Урок по основам православной культуры "Поговорим о милосердии"
методическая разработка (4 класс) по теме

Урок по основам православной культуры в 4 классе, учебник В.Дорофеева "Основы православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЩАПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ДЛЯ 4 КЛАССА

«ПОГОВОРИМ О МИЛОСЕРДИИ»

 

                                        ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА    

                                                                                       УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ                                

                                                                                       ВОЛКОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

   

 Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе «Поговорим о милосердии»

Задачи:

1. воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие

 2. расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, познакомить детей с Притчей о Добром самарянине.

 3. развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление.

 

ХОД  УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Создание проблемной ситуации.

Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о (сл.3) милосердии. Посмотрите на экран. Почему стоит многоточие? Верно, мысль не окончена. Как вы понимаете, что такое «милосердие»? (выслушивание ответов) Спасибо, мне было очень интересно вас слушать.

  1. Выдвижение гипотез, побуждающий диалог от проблемной ситуации.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова. (Дети отвечают, что в слове два корня)

-Молодцы! Итак, корень «мил» (клик) и корень «серд» (клик).

Давайте подберем родственные слова с корнем «мил». (клик на дугу на «мил» сл.4)

Называем. – Милый (клик)  Кто милый? (Ребенок, мама, котенок, цветок –клик)

Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией  мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)

Мы с нежность говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» ( Милость) Что думаете о значении этого слова? (клик) Назовите синонимы ( Помощь, дать денег).

« Милость» - это любовь, жалость (клик). Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминаем об отношении к пожилым людям и детям)

- Ребята,  слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь.  А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению , у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Я начинаю!

4. Физкультминутка.

-Сделайте милость ,встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами! Кто продолжит?... Сделайте милость, садитесь!

5.Продолжаем наш разговор.

-Если мы любим человека. Мы готовы простить ему все, любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» (клик) – простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого на и простить-то трудно.

- Ребята, а мы умеем прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? Бабушка?

(по кнопке возвращаемся на сл.3) Итак, родственные слова - милый, милость, помиловать.

Теперь подберем родственные слова с корнем «серд» (клик на дугу) .Слово «сердце» (клик). Вот оно какое наше сердце. Частенько приходится слышать «Сердце болит», поясните, пожалуйста. (ответы детей) .  А как вы думаете, есть ли еще значение у фразы «Сердце болит» (клик) (Душа болит). Картинки помогают нам понять, что это значит. Когда мы так говорим?  (Когда нам обидно.  Когда обидели.  Когда ругают,  а я не виноват и т.д.)

-Посмотрите на экран. «Сердце болит, душа болит». Когда мы так говорим?    ( Когда за кого-то переживаем.)

-Ребята, бывает, вы кого-то обижаете. Человек обиделся и ушел, не стал с вами разговаривать. Как вы себя чувствуете? Неужели душа не болит и вам все равно? (ответы детей) Я рада, что ошиблась, рада, что в таких ситуациях и вас, и у меня болит сердце.

-Сделайте милость, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: «Если я тебя обидел, прости меня!» Улыбнитесь друг другу!

- Скажите. Кто может быть милосердным? Собака, кошка, лошадь могут быть милосердными? Конечно, нет. Животные могут быть добрыми или злыми. Милосердным  может быть только человек. Давайте посмотрим, как объясняется значение слова в толковых словарях. (сл.6)

Что главное в объяснении слова? ( Готовность помочь.)

Ребята, как вы считаете, в чем же проявляется истинное милосердие?

Милосердие-это поступок, поступок добрый, во благо, поступок ,за который не ждут вознаграждения.(клик сл.8)

-Вспомните, ребята, какую благотворительную помощь оказывали мы с вами? ( посылки для раненых в госпиталь, игрушки для детского дома

 « Кленочек», подарки  своими руками для учителей-пенсионеров «Дарю теплоту души» и др.)

6. Физкультминутка. Комплименты.

 -А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому из нашего класса.

( Дети по очереди передают мягкое игрушечное сердце и говорят друг другу что-нибудь приятное)

7. Работа с учебником.

 - Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 37.  Давайте прочитаем притчу о добром Самарянине и попытаемся понять. Что же такое доброта и милосердие в понимании христиан.

Но прежде прочитайте значение слов, данных на слайде. (читают)

Работа с текстом

- Какой вопрос был задан Христу?

-Что ответил Христос?

- Кто шёл по такой же дороге, что и несчастный человек?

- Что сделал каждый из них?

- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

Этой притчей Господь показал , что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи.

У этой притчи есть и другое значение. Самаряне были людьми, которых иудеи считали язычниками и презирали. Однако, помощь попавшему  в беду иудею оказал именно самарянин, проявивший сочувствие и милосердие.

Раскрашивание рисунка в рабочей тетради. (клик)

8. Милосердие в повседневной жизни.

-Кто-то из вас, наверное, думает, что так жить очень трудно, может быть даже невозможно и вряд ли найдутся такие люди в наше жестокое время. Это, конечно, совсем не так. (клик)

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя другого человека.  (клик)

18 учителей погибли от рук террористов, спасая школьников. Среди них 74 – летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший 3 пули в спину. (клик)

Спасая людей при штурме школы погибли 10 спецназовцев .

Страшное бедствие всколыхнуло людей, помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили деньги и игрушки детям.

Это, конечно, страшное событие, но и в повседневной жизни мы можем проявить любовь и милосердие. (клик)

Пожилым людям нужна наша забота и уважение, как цветку – солнышко.

        Обними свою бабушку

        Добрым словом обогрей

        Улыбнется небо радужкой

        Обними и пожалей! (клик)

Отношение к животным (милосердие, ласка. доброта, сочувствие). (клик)

- Добрые чувства появляются у людей с детства. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если ребенок мучает в детстве животных можно со 100% гарантией утверждать, что позже он будет мучить людей. (клик)

Выбери из перечисленных добрые дела.( на слайде)

 9. Физкультминутка . - В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она, как солнышко, озаряет  своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость, внимание.

А добрые солнышки помогут провести гимнастику для глазок, которые устали. (клик)

Отдохнули? Продолжаем (клик)

10.  Перед вами Дерево Добра.

Сделайте милость, напишите на листочках от Дерева Доброты , какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня! (Дети пишут и прикрепляют))

Молодцы, посмотрите, сколько добрых дел мы запланировали. Я верю, что мы с вами справимся и все их обязательно выполним.

Сегодня мы много говорили о милосердии. Я думаю, что после сегодняшнего урока вы задумаетесь, правильно ли вы  относитесь друг к другу, любите ли вы своих ближних.

Давайте повторим, кто же такой добрый милосердный человек. (клик) Добрый человек – это тот, кто:

  1. любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;
  2. любит природу и бережет ее;
  3. вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим;
  4. любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

 Добрый человек замечает в других, прежде  всего хорошее, злой – дурное.

Стихотворение (клик) ( читает ученик)

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть ,вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.    

У нас на уроке батюшка, который очень любит нас, постоянно балует и сам – доброта! Даем ему слово.(Слово о.Георгию)

Я хочу закончить урок словами – Спешите делать добро! Давайте с этого момента будем  делать друг другу только добро!

И хочу подарить вам вот эти календарики, чтобы вы глядя на них каждый день совершали хотя бы по одному доброму поступку! 

Вы только в начале своего жизненного пути.   Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

Д/з  - Подумайте , легко ли быть милосердным?

Литература:

  1.  Дорофеев  Основы православной культуры. Учебное пособие для 4 класса. М. 2009
  2.  Дорофеев Основы православной культуры. 4 класс. Методическое пособие для учителя. М.2009
  3. С. Л.Соловейчик  Пушкинские проповеди. М. 2010

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по основам православной культуры. "Милосердие и сострадание."

Открытый урок по основам православной культуры проведён в 4 классе "А". Основная работа на уроке велась на основе подготовленных группами учащихся проектных работ. Главная цель урока показать силу доб...

Урок по основам православной культуры. Милосердие и сострадание

Вашему вниманию предлагается разработка урока по ОПК. Тема урока: "Милосердие и сострадание"...

Урок по основам православной культуры в 4 классе по теме "Милосердие и сострадание"

Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе «Милосердие и сострадание» Задачи:- воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие;- расширять кру...

Методическая разработка (модуль "Основы православной культуры") Тема "Милосердие и сострадание"

В современном мире обучение требует новаторских подходов. Урок с использованием современных компьютерных технологий позволяет объединить все эти элементы воедино и дает возможность вариативного и одно...

Презентация к уроку по основам православной культуры "Милосердие и сострадание"

Презентация содержит притчи, которые помогают учителю объяснить значение слов "милосердие", "сострадание"...

ОРКСЭ.Основы православной культуры.Тема "Милосердие и сострадание". Работа с притчей.По учебнику Кураева А.В.

Чтение и обсуждение Притчи о добром самарянине на уроке ОРКСЭ позволяет создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для  осмысления этих поняти...

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры» Тема: Милосердие и сострадание.

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры»Тема: Милосердие и сострадание. Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, по...