Технологическая карта урока "Казанская икона Божией матери- хранительница русского дома"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по предмету Основы православной культуры в 4 классе "Казанская икона Божией матери- хранительница русского дома"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_kazanskaya_ikona_bozhiey_materi.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Предмет Основы православной культуры
ФИО учителя: Докукина И.Ю.
Тема: «Казанская икона Божией матери – хранительница русского дома»
Тип занятия: комбинированный
Цель: познакомить с православной иконой, показать её значение в православной культуре, жизни православных христиан.
Задачи:
- способствовать получению учащимися сведений об обретении, истории и чудесах иконы Казанской Божией Матери, о праздновании непереходящего праздника иконы Казанской Божией Матери;
- содействовать приобщению учащихся к принятому на Руси почитанию икон и празднованию православных праздников;
- способствовать воспитанию любви к историческому и культурному наследию своей Родины.
Основные понятия: икона, чудотворный образ, крестный ход.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, материалы компьютерной презентации, иллюстративный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ
№п/п | Этап и его цель. Примерное время проведения | Деятельность учителя (Содержание учебного материала) | Деятельность учащихся (виды деятельности) | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Организационный момент (1 мин). Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Приветствует учащихся Учитель: Ребята, давайте сейчас на минуточку закроем глаза и подумаем о чем-то приятном. Чувствуете, как вы заряжаетесь положительной энергией. А теперь давайте откроем свои глазки, посмотрим в глаза друг другу, и передадим это хорошее настроение тем, кто находится с нами рядом. Именно с этого момента мы и начинаем наше занятие | Приветствие учителя, друг друга Готовятся к работе | Личностные УУД: Умение выделять нравственный аспект поведения Коммуникативные УУД:Умение слушать и вступать в диалог |
2. | Вводная беседа. Постановка темы. Актуализация знаний (3 мин) | Учитель: На прошлом занятии мы уже говорили о том, что такое православная икона. Давайте вспомним, а что такое икона? Слайд 1. Икона Казанской Пресвятой Богородицы Учитель: Давайте представим, какое значение имела православная икона для русского человека. Разбейтесь на четверки и обсудите задачу. (На доске круг с надписью в центре – Икона.) Учитель: Скажите, кто изображается на православных иконах? Учитель: Сегодня на занятии мы познакомимся ещё с одним из шедевров русской православной иконописи, ещё с одной особо почитаемой православной иконой – иконой Божией Матери, которая получила название Казанская. Мы узнаем историю обретения этой иконы, узнаем о легендах, связанных с этой иконой. | Ответы учеников: Изображение, портрет святых, Бога, Богородицы. Дети дают ответ на вопрос о значении иконы и прикрепляют к кругу полоску бумаги с ответом: воспитывала, учила, проповедовала, помогала в достижении спасения, была щитом в бою, давала надежду, укрепляла в беде, утешала в горе. Ответы учащихся: Бога, Божью Матерь, святых, ангелов Работа в группах. Выступление каждой группы заслушивается и оценивается. | Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, анализ Коммуникативные УУД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Личностные УУД: Смыслообразование |
3. | Изучение нового материала (11 мин). | Учитель: Итак, икона – это священное изображение, которое почитают. Когда человек смотрит на священное изображение, он вспоминает того, кому эта икона посвящена. Но это не только художественное изображение, молитвенный образ. Верующий человек, стоя перед иконой, может мысленно обратиться к первообразу, попросить помощи в добрых делах. Господь являет от икон различные чудеса: иконы мироточат, исцеляют, исполняют заветные желания. У кого из вас есть дома иконы? Какие? Учитель: Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампадка (или свечка) – символ света и живого огня, освещающего лик святой иконы. Такой же свет зажигается в сердце того человека, который молится. Слайд 2. Красный угол. Учитель: Ребята, а где еще можно увидеть много икон? Слайд 3. Православный храм Да, вы правы! В храме много икон. Слайд 4. Иконы на въезде в город Учитель: А еще иконы устанавливались на развилках дорог, у колодцев, вывешивались на воротах при въезде в город. Слайд 5. Спас Нерукотворный | Ответы детей: Есть, нет. Икона Спасителя, Богородицы, Пресвятой Троицы, святых, ангелов. Ответы детей: церковь, храм, монастырь | Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Регулятивные УУД: Целеполагание, выдвижение гипотез. Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог. |
4. | Закрепление изученного материала (18 мин). | Учитель: Имеется очень много икон, особенно много икон написано о Богородице. Издавна на Руси существует предание о том, что рубежи нашей Родины незримо охраняются Заступницей рода Христианского. Согласно преданию пять чудотворных икон Богородицы, образуя своего рода крест, защищают Россию. Владимирская икона (самая древняя) – защищает центр России. Смоленская икона – защищает запад России. Иверская икона – защищает юг России. Тихвинская икона - защищает север России. Казанский образ Божьей Матери – защищает восток. Слайд 6, 7, 8. Изображения пяти чудотворных икон Богородицы Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему эта икона носит название Казанская? Учитель: Действительно, икона получила такое название потому, что обретена (найдена) была в городе Казани. Слайд 9. Карта России с отмеченными городами. (Находим на карте города Казань, Екатеринбург, Москву) Учитель: А сейчас я предлагаю вам отправиться в те далёкие времена в город Казань и познакомиться с историей о том, как была найдена икона Казанской Божией Матери. Учитель рассказывает историю. Учитель: Ребята, вот так была явлена России еще одна Святыня – Казанская икона Пресвятой Богородицы. С тех пор, во всех храмах присутствует Её образ. Незримо хранит он Святую Русь. И даже в современной России День Народного Единства празднуется 4 ноября – в день памяти Казанской иконы. Слайд 10. Образ Казанской иконы. Учитель: Дети, ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие чувства вы испытываете, глядя на образ Богородицы. Ребята, давайте послушаем песнопение «Дева Богородица». Слайд 11. Текст песни Дева Богородица. Учитель: Дети, вам понравилась песня? Хотите ли вы ее разучить? | Ответы детей: Найдена была в городе Казани
Ответы детей: Чувство любви, тревоги, заботы. Ответы учеников: Да, нет, хотим, не хотим | Познавательные УУД: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Регулятивные УУД: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог. Личностные УУД: Нравственно-этическая ориентация Личностные УУД: Формирование осознанного и уважительного отношения к русской культуре. |
5. | Подведение итогов урока (3мин). | Учитель: Ребята, изучение икон, знакомство с иконографией, историей знаменитых икон это для нас один из путей в открытии для себя мира нашей православной культуры, в том чтобы узнавать пути к вере, добру, к опыту нравственной жизни, завещанному нам нашими предками. Как в капле воды отражается все солнце, так и в многочисленных иконах Казанской Богородицы отразился образ Той, чьим заступничеством спасалось и спасается Отечество наше, «Дом Пресвятой Богородицы». Никогда не умолкает в нем тропарь Казанской иконе: Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Звучит Тропарь в исполнении сестринского хора Свято – Елисаветинского монастыря. | Личностные УУД: Нравственно-этическая ориентация. | |
6. | Рефлексия (4 мин). | Учитель: Мне кажется, что сегодня прошло замечательное занятие! Вам понравилось? А что именно понравилось? Всем спасибо! | Ответы детей: да, нет Ответы детей: Тема, презентация, фотографии, рассказы | Коммуникативные УУД: Адекватная передача информации Регулятивные УУД: Оценивание своей деятельности |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алдошина Н.Е. Труд иконописца. Монахиня Иулиания / Н.Е. Алдошина. – Сергиев Посад: Издательство Троице– Сергиевой Лавры, 1999 г. – 352 с.
- Алексеев С.В. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы / С. В. Алексеев. – Санкт–Петербург: Издательство Библиополис, 2016 г. – 304 с.
- Гуркин В. История Жадовской пустыни / В. Гуркин //Московский журнал. – 2005 г. – №6.
- История обретения Чудотворной иконы Казанская Жадовская [Электронный ресурс] // Официальный сайт Жадовского Богородице-Казанского мужского монастыря, 2014 г. URL: http://жадовская-пустынь.рф/2014/01/31/istoriya-obreteniya-chudotvornoj-ikony-kazanskaya-zhadovskaya/
- Козлов Ю. Жадовская пустынь / Ю. Козлов //Ульяновская правда. – 17 февраля 1990 г.
- Орехов Д. Святые иконы России / Д. Орехов. – Санкт–Петербург: Издательство Амфора, 2006 г. – 192 с.
- Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. – Санкт–Петербург: Издательство Искуство–СПб, 2004 г. – 416 с.
- Скала А. В. Церковь в узах / А. В. Скала. – Ульяновск: ОАО "ИПК «Ульяновский Дом печати», 2007 г. – 968 с.
- Скала А.В. Жадовская пустынь / А. В. Скала. – Ульяновск, 2000 г. – 79 с.
- Чуднова А. Казанская икона Божией Матери / А. Чуднова. – Москва: Издательство АСТ, 2010 г. – 189 с.
- Языкова И.К. Со-Творение образа. Богословие иконы /И.К.Языкова. – Москва: Издательство ББИ,2012 г. – 368с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника День Народного Единства и Казанской иконы Божией Матери
Сценарий для 1 класса. Викторина для родителей....
Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери.
Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери...
День народного единства ( Казанская икона Божьей Матери)
презентация к классному часу...
Экскурсия в Храм Казанской иконы Божьей Матери
Разработка составлена для курса ОРКСЭ. Основы православной культуры (для 4 класса)...
Основы мировых религиозных культур.Проектная работа "Священные сооружения.Церковь Грузинской иконы Божией Матери. с.Осиново ЗМР РТ"
О священных сооружениях ислама, христианства, иудаизма, буддизма. Конспект урока-экскурсии по теме: "Церковь Грузинской иконы Божией Матери в с. Осиново Зеленодольского района РТ". Материал будет поле...
Урок "Казанская икона Божией Матери" (предмет "Основы религиозных культур и светской этики")
Урок разработан в рамках темы "Иконы Божией Матери в истории христианской культуры Подмосковья" по учебнику Л.Л.Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья"....
Презентация "4 ноября - День народного единства. Праздник Казанской иконы Божьей Матери"
Данная презентация поможет провести внеклассное мероприятие по ОПК или классный час....