Опыт работы классного руководителя
статья (1 класс) по теме

Филатова Ольга Николаевна

 Систематизированный материал о работе классного руководителя 1 класс.Выступление на конкурсе "Самый "классный " классный"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Слайд 1. Здравствуйте! Рада представиться. Я - Филатова Ольга Николаевна . Мой стаж работы в должности классного руководителя - 16 лет, за это время я подготовила 4 выпуска. Решая задачу со многими неизвестными, я организую работу разносторонне.  Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных , чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.

Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:

· Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание   - воспитание творческой активности, формирование общечеловеческих норм морали

· Гражданско-патриотическое воспитание – воспитание патриота Родины, сознательного отношения к истории села, области, страны, к природе родного края.

· Учебная и трудовая деятельность --воспитание уважительного отношения к учёбе, развитие умственных способностей учащихся, воспитание положительного отношения к труду.

· Физическое воспитание и здоровый образ жизни - формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

· Работа с родителями. - организация тесного взаимодействия родителей с учебным учреждением, установление единой педагогической позиции.

 

 Слайд2  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих –  ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»

А.А.Захарченко

Слайд 3       Когда родился учитель, к его колыбели спустились три  феи.

  1. «Ты будешь вечно юн, - сказала первая фея, - потому что с тобой всегда будут дети».
  2. «Ты будешь красив душою, - промолвила вторая фея, - потому что всю жизнь будешь учить детей прекрасному».
  3. «Ты будешь счастлив, так как твои руки будут согреты теплом детских рук. – добавила третья фея. - Ты их Руководитель»

                     

Слайд4 Да, классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать обучающихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.

          Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Знакомясь с трудами корифеев воспитания Януша  Корчака, Антона  Макаренко, Константина Ушинского,читая работы Евгения Ямбурга, Надежды  Щурковой методом проб и ошибок я создала свою,пусть пока несовершенную,концепцию воспитания.

Слайд5Цель работы моей воспитательной системы – Управление процессом развития образованной, целеустремленной личности, способной к самовыражению, самореализации, к человеколюбию на основе взаимодействия всех участников воспитательного процесса.

Чтобы этот процесс развития проходил успешно, должна быть создана соответствующая атмосфера, так называемое «гуманистическое пространство детства»

Слайд6 Используя СЛОВО, ДЕЛО, и НАБЛЮДЕНИЕ  я, классный руководитель создаю условия, чтобы ребенок проявил себя.

Для того чтобы помочь ребенку определяю  для себя основное правило – «Правило 7 У»

Слайд7УВЕРЕННОСТЬ-  это знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его.Классный руководитель гарант соблюдения прав ребенка.

УСПЕШНОСТЬ -берясь за дело классный руководитель должен предвидеть положительный результат ,т.е. быть уверен, что дело им под силу.

УДИВИТЕЛЬНОСТЬ-надо развивать в себе незаурядность.

УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ- уметь зажечь детские сердца,убедить их в важности дела.

УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ-необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение детей- они уважают твое.Воспитание без уважения-подавление.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ- нужно быть готовым ко всему,не падать в обморок, а анализировать и работать.

УЛЫБЧИВОСТЬ-без чувства юмора жить в школе невозможно.Улыбка –это и оценка ,и одобрение, и подбадривание.

И тогда радуга чувств осветит сердце ребенка,направит его на путь познания себя.

Слайд 8Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности обучающихся опираюсь на следующие принципы:

  1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Помощь личности во всестороннем развитии, жизненном самоопределении.
  2. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников
  3. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему.
  4. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
  5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка
  6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
  7. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности.

При планировании работы с детьми  использую такие источники как: данные диагностики, план работы  школы, желания обучающихся, родителей, текущие и перспективные события в стране, селе. Привлекаю учеников к составлению плана, помня, правда, о том, что для них это не план воспитательной работы, а планирование их собственной жизни.

 

Слайд 9 В текущем учебном году я взяла классное руководство в 1 классе. И первыми вопросами были для меня следующие:    « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». Для меня они были совершенно незнакомые дети. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый класс. Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»

Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:

 Слайд10

1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

  2. Каждый ребенок-личность. Главное - воспитать личность, найти в ребёнке хорошее и поддержать в нём это.

   3Развитие творческой активности, чувства долга и ответственности.

  4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

       Слайд11  Решить эти задачи может только насыщенность жизни класса интересными делами. В самом начале работы с детьми я провела несколько тестирований по рисункам,  анкетирование . Был составлен психологический портрет не только каждого обучающегося, но и всего класса, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка. В классе обучается 8 детей - 3 девочки и 5 мальчиков. Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса. Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. Свою деятельность я начала с того, что 1 сентября в День знаний я организовала экскурсию по школе, в которой они будут учиться. Считаю ,что обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Формы активного взаимодействия обучающихся во внеклассной деятельности– классный час, коллективные творческие дела . (« Будем знакомы –будем дружить», «Расскажи мне о себе», « Осенние посиделки»,конкурс рисунков).Здесь  ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения мероприятий были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные (Создание сказок, корректирующих поведение  детей, Техника спонтанного спектакля), которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу, на поддержание психо-эмоцильнального фона,  повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста, примером  такой работы стал   классный час «Мои первые учебные успехи».

  С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к общешкольному мероприятию День Матери,   Новый  год.  В них  принимали активное участие и родители. Все ребята были задействованы в праздниках : пели, танцевали, читали стихи. Дети не хотели уходить из школы ,а родители были очень благодарны.

Слайд12-13На  протяжение этих месяцев  вела работу в тесном контакте с родителями. Проводились родительские собрания  « Ваш ребенок стал школьником.», «Адаптация первоклассников к обучению».Встречалась с родителями и детьми во внеурочное время, дома. Родительский коллектив работает результативно ,помогает во всех наших делах. В 2011 году с помощью родителей был эстетически оформлен классный кабинет.

 Слайд 14Следующее, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, введение в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Обчающиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники  выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта. В первом классе используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняю детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам технологии и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями. Свое сообщество мы решили назвать «Город радости».

        Многие ребята занимаются в кружках и секциях. В рамках внеурочной деятельности организованы, и проводятся заседания клуба « Узнаем сами» (проектное направление) и «Путешествие в далекое и близкое»(изучение истории, традиций , природы  родного края), это способствует развитию их творческих, физических способностей.

         А еще играет немаловажную роль в установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Первоклассники стали активными участниками всех школьных мероприятий, наш класс нашёл своё место в общешкольном коллективе и занял свою нишу в воспитательной системе школы. Проводятся совместные внеклассные мероприятия с ребятами старших классов, класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах , неделях, конкурсах. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий с ребятами из других классов   также работает на сплочение классного коллектива. 

Слайд15  Если обратимся к этимологии слова диагностика,  мы узнаем что от греч. diagnostikos оно означает – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов  обучения и воспитания.

         В результате ,через диагностику я могу установить как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим можно выявить 3 типа диагностики в работе классного руководителя: 

1) начальная;

2) корректирующая ( текущая);

3) обобщающая (итоговая)

     Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом.  Перед тем, как  определились воспитательные задачи, которые будут реализованы в  данной учебной четверти или по году.

Корректирующая (текущая) диагностика  проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят  в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает мне быстро, точно и с минимумом ошибок  корректировать свою работу и совершенствовать  стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации  и этим помогает мне принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.                                                                                                                                             В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года ( это мне еще предстоит сделать). 

Я считаю, что педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса.

Методы диагностики используемые мной в работе :

Незаконченное предложение, Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”. “Космическое путешествие” “Солнце, дождик, тучка”.и тд.

Слайд 16Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.

Завершая свое выступление ,хотела бы сказать:

Завидуйте мне! Завидуйте! 

Я– счастливый человек!
     Я-учитель!
           Классный руководитель!    
                 Пока я мечтать умею,
                     пока любить я умею,
                               я буду идти вперед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы классного руководителя "Есть отношения - есть коллектив"

Интересные формы работы. Акцент на воспитание человечности в детских отношениях. Любопытные проекты....

Опыт использования компьютерных технологий в работе классного руководителя

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновацио...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...

Опыт работы классного руководителя начальных классов

Представлен опыт работы классного руководителя начальных классов по теме :"Роль классного руководителя в становлении коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...

Школа молодого педагога. Родительское собрание «Опыт работы классного руководителя с родителями первоклассников»

Одним из важнейших направлений в деятельности классного руководителя  является работа с семьёй,   в которой ребёнок живёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассма...

Опыт работы классного руководителя

Из опыта работы классного руководителя...