Статья " Реализация программы " Разговор о правильном питании" на занятиях кражка в 1-2 классах
статья (2 класс) по теме
В статье освещены вопросы актуальности проблемы сохранения здоровья детей, разработано тематическое планирование на курс занятий в1-2 классе по программе " Разговор о правильном питании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация программы " Разговор о правильном питании" на занятиях кружка в 1-2 классах.docx | 43.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация программы « Разговор о правильном питании» на занятиях кружка в 1-2 классах.
Содержание работы.
1. Актуальность проблемы.
2. Урок- отчёт « Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»
3.Участие родителей в программе.
4. Список литературы
- Актуальность проблемы
В последнее время в обществе остро встает проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Научить человека быть здоровым с детства – вот что сейчас самое главное. Это достигается через организацию правильного питания.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Младшим школьникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. Сегодня рацион питания многих детей не соответствует рекомендациям специалистов: более 80% родителей указывает на то, что испытывает трудности при организации питания в семье, а их дети предпочитают полезным продуктам и блюдам сладости и фаст-фуд.
Это доказывает актуальность и значимость специального обучения школьников основам правильного питания.
Важную роль в реализации этой проблемы играют образовательные программы. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1г. Михайловки» Волгоградской области действует программа «Разговор о правильном питании», разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких, академика РАО с 2001года.
Целью данной программы является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одно из составляющих здорового образа жизни.
Цели программы на данном этапе:
- формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью;
- освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи программы:
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, представления о национальной кухне как важном компоненте культуры народа;
- развитие представлений о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются частью общей культуры личности;
- развитие творческих способностей, интереса к познавательной деятельности;
- способствовать развитию желания и умения детей работать в коллективе
Предполагаемые результаты:
- полученные знания позволят детям сознательно выбирать наиболее полезные продукты питания;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.
- расширят представления о национальной кухне своего народа и национальных праздниках.
Программа представляет собой новую воспитательную технологию, которая способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни. Замечательно, что одновременно с этим возможно решение других, не менее важных задач. При изучении тем дети опирались на свой опыт, показывая неплохие знания в бытовых сферах жизни. Это создавало ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей, что очень важно при обучении и воспитании детей.
Программа имеет методическое оснащение: прекрасно оформленные рабочие тетради для детей “Разговор о правильном питании” и методическое пособие для учителя, комплект плакатов. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребенка – самостоятельную и в коллективе. В первом модуле “Разговор о правильном питании” каждая тема – это новое и увлекательное путешествие вместе с героями рабочей тетради. Я расширила предлагаемые темы с целью работы кружка целый год.(приложение №1) Исходя из опыта работы в этом направлении, поняла ,что рассматриваемые в программе вопросы интересуют детей. Они с удовольствием включаются в поисковую, исследовательскую работу, проводят под руководством учителя, родителей опыты, наглядно доказывая себе и окружающим правильность их предположений. На занятиях расширяются представления о многообразии растительной и животной пищи, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, сообщения, презентации. Во втором классе более углубленно рассматриваются темы « Что надо есть, чтобы стать сильным и здоровым», « О поварах и полезной пище», « У самовара я и моя родня» Различные задания помогут найти самостоятельно или коллективно, в групповой или индивидуальной работе под руководством учителя ответы на вопросы, интересующие детей, подготовиться к теме занятий.
Такие задания вызывают огромный интерес у детей. При их выполнении ребята много рисовали, разукрашивали, разгадывали кроссворды, выполняли увлекательные задания, которые способствовали развитию внимания, логического мышления, памяти, одновременно закрепляя новые знания. Особую радость детям приносила творческая и исследовательская работа, которая поощрялась яркими и забавными наклейками, которые находились тут же, в рабочей тетради .Дети приклеивали улыбки за правильно выполненную работу, либо полностью выполняли задание, используя нужные наклейки. Дети любят праздники, непосредственно связаны с народными традициями – «Праздник урожая», « Масленица», «Пасхальные традиции русского народа», «День семьи».
Большим успехом пользуется в моём классе проектные технологии. Детям хочется высказаться, поделиться опытом в какой- то области. Поэтому они с удовольствием участвовали в создании стендовой презентации проекта « О полезной и вредной пище»
игровой презентации на празднике «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты», компьютерной презентации проекта «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть». Проекты в основном носят творческий, исследовательский характер.
Остановлюсь на проекте « Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»
Актуальность этой проблемы состоит в том, что сохранение здоровья человека находится в прямой зависимости от питания Многолетний опыт работы с школьниками убедительно доказывает, что такое обучение правильному питанию оказывает положительное влияние на рацион школьников. По оценке большинства родителей, чьи дети принимали участие в проекте, "Разговор о правильном питании" помогает детям усвоить принципы правильного питания и пересмотреть свой рацион.
Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск, жаркие споры – каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет “неуспевающих” детей. Длился проект всю IIчетверть. Темы, предлагаемые мной, с увлечением рассматривались на занятиях. Дети готовили презентации, сообщения, парад блюд из картошки ,проводили исследования, практические работы.
Цель проекта:
- дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и
необходимы для получения питательных веществ человеку;
- углубить и расширить знания учащихся о полезных свойствах мясной
продукции и производных мясных полуфабрикатов, о картофеле и блюдах из
картофеля;
- научить детей выбирать самые полезные продукты;
- сформировать у детей основу рационального питания;
- продолжить формирование самостоятельной познавательной активности;
- содействовать развитию коммуникабельных качеств у учащихся через выступления
Предполагаемые результаты:
- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания , что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Итоговым занятием по проекту был урок-дуэль. В подготовке к нему приняли участие все дети, распределённые по группам: презентация « Знакомая незнакомка», презентация « Из чего состоит картошка?»
Затем в каждой группе был выбран ученик, который защищал свою тему. В процессе урока каждый мог высказать свою точку зрения, быть активным участником
На родительском собрании «Правильное питание - залог здоровья» родители познакомились с данной программой. Благодаря этой программе многие мамы и папы смогли познакомиться с основами рационального питания, как составной части здорового образа жизни. На первом собрании было проведено мини – исследование «Правильно ли питается ваш ребенок?», которое показало, что многие родители безграмотны в этом вопросе либо не предают особого значения проблеме питания. Многие считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. Теперь родители моих учеников знают, что полезная и здоровая пища далеко не самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание. Оно должно быть сбалансированное и рациональное, что обеспечит содержание в рационе всех необходимых для роста и развития ребенка питательных веществ. В начале 2 класса в анкете на вопрос о необходимости проводить кружок все родители дали положительный результат. Вместе с родителями обговорили меню тех детей, которые имеют плохой аппетит. В классе все дети получают завтрак. Дети с удовольствием ходят в столовую, покупают дополнительно обеды, печёное с соком, чаем. Родители с большим желанием стали участвовать в проводимых в классе мероприятиях, праздничные столы для детей накрывают с учетом здорового питания.
Анализируя анкеты родителей и детей, я отметила положительную динамику в питании
детей (дано в процентах).
Используемая литература.
1.Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
2. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
5. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
6. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008.
7 Сайты иллюстративного материала :
detskie_kartinki_Produkty_pitanija.html
receptpoisk.ru/
8 Материалы с сайтов:
nsportal.ru/
metodisty.ru
festival.1september.ru/
Приложение №1.
Тематическое планирование занятий
кружка « Разговор о правильном питании»
1класс.
№п/п | Тема занятия | Дата проведения | Краткое содержание | Формы занятия | Техническое оснащение |
I раздел | Здоровье-это здорово. | ||||
1. | Знакомство с героями « улицы Сезам» | Знакомство с курсом, его разделами, обмен впечатлениями. | презентация | диск | |
2 | Самые полезные продукты | Выяснить какие блюда любят дети | Рисунки, беседа | Тетрадь 1 | |
3 | Самые полезные продукты | Определение полезных продуктов | Игра-конкурс | Лото « Овощи и фрукты» | |
4 | Мы идем на рынок. Выбираем овощи и фрукты. | Учить выбирать полезные овощи и фрукты | Игра - конкурс | Загадки, стихи, презентация | |
5 | Самые большие ягоды на нашем столе | Знать признаки ягод, их полезные качества | Коллективная работа | Загадки, стихи, картинки | |
6 | Что купили в магазине? | Практическая работа по определению продуктов | Игра « Угадай на вкус» | Тетрадь, загадки | |
7 | Правильно ли мы едим? Режим питания. | Дать представление о режиме питания, его значение. Разработать режим питания | Рассказ учителя, беседа | Тетрадь 1 | |
8 | Почему заболел живот у Робина-Бобина | Режим питания, гигиена питания | Урок-дискуссия | Стихотворение, творческая работа учеников | |
9 | Составление меню на день | Режим питания, блюда для завтрака, обеда, полдника и ужина | практикум | Тетрадь 1 | |
10 | Чем кормит нас огород? Овощи Сказка об овощах | Знакомство с культурными растениями огорода | Урок - путешествие | Презентация, кроссворды, рисунки, творческая работа | |
11 | Чем кормит нас огород? Зелень на столе. | Витаминный состав зелени, значение для человека | Урок-путешествие | презентация | |
12 | Чем кормит нас сад? | Знакомство с растениями сада, состав плодов и значение клетчатки | Урок-путешествие | презентация | |
13 | Идем в поле (проектная работа) | Знакомство с темой проекта:1день-распределение заданий по группам | Урок – путешествие | Картинки растений, презентация | |
14 | Идем в поле Что растет в поле? | Обработка полученной информации | Помощь в оформлении информации | Картинки растений, зерна культур кофемолка | |
15 16 | Удивительные превращения пирожка Полдник Занятие- отчет | Дать представление о калорийности пирожка о времени употребления печеного | Урок-отчет | Виды мучной продукции Презентация, тетрадь 1 | |
17 | Гигиена питания | Составление меню на неделю работниками столовой | дискуссия | ||
18-19 | Станция « Кашино» | Значение каш, способы приготовления каш, пословицы и поговорки | Экскурсия в столовую, игра «Знатоки» | Тетрадь 1, наклейки | |
20 | Сказка « Как подружились Каша и фрукты и овощи» | Варим вкусную кашу | Конкурс на самую вкусную кашу | Презентация, тетрадь 1 | |
21 | Как каша попала в сказки | Анализ прочитанных сказок ,физические данные сказочных героев | Игра « Угадай сказку» | Презентация, художественные книжки | |
22 | Праздник Масленица широкая! | ||||
23-24 | Плох тот обед, если хлеба нет | традиции хлебопечения, хлебных изделий | Игра-путешествие | презентация | |
25 | Его величество Молоко. | Формировать знания о молоке и молочных продуктов | Конкурс-игра, урок-исследование | тетрадь | |
26-28 | Станция « Коровино» | Сбор информации по группам1-молоко,2-кефир3-йогуртыпо схеме: состав, полезные качества срок реализации | Проектная деятельность | ||
29 | «День семьи» Кладовая Народной мудрости | Пословицы, поговорки, сказки, конкурсы | Рисунки, написание творческих работ | отчет | |
30 | Морсы | Из чего готовят морсы, состав морсов | Урок-исследование | Фрукты, вода, посуда | |
31 | Как найти витамины весной? | Знакомство с витаминным составом щавеля, ревеня, крапивы, лука, чеснока, укропа | Урок-исследование | Зелень, посуда | |
32 | Путешествие в страну Поварешки | Беседа с поваром, как украсить стол ко дню рождения, анализ напитков, как утолить жажду в жаркие дни | |||
33 | День именинника | Урок-практикум | Чайные принад-лежности | ||
Тематическое планирование занятий
кружка « Разговор о правильном питании».
2 класс.
№п/п | Тема занятия | Дата проведе ния | Краткое содержание | Форма занятия | Техническое оснащение |
Iраздел | Вкусно или полезно? И вкусно, и полезно | ||||
1 | Что я знаю о питании? | Анкетирование по теме « Правила питания» | Беседа о проведенном лете, о соблюдении режима питания, анкета по правилам питания | анкеты | |
2 | Человек без еды не живёт | Беседа о значении пищи для человека, взаимосвязь питания и здоровья | Заседание за круглым столом, встреча с фельдшером школы | Рабочая тетрадь | |
3 | Режим питания ребёнка 8-9 лет | Беседа о значении режима питания, необходимости соблюдения детьми и взрослыми, выработка режима для данного возраста | Урок-дискуссия с практической работой | Рабочая тетрадь 1, тема 9 | |
4-5 | Как утолить жажду | Значение жидкости для организма человека, объёмы употребляемой жидкости и разновидности, выделение жидкости из овощей и фруктов, | 1.Урок- исследование 2. Отчет по выполнению домашнего задания(стр. 52-53) | Фильтровальная бумага, стаканы, сок с мякотью, молоко, компот, фрукты, овощи, зелень | |
6 | Газированные напитки, кофе, какао - что полезнее? | Состав газированных напитков, влияние на организм газированных напитков, кофе и какао, окрашивание белой ткани и мела напитками, очищение пепси-колой чайной чашки | Урок – исследование. Игра « Узнай на вкус» | Образцы газированных напитков, чайная чашка | |
7 | Что надо есть, если хочешь стать сильным | 1. Разнообразное и сбалансированное питание ученика 2. Разнообразное и сбалансированное питание ученика, занимающегося спортом | Игра « Съедобное -несъедобное» | Тема 11, презентация | |
8 | Праздник «Золотая осень» | ||||
II четверть | Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть. | проект | |||
9 -10 | Не всё в пищу годится, что быстро в руках очутиться | Беседа о мясных и мясосодержащих продуктах, полушабрикаты и приготовленные из натурального сырья продукты питания. 2) соль и сахар в продуктах питания, фруктах | Практикум Игра « Съедобное - несъедобное» | Бульон из кубиков и натурального птичьего мяса, сок натуральный и пакетирован-ный, коктейльные трубочки, салфетки | |
11-13 | О поварах и полезной еде | 1)Кто готовит вкусно и где аппетитно пахнет? 2) Почему исчез обед? 3)Чем помочь маме? | Экскурсия в столовую Анализ стихотворения Учимся быть помощниками | Игра « Веселый повар» | |
14-15 | « Второй хлеб» на столе | 1) распределение заданий по группам: история появления картофеля на Руси,; блюда из картофеля; состав картофеля полезные свойства картофеля, презентация 2) сбор и обработка информации | Работа по заданиям, сбор информации | Презентация, творческие работы детей, блюда из картошки | |
16 | Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть. | Обобщение по теме « Картофель», сравнение полезных качеств картофеля и вредных свойствах продукта - чипсов | Урок-дуэль | Презентация театрализованное представ-ление | |
17 | Занятие - отчет на параллель 2 классов по теме | ||||
III четверть | Не всё то - золото, что блестит | ||||
18-19 | Что делает пищу вкусной и ароматной? | Всё о Е - добавках | занятие–практикум - занятие исследование | Презентация,подборка продуктов для практической работы- натурального производства и с добавками. Подборка упаковок готовой продукции | |
20- | Всё о лакомствах | Дать представление о жвачке, её качествах | занятие - путешествие | презентация | |
21 | Чипсы, снеки | Определение натуральности продуктов. Как получить натуральные чипсы. | Занятие -практикум | Натуральный жареный картофель, чипсы, снеки. | |
22 | Готовые завтраки. | Анализ состава готовых завтраков и каш быстрого приготовления | занятие исследование | Упаковки | |
23 | Быстро, легко, вкусно!? | Анализ упаковок с лапшой быстрого приготовления | занятие исследование | упаковки | |
24-25 | Обобщающие уроки по теме « Не всё то - золото, что блестит» | День творчества. Конкурс рисунков, плакатов, стенгазет по теме | Рисунки, плакаты, упаковки, этикетки | ||
26 | Ем для того, чтобы жить. | Обзор литературных произведений. К.Чуковский « Муха-Цокотуха», С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала» | Круглый стол | ||
27-29 | У самовара собирайтесь! | 1история происхождения чая, русское чаепитие, полезные качества чая, виды чая 2) как приготовить полезный чай из трав своего края 3)как накрыть стол к чаепитию, какие сладости подать к столу | проект | Работа в тетради, презентация, выставка чайных упаковок, рецепты домашнего чая, фотографии домашнего чаепития | |
30 | Праздник « День Семьи | ||||
31-33 | Где найти витамины весной? | Темы 12,13,14 | Уроки творчества | Рабочая тетрадь, кроссворды, загадки, презентации, сбор домашнего материала | |
34 | До свидания,2 класс! | Подведение итогов за год, тестирование | Урок-отчёт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс " Где найти витамины весной" ( В рамках реализации программы " Разговор о правильном питании")
Мастер - класс " Где найти витамины весной". Урок включает практическую деятельность младших школьников, театрализованную сказку " Теремок" на новый лад, работу по тетради " Разговор о правильном пита...
Системе работы по реализации программы "Разговор о правильном питании" (2 класс)
Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни. По статистическим данным в России до 35% поступающих в школу детей уже имеют хронические заболевания.Для воспол...
1. Мастер - класс «Букет для учителя из гофрированной бумаги. Торцевание». 2. Системная модель реализации программы «Разговор о правильном питании». Коллективные формы работы учащихся. 3. Новый год. История праздника. 4. Сборник математических задач
1.Торцевание. Букет для учителя из гофрированной бумаги. Требуется много времени, чтобы из маленького семечка вырос цветок. А благодаря этому мастер-классу можно "вырастить" целый букет за короткое вр...
Реализация программы "Разговор о правильном питании"через уроки письма и развития речи во 2-3 классе –комплекте коррекционной школы.
Модульный характер программы «Разговор о правильном питании» позволяет говорить о том, что её реализация возможна не только в рамках факультативной, внеклассной работы, но и пу...
Методическая разработка по реализации программы "Разговор о правильном питании" .Занятие "Чем утолить жажду?"
Конспект внеурочного занятия во 2 классепо программе "Разговор о правильном питании"по теме"Чем утолить жажду?"Учитель: Лапшина С.А. Ц...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой частью программы.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой часть...
Рабочая программа"Развитие коммуникативных навыков в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"
Рабочая программа составлена в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании". Данная программа направлена: ► на формирование у младших школьников основ рационального питания...