урок конференция . Прошлое и настоящее глазами эколога.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

першина  наталья петровна

Урок знакомит учащихся с  последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.odt12.46 КБ

Предварительный просмотр:

Прошлое и настоящее глазами эколога (4-й класс)

Цели:

Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;

Развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

Воспитывать сознание того, что человек часть природы.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, учебник Плешакова А.А. "Мир вокруг нас" Ч.1, тесты к учебнику "Мир вокруг нас", глобус.

Ход урока

I. Организационный момент

Ю. Антонов «О земле». (Слайд 1)

Идём мы с вами по тропинке лесной,

Вопросы нас обгоняют гурьбой.

Дана нам возможность экологами стать,

Чтобы экологические проблемы решать. (Слайд 2)

II. Сообщение темы урока

Как вы думаете, какие вопросы мы будем обсуждать?

Подумайте какие задачи будем решать?

III. Проверка домашнего задания

— Чтобы открыть 1-ую страничку нашего урока, вы должны решить кроссворд и прочитать спрятанное слово.

Вопросы к кроссворду:

1.

Столетие. (Век.)

2.

Наука о прошлом человеческого общества. (История.)

3.

10 веков. (Тысячелетие.)

4.

Предмет, выставленный в музее, на выставке. (Экспонат.)

5.

Наука, изучающая прошлое человечества по данным, найденным при раскопках. (Археология.)

6.

Учреждение, где хранятся старые документы. (Архив.)

IV. Восприятие и осмысливание знаний.

1) Прочитайте ключевое слово. Что обозначает «Экология»? (Слайд 3) (Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.)

— Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «лотос » – наука.

— Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна пища. Наши далёкие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи.(Слайд 4, 5)

— Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперёд… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решил покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить всё живое.

— Человек, словно сказочный великан-великанище, всё может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольётся. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, — вот, в чём вопрос.

2) Прочитайте. (Сын или покоритель?) (Слайд 6)

— Кем человек должен стать для природы?

— Прочитайте статью учебника. (с.47)

(Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.)

— Правильно. Нельзя быть покорителем, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. И сегодня мы, учёные-экологи, должны подвести итоги  вашей исследовательской работы над мини-проектами

 Работа по теме

Посмотрите на нашу землю. (Слайд 7)

- Какой поверхности больше? (водной)

3) Обсуждение проблем

- Первая проблема - "Как защитить океан от загрязнения?".  Заслушаем докладчика. (Слайды 8-12)

1 ученик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы - бутылки, банки, сети - тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов.

Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

- Основываясь на содержании доклада мы выявили: "Причины загрязнения океана".

- Что является причинами загрязнения океана?

- 80% загрязнений океана - результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем следующего докладчика.

2 ученик: (Слайд 13) Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы "Красная книга Международного союза охраны природы", "Красная книга СССР", "Красная книга РФ" и т.д.

- А что самое главное должно быть в людях по отношению к природе, на ваш взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными. А главное - не причинять Природе боль, ведь океан - это тоже часть Природы).

- Ребята давайте вернемся на сушу.

-Как называется пояс, который находится между тропиками по обе стороны экватора?

Физ. Минутка – Музыка.

3 ученик: (Слайды 16-18)Тропические леса - это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.

Гимнастика для глаз.

- На нашей планете уже уничтожено больше 50% тропических лесов. Что, по-вашему мнению, нужно сделать для их спасения? Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.

- Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"

- Эту проблему я предлагаю вам изучить самостоятельно, а затем приступить к обсуждению.

Учащиеся самостоятельно читают материал на с.49-50.

- Откуда появляется мусор? (Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы).

- Мусор, ребята, можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.

- Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть.

- Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса).

- А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

- Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества.

5. Ребята я приготовила для вас сюрприз. К нам в гости пришел учитель экологии Инна Михайловна.

Видеоролик.

6. Подведение итогов

- Какие экологические проблемы мы с вами решали?

7. Выставление оценок

  1. Домашнее задание:
  2. Рефлексия.

У вас на столах лежит 3 листочка, если на уроке вы узнали много нового, довольны своей работы, то зеленый листочек. Если не очень довольны своей работой – желтый, а у кого остались вопросы, тогда  красный и прикрепите на глобус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога". Программа "Школа России" 4 класс....

Урок-конференция по окружающему миру по теме: " Прошлое и настоящее глазами эколога"

На  планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. Таких проблем,  очень много. Для их обсуждения  молодые экологи  объединились в гр...

Окружающий мир. 4 класс. Прошлое и настоящее глазами эколога. Учитель начальных классов Красник С.А.

Задачи урока: рассмотреть и понять мысль - человек-часть природы....

конспект урока по окружающему миру 4 класс "Прошлое и настоящее глазами эколога"

конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ технологий, проблемного метода обучения...

Открытый урок . Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»

Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»Тип урока: «открытие новых знаний»Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния челов...