Рабочая программа для школ II вида 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Данная программа разработана с учётом и спецификой детей с нарушениями слуха. Составлена для учащихся 1 класса (II отделение III вариант).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 1 класс.rar | 188.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, J1.B. Никулина, М.Ю. Pay, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
Основу начального курса математики должны составить четкие представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами, важнейших их свойствах и основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительные навыки в табличных случаях необходимо довести до автоматизма. Это одна из центральных задач курса математики в начальной школе.
Обучение начальной математике должно проходить в тесной неразрывной связи с воспитанием и развитием учащихся, способ ствовать формированию у учащихся основ научного мировоззрения, развивать познавательные способности, воспитывать добросовестное отношение к учению и общественно полезному труду.
Программа предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материала, а это дает возможность показать учащимся, что все те понятия и правила, с которыми они знакомятся на уроках, служат практике, родились из потребностей жизни. Это кладет начало правильному пониманию связи между наукой и практикой.
Первоначальное ознакомление учащихся с разного рода зависи мостями является важной основой для обучения в последующем умению раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности. На основе собственных практических действий учащиеся должны познакомиться с некоторыми закономерностями, научиться применять приобретенные знания при решении практических вопросов.
Программа по математике открывает большие возможности для того, чтобы вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, учеб ных и практических задач, воспитания у них самостоятельности и инициативы, привычки и любви к труду, чувства ответственности, настойчивости в преодолении трудностей.
Необходимо обучать учащихся на уроках математики приемам самостоятельной работы, самостоятельного пополнения и совершен ствования знаний. Математика способствует развитию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления учащихся, для обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Задача учителя — полнее использовать возможности математики для развития этих способностей у учащихся.
Обучение математике тесно связано с формированием речи. Сознательное усвоение слабослышащими учащимися математических знаний невозможно без овладения ими необходимым речевым материалом. Это требует специальной работы, направленной как на овладение математической терминологией и специфичными для ма тематического стиля речи конструкциями, так и на формирование умения употреблять их в самостоятельной речи. Изучение математики обогащает речь учащихся. С одной стороны, изученные на уроках математики речевые модели и конструкции используются ими в общении на уроках по другим дисциплинам, в быту, когда содержанием высказываний являются количественные отношения. С другой стороны, на уроках математики учащиеся получают практику употребления в речи словаря и фразеологии, используемых в жизни и учебной работе.
В целях создания условий для развития у учащихся способности к обобщению и абстракции, необходимых для дальнейшего обучения математике, в курсе предполагается проведение систематических наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений.
Развитие пространственных представлений о форме, размере, взаимном расположении предметов идет в связи с изучением чисел и арифметических действий; отрезки, треугольники и т. д. служат счетным материалом, а затем используются в качестве конкретной иллюстрации рассматриваемых натуральных чисел. Например, в 1 классе связь с арифметикой проявляется в упражнениях, требующих счета.
Наглядный образ разбитого на равные клетки прямоугольника используется для иллюстрации переместительного свойства ум ножения; с помощью отрезков иллюстрируются задачи на увеличение (уменьшение) данного числа, на сравнение чисел и др.
В ходе практических работ у учащихся формируются умения из мерять и чертить отрезки с помощью линейки и угольника, находить сумму длин сторон и площадь прямоугольника (квадрата).
Изучение натуральных чисел и нуля строится на системе практи ческих работ и задач, содержание которых должно быть взято из жизни, а также связано с трудом учащихся. Это значит, что формирование каждого нового понятия всегда связывается с решением тех или иных задач, помогающих уяснить его значение и требующих его применения.
Раскрытие смысла арифметических действий связано, как правило, с решением, так называемых простых задач (задач, решаемых одним арифметическим действием). Такие задачи предусмотрены программой каждого года обучения.
Система в подборе задач и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимно обратных. При этом имеется в виду, что в процессе упражнений дети все время будут встречаться с задачами различных видов. Это исключает возможность выработки штампов в решении задач; учащиеся с самого начала будут поставлены перед необходимостью каждый раз производить анализ задачи, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения.
При решении сначала простых, а затем составных задач одной из целей является уяснение применения арифметических действий, уяснение их смысла, что и реализуется в ходе сопоставления и противопоставления различных случаев их применения. Сложность рассматриваемых задач постепенно возрастает, но решение задач на первой ступени обучения не должно требовать выполнения более 2 действий.
При обучении математике необходимо научить самостоятельно находить путь решения предложенной задачи в соответствии с программными требованиями. Учащиеся должны постепенно овладе вать простейшими общими подходами к решению задачи.
Учащиеся должны научиться лаконично, точно и четко объяснять, что известно в решаемой задаче и что неизвестно, что следует из условия задачи, какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи. Они должны научиться обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, составлять по задаче (со всеми необходимыми пояснениями) выражение, вычислять его значение, давать (устно) полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Следует стремиться к тому, чтобы учащиеся знали о возможности различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них.
В процессе работы над задачами крайне важно упражнение в самостоятельном составлении задач по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал для составления задач должен браться учащимися из окружающей действительности. Составление и решение такого рода задач способствует не только лучшему осознанию особенностей структуры и хода решения задач различных видов, но и развитию творческого воображения учащихся, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.
Для выработки твердых навыков правильных и быстрых устных вычислений необходимо на каждом уроке математики выделять от 5 до 10 мин. для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Ре зультаты табличного сложения (вычитания) и умножения (деления) учащиеся должны твердо знать на память.
В связи с этим учитель должен не только своевременно создать у учащихся установку на запоминание таблицы, но и обеспечить повседневную тренировочную работу в течение всех лет обучения в начальных классах.
Большое значение придается в программе усвоению правил порядка выполнения действий. Соответствующий материал распределен в курсе равномерно с соблюдением постепенного нарастания трудностей. Важно, чтобы тренировочные упражнения, предлагаемые учителем, соответствовали требованиям программы.
В органической связи с арифметическим материалом программы предусмотрено изучение различных величин (стоимость, количество, цена; путь, время, скорость при равномерном движении и др.).
Способы измерения величин, соответствующие единицы измерения и соотношения между ними, связь между величинами изучаются на материале задач и при проведении практических работ, требующих применения указанных математических знаний.
Учащиеся должны овладеть элементарными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для измерения величин, приобрести уверенность в использовании различных единиц измерения, прочно усвоить соотношение между рассматриваемыми единицами измерения (длины, площади, массы, времени).
Программа предусматривает, что изучение соответствующих вопросов будет проводиться в ходе всей работы на первой ступени обучения в связи с расширением области рассматриваемых чисел и введением новых единиц измерения. В итоге все изученные единицы измерения величин приводятся в систему.
Особую трудность вызывает у учащихся изучение единиц времени. Это связано как с тем, что соотношение между ними построено не на десятичной системе, так и с абстрактным характером изучаемых понятий. Поскольку у слабослышащих учащихся, в отличие от их слышащих сверстников, отсутствуют первоначальные дошкольные знания о конкретном наполнении единиц измерения времени, их со отношении и навыки определения времени, изучение соответствующего материала распределено по годам обучения с таким расчетом, чтобы можно было сформировать как первоначальные представления, так и навыки решения задач на время.
В программе заложена возможность межпредметных связей изучения математики и трудового обучения, развития речи детей, и задача учителя полнее осуществлять их на уроках.
Усвоение учащимися предусмотренных программой знаний, умений и навыков должно быть обеспечено в основном на уроках под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует и систематического выполнения домашних заданий. Они предлагаются
только со второго года обучения и должны быть посильны для самостоятельного выполнения их каждым учеником.
Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом, как на уроках, так и в домашних заданиях. Следует на каждом уроке заботиться о рациональной смене видов деятельности, проводить физкультминутки, способствующие разрядке и снимающие утомление.
Особое значение в этом отношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность учащихся на уроках математики, в особенности в I—III классах, использование упражнений и заданий, в которых представлены герои известных книжек, сказок, мультфильмов, разнообразных дидактических игр. Примеры игр и игровых упражнений сгруппированы в соответствии с их дидактическим содержанием. Число игр, их содержание, методика проведения, которое может быть выделено играм на уроках математики, должны определиться с учетом тех основных учебно-воспитательных задач, которые преследует данная тема и каждый урок, отведенный на ее изучение. Использование игры и ее элементов должно способствовать усвоению программного материала. Важно также иметь в виду, что некоторые игры математического содержания используются затем во внеурочное время. Приведенное в программе распределение часов на отдельные темы нужно рассматривать как примерное. В зависимости от уровня знаний учащихся, от возникающих в процессе обучения ситуаций учитель может несколько увеличивать или уменьшать время на изучение отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение учащимися всего материала, предусмотренного программой для каждого года обучения.
В программе определены требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по математике к концу каждого года обучения, а в последнем классе первой ступени обучения — уровень знаний, умений и навыков, необходимый для преемственной связи с курсом математики в последующих классах.
Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во | Самост. | Контр. |
часов | работы | работы | ||
1 четверть. | ||||
1. | Счет предметов. | 1 | ||
2. | Порядковые числительные | 1 | ||
3. | Пространственные отношения. | 2 | ||
4. | Временные отношения | 1 | ||
5. | Порядковые отношения. | 1 | ||
6. | Сравнение групп предметов. | 5 | ||
7. | Уравнение предметов и групп | 3 | ||
предметов | ||||
8. | Числа от 1 до 10 | 16 | ||
9. | Состав чисел 2-5 | 5 | ||
10. | Сложение и вычитание | 4 | ||
11. | Состав числа 5 | 2 | ||
Итого | 28 | |||
2 четверть | ||||
1. | Повторение | 5 | ||
2. | Сложение и вычитание . | 11 | ||
3. | Решение задач. | 7 | ||
4. | Состав чисел 6-10. | 9 | ||
5. | Закрепление. | 4 | ||
Итого | 36 | |||
3 четверть | ||||
1 | Сложение и вычитание. | 20 | ||
2 | Решение простых задач и | 5 | ||
3 | выражений. | 8 | ||
4 | Задачи. | 3 | ||
5 | Денежные знаки | 1 | ||
6 | Закрепление. | |||
Итого | 40 |
4 четверть
1 | Числа от 1 - 10 | 5 | ||
2 | Название действий | 4 | ||
3 | Сложение и вычитание в пределах 10 | 8 | ||
4 | Решение задач и выражений | 3 | ||
5 | Соответствующие случаи сложения, вычитания в пределах 10 | 4 | 1 | |
6 | Временные понятия Итого: | 3 28 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
Последовательность чисел от 0 - 10;
Таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие
случаи вычитания.
Учащиеся должны уметь:
Считать предметы в пределах 10;
Читать и записывать числа от 0 до 10;
Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
Измерять длину отрезков и предметов в сантиметрах.
Содержание тем учебного курса
(132 ч; по 4 часов в неделю)
Сравнение предметов и группы предметов
Сравнение предметов по размеру (больше, меньше, одинаковые). Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра (в связи с ведением календаря дежурства с помощью учителя и воспитателя). Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же.
Название, последовательность чисел от 1 до 10 и счет предметов.
Сложение и вычитание
Название, последовательность и обозначение чисел от 1
до 10. Счет предметов (реальных предметов и их изображений, движений, звуков и т.д.). Запись чисел от 1 до 10.
Расположение предметов (перед, за, между, рядом, слева, справа). Использование полученных представлений к расположению чисел в натуральном ряду.
Сравнение чисел. Получение чисел прибавлением к 1 к предыдущему числу, вычитанием1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Состав чисел 2 - 5 и 6 - 10. Денежные знаки достоинством в 1, 2, 5, 10 единиц. Их набор и размен.
Последовательность дней недели, их количество. Умение называть сегодняшний, вчерашний и завтрашний день недели.
Сложение и вычитание
Решение простых задач на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Название действий и их запись с помощью знаков +, - . Название знаков.
Приемы вычисления а) при сложении - прибавление числа по его частям, перестановка чисел; б) при вычитании - вычитание числа по его частям и вычитание на основе знаний соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Считать предметы в пределах 10.
Перечень обязательных контрольных работ
- Сложение и вычитание чисел первого десятка.
- Итоговая контрольная работа.
Литература для учащихся
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы в двух частях. - М.: Просвещение, 2003.
- Моро М.И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы в двух частях. - М.: Просвещение, 2009.
- Н.Ф. Слезина. Математика. Учебник для 1 класса школ глухих и слабослышащих. -М: «Просвещение», 1991.
Пособия для учителя
1. Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 - 2 классов начальной школы / авт.-сост. А. А. Шабанова. - Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....
Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....
Адаптированные рабочие программы для школ V вида
Вашему вниманию предлагаются примерные адаптивно - компилированные рабочие программы по предметам для школ V вида . ...
Рабочая программа ОС "Школа-2100" 1 класс
Рабочая программа ОС "Школа-2100" содержит пояснительные записки по предметам, УУД,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по "Школе России" 2 класс
В данном материале представленв рабочие программы по предметам для 2 класса по "Школе России"....
Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 3 класс.
В рабочую программу входят пояснительные записки и тематическое планирование по всем предметам, УМК "Школа 2100", 3 класс....