Открытый урок по кубановедению : «Без прошлого нет настоящего »
план-конспект урока (3 класс) по теме
Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_proshlogo_net_nastoyashchego_-urok_3_klass.docx | 38.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Город Новороссийск
МАОУ гимназии № 6
Открытый урок по кубановедению :
«Без прошлого нет настоящего »
Разработан учителем
МАОУ гимназии № 6
Е. В. Супруненко
Конспект урока кубановедения в 3 классе
Урок с использованием ТРКМЧП.
Учебник
Учитель: Елена Викторовна Супруненко МАОУ гимназии № 6, города Новороссийска
Тема урока: « Без прошлого нет настоящего»
Основные цели: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.
Тип урока: урок – поиск.
Оборудование урока: использование мультимедиа технологий , презентация, каравай , шляпы для детей, карточки, корзина, музыкальна физминутка.
Задачи:
- Формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края, чувство гордости за свою малую Родину.
- Показать роль личности Екатерины Великой в истории России и Краснодарского края.
- Развивать умение регулировать свое поведение в группе, устанавливать контакт со сверстниками.
Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.
1. Познавательные:
· формировать умение формулировать цель занятия;
· формировать умение перерабатывать и обобщать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы в группе;
· формировать умение адекватно, осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
· учить смысловому чтению;
2. Коммуникативные:
- формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в группе;
- умение слушать и слышать учителя и одноклассников;
3. Регулятивные:
- формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- развивать умение контролировать свое поведение в группе;
4. Личностные:
- формировать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину, историю своей страны и края.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
- корзина идей;
- таблица -инсерт ;
- синквейн;
Для эмоционального настроя и создания заинтересованности учащихся выбрана нестандартная форма проведения урока - урок поиск-представление. Исполнение песни, минисценки развивают творческие способности учащихся, повышают мотивацию.
Ход урока
- Организация на урок.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
чтобы историю Кубани знать!
- Поздоровайтесь с гостями .
Учитель:
- Мы с вами изучаем историю Кубани через фольклор. Уже 3 год выступаем с песнями, хороводами. Они знакомят нас традициями нашего края,
Здравствуйте дорогие гости!
(Распахиваются двери, заходят ребята в костюмах народов мира)
Учитель: Добрый день вам господа!
Вы откуда и куда?
1-й гость
Добрый день и всем привет!
Мы объехали весь свет
По морям, по океанам,
Побывали в разных странах
2- й гость
Мы хотим у вас узнать
Как ваш край нам называть?
И как город величать?
Вас попросим рассказать.
Песня «Мы с тобой казаки»
- Солист Виталий Естегнеев
Мы с тобой казаки
Дети русского поля
Наша родина здесь
У Кубани реки.
Наш устав и закон:
Честь, свобода и воля,
Мы с тобой казаки,
Мы с тобой казаки.
Любим землю свою
Мы, как мать, без обмана,
Хотя служба и жизнь
Нам порой не с руки,
Казаки - это Русь,
Что не ведает пана,
Слава Боже тебе,
Что мы есть казаки.
Пусть бывает порой
Мы немного не правы,
Да простит нас Господь,
Да простят старики.
Мы - священная Русь,
Мы - опора державы,
Мы с тобой казаки,
Мы с тобой казаки.
Девочка в кубанском наряде:
Гостей мы любим, уважаем
И к нам радушно приглашаем
Про Кубань нашу расскажем
И себя покажем! ( каравай гостям урока)
1-й ученик:
И предлагаю оглянуться ,
Всмотреться в дым веков-
И перед нами развернуться
Полки отважных казаков!
Учитель:
Судьба кубанского казачества отразилась в исторических песнях. Песенный край . Через песню можно проследить разные исторические события.
Песня
- А как в столице в Петербурге, над речкою, над Невой
Припев: Пра, пра, правда, люди, над речкою над Невой
- А над речкою, да над Невой, стоял Зимний дворец
- А российского да государя, всё Романова царя
- А там гвардейцы службу служат, при дверях всегда стоят.
- А государь часто подходит, нам «Здорово» - говорит.
- «А вы, здорово ж, вы донцы, вы гвардейцы молодцы»
- «А мы гвардейцы служить рады, мы за жизнь не постоим».
Слайд 1 («Корзина идей», )
Стадия вызова.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На данном уроке используется прием «Корзина идей». Идет составление корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?». Дети называют известные им события ,даты.
–Мы сегодня пополняем нашу «Корзину идей» Здесь лежит идея , которую мы реализовали , участвуя в проекте « Недаром помнит вся Россия».
И мы получили сертификат. И вот сейчас следующая идея.
- Ребята , о чём может рассказать история? (предположения детей)
(о прошлом, о войне , о том как жили раньше, о настоящем , о будущем.. т. д.)
-Вернёмся к Вашим идеям в конце урока.
- Осмысление.
И начнем мы с истории..
-Работать будете в группах, у каждой группы на столе листы с текстами, рассказывающими о различных исторических этапах на Кубани.
Слайд 2
Работа по таблице
*Чтение текста по методу инсерт.
– Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях.
Таблица "Инсерт" |
" V " | " + " | " - " | " ? " |
|
- Даются тексты
- Основание Кубани.
В те далекие времена Россией правила императрица Екатерина II.
Это очень выдающаяся личность.
После войны с Турцией Императрица Екатерина задумалась об условиях мирного договора. Южные границы расширены, нужно было позаботиться о заселении новых земель. Екатерина вспомнила, как князь Григорий Потёмкин представлял ей казаков. За военные заслуги Екатерина II решила даровать казакам Кубанские земли.
Казачья делегация прибыла в Петербург и 1 апреля 1792 года попала на приём к императрице. На приёме черноморские казаки сумели расположить к себе Екатерину, и через некоторое время решение об их переселении на кубанские земли было принято окончательно. Казакам была вручена грамота о владении южных земель.
Мудрый дипломат, атаман Антон Головатый и Захарий Чепега благодарили императрицу за оказанную казакам милость и пообещали воздвигнуть на Кубани города, населить сёла и сохранить безопасность границ.
- Основание первого города.
В честь посещения Екатеринодара была построена Триумфальная Александровская арка. Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами быстрой Кубани. Это место называлось Карасунский кут. Своенравная река здесь круто изгибалась, делая кут неприступным для неприятеля с трех сторон. С военной точки зрения лучшего места для поселения не найти. Здесь и решили построить главный войсковой город, ставший на защиту границ Кубани и южных рубежей России.
Города, как и люди, имеют собственные уникальные судьбы и такой неповторимой биографией славен город, носивший в прошлом имя Екатерины II, а сегодня именуемый Краснодаром.
А наши предки казаки осознанно нарекли столицу Кубани Екатеринодаром, чтобы навсегда увековечить память о славных делах императрицы для своих потомков.
- Основание города Новороссийска.
Рождение Новороссийска стало возможным в результате победы России над Турцией.
12 сентября 1838 на берег высадился первый десант во главе с вице-адмиралом Михаилом Петровичем Лазаревым и генерал-лейтенантом Николаем Николаевичем Раевским. Им историей было определено заложить новый город. Сначала это было укрепление с гордым названием – Новороссийск. Через 10 лет он стал именоваться городом.
Эскадрой, осуществлявшей эту операцию и состоявшей из одиннадцати различных кораблей, командовал известный русский флотоводец вице-адмирал М. П. Лазарев. В его штабе, размещавшемся на линейном корабле "Силистрия", находились генерал-лейтенант Н. Н. Раевский, командовавший десантом и будущий начальник первого отделения Черноморской береговой линии контр-адмирал Л. М. Серебряков, явившийся одним из строителей крепостных сооружений, а затем и самого города. Военное укрепление, построенное по проекту разработанному под руководством Н. Н. Раевского, состояло из системы фортификационных сооружений. Оно размещалось на пологих склонах гор, на месте нынешнего центра города, примыкало к морю и по периметру составляло 2100 саженей, или около четырех с половиной километров.
4.Великая Отечественная война
Была величайшим испытанием для Новороссийска.
Он явился несокрушимым бастионом на пути фашистских полчищ.Враг так и не смог воспользоваться морским портом. Ни один фашистский корабль не вошел в Цемесскую бухту.
Отгремела канонада сражений и взорам людей раскрылась картина страшных разрушений. Трудно было поверить, что год назад, на этих истерзанных берегах Цемесской бухты был удивительно уютный, цветущий город. Теперь здесь лежали груды пепла и развалин. Города практически не стало…
Во время 2 мировой войны Новороссийск стал последней линией обороны, остановившей вторжение немецких войск, и не позволил им прорваться к Кавказу. Высадка десанта и захват плацдарма, позже названном "Малая Земля", сыграло огромную роль в обороне Новороссийска. За доблесть и мужество своих защитников Новороссийску было присвоено звание Города-героя. В память о тех героях день освобождения города от захватчиков – 16 сентября 1943 г. - традиционно отмечается как День рождения города . Героизм народа увековечен во многих памятниках и монументах из камня и металла. За время своей истории Новороссийск был трижды разрушен и каждый раз восстанавливался из руин и возвращался к жизни с помощью промышленности . Треть всех товаров, экспортируемых из России, проходят через Новороссийск. Сейчас это город – красавец. Здесь живёт и прошлое , и настоящее. А все мы думаем о будущем.
Учитель:
-Молодцы, ребята! Вы смогли понять и рассказать нам главные исторические события Кубани. (оценка детей)
ФИЗМИНУТКА (музыкальная)
Слайд 3
- Итог урока .Рефлексия:
Ребята , давайте вернёмся к «Корзине идей»
-Что мы узнали на уроке?
-Как казаки ходили за грамотой, какой был первый город , О войне в Новороссийске.
- И подводя итог нашему уроку, предлагаю…
- Давайте составим синквейн о нашей малой родине Кубани.
Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
А вот я составила свой синквейн.
Кубань
Прошлое и настоящее
Любить , уважать, беречь
Мы любим свою малую Родину!
На всегда
В конце урока ребята исполняют песню.
Песня
Муз. и сл. А. Мирошниченко записана в ст. Крыловской Ленинградского р-на
- Мы казачата цветы России
Нас воспитала с тобой Кубань
Мы казачата, хлопцы, девчата
Земля родная духом воспрянь!
- Взгляни как неба высоки сини,
С зарёй искристой проснулась рань,
Шумит хлебами в веках и ныне,
Край благодатный – моя Кубань!
- Отцы и деды нам сохранили
Ценою жизни святую Русь!
Чтоб честь и веру мы крепко чтили,
Я в том, край родной. Тебе клянусь!
- Мы. Казачата, хлопцы, девчата
Дух предков славных в душе храним,
Устои наши мы помним свято
И ни кому их не отдадим.
Мысли учителя.
Для эмоционального настроя и создания заинтересованности учащихся выбрана нестандартная форма проведения урока - урок поиск-представление. Исполнение песни, минисценки развивают творческие способности учащихся, повышают мотивацию.
В начальной школе оно начинается со знакомства и изучения легенд, былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Стоит помнить, что младший школьный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с ран него возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Это обязывает меня, педагога начальной школы, к созданию благоприятных условий в педагогическом процессе для привития детям любви к родному краю, природе, традициям и народной культуре. Несовременно? Вовсе нет, ведь «корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях...» (Джавахарлал Неру) Это высказывание как нельзя лучше говорит о том, что знакомя детей с традициями, обычаями и изучая их, мы можем дать ре бенку возможность развиваться в соответствии с его способностям и желаниям и в ногу со временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"
Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...
урок конференция . Прошлое и настоящее глазами эколога.
Урок знакомит учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе...
урок по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" Из прошлого в настоящее
Урок закрепления и совершенствования знаний по теме "Из прошлого в настоящее", УМК "Гармония" 3 класс. На данном уроке обобщаются и и закрепляются знания, умения и навыки при определении времени гла...
"Из прошлого в настоящее" урок русского языка для 3 класса по программе "Гармония"
Презентация к уроку русского языка для учащихся 3 класса по теме "Изменение глагола по временам", содержит задания интнрактивного характера....
Урок русского языка №66. 3 класс УМК «Гармония» Тема : Из прошлого –в настоящее. Тип урока :изучение нового материала
Задачи урока:1.Предметные: наблюдать за изменением личных окончаний у глаголов настоящего времени,закреплять представление о временах глагола;обогащать словарный запас языка....
Открытый урок . Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»
Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»Тип урока: «открытие новых знаний»Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния челов...
Открытое мероприятие по кубановедению "Без прошлого нет настоящего"
Сценарий мероприятия составлен для учащихся 3-4 классов в рамках изучения предмета кубановедение. При составлении сценария учитывались условия изучения предмета кубановедение в данной школе, а так же ...