Открытое мероприятие по кубановедению "Без прошлого нет настоящего"
методическая разработка (3, 4 класс)
Сценарий мероприятия составлен для учащихся 3-4 классов в рамках изучения предмета кубановедение. При составлении сценария учитывались условия изучения предмета кубановедение в данной школе, а так же возраст детей. В процессе проведения мероприятия дети более подробно знакомятся с особенностями быта и казачьей культуры, играми, песнями и танцами казаков. Использовались различные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Белореченский район
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №39 города Белореченска
Сценарий открытого мероприятия по кубановедению для 3 - 4 классов
« Без прошлого нет настоящего ».
Подготовила учитель кубановедения МБОУ НОШ №39 Христославенко Майя Владимировна
г. Белореченск
2019 - 2020 учебный год.
Цели мероприятия:
- Обобщение полученных знаний о культурных традициях Кубани и её этнографических особенностях и устного народного творчества.
- Развитие кругозора, речевой культуры, умения участвовать в коллективном творческом деле.
- Воспитание интереса к прошлому и уважение к традициям населения Кубани; сформировать чувство патриотизма и гордости за свой край.
Оборудование: музыкальное сопровождение, выставка рисунков, проектных работ учащихся 3 - 4 классов, самовар, домашняя выпечка, столы, лавки, реквизит для конкурсов, костюмы участников, украшения для зала.
Ход мероприятия:
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости, юные участники, родители! Мы рады видеть вас в нашей школе, сегодня завершающий этап недели кубановедения и наши учащиеся 3 - 4 классов приглашают вас принять участие в нашем творческом проекте: «Без прошлого нет настоящего».
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам
Личных дач или квартир.
И чего там говорить
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Выход хозяйки и хозяина под русскую народную мелодию.
Хозяйка:
Пожалуйте, гости дорогие! Пожалуйте!
Хозяин:
Веселья вам да радости от всей души желаем!
Хозяйка:
Давно мы вас ждём- поджидаем. Праздник без вас не начинаем.
Хозяин:
У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!
Хозяйка:
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому-сказку, кому-правду, кому-песенку, кому - частушки, кому- игру.
Гости дорогие, не хотите ли сказочку послушать?
СКАЗКА
Давным - давно, началась эта история. Жили в нашей станице два брата. Один весёлый - да дельный, другой весёлый – да ленивый. Пришла к ним однажды Краса Ненаглядная и говорит: «Кто мне угодит, у того и жить буду». И прославится тот дом на все времена и станицы. Первый брат взял брёвнышко, сделал досочки, очистил их, обстругал и сделал стульчик, украсил резьбой и дом построил. А второй лишь веселился, да глазами моргал. Вот и проморгал, руки всё жалел, спинушку берёг. Ни с чем и остался. Краса Ненаглядная поселилась в доме первого брата. И всё в доме красиво, да ладно. До сих пор дети и внуки помнят. Приходилось ли вам видеть красивые изделия из дерева (скамейки, столики, резные крылечки)?
Предлагаю для 2 гостей конкурс: «Кубанский стол».
(Гости получают бумагу, ручку и под музыку нужно нарисовать стол , расставить на нём кубанские угощения) у кого больше изображений , тот и победитель.) Музыка звучит несколько минут и по окончании хозяюшка подсчитывает количество угощений. Участники награждаются сувенирами.
Хозяин: Кубанская народная песня - это лучший рассказ о душе кубанского народа. Многие поколения вложили в неё радости и печали, свои мечты о жизни. Послушайте наших кубаночек.
(Вокальная группа исполняет песню «Родному краю»).
Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в избах, щёлкают семечки, да творят насмешки.
---Кума!
---Га?
---От у вас собаки зли, семь штук напало - еле пэрэгавкала!
---Кума!
---Га?
---Чого цэ у вас рот перерванный?
---Та ихала, якось, раззява та мени оглоблю в рот запхала.
---Сынок сходи за водичкой за ричку
---Брюхо болит
---Сынок, иди кашу есты
---Що ж, раз маты каже - надо идты!
---Що ваши девки роблят
---Шьют да спивают
---А матери
---Порют да плачут, порют да плачут.
---Фома, у тебя в хати тепло?
---Типло! На печи в кожухе согриться можно!
Хозяин:
Там где песни льются, там легче живётся!
Запевай-ка песню шуточную - прибауточную!
Хоровая студия «Звонкие голоса» исполняют частушки:
1.
Мы – кубанские девчата,
На Кубани мы живём,
Мы кубанские припевки.
По - кубански пропоём.
2.
Просторный народ
У нас на Кубани.
Под окном - огород
В огороде - баня.
3.
Базар большой
Кукурузы нету.
Пойду собирать
По белому свету.
4.
Гармонист, играй побойче!
Гармонист придай огня!
Как задумаешь жениться,
В жёны выбери меня!
5.
Эх, топни нога, топни правенькая
Я плясать пойду, хоть и маленькая.
Пойду плясать по соломушке
Раздайся народ по сторонушке!
6.
А у нас во дворе квакали лягушки
А я с хаты босиком
Думала подружки.
7.
По станице я шла
И Ванюшу видела-
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела
8.
Как заслышу я гармошку
Заиграет кровь ключом.
Увлеклась я гармонистом,
А гармошка – ни при чём!
9.
У меня коса большая,
Ленточка коротенька.
Про меня не думай, парень,
Я ещё молоденька.
10.
На Кубани хлеба много-
Сеют рис и сеют рожь.
На Кубани девчат много
Выбирай какую хошь.
11.
Говорят что я певунья
Это правда, не таю.
Много песен я пропела.
Ещё больше пропою.
12.
Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила-
Накухарничала.
13.
У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа-
Косолапы женихи.
14.
Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке,
Стал к окошку подъезжать-
Не мог кошку удержать.
15.
Мы частушки вам пропели,
И старались от души.
Хороши наши частушки
Чем же мы не хороши?
Ведущая: Спасибо девчата!
Много на Кубани поэтов, пишущих прекрасные стихи о своей малой родине. Виктор Подкопаев, Кронид Обойщиков, Сергей Хохлов, Виталий Бакалдин, Иван Варавва – гордость кубанской литературы. У каждого из них есть свои любимые места. Но в творчестве того или иного автора явственно слышно одно, объединяющее их чувство – любовь к своей малой родине – к Кубани.
Дети читают стихи кубанских поэтов:
Обойщиков Кронид Александрович
Кубань - земля такая…
Отчий край!
Вишневые рассветы,
Двух морей и неба синева.
Для тебя кубанские поэты
Сохранили лучшие слова.
Я иду, чтоб в пояс поклониться
Камышовым речкам и полям,
У степных курганов за станицей
Честь отдать служивым тополям.
Я кричу им : Здравия желаю!
А потом у тихого моста
Молодую вишню наклоняю
И целую в сладкие уста.
Хохлов Сергей Никанорович
Кубанские синие ночи
Кубанские синие ночи,
Черешен густой аромат,
Шумит над посёлком рабочим
Зелёными ветками сад.
Он весь как хорошая сказка,
В нём полный разгул соловья.
Эх, сад мой бескрайный кубанский,
Счастливая юность моя.
Его мы с любимою вместе
Сажали весенней порой.
Но где ты, подружка – невеста,
Девчонка с тяжёлой косой?
Приди под заветные кроны,
Улыбку свою подари.
Пусть месяца рог золоченый
Нам светит с тобой до зари.
Пусть за посёлком гармошки,
И хлопцы девчат веселят.
Ты помнишь ту стёжку-дорожку
И наш удивительный сад?
Он весь как хорошая сказка,
В нём полный разгул соловья.
Эх, сад мой бескрайный кубанский,
Счастливая юность моя.
Мой светлый край, ты нашептал мне сны…
Стою в каком-то дивном обаянье.
А этот мягкий, нежный свет луны,
Как дым времен, струится над Кубанью.
Порой лишь плеск мне слышится с реки.
Но всякий шум здесь тишиной приглушен.
И как ведь славно землю нарекли –
Кубанью! – словом, удивившим душу …
Варавва Иван Федорович
Кубань
Люблю тебя, мой солнечный простор,
Мое неповторимое сказанье:
Размашистые станы синих гор,
Седая даль желтеющей Кубани.
Под камышовой крышей вырос я,
Собрав пути ушедших поколений.
И нет мне в жизни этой забытья
От дум твоих, от песен и волнений.
Мать-Кубань
Зачарованный край мой Кубанский,
Я тебе свою юность дарю!
Где бы я ни бродил, ни скитался,
По любви о тебе говорю.
В васильках кумачовые зори,
Ветровых ясеней хоровод.
В золотом колосковом просторе
Кучерявится солнца восход.
Подкопаев Виктор Стефанович
Край наш тополиный
Кубанский милый край,
Ты гордость всей России,
Чудесной красоты
Под синевой небес.
Быть может, где-то есть
Места еще красивей,
Но мне дороже нет
Родных кубанских мест…
Бакалдин Виталий Борисович
отрывок
Я не рос среди берёз
На Кубани вырос я,
мне родней, понятнее
наши южные края:
степи необъятные,
горы хлеба до небес,
ветки вишен алые,
если лес-
так южный лес
перед перевалами.
И понятен мне прибой,
дикий ли, задумчивый…
Разговор волны
с волной
я, как стих, заучивал.
Я запомнил
у крыльца
тополя зелёные,
черномазого скворца
песни немудреные,
в завитушках виноград,
горы седовласые
и поток
что вечно рад
меж теснин
отплясывать…
Но, наверно, потому,
что рождён в России я,
не пойму,
в каком краю,
где у нас красивее.
Вид везде
знакомый, свой,
близким с детства кажется-
над Окою ли рекой,
на Кавказе ль кряжистом.
Велики у нас края-
вся земля российская,
и везде она-
моя…
потому
и близкая.
Голуб Татьяна Дмитриевна
Кубань, Кубань!
Мой отчий дом,
Раздольный вольный край!
Здесь красен человек трудом,
Как красен солнцем май!
Здесь все тебе знакомо –
Все — без чего не жить.
Пусть станет светлой самой
Родная сторона
Знай, Родина, как мама,
У каждого одна.
Земля родная
Ой, сколько песен, сколько песен
Восходит, словно вешний сад.
Они из сердца в поднебесье,
Как гуси-лебеди, летят.
А в них березовые плесы,
И крик горластых петухов,
И васильков густая просинь,
И россыпь новых городов.
Над речкой вербы гнутся низко,
И на ветру дрожит струна.
А у подножья обелисков
Немая стынет тишина.
Она, как женщина, живая,
Как мать у Вечного огня.
А в песнях, ты, земля родная,
Любовь моя, судьба моя.
Вокальная группа исполняет песню: «Ой, да на Кубани».
Ведущая: А сейчас друзья для всех конкурс загадок!
(хозяюшка выносит корзинку с загадками, желающих выбирает хозяин 10 человек) участники конкурса достают подсолнухи с загадками и их отгадывают, кто угадывает получает сладкий приз.
Хозяин: а сейчас исценировка бытовой ситуации.
Действующие лица:
1.Автор
2.Жена
3.Муж
Автор:
-Лае жинка человика,
Бидного Кондрата:
Жена: «Дэ» получку ты дивав?
Дэ твоя зарплата»
Автор: «А вин ни отвэчае:
Муж: «Нэ крычи! Нэ лайся!
Вся получка у нас дома!
Тильке догадайся!»
Жена: «Ты купив мини грабле?
Впридачу- лопату?»
Муж: «Та ще виныка далы,
Щоб замитать хату».
Хозяюшка:
Приглашаем наших девчат исполнить кубанский хоровод.
(Композиция «Кубанские синие ночи») девочки исполняют хоровод с цветочными лентами.
Хозяин: А сейчас друзья, мы сыграем в казачью игру «Кривой петух»:
Дети стоят по кругу. Один в центре.
Дети: «Кривой петух, на чём стоишь? (На иголочках).
А как тебе не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)
Дети : - Кто там?
-Это я. Тарас.
Дети: - Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.
Ведущая: Молодцы!
Душа народа живёт в его песнях. В будни и в праздники, в счастье и в беде песня всегда рядом с казаком. Песня - его связь с Родиной: с той землёй, что полита кровью предков и на которой выпало счастье родиться, с теми людьми, что рядом жили.
Для нас, вокальная группа исполнит песню «Распрягайте, хлопцы, коней».
Участники говорят заключительные слова хором:
Мы. Казачата, хлопцы, девчата
Дух предков славных в душе храним,
Устои наши мы помним свято
И никому их не отдадим.
Ведущая: Спасибо всем!!! По старой кубанской традиции приглашаем всех к столу, угощаем всех чаем и домашней выпечкой.
До новых встреч, друзья!
Фото на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-326-1511897145.jpg)
Открытый урок по кубановедению : «Без прошлого нет настоящего »
Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-90880-1442853700.jpg)
План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"
Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...
Классный час:"Герои Отечества: прошлое и настоящее"
Классный час "Герои Отечества: прошлее и настоящее" содержит материал, который позволит повысить интерес к истории своего Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к истор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-364841-1386697758.jpg)
внеклассное мероприятие"Олимпийские игры:прошлое, настоящее, будущее" для учащихся 3-4 классов Разработала Беляева Н.Н.
История Олимпийских игр....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-952114-1506346902.jpg)
Открытый урок . Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»
Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»Тип урока: «открытие новых знаний»Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния челов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/10/picture-1124905-1552230649.jpg)
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Прошлое и настоящее глазами эколога"
внеклассное мероприятие...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-715773-1448473302.jpg)
Сценарий театрализованного воспитательного мероприятие " История о прошлом и настоящем"
Любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – чистым рекам, бескрайним степям, высоким горам, животному и растительному миру. Одна из очень важных проблем &ndash...