Учусь общаться: действуем вместе
методическая разработка (1 класс) по теме

Леонтьева Инесса Николаевна

Данное занятие по курсу "Учусь учиться" направлено на формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, ценить дружбу; формирование культуры общения (коммуникативные умения), а также умение договариваться с другими людьми, оценивать своё поведение. Как научиться действовать вместе, согласованно? Очень важно научиться понимать и принимать друг друга. Помогут разобраться, что такое дружба, правила бесконфликтного общения и советы кота Леопольда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_obshchatsya._deystvuem_vmeste.doc49 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt1.51 МБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное  общеобразовательное  учреждение             «Магистральнинская  средняя                                   общеобразовательная  школа № 2

Занятие по учебной программе «Учусь учиться – 0-1»

                     Леонтьева  И.Н.,

учитель  начальных  классов 

Магистральный, 2011

Цели:

формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, ценить дружбу;

формирование культуры общения (коммуникативные умения);

формирование умения аргументировать свою точку зрения.

Задачи:

научиться договариваться с другими детьми;

научиться оценивать своё поведение.

       

                                                          Ход  занятия

Вступительная часть

- Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: «Я желаю тебе …» (Ребята говорят пожелания друг другу.)

- Сегодня мы с вами поговорим о необходимости в общении, об умении договариваться друг с другом, о дружбе.

     2. Основная часть.

    -   На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что нужно воспитывать у себя экологическую культуру, помогать природе. А почему помочь природе можно только вместе, сообща? (Высказывания детей).

    -  Чтобы договариваться, надо понимать друг друга, общаться. Общение начинается с приветствия. А как вы приветствуете друг друга и взрослых? (Высказывания детей).

- Как можно поздороваться со взрослым?

- Как можно поздороваться с детьми?

- С какой интонацией надо здороваться?

- Нужна ли улыбка?

- С каким из человечков вы хотели бы подружиться? (Работа по тетради)

- Приятно здороваться с приветливым человеком. Если вы видите перед собой расстроенного человека, грустного или неуверенного, испуганного – поддержите его, поздоровайтесь с ним особенно приветливо, приободрите его.                                                                                                                                 - Как это можно сделать? («Всё будет хорошо», «Не расстраивайся», «Мы тебе поможем» и т.д.)

- Если видите, что перед вами человек агрессивный, раздражённый – поздоровайтесь с ним спокойным, доброжелательным голосом, помогите ему успокоиться.

- Ребята, вспомните совет кота Леопольда. («Ребята, давайте жить дружно!»)

- Что значит дружить? (Высказывания детей)

- Самое большое на свете горе – это война. И чтобы не было войны, детям разных народов надо дружить. Приведите примеры из жизни, как вы дружите с детьми других национальностей.

Задание: узнать, как здороваются дети на разных языках.

Работа в группах

- Обратимся к народной мудрости. Какие пословицы о дружбе вы знаете?

- Я предлагаю вам поработать в группах. Задание: составить пословицы о дружбе.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с пословицами. Надо собрать пословицу из отдельных слов (на листочках) и прикрепить на доске.

1-я группа. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

2-я группа. «Нет друга – ищи, а нашёл –  береги».

3-я группа. «Без друга на душе вьюга»

-А как вы понимаете выражения: «Как аукнется, так и откликнется», «Сам себя губит, кто других не любит», «Согласного стада и волк не берёт», «Один в поле не воин»? (Высказывания детей)

Физминутка.

- А сейчас давайте попробуем разобраться в некоторых проблемных ситуациях.

                                                   1 ситуация.

Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

                                                   2 ситуация.

  Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.

- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

-Скажите, почему так ответила женщина? В чём вина мальчиков?

- Как бы вы поступили?

                                                 3 ситуация.

Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера  поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что же вы на неё набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

 - Кто из детей повёл себя правильно, и почему вы так считаете?

- Как бы вы поступили?

 - Каким должен быть настоящий друг?   Я предлагаю вам продолжить предложение «Друг – это тот, кто …» (Высказывания детей)

                                          Игра «Ромашка»

- Я предлагаю поиграть в игру «Ромашка». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждой группе выдаётся по 3 лепестка, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске. Все вместе, используя «ромашку», ещё раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»).

- Вы замечательно справились с работой. А как вы считаете, есть ли определённые правила дружбы? (Высказывания детей)

- Предлагаю каждой группе обсудить правила и законы дружбы, и выбрать из списка подходящие.

Ребята работают в группах, в итоге все вместе отбирают наиболее значимые для всех законы.

                                           Законы дружбы

помогай другу в беде

умей с другом разделить радость

не смейся над недостатками друга

останови друга, если он делает что-то плохое

умей принять помощь, совет, не обижайся на критику

не обманывай друга

умей признать свои ошибки

не предавай своего друга

относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

 

 3. Заключительная часть.

Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы, которые сами же издали.

Рефлексия.

- Я предлагаю всем встать в круг и взяться за руки.

 Как приятно видеть улыбки друзей, чувствовать дружеские рукопожатия. Давайте все вместе дружно скажем такие слова:

   

    На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья – луча серебристого –

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Песня «Мир похож на цветной луг».

Итог.

- Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь от того, умеем мы дружить или нет, зависит здоровье природы и людей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учусь общаться: действуем вместе Леонтьева И.Н., учитель начальных классов п. Магистральный, 2011 г. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 2»

Слайд 2

Цели: формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, ценить дружбу; формирование культуры общения (коммуникативные умения); формирование умения аргументировать свою точку зрения. Задачи: научиться договариваться с другими детьми; научиться оценивать своё поведение.

Слайд 3

Ребята, давайте жить дружно!

Слайд 4

Как вы понимаете выражения: Как аукнется, так и откликнется Сам себя губит, кто других не любит Согласного стада и волк не берёт Один в поле не воин

Слайд 7

1 ситуация Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают. - Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

Слайд 8

2 ситуация Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики. - Вот это и плохо, - гневно ответила женщина. - Скажите, почему так ответила женщина? В чём вина мальчиков? - Как бы вы поступили?

Слайд 9

3 ситуация Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала:»Ты что толкаешься? Вот неловкая растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что же вы на неё набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье. - Кто из детей повёл себя правильно, и почему вы так считаете? - Как бы вы поступили в данной ситуации?

Слайд 10

внимательный отзывчивый терпеливый заботливый справедливый вежливый воспитанный честный преданный Настоящий друг!

Слайд 11

Помогай другу в беде Умей с другом разделить радость Не смейся над недостатками друга Останови друга, если он делает что-то плохое Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику Не обманывай друга Умей признавать свои ошибки Не предавай своего друга Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе Законы дружбы

Слайд 12

На части не делится солнце лучистое, И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья – луча серебристого – Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Слайд 13

Мир похож на цветной луг Ветер зовёт за собой облака вдаль, вдаль, вдаль. Если ты друга не встретил пока, жаль, жаль, жаль. Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг, Друга взять не забудь в путь, другу верен всегда будь. Песня не зря собирает друзей в круг, в круг, в круг. Сделает хмурый денёк веселей друг, друг, друг. Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг. Друга взять не забудь в путь, другу верен всегда будь. Друг за тебя одолеть сто преград рад, рад, рад. С другом любая беда – не беда, да, да, да! Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг. Друга взять не забудь в путь, другу верен всегда будь!

Слайд 14

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ деятельности по проведению мониторинга метапредметных УУД (УМК "Учимся учиться и действовать" авторов Битяновой М.Р., Меркуловой Т.В., Теплицкой А.Г.)

В статье обозначены цели, задачи мониторинга. Прописана периодичность и процедура его проведения. Указан методический комплекс, на основе которого проводятся мониторинговые исследования. Представлены ...

Результаты мониторинга УУД "Учимся Учиться и Действовать" 1 класс конец года.

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Наиболее точным  измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является мониторин...

Рабочая программа кружка "Учимся учиться и действовать" 1-2 класс

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся 1 и 2 классов....

Мониторинг УУД. Обработка данных по тетради "Учимся учиться и действовать" Автор: Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В. 1-2 класс

Прекрасные таблицы, которые существенно облегчают работу учителям начальных классов! Только подставляй баллы - и всё автоматически готово!Источник: Занков.ru...

Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...

Рабочая программа по курсу «Учимся учиться и действовать» 2 класс

Рабочая программа курса ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любо...