Выступление на педагогическом совете.
статья на тему
"Семья и школа в нравственном воспитании детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
![]() | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственные основы семейного воспитания» (слайд 1)
«Помните, что ребёнок –
зеркало жизни своих родителей»
А.С. Макаренко
(слайд 2)
Притча «Хрупкие подарки» (слайд 3)
Как-то раз в одно селение зашёл и остался там жить мудрый старец. Он очень любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать подарки и дарить их детям. Это были красивые, но хрупкие игрушки. При малейшем небрежном обращении с ними они ломались. Проходило время, и мудрец вновь дарил детям игрушки, но ещё более хрупкие. И если при неосторожном обращении они ломались, дети расстраивались. Однажды родители детей пришли к нему и спросили:
- Ты – мудрый человек и желаешь нашим детям только добра, но зачем ты им делаешь такие подарки? Игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. А играя, дети могут их сломать.
- Пройдёт совсем немного времени, - улыбнулся старец, - кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с бесценными дарами жизни хоть немного ответственней и бережней, будь-то: любовь, дружба или забота о ребёнке.
(слайд 4)
Когда в семье рождается дитя, то родители безгранично верят в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Каждой матери, каждому отцу хочется, чтобы ребёнок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделённым всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. Так почему же так редко ребёнок бывает таким, как хочется родителям? Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и что они реально для этого делают. Ведь духовность и нравственность не передаются по наследству как интеллектуальные и внешние данные, их надо воспитывать.
(слайд 5)
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
(слайд 6,7)
В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания (цели, задачи, методы и приёмы). Так в современной практике семейного воспитания определённо выделяются три стиля отношений родителей к своим детям: авторитарный, демократический и либеральный (попустительскийей к своим детям: авторитарный, демократический и либеральный ()ются три стиля отношений родителей к своим детям: авторитарное).
(слайд 8)
Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
«Любя своих детей, учите их любить Вас,
не научите – будете плакать на старости лет –
вот, по-моему, одна из самых мудрых истин
материнства и отцовства»
В.А. Сухомлинский
(слайд 9)
(слайд 10) Система семейного воспитания на данный момент претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
- малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сёстрами;
- молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остаётся невостребованным;
- основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребёнка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
- происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей;
- нехватка времени на общение с детьми.
(слайд 11)
Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка. Помочь родителям – задача школы. Чтобы ребёнок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении. Обязанность школы – целенаправленное просвещение семьи по вопросам, связанным с воспитанием детей. Задача школы – сделать семью помощником и другом как для самого ребёнка, так и для школы. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьёй ложится на плечи классного руководителя.
(слайд 12)
Одним из важнейших направлений в моей деятельности, как классного руководителя, является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. Главными направлениями в своей работе с родителями считаю:
- улучшение семейного микроклимата;
- формирование положительных взаимоотношений в семье;
- повышение педагогической культуры родителей путём их активного просвещения.
(слайд 13) Система работы классного руководителя и родителей строится следующим образом:
- изучение семей учащихся;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга;
- привлечение родителей к управлению классным коллективом через родительский комитет.
(слайд 14) Основные формы работы с семьёй:
- групповые;
- индивидуальные.
К индивидуальным формам отношу беседы с родителями,
консультации, посещение семьи.
К групповым формам работы с родителями отношу: родительские собрания (деловые игры, дискуссии, круглые столы), творческие мастерские, семейные праздники, туристические поездки, посещение культурных учреждений города (музеи, театры и др.).
(слайд 15) В 2011 – 2012 учебном году уже были подготовлены и проведены:
- родительские собрания «Семейный этикет», «Умеете ли вы наказывать и поощрять детей?» (в форме круглого стола);
- внеклассные мероприятия «Русский сувенир», «День пожилого человека», «День матери», «Новый год»;
- посещены театр оперы и балета и ТЮЗ.
(слайд 16) Во втором полугодии планируем провести:
- родительское собрание «Воспитание трудолюбия в семье»;
- внеклассные мероприятия «Масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День защитников Отечества», «8 марта», «Прощание с начальной школой»;
- посетить краеведческий музей и музей им. А. Н. Радищева;
- туристическая поездка в Санкт-Петербург.
(слайд 17) Различные формы работы классного руководителя с
родителями учащихся позволяют достигнуть наиболее эффективного взаимодействия с семьями, а также избежать конфликтов и непонимания в дальнейшей работе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей» А.С. Макаренко
«Хрупкие подарки» (притча)
Так почему же так редко ребёнок бывает таким, как хочется взрослым?
Семья – главный институт воспитания.
Авторитарный строгость требовательность угрозы понукания принуждения чувство страха и незащищённости Либеральный всепрощенство потакание чрезмерная родительская любовь и ласка вседозволенность безответственность эгоизм лицемерие Стили семейного воспитания
демократический гибкость уважение взаимопонимание послушные инициативные чувство собственного достоинства Стили семейного воспитания
Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека
"Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите - будете плакать на старости лет - вот, по моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства." В. А. Сухомлинский
Кризис семейного воспитания малодетность снижение влияния старшего поколения утрачены традиции народной педагогики социально-экономические трудности нехватка времени
Задача школы – помочь родителям
Работа классного руководителя улучшение семейного микроклимата формирование положительных взаимоотношений в семье повышение педагогической культуры родителей путём их активного просвещения
изучение семей учащихся психолого-педагогическое просвещение родителей массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга привлечение родителей к управлению классным коллективом через родительский комитет Работа классного руководителя
групповые ( родительские собрания, творческие мастерские, семейные праздники, туристические поездки, посещение культурных учреждений города ) индивидуальные ( беседы с родителями, консультации, посещение семей ) Работа классного руководителя
Работа классного руководителя В 2011 – 2012 учебном году уже были подготовлены и проведены: родительские собрания «Семейный этикет», «Умеете ли вы наказывать и поощрять детей?» (в форме круглого стола) внеклассные мероприятия «Русский сувенир», «День пожилого человека», «День матери», «Новый год» посещены театр оперы и балета и ТЮЗ
Во втором полугодии планируем провести: родительское собрание «Воспитание трудолюбия в семье» внеклассные мероприятия «Масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День защитников Отечества», «8 марта», «Прощание с начальной школой» посетить краеведческий музей и музей им. А. Н. Радищева туристическая поездка в Санкт-Петербург Работа классного руководителя
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний и курс в этом море прокладывает школа. Но нельзя, чтобы он оторвался от берега». Л.Кассиль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...