Урок по основам православной культуры "Поговорим о милосердии"
методическая разработка (4 класс) по теме
Урок по основам православной культуры в 4 классе, учебник В.Дорофеева "Основы православной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЩАПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЛЯ 4 КЛАССА
«ПОГОВОРИМ О МИЛОСЕРДИИ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
ВОЛКОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе «Поговорим о милосердии»
Задачи:
1. воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие
2. расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, познакомить детей с Притчей о Добром самарянине.
3. развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Создание проблемной ситуации.
Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о (сл.3) милосердии. Посмотрите на экран. Почему стоит многоточие? Верно, мысль не окончена. Как вы понимаете, что такое «милосердие»? (выслушивание ответов) Спасибо, мне было очень интересно вас слушать.
- Выдвижение гипотез, побуждающий диалог от проблемной ситуации.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова. (Дети отвечают, что в слове два корня)
-Молодцы! Итак, корень «мил» (клик) и корень «серд» (клик).
Давайте подберем родственные слова с корнем «мил». (клик на дугу на «мил» сл.4)
Называем. – Милый (клик) Кто милый? (Ребенок, мама, котенок, цветок –клик)
Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)
Мы с нежность говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.
- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» ( Милость) Что думаете о значении этого слова? (клик) Назовите синонимы ( Помощь, дать денег).
« Милость» - это любовь, жалость (клик). Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминаем об отношении к пожилым людям и детям)
- Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь. А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению , у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Я начинаю!
4. Физкультминутка.
-Сделайте милость ,встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами! Кто продолжит?... Сделайте милость, садитесь!
5.Продолжаем наш разговор.
-Если мы любим человека. Мы готовы простить ему все, любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» (клик) – простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого на и простить-то трудно.
- Ребята, а мы умеем прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? Бабушка?
(по кнопке возвращаемся на сл.3) Итак, родственные слова - милый, милость, помиловать.
Теперь подберем родственные слова с корнем «серд» (клик на дугу) .Слово «сердце» (клик). Вот оно какое наше сердце. Частенько приходится слышать «Сердце болит», поясните, пожалуйста. (ответы детей) . А как вы думаете, есть ли еще значение у фразы «Сердце болит» (клик) (Душа болит). Картинки помогают нам понять, что это значит. Когда мы так говорим? (Когда нам обидно. Когда обидели. Когда ругают, а я не виноват и т.д.)
-Посмотрите на экран. «Сердце болит, душа болит». Когда мы так говорим? ( Когда за кого-то переживаем.)
-Ребята, бывает, вы кого-то обижаете. Человек обиделся и ушел, не стал с вами разговаривать. Как вы себя чувствуете? Неужели душа не болит и вам все равно? (ответы детей) Я рада, что ошиблась, рада, что в таких ситуациях и вас, и у меня болит сердце.
-Сделайте милость, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: «Если я тебя обидел, прости меня!» Улыбнитесь друг другу!
- Скажите. Кто может быть милосердным? Собака, кошка, лошадь могут быть милосердными? Конечно, нет. Животные могут быть добрыми или злыми. Милосердным может быть только человек. Давайте посмотрим, как объясняется значение слова в толковых словарях. (сл.6)
Что главное в объяснении слова? ( Готовность помочь.)
Ребята, как вы считаете, в чем же проявляется истинное милосердие?
Милосердие-это поступок, поступок добрый, во благо, поступок ,за который не ждут вознаграждения.(клик сл.8)
-Вспомните, ребята, какую благотворительную помощь оказывали мы с вами? ( посылки для раненых в госпиталь, игрушки для детского дома
« Кленочек», подарки своими руками для учителей-пенсионеров «Дарю теплоту души» и др.)
6. Физкультминутка. Комплименты.
-А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому из нашего класса.
( Дети по очереди передают мягкое игрушечное сердце и говорят друг другу что-нибудь приятное)
7. Работа с учебником.
- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 37. Давайте прочитаем притчу о добром Самарянине и попытаемся понять. Что же такое доброта и милосердие в понимании христиан.
Но прежде прочитайте значение слов, данных на слайде. (читают)
Работа с текстом
- Какой вопрос был задан Христу?
-Что ответил Христос?
- Кто шёл по такой же дороге, что и несчастный человек?
- Что сделал каждый из них?
- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
Этой притчей Господь показал , что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи.
У этой притчи есть и другое значение. Самаряне были людьми, которых иудеи считали язычниками и презирали. Однако, помощь попавшему в беду иудею оказал именно самарянин, проявивший сочувствие и милосердие.
Раскрашивание рисунка в рабочей тетради. (клик)
8. Милосердие в повседневной жизни.
-Кто-то из вас, наверное, думает, что так жить очень трудно, может быть даже невозможно и вряд ли найдутся такие люди в наше жестокое время. Это, конечно, совсем не так. (клик)
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя другого человека. (клик)
18 учителей погибли от рук террористов, спасая школьников. Среди них 74 – летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший 3 пули в спину. (клик)
Спасая людей при штурме школы погибли 10 спецназовцев .
Страшное бедствие всколыхнуло людей, помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили деньги и игрушки детям.
Это, конечно, страшное событие, но и в повседневной жизни мы можем проявить любовь и милосердие. (клик)
Пожилым людям нужна наша забота и уважение, как цветку – солнышко.
Обними свою бабушку
Добрым словом обогрей
Улыбнется небо радужкой
Обними и пожалей! (клик)
Отношение к животным (милосердие, ласка. доброта, сочувствие). (клик)
- Добрые чувства появляются у людей с детства. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если ребенок мучает в детстве животных можно со 100% гарантией утверждать, что позже он будет мучить людей. (клик)
Выбери из перечисленных добрые дела.( на слайде)
9. Физкультминутка . - В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она, как солнышко, озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость, внимание.
А добрые солнышки помогут провести гимнастику для глазок, которые устали. (клик)
Отдохнули? Продолжаем (клик)
10. Перед вами Дерево Добра.
Сделайте милость, напишите на листочках от Дерева Доброты , какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня! (Дети пишут и прикрепляют))
Молодцы, посмотрите, сколько добрых дел мы запланировали. Я верю, что мы с вами справимся и все их обязательно выполним.
Сегодня мы много говорили о милосердии. Я думаю, что после сегодняшнего урока вы задумаетесь, правильно ли вы относитесь друг к другу, любите ли вы своих ближних.
Давайте повторим, кто же такой добрый милосердный человек. (клик) Добрый человек – это тот, кто:
- любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;
- любит природу и бережет ее;
- вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим;
- любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Стихотворение (клик) ( читает ученик)
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть ,вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать,
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
У нас на уроке батюшка, который очень любит нас, постоянно балует и сам – доброта! Даем ему слово.(Слово о.Георгию)
Я хочу закончить урок словами – Спешите делать добро! Давайте с этого момента будем делать друг другу только добро!
И хочу подарить вам вот эти календарики, чтобы вы глядя на них каждый день совершали хотя бы по одному доброму поступку!
Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!
Д/з - Подумайте , легко ли быть милосердным?
Литература:
- Дорофеев Основы православной культуры. Учебное пособие для 4 класса. М. 2009
- Дорофеев Основы православной культуры. 4 класс. Методическое пособие для учителя. М.2009
- С. Л.Соловейчик Пушкинские проповеди. М. 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по основам православной культуры. "Милосердие и сострадание."
Открытый урок по основам православной культуры проведён в 4 классе "А". Основная работа на уроке велась на основе подготовленных группами учащихся проектных работ. Главная цель урока показать силу доб...
Урок по основам православной культуры. Милосердие и сострадание
Вашему вниманию предлагается разработка урока по ОПК. Тема урока: "Милосердие и сострадание"...
Урок по основам православной культуры в 4 классе по теме "Милосердие и сострадание"
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе «Милосердие и сострадание» Задачи:- воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие;- расширять кру...
Методическая разработка (модуль "Основы православной культуры") Тема "Милосердие и сострадание"
В современном мире обучение требует новаторских подходов. Урок с использованием современных компьютерных технологий позволяет объединить все эти элементы воедино и дает возможность вариативного и одно...
Презентация к уроку по основам православной культуры "Милосердие и сострадание"
Презентация содержит притчи, которые помогают учителю объяснить значение слов "милосердие", "сострадание"...
ОРКСЭ.Основы православной культуры.Тема "Милосердие и сострадание". Работа с притчей.По учебнику Кураева А.В.
Чтение и обсуждение Притчи о добром самарянине на уроке ОРКСЭ позволяет создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для осмысления этих поняти...
Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры» Тема: Милосердие и сострадание.
Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры»Тема: Милосердие и сострадание. Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, по...