1. Мастер - класс «Букет для учителя из гофрированной бумаги. Торцевание». 2. Системная модель реализации программы «Разговор о правильном питании». Коллективные формы работы учащихся. 3. Новый год. История праздника. 4. Сборник математических задач
методическая разработка на тему
1.Торцевание. Букет для учителя из гофрированной бумаги. Требуется много времени, чтобы из маленького семечка вырос цветок. А благодаря этому мастер-классу можно "вырастить" целый букет за короткое время.
2.Проблема развития коммуникативных навыков учащихся в современной школе очень актуальна и стоит на стыке таких наук, как педагогика и психологния, определяет психологическую атмосферу в классе
3. На самом деле новогодний праздник не так стар, как мы полагаем. Складывался он на протяжении долгого времени и у него есть своя невероятно любопытная история. Попробуем проследить вехи
4.В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass._torcevanie.5.doc | 347 КБ |
konkurs_2011-2012gg.doc | 386.5 КБ |
novyy_god.istoriya_prazdnika.doc | 65.5 КБ |
matem_igry.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 города Можги Удмуртской Республики
Мастер - класс
«Букет для учителя из гофрированной бумаги. Торцевание»
подготовила
учитель начальных классов
Пономарёва Ольга Леонидовна
Можга 2012
Мастер-класс «Торцевание. Букет для учителя из гофрированной бумаги»
для детей 9-10 лет
Пономарёва Ольга Леонидовна,
учитель начальных классов
второй категории
МБОУ гимназия №8
города Можги Удмуртской Республики
Цель: Познакомить детей с техникой Торцевание на пластилине.
Задачи:
- Учить детей выполнять поделки в технике Торцевание на пластилине.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать умение работать в коллективе.
- Развивать творческое мышление и воображение детей.
Торцевание. Букет для учителя из гофрированной бумаги. Требуется много времени, чтобы из маленького семечка вырос цветок. А благодаря этому мастер-классу можно "вырастить" целый букет за короткое время.
Для цветка возьми гофрированную бумагу двух цветов: для лепестков и для сердцевинки. Ещё понадобится зелёная гофрированная бумага для стебля и листьев.
- Возьми кусочек пластилина (лучше такого же цвета, как и лепестки), соизмеримый с размерами крышечки от пластиковой бутылки. Крышка тоже пригодится как вспомогательный инструмент. Придай пластилину форму полушария.
- Нарежь бумажных квадратиков со стороной примерно 5 см. Их понадобится около 15 штук.
- Сложи по диагонали сразу несколько квадратов.
Вырежи лепестки. Сделай то же самое со всеми квадратами. - Теперь возьми инструмент для торцевания. Это может быть стержень от шариковой ручки или небольшая деревянная палочка - шпажка с тупым концом.
Положи палочку тупым концом в середину лепестка примерно на две трети длины лепестка. - Загни вперёд свободный конец лепестка.
Воткни палочку с лепестком в нижнюю часть пластилиновой заготовки. Вынь палочку. - Лепесток немного отгибается вниз. Вот для чего нам пригодится крышечка. Положи на неё пластилин, пока будешь готовить следующий лепесток.
- Следующий лепесток втыкай рядом через 4—5 мм. Так выглядит сверху законченный первый ряд. Посмотри, чтобы лепестки отгибались вниз под одинаковым углом. Можно раскрыть лепестки пальцем.
- Из квадрата со стороной 4 см вырежи чашелистики.
Приложи их сзади на пластилин. - При помощи стеки или ногтя вдавливай бумагу по краю заготовки в пластилин.
- Теперь нарежь квадраты со стороной 3,5 см для лепестков второго ряда. Их может быть немного меньше. Точно так же вырежи из квадратов лепестки. Втыкай лепестки второго ряда на 3—4 мм выше первого в шахматном порядке. Проследи, чтобы эти лепестки также отгибались вниз, а не торчали в стороны. Это легко сделать наклоном палочки. Тогда цветок приобретёт нужную шарообразную форму. Так выглядит второй ряд. Лепестки тоже можно выровнять и раскрыть.
- Для внутренних рядов нарежь квадратики со стороной 1,5 – 2 см. Положи палочку на квадратик по диагонали до серединки.
Загни уголок квадрата, закрыв палочку. Сомни бумагу со всех сторон пальцами левой руки и прокатай, чтобы она превратилась в трубочку. - Втыкай палочку с лепестком очень близко ко второму ряду.
Сделай два ряда таких трубчатых лепестков.
Из бумаги другого цвета вырежи квадраты такого же размера и сделай сердцевинку. - Для стебелька возьми проволоку или шпажку. Отрежь полоску зелёной бумаги шириной 1-1,5 см. Смажь кончик клеем и обмотай стебель. Воткни стебель в цветок.
- Из квадрата зелёной бумаги со стороной 8 см сделай листок цветка. Согни квадрат пополам и разогни (линия сгиба — вдоль линий гофрировки). Одну сторону хорошо промажь клеящим карандашом. Положи на середину намазанной части проволоку, обмотанную бумагой, и накрой второй половинкой бумаги
- Вырежи листочек, сделай зубчики по краям. Пока бумага влажная, можно нарисовать прожилки стержнем или стекой.
- Два других листочка можно выполнить отдельно и приклеить их к стеблю первого листа. Влажной бумаге можно придать любую форму. Когда клей высохнет, листочки станут жёсткими.
- Вот такой цветок с листочком получается в итоге.
- Вот такой букет получился у меня
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://stranamasterov.ru
Предварительный просмотр:
Название конкурсной работы | Овощи, ягоды и фрукты- самые витаминные продукты |
Автор (ФИО) | Пономарёва Ольга Леонидовна |
Школа | МБОУ Гимназия № 8 |
Адрес | Удмуртская Республика, город Можга, микрорайон Вешняковский, дом 13 |
Возраст учащихся | 8 лет |
Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» | «Разговор о правильном питании» |
Проблема развития коммуникативных умений учащихся в современной школе очень актуальна и стоит на стыке таких наук как психология и педагогика, определяет психологическую атмосферу в
образовании. Изучение коммуникативных умений школьников обусловлено повышением интереса к новым способам построения урока.
По мнению многих исследователей, коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении, поэтому необходимо чаще использовать коллективные формы работы.
Преимущества групповой работы:
- грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
- формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
- в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
- учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
- у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
- для решения большинства задач необходима работа всей группы;
- какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
- не дает возможности спрятаться, задействованы все;
- вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.
Функции учителя
Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:
- объяснение цели предстоящей работы;
- комплектование групп;
- комментарий к заданиям для групп;
- контроль за ходом групповой работы;
- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
- после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
На сегодняшний день существует много разных форм проведения занятий. Учитель может подобрать любую форму работы, все зависит от целей и задач занятия. Программа «Разговор о правильном питании» может быть реализована следующими методоформами:
- создание творческих мастерских;
- проведение олимпийских игр;
- решение проектных задач;
- проведение ярмарки;
- КВН;
- День открытых дверей (кухни разных народов);
- Конкурс рисунков;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Осенняя выставка овощей;
- Выполнение элементарных работ на участке «Наша грядка»;
- Создание сборников стихотворений,потешек, загадок о правильном питании;
- Программа «Дело»- «Полезные овощи и фрукты на нашем столе»: создание альбома с рисунками, описаниями, рассказами о полезных овощах и фруктах;
- Выступление с презентациями в дет.саду;
- Праздники и семейные вечера;
- КТД «Журнал-эстафета»;
- Групповое дело «Открытая кафедра» на тему: «….»
и т.д.
Системная модель реализации программы
«Разговор о правильном питании».
Коллективные формы работы учащихся.
Классные часы
кружок
Интергация в предметные области
Содержание программы
Внеклассная работа
Внешкольная деятельность
Работа с родителями
Самостоятельная поисково-исследовательская и проектная деятельность школьников
Реализация программы «Разговор о правильном питании» через урочную деятельность (приложение 1)
Математика: Решение задач по подсчету калорийности продуктов
Чтение: создание сборников стихотворений, загадок, потешек и т.д.
Окружающий мир: различные опыты, исследования, Викторина о правилах выбора продуктов с опорой на срок годности
«Разговор о правильном питании»
Физкультура: беседы о здоровом образе жизни
ОБЖ: н-р, экскурсия в физиокабинет (беседа с медиками)
Изобразительная деятельность: конкурсы рисунков и поделок
Реализация программы «Разговор о правильном питании»
Праздники
через внеклассную деятельность (приложение 2,3 )
Тематические дни национальной кухни
«Разговор о правильном питании»
Классные, воспитательские часы
Научно-практические конференции
Познавательные игры
Выступление с презентациями в дет.саду
Работа с родителями (приложение 4)
Научно-практические конференции
Дегустация блюд
Семейные праздники, выставки семейного творчества
Семья ребенка
Мастер-классы
Родительские собрания, лактории
Привлечение родителей в помощь детям (сбор информации, изготовление стенгазет)
Роль социума в реализации программы «Разговор о правильном питании»
Средства массовой информации
Организация общественного питания
Гимназия №8
Краеведческие музеи города
Городская больница
Дет. сады
Использование коллективных форм работы учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»:
Тема программы | Формы коллективной деятельности учащихся |
Если хочешь быть здоров |
|
Самые полезные продукты |
|
Как правильно есть |
|
Удивительные превращения пирожка |
|
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? |
|
Плох обед, если хлеба нет |
|
Полдник. Время есть булочки |
|
Пора ужинать |
|
На вкус и цвет товарищей нет |
|
Как утолить жажду |
|
Что надо есть, если хочешь стать сильнее |
|
Где найти витамины весной? |
|
Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты |
|
Всякому овощу -свое время |
|
День рождения Зелибобы |
|
Название организационной формы конкурсной работы | Проектная технология |
Где была реализована конкурсная работа | Внеклассная работа |
Какие образовательные и воспитательные задачи позволяет решать | Образовательные: 2) Познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека; 3) Формировать представление об овощах и фруктах как основных в рационе питания; 4) Учить правильно выбирать и приобретать продукты; 5) Формирование навыков сотрудничества; Воспитательные задачи: 6) Развивать интерес к правильному и здоровому питанию; 7) Воспитывать в детях культуру правильного питания; 8) воспитывать чувство коллективизма, желание помочь товарищу; 9) Развивать навыки проектной деятельности. |
В чем заключается новизна и оригинальность конкурсной работы | Использование проектной деятельности детей, для выполнения которой необходимы знания по Литературному чтению ( Кудина-Новлянская), Окружающему миру (Чудинова). Итогом проектной деятельности является реальный продукт, созданный детьми и их родителями. |
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
этапы | содержание | примечание |
8. Итог | - Какое сейчас время года? А что полезно кушать весной? - Назовите овощи и фрукты. А для чего нам необходимо употреблять их в пищу? Чем они полезны? - Помните, на уроке окружающего мира при изучении темы «Разрезы», мы с вами проводили опыт с яблоками. Что мы делали? Что происходило? Почему одно яблоко почернело сразу, а другое позже? Что послужило для этого причиной? - А какое бы вы , ребята, купили яблоко в магазине, которое почернело и стало некрасивым или красное наливное? А почему? - А одинакова ли цена у всех фруктов? Вспомните, на прошлом занятии мы с вами играли в «Магазин» . вы выбирали себе продукты на обед. В первый раз у вас была ограниченная сумма денег, а во второй раз у вас была достаточная сумма. В который раз вам сложнее было выбрать себе продукты на обед? Почему? (продукты дорогие, а денег было мало), - Можем ли мы по цене определить, какие фрукты полезнее? - Какие яблоки самые полезные? Почему? - А как нам это узнать? - Мы с вами проводили анкету на предыдущих уроках и выбирали из предложенных продуктов полезные. - Все вы выбрали полезные продукты, а чем они полезны, объяснить не смогли. - А откуда вы можете узнать эту информацию? ( от взрослых, из литературы, телевидения и т.д.) - А чаще всего откуда узнаем, какие продукты полезные ( на телевидении из рекламы) - Молодцы! Из рекламы мы узнаем многое. А всегда ли нам говорят верные данные? - Сегодня я вам предлагаю сделать свою рекламу овощей и фруктов. - Для этого мы с вами разделимся на группы. Каждая группа получает конверт с картинками (изображение овощей и фруктов). - Откуда вы будете брать информацию для рекламы? (интервью, от взрослых, литература и т.д.) - Родители подготовили для вас компьютерную презентацию о витаминном составе овощей и фруктов. - Ребята, что вы будете рекламировать? Какая ваша задача? Какие литературные жанры вы можете использовать для приготовления рекламы? Что вы умеете сочинять сами? (загадки, стихотворения, небылицы и т.д.). - Кем являются ваши родители? Какую информацию вы можете получить от своих родителей? ( что и как можно приготовить из овощей и фруктов). - Сначала выступают дети, а потом родители. - Молодцы! Ребята, давайте оценим ваши рекламы. - Что бы вы еще добавили в свои рекламы? (список блюд, которые можно приготовить из этих овощей и фруктов). - А все ли полезные блюда вы любите есть? - Что вы должны знать при выборе фруктов, овощей в магазине? - А давайте вернемся к яблокам. Какое бы яблоко вы выбрали при покупке? - Что нам может в этом помочь? (знания о витаминном составе продуктов). А что надо учитывать при их приготовлении? | Дети отвечают. Выдвигают гипотезы Распределение по группам Приготовление рекламы Родители готовят презентацию о правилах приготовления блюд из овощей и фруктов с точки зрения поваров, продавцов, медиков и покупателей. Ребята оценивают и анализируют подготовленные рекламы Мнения детей и родителей |
Данный урок тесно связан с уроками окружающего мира, когда дети знакомились с понятием «Разрез» и проводили опыт с яблоком, с литературным чтением, когда дети сочиняют, используя различные жанры устного народного творчества. Основная форма работы коллективная. Ребята на протяжении почти всего урока работают в группах. Работа в группах может быть различной, возможно, что появится и работа в парах, в тройках и т.д. все зависит от того, как ребята распределят роли в группе: нахождение информации, редактирование информации, оформление рекламы, выступление. При повторении материала использовала фронтальную работу, это позволило сэкономить время на уроке. Для раскрытия темы, с целью повысить познавательный интерес учащихся к правильному питанию, для вовлечения детей в работу на уроке мы изготовляли рекламы овощей и фруктов. Через мотивацию учебной деятельности старалась достичь цели – Содействовать формированию учебно-организационных умений и навыков младших школьников, а также воспитывать чувство коллективизма и желание помочь товарищу. Для достижения главной цели урока –познакомить детей с разнообразием овощей и фруктов, их назначением для организма человека– итог был оформлен в виде выставки реклам. Активное участие в реализации конкурсной работы приняли родители. Они сами подготовили и выступили с презентацией перед детьми.
Для того, чтобы выполнить задачу сохранения здоровья детей, необходимо выполнить целую систему работы. Занятия по программе «Разговор о правильно питании» это лишь часть работы всей системы.
В классе мы работаем триединой командой : учитель, дети и родители. Нами разработан целый план мероприятий. Уже в начале учебного года мы с родителями планируем эти мероприятия, которые я прописываю в план воспитательной работы.
-система классных часов на тему здоровья;
- выход на природу осенью, зимой и весной;
- участие в спортивных соревнованиях; - участие в конкурсах рисунков;
- выход на каток и ролледром;
- различные экскурсии;
- Посещение физиокабинета, беседа с врачами о здоровом образе жизни;
- участие в конкурсе классных родительских комитетов «Отличник детства» в номинации «Организация здорового образа жизни» ( приложение 5)
В основном это внеурочная деятельность, и на уроках мы выделяем время для зарядки, физкультминуток, бесед и т.д. и в основном это использование коллективных форм работы учащихся.
О здоровье мы говорим много и часто, а вот правильному питанию больше всего времени мы уделяем на занятиях по программе «Разговор о правильном питании». Эта программа позволяет детям разобраться в том, как необходимо правильно питаться . ребятам очень нравится заниматься, они узнают много нового и интересного, сами проводят исследования, составляют презентации, коллажи. Конечно, во многом помогают им их родители.
Участие родителей в реализации программы «Разговор о правильном питании»
Правильное питание – это основа здоровья людей. В наше время эта проблема очень актуальна, т.к. родители и дети уделяют этому мало внимания. Поэтому занятия по программе «Разговор о правильном питании» необходимы. Нам нравится заниматься по этой программе, она полезна детям и родителям. Родителя нашего класса принимают активное участие в ее реализации: проводят игры, организуют походы, поездки, различные экскурсии, помогают организовывать внеклассные мероприятия и семейные вечера. И без коллективной деятельности учащихся здесь не обойтись, т.к. это основная форма внеклассной работы. Два года подряд мы участвуем в реализации конкурсных программ. Родители для детей являются первыми помощниками. По теме «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» ребята подготовили презентации и выступили перед детьми детского сада (приложение 3). В 2010году две семьи нашего класса стали победителями городского конкурса семейной фотографии «Я готовлю для своей семьи».
Оценка эффективности конкурсной работы.
Групповая работа на уроке необходима, ее достоинства очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. На уроке ребята большую часть времени работали в группах. Они хорошо справлялись со своими задачами: подбор материала, редактирование материала и оформление рекламы. В группах был выбран лидер, который смог правильно распределить обязанности в группе. Ребята были активны, помогали друг другу, поэтому рекламы получились интересными, яркие, эстетично оформлены.
Групповая работа это важная форма организации деятельности учащихся на уроке, позволяющая развивать самостоятельность, коммуникабельность и творческие способности ребят.
Результаты анкетного опроса родителей
Темы программы, которые были интересны родителям
Результаты анкетного опроса родителей
Темы программы, которые с точки зрения родителей особенно необходимы и полезны детям.
Результативность реализации программы
«Разговор о правильном питании»
Анкетирование родителей обучающихся по вопросам формирования культуры здорового питания показывает, что в семьях возросла популярность каш и горячих блюд, отношение к выбору продуктов питания как среди детей, так и среди родителей стало более осознанным;
Привлечение внимания родителей обучающихся к реализации программы «Разговор о правильном питании» позволяет осуществлять перспективное планирование внеклассных мероприятий по программе в следующем учебном году.
Участие в конкурсе по программе «Разговор о правильном питании» (приложение 5)
Год участия | уровень | результат |
2010г. | Республиканский | Лауреат |
2010г. | Городской | Победители |
2011г. | республиканский | лауреат |
Участие детей и родителей в «Программе правильного питания»
Результаты работы по программе «Разговор о правильном питании»
Дети: учились самостоятельно работать с информационными источникам, находить нужную информацию и выделять главное.
Родители: активные помощники учителя в организации мероприятий
Ожидаемые результаты
- Готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;
- Знание традиций и особенностей питания родного народа и народов, проживающих на территории республики, страны;
- Желание и умение соблюдать правила этикета, связанные с питанием;
- Просвещение родителей по вопросам правильного рационального питания
Источники информации
- Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» Безруких М.М.,
М.: «Олма Медиа Групп», 2008г.
- Методическое пособие для учителя «Разговор о правильном питании» Безруких М.М., М.: «Олма Медиа Групп», 2009г
- «Книга о вкусной и здоровой пище»- М.: «Эксмо - Пресс», 2008г.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С.Сергеев.- М.:АРКТИ, 2004г.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И.Савенков.- Самара: Учебная литература,2005г
Предварительный просмотр:
Новый год. История праздника
На самом деле новогодний праздник не так стар, как мы полагаем. Складывался он на протяжении долгого времени и у него есть своя невероятно любопытная история. Попробуем проследить вехи:
ДРЕВНИЕ ОБЫЧАИ
Или как и почему встречали Новый Год в старину
Первобытные люди не считали лет и не задумывались, какой год у них на дворе: просто тёплое лето сменялось дождливой осенью, за ней приходила снежная зима, а после долгих холодов звенели ручьи. Одни народы считали, сколько они встретили вёсен, другие — сколько смогли пережить суровых зим.
В Древней Армении, например, как и в Древней Индии, Новый год начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия. Страна просыпалась от зимнего сна вместе с новым Солнцем. Дни становились длиннее, а люди начинали новую жизнь. В первый день весны они загадывали желания и закрепляли их, привязав к ветви дерева ленточку, или повесив на него своё украшение.
А пришла традиция праздновать Новый год в день весеннего равноденствия из Древней Месопотамии. Здесь каждый год вслед за 21-м днём месяца нисану (в день весеннего равноденствия) начинала прибывать вода в реке Тигр, а через две недели — в Евфрате. Именно поэтому все земледельческие работы начинались в этом месяце. Жители Месопотамии встречали этот день красочными шествиями, карнавалами, маскарадами, песнями и плясками.
В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня. Празднование открывалось шествием в честь бога виноделия Диониса. Свиту Диониса составляли сатиры — дети земных женщин и Пана — козлоподобного бога стад, лесов и полей. Сатиры пели гимны в честь Диониса. Позднее, во времена Перикла и Сократа, сатиров заменили жрецы. Каждый раз под Новый год они собирались в окрестностях Афин, обряжались в козлиные шкуры и блеющими голосами воспевали Диониса.
В Древнем Египте Новый год праздновался в июле во время разлива Нила. В ночь с 19 на 20 июля жрецы в парадных одеждах под слаженное пение направлялись в заранее определённое место, поднимали лица к чёрному южному небу, стараясь первыми заметить, когда взойдёт над горизонтом самая яркая звезда — Сириус. Её появление на небосклоне означало наступление Нового года.
В Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (28 февраля 46 г. до н. э.). После этого первым днём Нового года стали считать первый день января. Своё название январь получил в честь римского бога — двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое — вперёд к новому. В новогодний праздник римляне украшали свои дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением этого бога. Празднования продолжались несколько дней. В Древнем Риме первыми подарками были ветви лавра — символы счастья и удачи. Одаривали друг друга также и плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками.
НА РУСИ В ЭТО ВРЕМЯ…
Хроники новогодней неразберихи
Традиции предков или как отмечали Новый Год 1 марта
Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же, как и другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца — марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни. Даже названия месяцев у древних славян тесно связаны с явлениями природы:
Современное русское названиеДревнеславянское названиеЗначение
Январь — Сечень — Время рубки леса
Февраль — Лютый — Лютые морозы
Март — Березозол — Начинает цвести берёза, сбор берёзового сока
Апрель — Цветень — Цветение садов
Май — Травень — Зеленеет трава
Июнь — Червень — Краснеют вишни
Июль — Липец — Цветение липы
Август — Серпень — Время жатвы
Сентябрь — Вересень — Цветение вереска
Октябрь — Листопад — Опадение листвы
Ноябрь — Грудень — От слова «груда» (мёрзлая колея на дороге)
Декабрь — Студень — Наступление холодов
Многие древние названия месяцев позже перешли в славянские языки и до сих пор используются в белорусском, украинском, польском.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Или как Новый Год перенесли на сентябрь
В 988 г. Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришёл Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев; семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Так же вошла в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 г. до Рождества Христова.
По новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже окрестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта — с началом весны. Отголоски обычаев того далёкого праздника сохранились до сих пор в некоторых обрядах Масленицы.
Время шло, и примерно к XII в. народ совершенно освоился в новой обстановке и стал встречать сначала свой традиционный Новый год в марте, а через несколько месяцев — в сентябре.
Сентябрьский Новый год русские люди встречали с удовольствием, торжественно и по чину. Многие стремились приехать на праздник в Москву, где устраивались пышные торжества. Из всех городов и селений к Белокаменной тянулись подводы и телеги крестьян, спешили кибитки дворян и гремели колёсами по бревенчатым настилам мостовых рыдваны важных бояр. Всем хотелось побывать в Кремле и посмотреть стольный град.
Встречали Новый год так же, как делаем мы сегодня, ночью. В последний вечер старого года дорогие гости и почтительные родственники обязательно сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали мёдом, малиновой бражкой или заморским вином — смотря по достатку хозяев. За неспешной беседой ждали полуночи. Ровно в двенадцать в тишине гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей о наступлении Нового года, и сразу же бил большой колокол на Иване Великом. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира.
И начинался пир! Кто гулял всю ночь до рассвета, а кто, памятуя о завтрашних делах, выпивал чарочку, да и на боковую. Приехавшие праздновать Новый год в Москву утром непременно шли в Кремль, на Соборную площадь. Там происходило действо, потрясавшее воображение наших предков. В соборах горели мириады свечей, басами пели дьяки, сияло золото богатых иконостасов, толпился пёстро и празднично одетый народ. С хоругвями в руках стояли наряженные в парадные кафтаны, вооружённые бердышами стрельцы.
Всего чуть более двухсот лет россияне пользовались такой системой счёта лет.
Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 г…
ТАК ПОВЕЛЕЛ ВЕЛИКИЙ ПЁТР
И снова Новый год меняет дату — 1 января
На исходе первой трети 7208 г. от сотворения мира россиянам вновь изменили календарь и вновь перенесли празднование начала Нового года. 19 декабря по юлианскому календарю Пётр подписал именной указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира».
Реформу Пётр объяснил так: «А то указали Мы Великий Государь учинить, для того, что во многих Христианских окрестных народах, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова».
Ёлки и новогодние фейерверки появились в наших домах и на улицах так же благодаря этому указу Петра: «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям каждому на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».
Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной....
Так, по велению Петра Первого 1 января 7208 год стал 1700 годом. Этот первый «настоящий» Новый год в столице прошёл шумно и весело, как и повелел Государь. Но едва завершились празднества и народ пришёл в себя после новогоднего шума, как в Москве поднялся ропот по поводу перемены летосчисления. Весьма многие — не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати — удивлялись: «Как мог Государь переменить солнечное течение?» Веруя, что Бог сотворил свет в сентябре, многие остались при своих старых привычках: новогодний праздник опять встречали дважды — сначала 1 сентября, как было заведено исстари, а потом 31 декабря, как приказал царь-реформатор.
ПУТАНИЦА В КАЛЕНДАРЯХ
Введение нового календаря, безусловно, внесло некоторое смущение народа. Тем не менее, не было сумятицы в датах, гражданские праздники не противопоставлялись церковным. Всё было логично и понятно: Новый год отмечался после Рождества, то есть после окончания Рождественского поста, не нарушая его течения.
Важным событием этого периода были Святки. В ночь с 24 на 25 декабря праздновался рождественский сочельник, который подводил черту под прожитым годом, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества. По всей территории России был распространён обычай новогоднего обхода домов молодёжью или детьми. В деревнях ряженые с песнями и прибаутками ходили толпами под окна просить пирогов. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Вот где было настоящее веселье! Каждая семья с нетерпением ожидала колядующих, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. Эти традиции празднования Рождества сложились у нас давным-давно, ещё в X в., и празднование Нового года по петровскому указу органично вплелось эту традицию.
Но всё же так сложилось исторически, что наш «старый стиль», как его сейчас называют, отставал от календаря, по которому жил «григорианский» мир. Дело в том, что календарь, введённый Цезарем, отставал от солнечного на сутки за 128 лет, то есть примерно на трое суток за 400 лет. Согласно юлианскому календарю, каждый четвёртый год (цифра которого делится на 4), являлся високосным, содержал 366 дней, а не 365, как обычный.
В Европе ошибка была исправлена в 1582 г., когда римский папа Григорий XIII реформировал юлианский календарь: чтобы учесть отставание от солнечного, в григорианском календаре «сотые годы» (те, что оканчивались на 00) были сделаны не високосными, если только их номер не делился на 400:
Високосные годы: 1200–1600–2000–2400–2800,
Не високосные годы: 1300–1400–1500–1700–1800–1900–2100–2200–2300–2500–2600–2700.
Каждый високосный год, оканчивающийся на 00, увеличивает разницу нового и старого стилей на один день. Поэтому в XVIII в., когда Пётр ввёл свой указ, разница между юлианским и григорианским календарями составляла 11 дней.
Так прошло ещё 200 лет и Россия до 1918 г., жила «по старому стилю».
БОЛЬШЕВИКИ: ВОЙНА С ЁЛКАМИ
Сразу же после Октябрьской революции, уже 16 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров во главе с Лениным рассмотрел вопрос о переходе на новое счисление времени. 24 января 1918 г. принимается декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю — получилось, что Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало большевиков. Даже напротив: им было на руку разрушение основ христианской культуры. Что же до самих праздников, то новая власть собиралась ввести свои, новые, социалистические.
В первые послереволюционные годы традиция ещё сохранялась в неприкосновенности. По-прежнему радовали ребятню и «старорежимный» Дед Мороз, и нарядные ёлки. Но всё же постепенно и неуклонно новая власть уходила от старых традиций. Праздник Рождества Христова было решено преобразовать в «комсомольское Рождество», где ёлке места уже не было. А вскоре, после 1923г., и вовсе началось изгнание Рождества из России. В одном из циркуляров антирождественской кампании говорилось, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от ёлки; пьяные крики гостей…». Ёлке была объявлена беспощадная война. При этом её почему-то обозвали «поповской», хотя до революции именно церковь боролась с ёлкой как с отголоском языческих обрядов.
Кампанию по дискредитации новогодних праздников подхватили и детские журналы: журнал «Чиж» призывал детвору включиться в эту борьбу: «Теперь все мы должны бороться против ёлки!»; журнал «Юный натуралист» публиковал статьи: «Вред рождественской ёлки», «Рождество Христово — поповская сказка».
Борьба с «религиозным дурманом» шла полным ходом:
Скоро будет рождество —
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придёт капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Ёлку срубит топором,
Отпустивши злую шутку…
Вскоре был прекращён выпуск новогодних открыток, остались в прошлом весёлые рождественские и новогодние праздники и гуляния. Новогодний праздник вместе с ёлочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушёл в подполье. Населению Советской России предлагалось лишь упорно трудиться, а если и праздновать, то только новые даты:
22 января — день памяти Ленина;
12 марта — низвержение самодержавия (до 1940г.);
1 и 2 мая — Дни Интернационала;
7 и 8 ноября — Дни Пролетарской революции;
5 декабря — День конституции (с 1940г.).
Таким праздникам, как Новый год или Рождество не было места в этой системе.
НЕОБЫЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
Снова празднует народ Рождество и Новый год
Запрет на проведение новогодних праздников действовал недолго, всего шесть лет. Уже в конце 1934 г. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года. Рождеству, впрочем, повезло меньше. Оно осталось под запретом.
В декабре 1934 г. главная газета страны «Правда» напечатала статью секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» Понятно, что подобные идеи без одобрения Сталина не могли появиться в печати. В статье говорилось: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас многие детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия детишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки положить конец».
Хотя на подготовку праздника оставалось всего три дня, рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно, и в назначенный срок ёлки были везде! Уже на следующий день газета писала, как «организовать заготовку ёлок, закупку игрушек и украшений», а 30 декабря ёлками торговали почти все рынки Москвы, артели же и кооператоры предлагали «специальные ёлочные наборы, фигурные пряники и марципанные фигуры».
А чтобы организовать встречу Нового года в идеологически верном ключе, в том же декабре 1934 г. в свет вышло «Пособие для партийных и комсомольских ячеек», в котором давались подробные указания об организации праздника. К примеру, венчать ель должна была пятиконечная красная звезда. Ёлочные игрушки также должны были соответствовать требованиям политического момента: вместо шаров предлагалось изготовить из цветной бумаги фигурки тракторов и комбайнов. Там же, был приведён текст и ноты-песни ставшей с тех пор нашей главной новогодней песенкой. В «Пособии» был изменён и внешний облик Деда Мороза. Дореволюционный Мороз надевал перчатки, непременно трёхпалые и белые — это символизировало святость всего того, что он даёт из своих рук. Теперь же ему полагалось носить тёплые красные варежки, которые если, что-то и символизировали, то только цвет государственного флага. С алой шубы исчезла и богатая вышивка серебряными нитками, и оторочка из лебединого пуха.
Уже на следующий год формировались отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые отдалённые уголки страны. В населённые пункты в канун 1938 г. выехали агитпоезда, агитавтомобили и аэросани, вылетели самолёты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках. Праздник не должен был оставить в стороне никого.
Совсем не случайно новогодние праздники возродились так быстро — слишком уж они пришлись ко двору в нашем суровом климате, напоминая нам в разгар холодной зимы о том, что никогда не следует забывать: жизнь прекрасна, бесконечна, впереди нас ждут новые встречи, свершения, весна.
А ЧТО В ИТОГЕ?
Как разобраться во всех русских праздниках
В результате всех реформ и нововведений в летосчислении мы без разбору празднуем в конце года всё подряд. Начинается всё католическим Рождеством. Параллельно мы по поводу и без повода припоминаем, что есть такие причины повеселиться, как святки, сочельник, колядки… Наконец наступает наш, «настоящий», Новый год. Великолепный, единственный, волшебный праздник… После этого, еле отдышавшись от съеденного и выпитого, мы вступаем в «наше, родное» Рождество Христово, не задумываясь о том, что ему предшествует строжайший пост. Во все эти даты мы вплетаем символику восточных календарей, которые не имеют никакого отношения к этим праздникам, поскольку, например, китайцы отмечают свой Новый год во второе новолуние после даты зимнего солнцестояния. В Китае это праздник Весны! Мы, к месту и не к месту, вспоминаем в январскую слякоть крещенские и рождественские морозы, мним себя при этом хранителями святых традиций далёких предков. Заканчиваются же наши самые, длинные в мире новогодние празднества старым Новым годом, хотя порой не все и представляют, откуда он взялся.
Получилось смешно, не правда ли? Но, что самое главное, здорово, весело, и очень как-то по-русски!
Предварительный просмотр:
Математические игры для детей
Знакомимся с цифрами Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки. Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку. Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.
Угадайка Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой "5". Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".
У кого больше В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д. Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет - подсчитайте, у кого больше. |
У кого больше В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д. Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет - подсчитайте, у кого больше.
Счет на слух Для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счётный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент - металлофон, бубен.
Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: "Один, два, три..."
Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребёнок, считая вслух вместе с Вами, вставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справлять с этим заданием, усложните задание - игрушки выставляйте после всех ударов.
Угостим зверюшек Поставьте перед малышом игрушки животных. Предложите их "покормить" - выбрать карточку с изображением такого же количества фруктов или овощей, сколько зверюшек.
Считай, не ошибись! Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс " Где найти витамины весной" ( В рамках реализации программы " Разговор о правильном питании")
Мастер - класс " Где найти витамины весной". Урок включает практическую деятельность младших школьников, театрализованную сказку " Теремок" на новый лад, работу по тетради " Разговор о правильном пита...
Системе работы по реализации программы "Разговор о правильном питании" (2 класс)
Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни. По статистическим данным в России до 35% поступающих в школу детей уже имеют хронические заболевания.Для воспол...
Системная модель реализации программы «Разговор о правильном питании». Коллективные формы работы учащихся.
Проблема развития коммуникативных навыков учащихся в современной школе очень актуальна и стоит на стыке таких наук, как педагогика и психологния, определяет психологическую атмосферу в классе...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой частью программы.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой часть...
Использование коллективных форм работы учащихся при реализации программы "Разговор о правильном питании"
Младший школьный возраст - очень ответственный период жизни каждого человека. Это время, когда происходит сложная перестройка организма, обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного моз...
Описание модели реализации программы "Разговор о правильном питании" в начальной школе.
Описание модели реализации программы "Разговор о правильном питании" в начальной школе....
Системная модель реализации программы " Разговор о правильном питании"
Идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей...