Выступление на педагогическом совете.
статья на тему

"Семья и школа в нравственном воспитании детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нравственные основы семейного воспитания» (слайд 1)

«Помните, что ребёнок –

зеркало жизни своих родителей»

А.С. Макаренко

(слайд 2)

Притча «Хрупкие подарки» (слайд 3)

         Как-то раз в одно селение зашёл и остался там жить мудрый старец. Он очень любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать подарки и дарить их детям. Это были красивые, но хрупкие игрушки. При малейшем небрежном обращении с ними они ломались. Проходило время, и мудрец вновь дарил детям игрушки, но ещё более хрупкие. И если при неосторожном обращении они ломались, дети расстраивались. Однажды родители детей пришли к нему и спросили:

- Ты – мудрый человек и желаешь нашим детям только добра, но зачем ты им делаешь такие подарки? Игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. А играя, дети могут их сломать.

- Пройдёт совсем немного времени, - улыбнулся старец, - кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с бесценными дарами жизни хоть немного ответственней и бережней, будь-то: любовь, дружба или забота о ребёнке.

(слайд 4)

         Когда в семье рождается дитя, то родители безгранично верят в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Каждой матери, каждому отцу хочется, чтобы ребёнок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделённым всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. Так почему же так редко ребёнок бывает таким, как хочется родителям? Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и что они реально для этого делают. Ведь духовность и нравственность не передаются по наследству как интеллектуальные и внешние данные, их надо воспитывать.

(слайд 5)

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

         Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

(слайд 6,7)

         В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная  система воспитания (цели, задачи, методы и приёмы). Так в современной практике семейного воспитания определённо выделяются три стиля отношений родителей к своим детям: авторитарный, демократический и либеральный (попустительскийей к своим детям: авторитарный, демократический и либеральный ()ются три стиля отношений родителей к своим детям: авторитарное).

 (слайд 8)       

         Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

«Любя своих детей, учите их любить Вас,

не научите – будете плакать на старости лет –

 вот, по-моему, одна из самых мудрых истин

материнства и отцовства»

В.А. Сухомлинский

(слайд 9)

 (слайд 10)        Система семейного воспитания на данный момент  претерпевает  значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

  1. малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сёстрами;
  2. молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остаётся невостребованным;
  3. основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребёнка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
  4. происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей;
  5. нехватка времени на общение с детьми.

(слайд 11)

         Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка. Помочь родителям – задача школы. Чтобы ребёнок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении. Обязанность школы – целенаправленное просвещение семьи по вопросам, связанным с воспитанием детей. Задача школы – сделать семью помощником и другом как для самого ребёнка, так и для школы. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьёй ложится на плечи классного руководителя.

(слайд 12)

         Одним из важнейших направлений в моей деятельности, как классного руководителя, является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. Главными направлениями в своей работе с родителями считаю:

  1. улучшение семейного микроклимата;
  2. формирование положительных взаимоотношений в семье;
  3. повышение педагогической культуры родителей путём их активного просвещения.

(слайд 13)         Система работы классного руководителя и родителей строится следующим образом:

  1. изучение семей учащихся;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей;
  3. массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга;
  4. привлечение родителей к управлению классным коллективом через родительский комитет.

(слайд 14)  Основные формы работы с семьёй:

  1. групповые;
  2. индивидуальные.

К индивидуальным формам отношу беседы с родителями,

консультации, посещение семьи.

         К групповым формам работы с родителями отношу: родительские собрания (деловые игры, дискуссии, круглые столы), творческие мастерские, семейные праздники, туристические поездки, посещение культурных учреждений города (музеи, театры и др.).

(слайд 15)         В 2011 – 2012 учебном году уже были подготовлены и проведены:

  1. родительские собрания «Семейный этикет», «Умеете ли вы наказывать и поощрять детей?» (в форме круглого стола);
  2. внеклассные мероприятия «Русский сувенир», «День пожилого человека», «День матери», «Новый год»;
  3. посещены театр оперы и балета и ТЮЗ.

(слайд 16)   Во втором полугодии планируем провести:

  1. родительское собрание «Воспитание трудолюбия в семье»;
  2. внеклассные мероприятия «Масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День защитников Отечества», «8 марта», «Прощание с начальной школой»;
  3. посетить краеведческий музей и музей им. А. Н. Радищева;
  4. туристическая поездка в Санкт-Петербург.

(слайд 17)  Различные формы работы классного руководителя с

родителями учащихся позволяют достигнуть наиболее эффективного взаимодействия с семьями, а также избежать конфликтов и непонимания в дальнейшей работе.

       

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Нравственные основы семейного воспитания »

Слайд 2

«Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей» А.С. Макаренко

Слайд 3

«Хрупкие подарки» (притча)

Слайд 4

Так почему же так редко ребёнок бывает таким, как хочется взрослым?

Слайд 5

Семья – главный институт воспитания.

Слайд 6

Авторитарный строгость требовательность угрозы понукания принуждения чувство страха и незащищённости Либеральный всепрощенство потакание чрезмерная родительская любовь и ласка вседозволенность безответственность эгоизм лицемерие Стили семейного воспитания

Слайд 7

демократический гибкость уважение взаимопонимание послушные инициативные чувство собственного достоинства Стили семейного воспитания

Слайд 8

Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека

Слайд 9

"Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите - будете плакать на старости лет - вот, по моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства." В. А. Сухомлинский

Слайд 10

Кризис семейного воспитания малодетность снижение влияния старшего поколения утрачены традиции народной педагогики социально-экономические трудности нехватка времени

Слайд 11

Задача школы – помочь родителям

Слайд 12

Работа классного руководителя улучшение семейного микроклимата формирование положительных взаимоотношений в семье повышение педагогической культуры родителей путём их активного просвещения

Слайд 13

изучение семей учащихся психолого-педагогическое просвещение родителей массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга привлечение родителей к управлению классным коллективом через родительский комитет Работа классного руководителя

Слайд 14

групповые ( родительские собрания, творческие мастерские, семейные праздники, туристические поездки, посещение культурных учреждений города ) индивидуальные ( беседы с родителями, консультации, посещение семей ) Работа классного руководителя

Слайд 15

Работа классного руководителя В 2011 – 2012 учебном году уже были подготовлены и проведены: родительские собрания «Семейный этикет», «Умеете ли вы наказывать и поощрять детей?» (в форме круглого стола) внеклассные мероприятия «Русский сувенир», «День пожилого человека», «День матери», «Новый год» посещены театр оперы и балета и ТЮЗ

Слайд 16

Во втором полугодии планируем провести: родительское собрание «Воспитание трудолюбия в семье» внеклассные мероприятия «Масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День защитников Отечества», «8 марта», «Прощание с начальной школой» посетить краеведческий музей и музей им. А. Н. Радищева туристическая поездка в Санкт-Петербург Работа классного руководителя

Слайд 17

«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний и курс в этом море прокладывает школа. Но нельзя, чтобы он оторвался от берега». Л.Кассиль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...