Открытый урок . Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»
Тип урока: «открытие новых знаний»
Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshloe_i_nastoyashchee_glazami_ekologa.docx | 260.38 КБ |
Предварительный просмотр:
25.09.16года
Конспект открытого урока.
Окружающий мир 4 «А» класс.
Учитель: Верхоробина МГ
Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»
Тип урока: «открытие новых знаний»
Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.
Задачи:
- Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
- Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
- Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.
Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Структура урока:
- Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
- Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин.)
- Совместное открытие знания (20 мин.)
- Физкультминутка (2 мин.)
- Применение нового знания (13 мин.)
- Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)
Ход урока
Приложение .
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о действиях человечества по защите своей планеты. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения.
Вспомни, что изучает наука экология. Что делается на Земле для сохранения природы?
СЫН ИЛИ ПОКОРИТЕЛЬ?
Когда-то очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик, техники и современных жилищ, привычной нам обуви и одежды
Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Из-за неудачной охоты они голодали. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё.
Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Вооружённый техникой, человек решил, что ему всё на планете подвластно... Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы приводило к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят её
Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой, зависят от неё. Человек был и останется сыном природы, а не её покорителем.
Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога. Используй слова: природа, человек, живые организмы, окружающая среда, экологические связи, цепи питания, круговорот веществ, охрана природы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.
Изучение нового материала
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
С точки зрения эколога, мир — это неразрывное единство неживой и живой природы, природы и человека. В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы. Экологическая проблема — это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека
1.С помощью текста учебника проанализируйте одну из экологических проблем: в чём причины её возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несёт.
2.Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?
3.Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.
Проблема загрязнения океана
В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут... До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину».
Со времени этого путешествия прошло более 40 лет, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в океане.
Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько мальков рыб гибнет от загрязнения океана нефтью! Это, в свою очередь, ведёт к оскудению рыбных запасов, к снижению уловов.
Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?
Проблема исчезновения тропических лесов
В жарких странах исчезают тропические леса — одно из чудес природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле. Густая, пышная растительность джунглей выделяет в воздух особенно много кислорода. Именно эти леса чаще всего называют «лёгкими» нашей планеты. И вот люди уничтожают их — ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и для сельскохозяйственных посевов. По некоторым подсчётам, каждый день в джунглях под пилой падает... пять миллионов деревьев! И сколько животных теряют своё жильё и пищу...
Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?
Проблема мусора
В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. В год на каждого жителя крупного города приходится приблизительно тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти
Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?
ЗАЩИТИМ ПЛАНЕТУ СООБЩА
Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Для её решения необходимо широкое международное сотрудничествоГосударства заключают различные международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглашений — Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны многих животных Африки, Азии и Южной Америки, например обезьян, красивых птиц, черепах, редких насекомых. Он защищает леопардов, слонов, носорогов, крокодилов и других животных, которых уничтожают ради шкур, бивней, рогов
Созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них — Всемирный фонд дикой природы Эмблемой этой организации является изображение панды — одного из самых редких животных мира.
Отделения Всемирного фонда дикой природы действуют во многих странах мира, а его штаб- квартира находится в Швейцарии. Фонд собирает и распределяет денежные средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов и мест их обитания. На средства фонда проводятся научные исследования, издаются книги, организуются международные конференции, посвящённые охране природы.
Во всём мире известна и другая международная экологическая организация — Гринпис
(СНЕЕЫРЕАСЕ). Это название в переводе с английского языка означает «Зелёный мир». Штаб- квартира Гринпис находится в Амстердаме. Эта организация активно борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных
Ежегодно человечество отмечает международные экологические дни. Их цель — помочь людям осознать, как важно охранять природу. Некоторые из них приведены в таблице.
В течение года отметьте в классе экологические дни. Им можно посвятить классные часы, утренники, на них можно пригласить гостей, чьи профессии связаны с охраной природы. Выпустите к экологическим дням стенгазеты, оформите стенды.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Дата | Название международного дня |
22 марта | Всемирный день воды |
1 апреля | Международный день птиц |
22 апреля | День Земли |
5 июня | Всемирный день окружающей среды |
4 октября | Международный день защиты животных |
29 декабря | Международный день биологического разнообразия |
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
1. Почему человеку не удалось покорить природу? 2. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете? 3. Как решаются экологические проблемы? 4. Приведи примеры международных экологических организаций и экологических дней.
Вывод
Жизнь людей зависит от состояния природы. На Земле возникли экологические проблемы, которые необходимо решать. Этому помогают международные соглашения, экологические организации и экологические дни.
Задания для домашней работы
1.Найдите в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.
2.Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Защитим свою планету».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога"
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога". Программа "Школа России" 4 класс....
урок конференция . Прошлое и настоящее глазами эколога.
Урок знакомит учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе...
Урок-конференция по окружающему миру по теме: " Прошлое и настоящее глазами эколога"
На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. Таких проблем, очень много. Для их обсуждения молодые экологи объединились в гр...
конспект урока по окружающему миру 4 класс "Прошлое и настоящее глазами эколога"
конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ технологий, проблемного метода обучения...
Экоурок по окружающему миру Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога» 4 класс ( Школа России)
Класс: 4.УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова).Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога» Тип урока: «Открытие новых знаний»Цель...
Презентация Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога» 4 класс ( Школа России)
Экоурок по окружающему миру...
Урок окружающего мира в 4 классе "Прошлое и настоящее глазами эколога"
quot;Прошлое и настоящее глазами эколога"...