Открытый урок по основам православной культуры. "Милосердие и сострадание."
план-конспект урока (4 класс) по теме

Лёвина Ирина Валентиновна

Открытый урок по основам православной культуры проведён в 4 классе "А". Основная работа на уроке велась на основе подготовленных группами учащихся проектных работ. Главная цель урока показать силу добра и милосердия через разные источники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx23.17 КБ
Microsoft Office document icon test.doc23.5 КБ
Office presentation icon urok_12_4_kl_miloserdie.ppt2.47 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМОДЕДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В 4 «А» КЛАССЕ

«МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ»

 

                                        ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА    

                                                                                       УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ                                

                                                                                       Лёвина Ирина Валентиновна

   

Конспект урока

по основам православной культуры

в 4 «А» классе

«Милосердие и сострадание»

Задачи:

1. воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие

 2. расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, познакомить детей с Притчей о Добром самарянине.

 3. развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация к уроку.
  2. Раздаточный материал.

 

ХОД  УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Создание проблемной ситуации.

Сегодня на уроке мы продолжим работать в группах.

Защищать свои проекты. И сегодня будет учитываться активность всех участников групп.

Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о  милосердии. Посмотрите на экран. Как вы понимаете, что такое «милосердие»? (выслушивание ответов) Спасибо, мне было очень интересно вас слушать.

  1. Выдвижение гипотез, побуждающий диалог от проблемной ситуации.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова. (Дети отвечают, что в слове два корня)

-Молодцы! Итак, корень «мил»  и корень «серд» .

Что значит милосердный. ( милый сердцу).

  1. Работа со словарями.

Давайте прочитаем в словарях понятие слов  1)милосердие  2)сострадание 3) милый

( работа по группам)

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией  мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)

Мы с нежность говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

Кто самый милый для каждого ребёнка?

День матери.(25 ноября)

Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)

Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас.   В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.

Защита проектов. Докажите примерами из своих проектов, как понятие милосердие и сострадание относятся к маме.

1 группа – какие сказки о милосердии вы нашли?

2группа – статьи о милосердии из газеты « Призыв».

3 группа – стихи о добре и милосердии.( стихи о маме) (Жукова, Лобанова)

- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» ( Милость) Что думаете о значении этого слова?  Назовите синонимы ( Помощь, дать денег).

« Милость» - это любовь, жалость, сострадание . Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминаем об отношении к пожилым людям и детям)           ( Животные и птицы зимой)

- Ребята,  слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь.  А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению , у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Проявить милосердие друг к другу и сказать каждому добрые слова передавая доброе сердце.

5. Физкультминутка.

-Сделайте милость ,встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами! Передавая сердце, говорим добрые слова.

 Сделайте милость, садитесь!

6..Продолжаем наш разговор.

-Если мы любим человека. Мы готовы простить ему все, любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать»  – простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого нам и простить-то трудно.

- Ребята, а мы умеем прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? Бабушка?

 Итак, родственные слова - милый, милость, помиловать, милосердие.

--- Защита проектов по теме  - помиловать, милость.

Сказка о царе Салтане…

Где ещё встречаемся с милосердием?

Что такое доброта

(Богомаз Ирина в соавторстве с Сажневой Дианой) (Левкович)

Отчего, скажи скорей,

Мир становится добрей?

Оттого, что кто-то счастлив,

От простого слова «Здравствуй!»

И от смеха малышей,

И от солнечных лучей,

От подснежников в лесу,

Что я маме принесу.

От березки под окном,

Что стучится веткой в дом.

От прохлады ручейка,

От цветного мотылька,

И от радуги над речкой,

И от дров, трещащих в печке,

Оттого, что рядом друг,

И от бабушкиных рук.

От снежинок на ресницах,

И от сказки, что нам снится.

И от запаха сирени,

И от соловьиной трели.

Мир загадочный, огромный,

Посмотри, какой он добрый.

Так давай и я и ты

Ему добавим доброты.

Не стой в стороне равнодушно,   (Котякина)

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

7. Работа с учебником.

 - Откройте, пожалуйста, учебник на стр.40.  Давайте прочитаем притчу о добром Самарянине и попытаемся понять. Что же такое доброта и милосердие в понимании христиан.

Работа с текстом

- Какой вопрос был задан Христу?

-Что ответил Христос?

- Кто шёл по такой же дороге, что и несчастный человек?

- Что сделал каждый из них?

- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

Этой притчей Господь показал , что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи.

У этой притчи есть и другое значение. Самаряне были людьми, которых иудеи считали язычниками и презирали. Однако, помощь попавшему  в беду иудею оказал именно самарянин, проявивший сочувствие и милосердие.

8. Милосердие в повседневной жизни.

------Защита проектов.

Скажите, сколько в сердце доброты?    (Рожков)

Откуда же оно ее черпает?

И как среди бегущей суеты,

Оно так много и легко прощает?

И почему тревожится всегда,

Когда кому-то очень-очень больно?

Всегда есть наготове доброта.

Ее так много, что для всех довольно.

Я поняла, что доброта, как кровь:

Чем больше отдаешь, тем больше будет.

У доброты подруга есть – любовь.

Дарите доброты побольше, люди!

(Голубева)

Игра на внимание.        

Выбери из перечисленных добрые дела.

10.  Тест. Проверим как вы поняли, что такое милосердие.

 Перед вами Деревья Добра. Мы сегодня привели много примеров добрых дел которые уже совершили. А теперь подумаем какие добрые дела нас ждут впереди.

Сделайте милость, напишите на листочках от Дерева Доброты , какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня или в ближайшее время! (Дети пишут и прикрепляют)

Молодцы, посмотрите, сколько добрых дел мы запланировали. Я верю, что мы с вами справимся и все их обязательно выполним. На следующем уроке проверим всёли мы сделали.

Сегодня мы много говорили о милосердии. Я думаю, что после сегодняшнего урока вы задумаетесь, правильно ли вы  относитесь, друг к другу, любите ли вы своих ближних.

Давайте повторим, кто же такой добрый милосердный человек. Добрый человек – это тот, кто:

  • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;
  • любит природу и бережет ее;
  • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим;
  • любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

 Добрый человек замечает в других, прежде  всего хорошее, злой – дурное.

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть ,вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.    

Вы только в начале своего жизненного пути.   Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

Д/з  - Подумайте , легко ли быть милосердным?

Продолжаем работать в группах по проектам.

Литература:

  1.  Дорофеев  Основы православной культуры. Учебное пособие для 4 класса. М. 2009
  2.  Дорофеев Основы православной культуры. 4 класс. Методическое пособие для учителя. М.2009
  3. С. Л.Соловейчик  Пушкинские проповеди. М. 2010



Предварительный просмотр:

МИЛОСЕРДИЕ – это…

Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню;  прощать от сердца обиды;  накормить голодного;  дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности;  подарить то, что самому  негоже;  утешить печального, плачущего;  не мстить за зло; напоить жаждущего;  дать в обмен на что-то;  одеть бедного;  сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству;  отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба;  творить добро не на показ;  посетить больного;  дать добрый совет.

Задание 2. Приведите свои примеры милосердных дел.

________________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

МИЛ О СЕРД ИЕ Сердце милует любит жалеет

Слайд 3

Милосердие – это способность миловать, любить и жалеть всем сердцем Сострадание – это способность переживать боль другого человека , как собственную

Слайд 4

МИЛАЯ

Слайд 7

Милосердие и сострадание

Слайд 8

Притча о добром самарянине Одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина — представителя презираемой евреями этнической группы. Чему учит нас эта притча?

Слайд 9

Люби ближнего как самого себя.

Слайд 10

Ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Слайд 11

МИЛОСЕРДИЕ ЗЛОРАДСТВО СОСТРАДАНИЕ ЖАЛОСТЬ ЛЮБОВЬ БЛАГОСТЬ ПРОЩЕНИЕ ПОМОЩЬ РАДОСТЬ ДОВЕРИЕ БЕСКОРЫСТИЕ МЕСТЬ ОБИДА ЖАДНОСТЬ РАВНОДУШИЕ УЧАСТИЕ ДОБРОТА СЧАСТЬЕ

Слайд 12

БЛАГОСТЬ СОСТРАДАНИЕ ЖАЛОСТЬ ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЕ ПОМОЩЬ РАДОСТЬ ДОВЕРИЕ БЕСКОРЫСТИЕ УЧАСТИЕ ДОБРОТА СЧАСТЬЕ

Слайд 13

Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по основам православной культуры

Открытый урок по основам православной культуры.тема: "Православный храм"...

Открытый урок по "Основам православной культуры"

Презентация к уроку по ОПК "Пасха"...

Урок по основам православной культуры. Милосердие и сострадание

Вашему вниманию предлагается разработка урока по ОПК. Тема урока: "Милосердие и сострадание"...

Презентация к уроку по основам православной культуры "Милосердие и сострадание"

Презентация содержит притчи, которые помогают учителю объяснить значение слов "милосердие", "сострадание"...

Конспект урока курсу ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») "Милосердие и сострадание"

Цель урока: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; взаимосвязи понятий: «ми...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы Православной культуры."Милосердие и сострадание"

Данная презентация  может быть использована при проведении урока№12 ОРКСЭ, Модуль "Основы православной культуры"...