Опыт работы классного руководителя начальных классов
материал
Представлен опыт работы классного руководителя начальных классов по теме :"Роль классного руководителя в становлении коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 195.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы классного руководителя начальных классов
Роль классного руководителя
в становлении классного коллектива
и его влияние на формирование личности
каждого ученика
Прийти вместе – это начало,
Остаться вместе – это развитие,
Работать вместе – это успех»
Генри Форд
Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным. Что значит «формировать»? это значит создавать, лепить, придавать чему-либо новую форму.
Слово «сплотить» означает плотно соединить, добиться единства.
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль - преподавателя, вторая - воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя - вторая, на самом деле - это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
Я считаю, что настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
Классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.
Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
Классный руководитель также должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает час общения- форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом, и психологическом смысле довольно сложная процедура.
Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
В условиях модернизации российского образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – само актуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.
Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.
В своей работе, как классный руководитель, я использую следующие воспитательные технологии:
- Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
-Технология «коллаж»
-Коллективное творческое дело
-Шоу-технологии
-Групповая проблемная работа (разработка проектов)
-Тренинг общения
-«Информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
-Здоровьесберегающие технологии
- Ситуативные технологии
1. Проектирование- технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Обучающиеся моего класса активно работают над созданием проектов и написанием исследовательских работ. Так, например, исследовательская работа Миняева Святослава на тему «Противопожарное оснащение» по итогам интернет - конкурса «Мир в наших руках» стала лучшей и получила диплом 1 степени.
2.Технология сотрудничества - задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. В декабре, например, мы активно принимаем участие в акциях «Скворечник», «Каждой пичужке своя кормушка», «Покормите птиц зимой». Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы.
3. Личностно-ориентированная технология — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне города, области, федерации, где дети моего класса школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику. Так, например, ребята принимают активное участие в муниципальных конкурсах «Живи, Елка», «Мастера и подмастерья», «Пасхальная радость», «Зажги свою звезду», «Долг. Честь. Родина», соревнованиях по волейболу, легкой атлетике и т.д.
4. Технология игрового обучения – включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком– четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Данная технология наиболее успешно реализуется в начальной школе, где дети еще играют, верят в сказку и добро. Игровые технологии используются при проведении часов общения, совместных мероприятий с родителями: «День Матери», Новогодние представления и праздники к 23 Февраля и 8 Марта.
5. Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Мною были проведены КТД «Моя дружная семья», где каждый старался внести свою лепту, чтобы именно егосемья была отмечена; игровая программа «Зимние покатушки», «Масленица», «Голубь Мира» и др.
6. Ситуативные технологии или технологии проведения учебных дискуссий
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Чаще всего данную технологию использую на часах общения нравственной направленности: мы разбираем ситуацию, оспариваем ее, стараясь доказать суждение.
Иногда применяю ее с целью устранения конфликтной ситуации.
7. Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;создание благоприятного психологического климата на уроке; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Мы принимаем участие во всех общешкольных мероприятиях здоровьесберегающего направления: акциях «Чистые ладони», «Зарядка для жизни», «Мы за ЗОЖ», «Сокотерапия» и т.д.
8. Создание ситуации успеха
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока и во внеурочное время. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
В своей работе стараюсь всегда поддерживать ребят, подбадривать их.
Сложно определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога, «новые», а какие «старые». Целесообразнее их рассматривать с точки зрения результативности в каждом конкретном случае.
Самым главным критерием успеха своей работы считаю доверие и уважение своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.
Конечно же, я мало что смогла бы сделать без помощи родителей. Тесное сотрудничество с родительским комитетом, активом родителей класса помогаем мне правильно спланировать воспитательную работу в классе, выработать единые требования, превратить коллектив детей и родителей в союз единомышленников. В этом мне помогают такие формы работы как проведение анкетирования среди родителей, организация семинаров, где родители делятся опытом воспитания детей, проведение совместных праздников: «День рождения класса», «День Матери», «Новый год» и др. В социальных сетях создана группа класса, где можно обсудить вопросы воспитания детей, получить какую-либо информацию. Стараюсь обратить внимание родителей на проблемы подростков (проблемы подросткового возраста, взаимоотношения со сверстниками), веду подбор литературы, которая поможет им в воспитании детей.
Какие бы технологии не использовали учителя, воспитатели в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет.
Я не останавливаюсь в своем развитии, стараюсь участвовать в веб-семинарах, вебинарах («Реализация региональной программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компонеты в Оренбургской области»,«Сетевые сервисы в образовательной деятельности»), профессиональных конкурсах, в том числе и по воспитательной работе: например, он-лайн олимпиада «Классный руководитель в современной школе», где я заняла второе место.
Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
Мониторинг деятельности классного руководителя
Методика Н.П. Капустиной
Цель методики: определить уровень развития нравственных качеств учащихся 1-4 классов, выявить уровень воспитанностипутём оценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися, а также выявление представлений классного руководителя (учителя).
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:
1. Любознательность
2. Прилежание:
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Прекрасное в моей жизни:
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
В процессе проведения диагностики учащийся заполняет следующую таблицу 1 .
Таблица 1 -Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
- мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
- я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
- я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | |||
- я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми | |||
- я аккуратен в делах - я опрятен в одежде. - я ценю красивое вокруг себя. - я вежлив в отношениях с людьми | |||
- у меня нет вредных привычек- я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха |
Оценка результатов:
5 – всегда 4 – часто 3 – редко 2 – никогда 1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Результаты диагностики по каждому из показателей представлены на рисунке 1.
Результаты, полученные нами за 1 и 2 класс представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 - Результаты изучения уровня воспитанности учащихся
за 1-2 класс
Начальные классы | Темп роста | % | ||
Уровень воспитанности | 1 Д | 2 «Д» | ||
высокий | 14 | 19 | + 5 | (63%) |
хороший | 9 | 8 | -1 | (27%) |
средний | 7 | 3 | + 4 | (10%) |
низкий | 0 | 0 | - | 0 |
Всего учеников | 30 | 30 | -. | |
Уровень воспитанности | (высокий и хороший уровень) 23 27 | 90% |
Рисунок 2 - Результаты изучения уровня воспитанности учащихся
за 1 и 2 класс
Таким образом, исследование уровня воспитанности учащихся за два года обучения по показателям воспитанности с целью выявления степени сформированности нравственных качеств личности ребёнка и определения направлений дальнейшего их развития, результативности деятельности классных руководителей по разным направлениям воспитательной работы показало следующие результаты:
- 90% учащихся имеют высокий и хороший уровень воспитанности. Следовательно, у большинства учащихся начальных классов сформированы нравственные качества личности;
- в результате исследования не выявлено детей с низким уровнем воспитанности;
- по направлениям: самые высокие показатели по критериям: отношение к школе, прекрасное в моей жизни, отношение к природе.
На основании анализа результатов следует сделать вывод: нравственные качества личности учащихся за 1 и 2 годы обучения сформированы на хорошем уровне и имеют положительные тенденции. Воспитательная работа в начальных классах находится на хорошем уровне и дает положительный результат.
МЕТОДИКА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ»
(подготовлена Л. Г. Жедуновой)
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе,
Ход проведения. Каждому школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе.
Оцениваются полярные качества:
1. Дружелюбие 987654321 Враждебность
2. Согласие987654321 Несогласие
3. Удовлетворенность987654321 Неудовлетворенность
4. Увлеченность 987654321 Равнодушие
5. Результативность987654321 Нерезультативность
6. Теплота взаимоотношений987654321 Холодность взаимоотношений
7. Сотрудничество 987654321 Отсутствие сотрудничества
8. Взаимная поддержка987654321 Недоброжелательность
9. Занимательность 987654321 Скука
10. Успешность987654321 Неуспешность
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.
Результаты исследования показаны на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результаты исследования по методике Л.Г.Жедуновой
Методика "Рукавички" (Г.А. Цукерман)
Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Инструкция:
Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей
Обработка результатов:
Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Результаты диагностики за 1- 3 класс представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Результаты диагностики за 1- 3 класс по методике Г. К. Цукерман
Диагностика школьной мотивации
по методике Н.Г. Лускановой
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса»
Обработка результатов:
Отрицательный ответ – 0 баллов;
Нейтральный ответ – 1 балл;
Положительный ответ – 3 балла;
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Уровни школьной мотивации:
Высокий уровень (25 – 30 баллов) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Выше среднего (20 – 24 балла) – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.
Средний уровень (15 – 19 баллов) – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами – внешняя мотивация. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Низкий уровень (10 – 14 баллов) – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Уровень дезадаптации (ниже 10 баллов) – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.
Вопросы анкеты:
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
1) Мне в школе нравится.
2) Мне в школе не очень нравится.
3) Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
1) С хорошим настроением.
2) Бывает по-разному.
3) Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
1) Пошел бы в школу.
2) Не знаю.
3) Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.
2) Бывает по-разному.
3) Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
1) Нет, не хотел бы.
2) Не знаю.
3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
1) Рассказываю часто.
2) Рассказываю редко.
3) Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
1) Мне нравится наш классный руководитель.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
1) У меня много друзей в классе.
2) У меня мало друзей в классе.
3) У меня нет друзей в классе.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
1) Мне нравятся мои одноклассники.
2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.
3) Мне не нравятся мои одноклассники.
Результаты данного анкетирования за три года обучения представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 - Результаты диагностики за 1- 3 класс по методике
Л.Г. Лускановой
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оценивается: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Форма – фронтальное анкетирование
Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки:
1 балл - так делать можно,
2 балла - так делать иногда можно,
3 балла - так делать нельзя,
4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.
Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.
Процедура проведения задания занимает от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.
В таблице 3 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).
Таблица 3 - Конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю)
Конвенциональные нормы | мини-ситуации нарушения норм | |
Ритуально - этикетные | культура внешнего вида, поведение за столом, правила и формы обращения в семье | не почистил зубы; пришел в грязной одежде в школу; накрошил на столе; ушел на улицу без разрешения; |
Организационно – административные | правила поведения в школе, правила поведения на улице, правила поведения в общественных местах, | вставал без разрешения на уроке; мусорил на улице; перешел дорогу в неположенном месте; |
Моральные нормы | ||
Нормы альтруизма Нормы ответственности, справедливости и законности | норма помощи, норма щедрости, норма ответственности за нанесение материального ущерба | не предложил друзьям помощь в уборке класса; не угостил родителей конфетами; взял у друга книгу и порвал ее; |
Всего в предложенной анкете было представлено:
- семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17) – выделено курсивом
- семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,
- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, .15, 8, 18)
Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.
1 балл Так делать можно | 2 балла Так делать иногда можно | 3 балла Так делать нельзя | 4 балла Так делать нельзя ни в коем случае | |
Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы. | ||||
Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса. | ||||
Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде. | ||||
Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире. | ||||
Мальчик (девочка) уронил(а) книгу. | ||||
Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе. | ||||
Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами. | ||||
Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол. | ||||
Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя. | ||||
Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком | ||||
Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет | ||||
Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее | ||||
Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте | ||||
Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку | ||||
Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты. | ||||
Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять | ||||
Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее | ||||
Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет |
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни:
Низкий – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;
Средний – суммы равны (+ 4 балла);
Высокий - сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4.
Результаты оценки по данной методике за два года показаны на рисунке 6.
Рисунок 6 – Результаты диагностики по методике Е.А.Кургановой
Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод, что воспитательная деятельность в классе построена на доверии, взаимопонимании, инициативе, уважении. Все это помогает сохранить благоприятный психологический климат в классе. Атмосфера дружелюбия помогает детям в совместном выполнении различных дел.
Благоприятный психологический климат в классе я отслеживала, используя методику «Аукцион». (Н.И. Дереклеева. Справочник классного руководителя 1- 4 кл.)
Мотивация достижений, точнее одна из ее форм – избегание неудачи или стремление к успеху формирую на протяжении всей начальной школы, поддерживаю не только успех, но и движение к нему у детей с различным уровнем развития. Важен и результат, и старание, попытка достигнуть максимального результата.
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
И в заключение хотелось бы сказать, что вся проводимая внеклассная работа по формированию классного коллектива дает свои результаты . Наблюдения показывают, что уже к концу обучения в 1 классе учебная учебные дела и внеклассная деятельность являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив. Иначе говоря, коллектив школьников живет многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями.
Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. А. Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы классных руководителей начальных классов
План рабПлан работыметодического объединения классных руководителей начальных классовна 2011 – 2012 уч. год Руководитель:Кулаженкова С.А. Цель воспитательной работыпедагогического коллекти...
"Диагностика в работе классного руководителя начальных классов"
Материал включает в себя различные виды психодиагностики, применяемые в работе учителя начальных классов....
Использование ИКТ в работе классного руководителя начальных классов.
Использование ИКТ в работе классного руководителя начальных классов....
Работа классного руководителя начальных классов с родителями
Выступление на школьном методическом объединении о работе с родителями....
План воспитательной работы классного руководителя начальных классов на 2016-2017 учебный год
В данный воспитательный план входят: пояснительная записка, работа с родителями, циклограмма классного руководителя, План - сетка работы на год....
ИКТ в работе классного руководителя начальных классов
Современные дети не только активно участвуют в данных мероприятиях, но и с интересом берутся за их подготовку с использованием ИКТ. Часто в данную работу вовлекаются и родители, а совместная дея...
Система работы классного руководителя начальных классов. Из опыта работы
.Из опыта работы по организации системы работы с родителями....