Программа дополнительного образования "Азбука общения"
методическая разработка (2 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа .Возраст детей 7-8 лет. Срок реализации 2 года.
Программа содержит пояснительную записку, основные задачи по годам обучения, методы обучения, формы проверки результатов освоения программы, учебно- тематический план .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_obshcheniya.docx | 309.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена методическим советом
МОУ «Инжавинская СОШ»
Протокол № 6 от 25.02. 08
Директор школы Н..И. Михкельсон
Дополнительная образовательная программа
Возраст детей - 7-8 лет. Срок реализации - 2 года.
Составитель: Г.В. Хохлова , учитель начальных классов
Инжавино 2008г.
Пояснительная записка
Общение - одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание , которое невозможно без ориентировки на другого человека. Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия в общении.
Образовательная программа рассчитана на учащихся 1 -2 классов. Актуальность программы . В данном возрасте (7-8 лет ) дети только начинают постигать новые для них отношения , расширяют контакты и постепенно привыкают к школьной среде. Именно на данном этапе обучения учащимся необходимо дать представление о нормах и правилах отношений со своими сверстниками , окружающими людьми , раскрыть их нравственную сущность.
Цель образовательной программы.
Формирование у детей младшего школьного возраста навыков самостоятельной деятельности , социальной ответственности , способности чувствовать , понимать себя и другого человека.
Основные задачи образовательной программы
Первый год обучения.
Обучающие : 1.Обучение детей быть в мире с самим собой и переносить эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
2. Формирование у детей умения и навыков практического владения средствами человеческого общения ( мимикой , жестами ), потребности употреблять в своей речи вежливые слова.
Развивающие : 1 .Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками , педагогами , родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности , направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Воспитательные : 1 .Воспитание культуры речи ,культуры поведения в общественных местах , уважения к личности.
2. Воспитание чувства сопереживания товарищам в их бедах , умения разделить с ними радость.
Второй год обучения.
Обучающие : 1 .Обучение сознательному овладению детьми речевыми средствами общения. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
2. Обучение младших школьников самонаблюдению, самооценке , умению считаться с мнением других.
Развивающие : 1 .Развитие умения учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами , правилами поведения , правилами этикета.
2. Развитие творческих способностей детей , активности , самостоятельности, организаторских способностей в процессе коммуникативной деятельности.
Воспитательные : Воспитание у детей этических качеств (доброты , внимания друг к другу ), способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Основные методы обучения.
1.Наблюдения .
- Рассматривание рисунков и фотографий .
- Свободное и тематическое рисование .
4.Игры с правилами ( сюжетно-ролевые , подвижные , словесные , музыкальные).
5.Этюды .
6.Творческие игры : сюжетно-ролевые , игры-драматизации .
7.Чтение художественных произведений .
- Рассказ педагога и рассказы детей .
9. Сочинение историй .
10.Беседы .
11..Мини-конкурсы .
12.Моделирование и анализ заданных ситуаций .
Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.
К концу первого года обучения младшие школьники должны :
знать :
- средства человеческого общения (мимика , жесты ), облегчающие установление контактов в общении;
- вежливые слова;
- основные правила поведения в общественных местах ;
уметь:
- пользоваться средствами человеческого общения ;
- употреблять в своей речи вежливые слова ;
- проявлять положительные качества характера в общении с окружающими людьми;
К концу второго года обучения младшие школьники должны :
знать :
- средства речевого общения ;
- правила этикета ;
уметь :
- вести себя в соответствии с нравственными нормами;
- управлять и контролировать своё поведение и поступки;
- осмысливать и давать объективную оценку человеческих поступков и отношений ;
Форма проверки результатов освоения программы .
Первый год обучения.
- Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков . (Не ошибись пожалуйста . День рождения .)
- Мини-конкурсы по определению эмоционального состояния человека .
- Обсуждение прочитанных произведений (рассказы , сказки ,басни ).
- Конкурсы рисунков .(Моя семья . День рождения .)
- Конкурс вежливых ребят .
- Подвижные игры .
- Творческие игры .
- Праздник « Давайте жить дружно».
Второй год обучения.
- Инсценирование сказки В.Сухомлинского «Жук на ниточке».
2.Конкурс рисунка «Мы за здоровый образ жизни».
- .Конкурсная программа «Будьте вежливы» .
4.Игра-путешествие в город «Вежливости».
5.Рыцарский турнир . (Конкурсная программа.)
6.Теоретики и практики . Решение задач по устранению ошибок в поведении. 7.Обыгрывание житейских ситуаций . Блицтурнир.
8.Праздники «Волшебное слово на выручку готово» , «Да здравствует вежливость и доброта».
Количество учебных часов.
На реализацию образовательной программы отводится 144 часа :
Первый год обучения - 72 часа .
Второй год обучения - 72 часа.
Режим занятий - 2ч. в неделю .
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
№ п /п | Название раздела, темы. | Кол-во часов всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Язык общения. | 16 | 4,5 | 11,5 | |
1.1 | Введение в образовательную | 1 | 1 | - |
программу. | ||||
1.2 | Восприятие мира. | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Мудрость природы . | 5 | 1 | 4 |
1.4 | Язык жестов и движений . | 5 | 1 | 4 |
1.5 | Как я понимаю то , что помню . | 3 | 0,5 | 2,5 |
Раздел 2. Тайна моего «Я». | 13 | 2 | и | |
2.1 | Кто такой «Я». | 4 | 0,5 | 3,5 |
2.2 | Я - волшебник . | 6 | 1 | 5 |
2.3 | Мир моих фантазий . | 3 | 0,5 | 2,5 |
Раздел 3. Как мы видим друг | 25 | 6 | 19 | |
друга. | ||||
3.1 | Разговор взглядов . | 3 | 1 | 2 |
3.2 | Дружба .Мой лучший друг . | 8 | 1 | 7 |
3.3 | Мой день рождения . | 3 | 1 | 2 |
3.4 | Волшебники добра . | 5 | 1 | 4 |
3.5 | Зависть. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.6 | Поговорим о вежливости . | 2 | 1 | 1 |
3.7 | О лени и лентяях. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Раздел 4. Этот странный | 18 | 4,5 | 13,5 | |
4.1 | взрослый мир. | |||
4.2 | Урок мудрости . ' | 4 | 1 | 3 |
4.3 | Семья . | 5 | 0,5 | 4,5 |
4.4 | В магазине . | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.5 | Поведение на уроке и перемене. | 2 | 0,5 | 1,5 |
4.6 | Правила поведения в столовой . | 2 | 0,5 | 1,5 |
4.7 | На улице. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.8 | Манеры поведения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Подведение итогов первого года | 2 | 0,5 | 1,5 | |
реализации образовательной | ||||
программы . | ||||
Итого : | 72 | 17 | 55 |
Содержание образовательной программы.
Первый год обучения.
Раздел 1. Язык общения. (16 ч.)
1.1 Введение в образовательную программу . (1 ч.)
Теория 1 ч. Знакомство с образовательной программой .
1.2 Восприятие мира . (2 ч.)
Теория 1 ч. Наши органы чувств , с помощью которых мы воспринимаем и познаём окружающий мир .(Глаза , уши , нос , кожа, язык)
Практика 1 ч. Разгадывание кроссворда «Органы чувств».Игра-эксперимент «Так ли это?»(С завязанными глазами дети называют предметы , которые им даны.) Подвижная игра «Кто подходил?».
- Мудрость природы . (5 ч.)
Теория 1 ч. Что нас окружает? Общение с животными и растениями . Практика 4 ч. Подвижные игры « День и ночь» , «Совушка». Экскурсия в лес «Краски осени». Викторина «Знаешь ли ты деревья». Заочное путешествие в зоопарк «Что я знаю о животных». Рисование на тему « Моё любимое растение (животное)». Разгадывание и заучивание загадок о растениях и животных .
- Язык жестов и движений . (5 ч.)
Теория 1 ч. Язык , мимика и жесты . Знакомство с понятиями «язык жестов» , «мимика». Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей .
Практика 4 ч. Сюжетно-ролевая игра «Актёр». Чтение и анализ легенды «Язык - друг и враг». Инсценировка сказки «Крошка Енот и тот , кто сидит в пруду» (Л.Мурр). Игра «Я желаю тебе...» (показать при помощи мимики и изобразить графически то , что предлагается детям , например , грустный человек , удивлённый...). Упражнения на развитие мимических движений (поднять брови , опустить , нахмурить брови , улыбнуться , наморщить нос ). Мини- конкурсы по определению и передаче эмоционального состояния человека при помощи жестов и мимики. Этюды на развитие умения выражать чувства страха, удивления, радости .
- Как я понимаю то , что помню . (3 ч.)
Теория 0,5 ч. Немного о нашей памяти .
Практика 2,5 ч. Логическая игра «Верю - не верю». (Найти ошибки в утверждениях и объяснить, почему это может быть или не быть.) Творческие игры : «Дорисуй картинку» , «Небылицы или правда» , «На что это похоже». Выполнение заданий с целью проверки зрительной и слуховой памяти детей . Правила тренировки памяти .
Раздел 2. Тайна моего «Я». (13 ч.)
- Кто такой «Я». (4 ч.)
Теория 0,5 ч. Мой автопортрет . Умение видеть и понимать себя . Практика 3,5 ч. Игры -драматизации «Отражение в озере» , Свет мой зеркальце , скажи» , «Давайте познакомимся». Этюды , игры и упражнения из раздела 1 с использованием языка жестов , движений и эмоций.
- Я - волшебник . (6 ч.)
Теория 1 ч. Мои чувства и желания . Главное волшебство - это доброта.
Практика 5 ч. Игровая ситуация «Сказки творят добро». Ситуация для обсуждения «Что легче - ссориться или мириться?». Чтение и обсуждение книг из жизни детей. Осмысление человеческих поступков и отношений . (В.Осеева «Синие листья» , Н.Носов «Огурцы» , Е.Ильина «Старый букварь и новая книжка».)
2.3 Мир моих фантазий . (3 ч.)
Теория 0,5 ч. Кого мы называем фантазёром? Можешь ли ты себя назвать фантазёром?
Практика 2,5 ч. Чтение и обсуждение рассказа Н.Носова « Фантазёры». Рисование на тему «Мои фантазии».
Раздел 3. Как мы видим друг друга . (23ч.)
- Разговор взглядов . (3ч.)
Теория 1ч. Умение общаться . Правила ведения беседы.
Практика 2 ч. Игровые ситуации «Чистое общение» , «Почему ты так поступил ?». Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок - невежа».Сюжетно- ролевая игра «Планета друзей».
- Дружба .(8ч.)
Теория 1ч. Знакомство с понятием «дружба» . Мой лучший друг. Законы дружбы .
Практика 7ч. Игровая ситуация «Вежливый слон». Чтение и анализ отрывков из повести Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Конкурсная программа «Дружба начинается с улыбки»(Найди себе пару. Туфелька Золушки ...). Творческая игра «Кто интереснее». Рисование на тему «Выставка портретов друзей». Праздник «Давайте жить дружно!».
3.3 Мой день рождения .(Зч.)
Теория 1ч. Как принимать гостей , подарки , веселиться вместе.
Практика 2ч. Сюжетно-ролевые игры «Приём гостей» , «День рождения». Рисование сюжетов « Мой день рождения».
- Волшебники добра. (5 ч.)
Теория 1ч. Обсуждение понятия «доброта». Где и как вы проявляете свою доброту?
Практика 4 ч. Чтение и анализ рассказа К.Ушинского «Сила - не право». Разучивание песен «Если добрый ты» , «Дарите радость людям». Творческая игра «Письмо маме...» (Вы- волшебники добра. Составьте письмо своему близкому человеку .)
Инсценировка рассказа В.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла».
- Зависть .(2ч.)
Теория 0,5ч. Знакомство с понятием «зависть».
Практика 1,5 ч. Анализ русских народных пословиц и поговорок об этом человеческом чувстве .Чтение и анализ сказки Л.Толстого «Белка и волк».
- Поговорим о вежливости (2 ч.)
Теория 1 ч. Что такое «вежливость»? Слова приветствия.
Практика 1 ч. Анализ ситуаций .(Подумайте , как бы вы поступили в данных ситуациях.) Просмотр сказки «Вежливый кролик».
- О лени и лентяях .(2 ч.)
Теория 0,5 ч. Что мы вкладываем в понятие лень .
Практика 1,5 ч. Путешествие в Лентяйдию. Рисование на тему «Лень и лентяи». Чтение и обсуждение стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри».
Раздел 4. Этот странный взрослый мир .(18 ч.)
4.1 Урок мудрости . (4 ч.)
Теория 1ч. На чём основано взаимопонимание. Уважение к старшим . История моей семьи .
Практика 3 ч. Загляните в мамины глаза.( Краткие советы , как сделать маме приятное .)Игры- ситуации «Счастье - это когда тебя понимают» . Сюжетно-ролевая игра «Вечер в моей семье». Конкурс рисунков «Моя семья».
4.2 Семья.(5 ч.)
Теория 0,5 ч. Взаимоотношения с родными .
Практика 4,5 ч. Сюжетно-ролевые игры «Хозяюшка» , «Чаепитие». Этюды «Дружная семья» , «Заговор».
Рисование на тему «Дружная семья». Изготовление подарков своим близким. Разучивание песен и стихов о папе , бабушке . Час сердечного общения . (Чаепитие. Общение с родными и близкими людьми.)
- В магазине .( 1 ч.)
Теория 0,5 ч. Поведение в общественных местах .
Практика 0,5 ч. Сюжетно-ролевые игры «В магазине» , «Интервью».
- Поведение на уроке и перемене . (2 ч.)
Теория 0,5 ч. Круг обязанностей младшего школьника . Правила поведения во время урока и перемены .
Практика 1,5 ч. Чтение стихов С.Маршака « Что случилось нынче в школе» , Правила поведения в школе». Фотовыставка «Наш класс на перемене».
- Правила поведения в столовой.(2 ч.)
Теория 0,5 ч. Правила хорошего тона за столом .
Практика 1,5 ч. Игра « Мозговой штурм». Чтение и анализ поведения героев сказки А.Милна «Вини Пух и все-все-все». Чтение книжки Г.Остера «Вредные советы».
- На улице .(1 ч. )
Теория 0,5 ч. Поведение и общение в транспорте.
Практика 0,5 ч. «На автобусной остановке» , «В автобусе».
- Манеры поведения (1ч.)
Теория 0,5 ч. Беседа-диалог о манерах поведения .
Практика 0,5 ч. Показать красивую походку , жесты , которыми пользуются дети при общении , как правильно сидеть .
- Подведение итогов первого года реализации образовательной программы
Теория 0,5 ч. Повторение теоретического материала , изученного в течение года.
Практика 1,5 ч. Праздник « Чтобы людям радость дарить , надо добрым и вежливым быть».
Методическое обеспечение образовательной программы
Первый год обучения.
№ п/п | Название раздела | Форма проведения занятия | Методы, приёмы , средства обучения | Форма подведения итогов |
1. | Язык общения. | Занятия. Разгадывание кроссворда. Экскурсия . Заочное путешествие. Сюжетно-ролевые игры . | Словесные. Наглядные . Наблюдения . Чтение и анализ художественных произведений . | Викторины. Мини-конкурсы . Творческие игры . |
2. | Тайна моего «Я». | Занятия. Игры-драматизации . Сюжетно-ролевые игры . | Словесные . Наглядные . Репродуктивные . Чтение и анализ художественных произведений . | Ситуации для обсуждения. Конкурс рисунков. |
3. | Как мы видим друг друга . | Занятия . Инсценировка рассказа. Просмотр сказки . | Словесные . Наглядные . Наблюдения . Чтение и обсуждение художественных произведений . | Игровые ситуации . Конкурсы . Праздник . Игра-путешествие . |
4. | Этот странный взрослый мир. | Занятия. Тематическое рисование . Сюжетно-ролевые игры . | Словесные . Наблюдения . Игры- ситуации . Чтение и анализ художественных произведений . | Конкурсы . Фотовыставка. Праздник . |
готово . | ||||
3.10 | Волшебный день . | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.11 | Будьте вежливы . | 1 | - | 1 |
3.12 | За столом . | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.13 | Да здравствует вежливость и | 1 | - | 1 |
доброта. | ||||
Раздел 4. Мальчик и девочка . | 12 | 3 | 9 | |
4.1 | Знакомство . | 2 | 0,5 | 1,5 |
4.2 | Внешность . | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.3 | Как вести себя . | 3 | 0,5 | 2,5 |
4.4 | Изумрудный город . | 1 | - | 1 |
4.5 | В гостях у ребят Мойдодыр . | 1 | - | 1 |
4.6 | Как учиться «вежеству» . | 2 | 1 | 1 |
4.7 | Подведение итогов второго | 2 | 0,5 | 1,5 |
года обучения . | ||||
Итого : | 72 | 14,5 | 57,5 |
Содержание образовательной программы
Второй год обучения.
Раздел 1. Фантазия характеров ( оценка человеческих поступков и отношений ). (25 ч.)
- Мой любимый герой . (2 ч.)
Теория О,5 ч. Мой любимый герой -пример для подражания . Кто он ? Практика 1,5 ч. Инсценирование сказки В.Сухомлинского «Жук на ниточке».Чтение произведений о любимых героях (по выбору детей).
- Добро и зло . (3 ч.)
Теория 0,5 ч. Добро и зло . Какие это черты характера ?
Практика 2,5 ч. Чтение и анализ рассказа В.Сухомлинского «Чтобы бабочка
не укололась» . Разучивание стихов и песен о доброте .
- Добрые дела .(4 ч.)
Теория 0,5 ч. Какие дела мы можем назвать добрыми?
Практика 3,5 ч. Чтение и иллюстрирование рассказа В.Осеевой «Плохо».
Анализ ситуации (Привести примеры из личной жизни о взаимопомощи , о добрых делах . Какую оценку вы можете дать себе?)
Чтение и анализ произведений Л.Толстого «Как Маша стала большой» , «Рассказ из новой азбуки» .
- Жадность и жадины .(3 ч.)
Теория 0,5 ч. Жадность - отрицательная черта характера человека .
Практика 2,5 ч. Чтение и анализ венгерской сказки «Два жадных медвежонка» . Стихотворение-загадка «Жадина» (Я.Аким). Конкурс рисунков «Жадность».(Дети рисуют , какой они представляют себе «жадность».) Анализ русских народных пословиц и поговорок о жадности .
- Ты и твои друзья .(2 ч.)
Теория 0,5 ч. Знакомство с понятием «хороший друг» .
Практика 1,5 ч. Чтение и анализ рассказа В.Осеевой «Три товарища» . Чтение и анализ сказки «Лисица и журавль». Конкурс рисунка «Портрет друга».
- Честен тот , кто работает на совесть .(2 ч.)
Теория 0,5 ч. Что значит «быть честным человеком»? Нечестный поступок .
Практика 1,5 ч. Обсуждение прочитанного рассказа «Поступок Гены». Подвижные игры . Работа над пословицами о честности , долге .
- Сопереживание товарищам в радости и горе .(2 ч.)
Теория 0,5 ч. Как стать хорошим товарищем .
Практика 1,5 ч. Чтение и обсуждение рассказа В.Крапивина «Товарищи». Вырабатываем «Законы дружбы» .(Конкурс).Работа над пословицами о дружбе .
- Правда и ложь .(2 ч.)
Теория 0,5 ч. Знакомство с понятиями «правда» , «ложь».
Практика 1,5 ч. Чтение и анализ басни «Лгун» и рассказа «Правда всего дороже» (Л.Толстой). Тематическое рисование . Работа над пословицами и поговорками о правде и лжи .
- Что такое хорошо и что такое плохо .(2 ч.)
Теория 0,5 ч. Как мы понимаем слова «хорошо» , «плохо».(В каких случаях мы их употребляем .)
Практика 1,5 ч. Анализ ситуаций . Инсценировка рассказа В.Осеевой «Плохо». Рисование на тему « Что такое хорошо и что такое плохо»(Как с помощью красок можно передать противоположность данных слов.)
- О заботливом отношении к людям . (1 ч.)
Теория 0,5 ч. Рядом с нами живут люди , которые нуждаются в заботе , отзывчивости.
Практика 0,5 ч. Обсуждение проблемных задач по данной теме . (Дети приводят примеры конкретных и ярких проявлений заботы об окружающих людях .)
- Будь нетерпимым к грубости , не будь равнодушным . (2 ч.)
Теория 0,5 ч. Недопустимость сокрытия ошибок в поведении своём и товарищей .
Практика 1,5 ч. Чтение отрывка из рассказа Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Обсуждение ситуации , изложенной в отрывке . Назвать 2-3 похожие жизненные ситуации .
Раздел 2. Умение владеть собой. (12 ч.)
2.1. Правила обязательные для всех . (4 ч.)
Теория 0,5 ч. Этические нормы поведения в обществе . Знакомство с законами «не» .
Практика 3,5 ч. Подвижные игры с правилами . Планирование и подведение итогов дня. Ситуации для обсуждения поведения детей в общественных местах (в школе , библиотеке , во дворе , в столовой).
- Хозяин своего «Я» .(4 ч.)
Теория 0,5 ч.Умение управлять и контролировать своё поведение и поступки. Практика 3,5 ч. Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Чего нельзя , того нельзя» . Подвижные игры с правилами . Сочинения - фантазии «Кем и чем я могу быть».
- Не хочу быть плохим .(4 ч.)
Теория 0,5 ч. Знакомство с понятием «вредные привычки» . Преодоление дурных привычек и поступков .
Практика 3,5 ч. Чтение и анализ рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка». Разучивание физкультпауз . Конкурс рисунка « Мы за здоровый образ жизни» . Составление «Режима дня школьника» .
Раздел 3. Культура общения (23 ч.)
- Волшебные слова (3 ч.)
Теория 0,5ч . Слова приветствия , благодарности .
Практика 2,5 ч.Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Волшебное
слово». Работа над пословицами о волшебных словах . Чтение стихов « Невежливая вежливость»(О.Дриз), «Добрые слова»(Н.Юсупов). Разыгрывание сценок по стихотворению С.Маршака «Ежели вы вежливы».
- Учимся вежливо говорить .(3 ч.)
Теория 0,5 ч. Умение начать , поддержать , вести разговор .
Практика 2,5 ч. Разыгрывание ситуаций , в которых проявляется умение вежливо говорить . Формулирование правил речевого поведения .(Как правильно себя вести при общении слушающему , а как говорящему .) Конкурс вежливых ребят.
3.3 Вежливый отказ .(2 ч.)
Теория 0,5 ч. Вежливые слова , которые вы употребляете , когда обращаетесь к кому-либо с просьбой . Знакомство с речевыми ответами : вежливыми отказами .
Практика 1,5 ч. Закрепление практического материала , изученного ранее. Разыгрывание ситуаций : - мама просит сходить в магазин , а друзья приглашают тебя играть в футбол ;
- друг просит тебя на время дать ему лазерную мышку от компьютера , но это вещи папы ;
Ваши действия и возможные слова в данных ситуациях?
3.4Телефон (3 ч.)
Теория 0,5 ч. Телефон на службе у человека . Правила общения по телефону .
Практика 2,5 ч. Сюжетно-ролевые игры : «Зазвонил телефон» , «Интервью» , «Звуковое письмо». Инсценировка стихотворения К.Чуковского «Телефон».
Анализ ситуаций . (Общение по телефону .)Чтение и анализ рассказа Н.Носова «Телефон» .
- Вы идёте в гости .(2 ч.)
Теория 0,5 ч. Правила этикета : как вести себя в гостях .
Практика 1,5 ч . Игры-драматизации сказок «Кошкин дом»(С.Маршак) «Кот, петух и лиса» (русская народная сказка ).
- Правила приличия в житейских ситуациях .(2 ч.)
Теория 0,5 ч .Нормы нравственного этикета .
Практика 1,5 ч. Обыгрывание житейских ситуаций . Блицтурнир . Подвижные игры с правилами.
- Игра-путешествие в город «Вежливости». (1 ч.) Занятие-практикум .
- Общение с окружающими .(2 ч.)
Теория 0,5 ч Правила общения с окружающими .
Практика 1,5 ч. Формулирование правил общения с окружающими .Советы Мудрой Совы . Составление добрых посланий .
- Волшебное слово на выручку готовой ( 1 ч.) Занятие -практикум .
- Волшебный день . (1ч.)
Теория 0,5 ч. Как сделать утро волшебным .
Практика 1,5 ч. Чтение стихотворений Т. Брыскиной «Бабушкины нравоучения» и О.Дриза «Как сделать утро волшебным».Обсуждение прочитанного . Сочинение на тему «Как я провёл день . Можно ли назвать его волшебным» .
- Будьте вежливы .(1 ч.)
Занятие-практикум . Конкурсная программа .
- За столом .(1 ч.)
Теория 0,5 ч. Правила хорошего тона .
Практика 0,5 ч. Разыгрывание ситуации «В столовой» .
3.13 Да здравствует вежливость и доброта .(1 ч.) Занятие-практикум. Праздник.
Раздел 4. Мальчик и девочка .(12 ч.)
- Знакомство .(2 ч.)
Теория 0,5 ч. Правила этикета : знакомство .
Практика 1,5 ч. Разыгрывание сценки «Давайте познакомимся» . Подвижные игры с правилами . Проигрывание речевых ситуаций .
- Внешность .( 1 ч.)
Теория 0,5 ч. Внешний облик мальчика и девочки .
Практика 0,5 ч. Чтение рассказов , стихов о мальчиках и девочках .
- Как вести себя .(Зч.)
Теория 0,5 ч. Правила хорошего тона в различных ситуациях .
Практика 1,5 ч. Конкурс «Теоретики и практики» .(Решение задач , в которых надо устранить ошибки в поведении.)Игра «Знаем ли мы друг друга».(Вопросы девочкам , вопросы мальчикам .) Чтение и анализ сказки В.Берестова «Аист и соловей» .
- Изумрудный город .(1 ч.)
Занятие-практикум . Игровая программа .
- В гостях у ребят Мойдодыр .(1 ч.)
Занятие-практикум . Игра-беседа «Разговор о чистоте и аккуратности» .
- Как учиться «вежеству» . (2 ч.)
Теория 1 ч. О самонаблюдении . Самооценка . О мнении других людей . Практика 1 ч. Обсуждение ситуаций поведения людей в обществе.
- Подведение итогов второго года обучения .(2 ч.)
Теория 0,5 ч. Повторение теоретического материала , изученного в течение года .
Практика 1,5 ч. Рыцарский турнир . Подвижные игры с правилами .
Методическое обеспечение образовательной программы
Второй год обучения .
№ | Название раздела | Форма | Методы , | Форма |
п/п | проведения | приёмы,средства | подведения | |
занятия | обучения | итогов | ||
1. | Фантазия | Занятия. | Словесные . | Конкурс |
характеров. | Инсценирование. | Наглядные . | рисунков . | |
Тематическое | Наблюдения . | Работа над | ||
рисование . | Игра. | пословицами . | ||
Чтение и анализ | ||||
художественных | ||||
произведений . | ||||
2. | Умение владеть | Занятия . | Словесные . | Конкурс |
собой. | Разыгрывание | Игра. | рисунков. | |
ситуаций по теме. | Чтение и | Сочинения- | ||
обсуждение | фантазии . | |||
художественных | ||||
произведений . | ||||
3. | Культура | Занятия. | Словесные . | Конкурс веж- |
общения. | Сюжетно- | Наблюдения . | ливых ребят . | |
ролевые игры . | Игра. | Игра-путешест- | ||
Игры- | вие в город | |||
драматизации . | «Вежливости». | |||
Праздник «Вол- | ||||
шебное слово | ||||
на выручку го- | ||||
тово». | ||||
4. | Мальчик и | Занятия. | Словесные . | Рыцарский |
девочка. | Проигрывание | Наблюдения . | турнир. | |
речевых ситуаций | Игра . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема. Мимика и жесты – дополнительные средства общения
Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.Данный...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Программа дополнительного образования "Школа общения"
Программа дополнительного образования "Школа общения"...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...