «Пионербол», Эстафеты. | 3 | Апрель | -------------- | ------------------ | ------------------- | ---------------- |
3 | Легкая атлетика | 9 | Май | Выполнение заданий учителя | ------------------ | ----------------- | Фронтальный | |
3.1 | 91 – 93 | Ходьба и бег с преодолением препятствий. Медленный бег до 3 минут. | 3 | Май | Выполнение заданий учителя | ------------------ | ----------------- | Фронтальный |
3.2 | 94 – 95 | Бег с переменной скоростью до 800 м. Нормативы ОФП. | 2 | ------- | ------------- | ----------------- | -------------- | Зачет |
3.3 | 96 – 97 | Прыжок в длину с разбега. ОРУ в движении | 2 | ------- | ------------- | ----------------- | -------------- | -------------- |
3.4 | 98 – 99 | Медленный бег до 3 минут. Бег 500 и 800 метров. Метание мяча 150 гр. | 2 | ------- | ------------- | ----------------- | -------------- | -------------- |
4 | Футбол | 3 | Май | Выполнение заданий учителя | --------------- | ------------------ | Фронтальный | |
4.1 | 100 – 102 | ОРУ. Удар по мячу с подъема. Передачи мяча. Учебная игра. | 3 | --------- | ------------ | --------------- | ------------------ | ------------- |
Список использованных источников:
- Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания – М.: Просвещение, 2008.
- Матвеев А.П., Малыхина М.В. Программа по физической культуре: начальные классы – М., 2005.
- Должиков И.И. Физическая культура: пособие для учителей – М.: Айрис пресс, 2003.
- Должиков И.И. Планирование содержания уроков физической культуры 1 – 11 классы // Физическая культура в школе, 1997. – №4. – С. 1-103.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...