Азбука общения
методическая разработка (1 класс) по теме

Лукина Ольга Васильевна

Адаптированный курс для ребят начальной школы с использованием психологических игр и упражнений К. Фопеля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon speckurs_azbuka_obshcheniya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Идея курса: идея мира и ненасилия в общении.

Цель курса: развитие коммуникативных навыков.

Задачи курса:

  1. воспитание  терпимости к  мнению людей
  2. формирование у детей навыков самостоятельной деятельности
  3. воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим
  4. формирование личностных качеств детей (эмоции, чувства)

 

Использованная литература:

  1. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Т Ц « Сфера», 1996г.
  2. Фопель К.  Как научить детей сотрудничать? – М.: « Генезис», 2006г.
  3. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития. 1996г.


Объяснительная записка.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей. Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. И наоборот.

«Азбука общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями и чувствами и поведением в процессе общения есть тесная связь. Эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их первым восприятием и пониманием.

Основные понятия.

  1. Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка.

Для детей общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

  1. Выразительные движения.

Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления

Мимика – выразительные движения мышц лица, передающие определенные чувства и настроение ребенка.

Жесты – движения руками, которые бывают условными, указывающими, подчеркивающими, ритмичными и эмоциональными.

Пантомимика – это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребенка. Отрицательные эмоции «съеживают» его фигуру, а положительные, наоборот, «разворачивают»

  1. Чувство собственного достоинства. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не могут спокойно общаться. Это дети, которым плохо. Надо помочь этим детям научиться ценить себя.
  2. Сопереживание. Научить детей входить в положение собеседника по совместной деятельности.
  3. Самоконтроль. Учим детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей.

Раздел

Темы занятий

Игры и упражнения

  1. Языки общения (навыки общения с внешним миром)

  1. Восприятие мира (наши органы чувств)

   Пиктограмма.

Море волнуется

Угадай - ка

  1. Мудрость природы (общение с животными и растениями)

  1. Язык жестов и движений

  1. Язык чувств (наши эмоции)

  1. Как я понимаю то, что помню (немного о нашей памяти)

  1. Тайна моего «Я» (умение видеть и понимать себя)
  1. Кто такой «Я» (мой автопортрет)

Отражение в озере.

Свет мой, зеркальце, скажи.

  1. Я – волшебник (мои чувства и желания)

  1. Мир моих фантазий

  1. Мое настроение (ощущение собственной значимости)

  1. Как мы видим друг друга (умение понимать сверстников)
  1. Разговор взглядов (умение общаться)

Доброе утро.

Корабль среди скал.

Подойди поближе.

Дружелюбные требования.

  1. Дружба (мой лучший друг)

  1. Мой день рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе)

  1. Мы смеемся (развитие чувства юмора)

  1. Этот странный взрослый мир (умение видеть и понимать старших)
  1. Урок мудрости (уважение к старшим)

Хозяюшка.

Ловишки.

Интервью.

Чаепитие.

Поделись с ближним.

Волшебные туфли.

Семейная история.

  1. Семья (отношения с родными)

  1. В магазине (поведение в общественных местах)

  1. На улице (поведение и общение в транспорте)

  1. Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений)
  1. Мой любимый герой (примеры для подражания)

Испуганный ежик.

Камушек в ботинке.

Спустить пар.

Король.

Ворвись в круг.

  1. Добро и зло (совесть)

  1. Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и дурные привычки)

  1. Конфликт (мое поведение в трудных ситуациях)

  1. Умение владеть собой.
  1. Умей расслабиться

Волшебная звезда.

Птенцы.

От сердца к сердцу.

Камень мудрости.

  1. Будь внимателен (развитие внимания)

  1. Хозяин своего «Я» (умение управлять и контролировать свое поведение и поступки)

  1. Не хочу быть плохим (преодоление дурных привычек и поступков)

  1. Культура общения (этикет)
  1. Волшебные слова (приветствия, благодарность)

Письмо.

Запрещенные слова.

Истина или ложь.

Волшебная подушка.

Послание миру.

  1. Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор)

  1. Телефон (правила общения по телефону)

  1. Я вам пишу… (навыки письменного общения)

  1. За столом (правила хорошего тона)

  1. Мальчик и девочка (совместная деятельность и культура общения полов)
  1. Знакомство

 Дружелюбные требования.

Иван да Марья.

  1. Внешность (внешний облик мальчика и девочки)

  1. Умение держать себя (нравиться)

  1. Как вести себя (правила хорошего тона в разных ситуациях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Азбука общения"

Дополнительная образовательная программа .Возраст детей 7-8 лет. Срок реализации 2 года.Программа содержит пояснительную записку, основные задачи по годам обучения, методы обучения, формы проверки рез...

программа кружка "Азбука общения"

Программа  кружка  «Азбука общения» соответствует  федеральному     государственному  образовательному  стандарту  начального общего образования...

Программа внеурочной деятельности "Азбука общения"для начальной школы

Данна программа рассчитана на учащихся начальной школы, на 38 часов и способствует совершенствованию  адекватного коммуникативного поведения....

программа внеурочной деятельности "Азбука общения"

Программа внеурочной деятельности "Азбука общения" для первого класса...

презентация по азбуке общения

Помещённый материал даёт детям знания о культуре поведения. Дети учаться как надо дарить и получать подарки. Пробуют сами сделать открытки и используя изученные правила дарят их окружающим....

Тренинг " Азбука общения"

Тренинг проводится с учащимися начальных классов.Цель тренинга-сплочение классного коллектива....