Классный час "Я – гражданин России"
классный час (1 класс) на тему

 

Классный час "Я – гражданин России"

 
 
 
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”.

Оформление доски (плакаты):

  • А что такое гражданин?
    Отечества достойный сын.
    Н. А. Некрасов.
  • Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
  • Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим “отверстием”. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
  • Государственная символика РФ:
    1. Текст Гимна России.
    2. Герб.
    3. Флаг.

Ход классного часа

Сегодня мы продолжим разговор о гражданственности и патриотизме.
В стихотворении «Рассказ о неизвестном герое» Самуила Яковлевича Маршака речь идет о скромном герое - парне, который спас на пожаре девочку и скрылся, не дожидаясь благодарности.
Прослушайте это стихотворение.

 

 Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак "ГТО"
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.

Многие парни
Плечисты и крепки.
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же значков.
Каждый
К труду-обороне
Готов.

Кто же,
Откуда
И что он за птица
Парень,
Которого
Ищет столица?
Что натворил он
И в чем виноват?
Вот что в народе
О нем говорят.

Ехал
Один
Гражданин
По Москве -
Белая кепка
На голове,-
Ехал весной
На площадке трамвая,
Что-то под грохот колес
Напевая...

Вдруг он увидел -
Напротив
В окне
Мечется кто-то
В дыму и огне.

Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки
Ребенок
Протягивал к ним.

Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая
Автомобилю
Наперерез
И по трубе
Водосточной
Полез.

Третий этаж,
И четвертый,
И пятый...
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь из окна.

Надо еще
Подтянуться немножко.
Парень,
Слабея,
Дополз до окошка,
Встал,
Задыхаясь в дыму,
На карниз,
Девочку взял
И спускается вниз.

Вот ухватился
Рукой
За колонну.
Вот по карнизу
Шагнул он к балкону...
Еле стоит ,
На карнизе нога,
А до балкона -
Четыре шага.

Видели люди,
Смотревшие снизу,
Как осторожно
Он шел по карнизу.
Вот он прошел
Половину
Пути.
Надо еще половину
Пройти.

Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко.
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл -
И в квартире исчез...

С дымом мешается
Облако пыли,
Мчатся пожарные
Автомобили,
Щелкают звонко,
Тревожно свистят.
Медные каски
Рядами блестят.

Миг - и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.

Люди в брезенте -
Один за другим -
Лезут
По лестницам
В пламя и дым...

Пламя
Сменяется
Чадом угарным.
Гонит насос
Водяную струю.
Женщина,
Плача,
Подходит
К пожарным:
- Девочку,
Дочку
Спасите
Мою!

- Нет,-
Отвечают
Пожарные
Дружно,-
Девочка в здании
Не обнаружена.
Все этажи
Мы сейчас обошли,
Но никого
До сих пор
Не нашли.

Вдруг из ворот
Обгоревшего дома
Вышел
Один
Гражданин
Незнакомый.
Рыжий от ржавчины,
Весь в синяках,
Девочку
Крепко
Держал он в руках.

Дочка заплакала,
Мать обнимая.
Парень вскочил
На площадку трамвая,
Тенью мелькнул
За вагонным стеклом,
Кепкой махнул
И пропал за углом.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке,
Знак "ГТО"
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.

Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!
 
Почему героя стихотворения ищут все?
Что он сделал?
Он достойный гражданин своей Родины?
 
Вот еще один пример гражданственности, любви к ближним , проявление героизма в рассказе писателя Василия Шукшина «Живет такой парень».
Мы видим образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли.

Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва.

В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…

Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

Обратите внимание на слово Гражданин,

Что означает слово “гражданин” из толкового словаря Ожегова прочтет ( Максим)

(Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

Скажите, как вы понимаете, кто такой гражданин?

( Швед)

Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к традициям, обычиям, культуре, своему историческому прошлому, национальной символике.

Скажите, какие государственные символы РФ вы знаете?

О государственной символике расскажут ( Короп, Легкий Цявко).

Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.

Двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России.

Всадник, поражающий копьем дракона, - символ победы добра над злом, готовности народа отстаивать свою свободу и независимость.

Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Сейчас я вам задам вопрос, который так же относится к теме нашего классного часа.

Мальчики вы любите смотреть футбольные матчи?

Девочки вам нравится фигурное катание?

Какая песнь исполняется при победе Российской команды?

(Гимн - прославляющий нашу Родину)

Но что такое Родина в ваше понимании? (ответы детей)

Аксенюк Денис читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

Звучит мелодия “С чего начинается Родина?” (Муз. В. Баснера, )

Я думаю, что мы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос.

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

(Памятник герою, чье имя носит наша школа- Игорю Щипанову..ГопалоЛ.,Ситало М, Шаповалов Ал., Фоменко , Беззубова,Ситало)

Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”. Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, одним из руководителей народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.

Памятная надпись на постаменте гласит:

ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ
БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ. ЛѢТА 1818

Скажите , школьник - это гражданин? Почему?

А какой самый первый документ при рождении получает человек?

( свидетельство о рождении), а дальше? ( В школе – ученический билет по закону 1539), паспорт гражданина России.

В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?“

Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко “Гражданственность”.

Ты, гражданственность - флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скрипит.
Тот, кто Родину подлинно любит,
Тот в любви никогда не криклив.


 


 

Работа в группах

Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).

Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. (Выслушиваются рассказы групп и задаются вопросы).

Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):

У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.

Итог.

Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми!.

Звучит песня «Дорогою добра» на слова Юрия Энтина .

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Классный час "Я -гражданин России"

Дана разработка кл.часа "Я - гражданин России"...

Классный час в 1 классе "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"

Знакомство учащихся с некоторыми эпизодами истории России, символами власти, великими людьми....

Классный час "Я - гражданин России"

На классном часе учащиеся узнают о символике нашего государства, о происхождении и особенностях гимна, флага, герба Российской Федерации, у ребят воспитывается чувство патриотизма....

Классный час: «Я – гражданин России»

Классный час: «Я – гражданин России»...

Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"

Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....