РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "УМНИКИ И УМНИЦЫ" ДЛЯ 1 КЛАССА. ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕЙ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА ЯВЛЯЕТСЯ ИМЕННОГО РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ, А НЕ УСВОЕНИЕ КАКИХ-ТО КОНКРЕТНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 119 КБ |
ktp.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружка «Умники и Умницы»
для 1 класса
2 часа в неделю (всего 66 часов)
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. – 270 с. и электронной программы «Академия младшего школьника 1-4 класс»- Новый диск, 2009 год.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности научно-познавательного направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю).
Актуальность выбора определена следующими факторами:
- на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре шать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп равлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара тельностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото рые они могут решать успешно).
Ребенок на этих заняти ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
в) программного обеспечения «Академия младшего школьника».
В предлагаемом пособии создана сис тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус ловно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Модель занятия в 1 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, компози ции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расши рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально го развития.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результататов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» | Методическое пособие для 1 класса |
2. | Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») | Программа развития познавательных способностей учащихся | |
5. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
Ресурсы для учащихся.
№ | Автор, год издания | Название ресурса | Вид пособия |
1 | Новый диск, 2009 г. | «Академия младшего школьника» | Электронная программа |
Предварительный просмотр:
№ | № | Дата план | Дата факт | Тема, тип урока, форма проведения | Основные виды учебной деятельности учащихся | Контрольно-оценочная деятельность | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 четверть – 17 часов | |||||||
1 | 1 | 1.1Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) 1.2Освоение навыков использования манипулятора «Мышь». | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Освоение приѐма однократного нажатия. Выделять закономерности, завершать схемы. Освоить прием двукратного нажатия. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Освоить прием составления орнаментов из набора предметов. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Освоить прием составления орнаментов из набора предметов. Объяснять значение слов и выражений. Освоение приема раскрашивания готовой картинки. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. Запоминать местоположения различных объектов. Находить пары предметов за определенное время. Составлять и преобразовывать фигуры. Составлять картинку из пазлов. Находить соответствия между предметами | Стартовый контроль Диагностик | |||
2 | 2 | 1.1Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Освоение навыков использования манипулятора «Мышь». | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
3 | 3 | 1.1Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Составление простейших орнаментов из повторяющихся элементов. | Самооценка Самоконтроль | ||||
4 | 4 | 1.1Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Составление простейших орнаментов из повторяющихся элементов. | Рефлексивный контроль | ||||
5 | 5 | 1.1Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Развитие цветового восприятия. Развитие навыков работы с манипулятором «Мышь». | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
6 | 6 | 1.1Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1.2 Развитие цветового восприятия. Развитие навыков работы с манипулятором «Мышь». | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | ||||
7 | 7 | 1.1Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Развитие внимания путем составления простейших орнаментов из повторяющихся элементов. | Прогностический контроль | ||||
8 | 8 | 1.1Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Развитие внимания путем составления простейших орнаментов из повторяющихся элементов. | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | ||||
9 | 9 | 1.1Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Развитие внимания путем составления простейших орнаментов из повторяющихся элементов. | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
10 | 10 | 1.1Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2 Развитие зрительной памяти путем запоминания местоположения различных объектов. | Самооценка Самоконтроль | ||||
11 | 11 | 1.1Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2 Развитие зрительной памяти путем запоминания местоположения различных объектов. | Рефлексивный контроль | ||||
12 | 12 | 1.1Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2 Развитие зрительной памяти путем запоминания местоположения различных объектов. | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
13 | 13 | 1.1Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1.2 Восстановление деформированной картинки (игра «Кубики»). | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | ||||
14 | 14 | 1.1Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. 1.2Графический диктант. Восстановление деформированной картинки (игра «Кубики»). | Прогностический контроль | ||||
15 | 15 | 1.1Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Распознавание слов по изографам. | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | ||||
16 | 16 | 1.1Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2 РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
17 | 17 | 1.1Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2 Классификация. Обобщение. | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
2 четверть – 15 часов | |||||||
1. | 18 | 1.1Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Классификация. Обобщение. Исключение лишнего. |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Находить соответствия между понятиями, близкими по значению. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Излагать свои мысли ясно и последовательно. | Прогностический Пооперационный контроль | |||
2. | 19 | 1.1Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Классификация. Обобщение. Исключение лишнего. | Самооценка Самоконтроль | ||||
3. | 20 | 1.1Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1.2Исключение лишнего из набора названий. | Рефлексивный контроль | ||||
4. | 21 | 1.1Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Исключение лишнего из набора названий. | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
5. | 22 | 1.1Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Обобщение. Часть и целое. | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | ||||
6. | 23 | 1.1Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Нахождение соответствий между понятиями, противоположными по значению. | Прогностический контроль | ||||
7. | 24 | 1.1Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Нахождение соответствий между однородными понятиями. | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | ||||
8. | 25 | 1.1Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Нахождение соответствий между частью и целым. | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
9. | 26 | 1.1Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Нахождение соответствий между различными понятиями. | Самооценка Самоконтроль | ||||
10 | 27 | 1.1Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1.2Нахождение соответствий между различными понятиями. | Рефлексивный контроль | ||||
11 | 28 | 1.1Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Выполнение тестовых заданий. | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
12 | 29 | 1.1Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Развитие комбинаторного мышления. Распознавание слов в анаграммах. | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | ||||
13 | 30 | 1.1Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Развитие комбинаторного мышления. Распознавание слов в анаграммах. | Прогностический контроль | ||||
14 | 31 | 1.1Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Распознавание слов в ребусах. | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | ||||
15 | 32 | 1.1Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Распознавание слов в ребусах. | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
3 четверть – 18 часов | |||||||
1 | 33 | 1.1Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1.2Распознавание слов при проведении игры «Поле чудес». | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | Прогностический Пооперационный контроль | |||
2 | 34 | 1.1Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Распознавание слов при проведении игры «Поле чудес». | Самооценка Самоконтроль | ||||
3 | 35 | 1.1Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Распознавание слов при проведении игры «Поле чудес». | Рефлексивный контроль | ||||
4 | 36 | 1.1Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Составление слов из букв заданного слова. | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
5 | 37 | 1.1Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Составление слов из букв заданного слова. | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | ||||
6 | 38 | 1.1Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Распознавание слов, являющихся общей частью других слов. | Прогностический контроль | ||||
7 | 39 | 1.1Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Распознавание слов, являющихся общей частью других слов. | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | ||||
8 | 40 | 1.1Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1.2Распознавание слов с общим началом или окончанием | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
9 | 41 | 1.1Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Распознавание слов с общим окончанием. | Самооценка Самоконтроль | ||||
10 | 42 | 1.1Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Распознавание слов, являющихся окончанием одних и началом других слов. | Рефлексивный контроль | ||||
11 | 43 | 1.1Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Распознавание слов в кроссвордах. | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
12 | 44 | 1.1Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Распознавание слов в кроссвордах. | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | ||||
13 | 45 | 1.1Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Распознавание слов в кроссвордах. | Прогностический контроль | ||||
14 | 46 | 1.1Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1.2Решение японских кроссвордов. Подготовительный этап. | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | ||||
15 | 47 | 1.1Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Решение монохромных кроссвордов. | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
16 | 48 | 1.1Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Решение монохромных кроссвордов. | Самооценка Самоконтроль | ||||
17 | 49 | 1.1Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Решение цветных кроссвордов. | Рефлексивный контроль | ||||
18 | 50 | 1.1Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Решение цветных кроссвордов. | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
4 четверть – 16 часов | |||||||
1 | 51 | 1.1Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Проведение игры «Магический квадрат» - заполнение квадрата по определенным правилам (чтобы в каждом его горизонтальном и вертикальном ряду и по большим диагоналям было одинаковой число). | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | Прогностический Пооперационный контроль | |||
2 | 52 | 1.1Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Проведение игры «Магический квадрат» - заполнение квадрата по определенным правилам (чтобы в каждом его горизонтальном и вертикальном ряду и по большим диагоналям было одинаковой число). | Самооценка Самоконтроль | ||||
3 | 53 | 1.1Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1.2Проведение игры «Заполни квадрат» - заполнение квадрата по определенным правилам (чтобы в каждом его горизонтальном и вертикальном ряду и по большим диагоналям были клетки разных цветов). | Рефлексивный контроль | ||||
4 | 54 | 1.1Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Проведение игры «Заполни квадрат» - заполнение квадрата по определенным правилам (чтобы в каждом его горизонтальном и вертикальном ряду и по большим диагоналям были клетки разных цветов). | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
5 | 55 | 1.1Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Проведение игры «Заполни» - восстановление геометрических композиций (аналог игры «Поиск девятого»). Упражнения с тремя видами игровых фрагментов. | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | ||||
6 | 56 | 1.1Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Проведение игры «Заполни» - восстановление геометрических композиций. Упражнения с тремя видами игровых фрагментов. | Прогностический контроль | ||||
7 | 57 | 1.1Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.22Проведение игры «Заполни» - восстановление геометрических композиций. Упражнения с девятью видами (тремя группами по три вида) игровых фрагментов. | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | ||||
8 | 58 | 1.1Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Проведение игры «Пасьянс». Проведение игры с 9 картами. | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
9 | 59 | 1.1Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1.2Проведение игры «Битва в космосе» (аналог игры «Морской бой»). | Самооценка Самоконтроль | ||||
10 | 60 | 1.1Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2Проведение игры «Битва в космосе» Проведение игры с помощью прицела. | Рефлексивный контроль | ||||
11 | 61 | 1.1Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1.22Проведение игры «Битва в космосе» Проведение игры с помощью прицела или системы координат. | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | ||||
12 | 62 | 1.1Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Решение анаграмм, заданных в стихотворной форме. | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | ||||
13 | 63 | 1.1Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 1.2Решение анаграмм, заданных в стихотворной форме. | Прогностический контроль | ||||
14 | 64 | 1.1Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 1.2 Развитие зрительной памяти путем запоминания местоположения различных объектов. | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | ||||
15 | 65 | 1.1Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 1.2 Развитие зрительной памяти путем запоминания местоположения различных объектов. | Прогностический Пооперационный контроль | ||||
16 | 66 | 1.1Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 1.2Тестовые задания. | Итоговый контроль, Самоконтроль | ||||
Примечание: 1.1-работа с тетрадью на печатной основе, 1.2-работа на компьютере с программным обеспечением ««Академия младшего школьника 1-4 класс»- Новый диск, 2009 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Клуб юных математиков" 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Клуб юных математиков" 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу « Узнаю.Научусь.Смогу.» Научно-познавательное направление.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу « Узнаю.Научусь.Смогу.» Научно-познавательное направление....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс
Рабочая программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурс «Мастерская речевого творчества» для 3 класса
класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. М...
программа по внеурочной деятельности научно - познавательной направленности"Мой первый шаг в науку"
Программа написана в соответствии с требованиями ФГОС. В программумвключена пояснительная заиска, цели задачи, практическая значимость,планируемые результаты освоения курса, содержание курса, календар...