Опыт работы классного руководителя "Есть отношения - есть коллектив"
статья по теме

Павлова Светлана Васильевна

Интересные формы работы. Акцент на воспитание человечности в детских отношениях. Любопытные проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл est_otnosheniya.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

        Есть отношения – есть коллектив

В своей работе как классного руководителя ставлю перед собой главную цель:

- создание дружного ученического коллектива, где каждый ребёнок достоин внимания и уважения, где нет «отверженных» и «зазнаек-командиров», где уважают чужие недостатки, где сопереживают неудачам, а также радуются успехам других, где защищают друг друга.

Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

- формирование правильного общения между детьми

- воспитание сознательной дисциплины

- воспитание нравственное.                                                                                                      Прежде, чем формировать классный коллектив, нужно строить нормальные человеческие отношения между учениками. Первоочередной в моей работе эта задача является ещё и потому, что я работаю уже ни один год в речевых классах. Здесь особые дети. Речевые недостатки у них часто связаны с неуравновешенной психикой: это и гиперактивность, несдержанность, вспыльчивость, агрессия или напротив замкнутость, и некоторые физические недостатки.

Определила для себя некоторые правила:

- у каждого ребёнка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать

- каждый ребёнок уникален (идеальных и плохих нет)

- у каждого есть то, на что можно равняться, чему можно поучиться

- ничего не пропускать, заострять сразу («по горячим следам»)

- маленькие достижения представлять большими (обязательно публично)

- образное, выразительное общение с детьми (улыбка, взгляд, слово, юмор)

В процессе решения  главной задачи (см. курсив) воспитание сознательной дисциплины и нравственное воспитание уже естественно формируется в нужном направлении.

Дружеские отношения, желание помочь другому, совместные переживания, радость успеха – где, как ни в игре могут формироваться такие качества. Интеллектуальная игра не только занимает, развивает познавательную активность, но и воспитывает, и сплачивает коллектив. Это интересная форма внеклассной работы.  Совместно с учителем нашей школы Логиновой И.Л. я разработала интеллектуальные игры на основе телепередач –  «Поле чудес», « Своя игра», « Устами младенца». Материалы были опубликованы в журнале «Начальная школа».

Во внеклассной работе с детьми использую также проектную деятельность.         Интересным оказался проект «Санкт-Петербург» Весь класс был разбит на малые группы.  Ребята вместе с родителями по своим индивидуальным маршрутам путешествовали по городу, вооружась картами. Изучив свой уголок Питера, ученики рассказали всем о своём путешествии в форме  презентаций. Проект «Жизнь замечательных детей» помог ребятам больше узнать о детстве выдающихся людей: государственных деятелей, писателей, поэтов, учёных, космонавтов.

Ни один год создаю со своими детьми коллективные работы. Это прежде всего развитие творческих способностей каждого, что в свою очередь пробуждает инициативу и самостоятельность, умение взаимодействовать, осознание собственной значимости и гордости за полученный результат, чтобы  потом сказать не “Какой Я молодец!”, а “Какие МЫ молодцы!” Успешным завершением наших проектов стали такие  работы как “Ночной город”, “Вот моя деревня”, “Санкт-Петербург”, “Аквариум”, “Бабочки”, “Улыбка”, “Осень”.

Перед Новым годом мы работали над проектом “ Пусть мои родители в Новом  году…”, где ребята написали и оформили пожелания своим родителям. Всем эта работа очень понравилась. Родители узнали не только о том, что тревожит  детей в семье  (“чтобы не ссорились”, “чтобы любили друг друга”, “чтобы мы чаще были вместе”), но и узнали о том, что их дети внимательные, заботливые,  (“чтобы гордились мной”, “чтобы не болели”).

На одном из внеклассных мероприятий, где шёл разговор о том, насколько важно дарить людям тепло и доброту, ученики выполнили коллективную работу «Чтобы ни случилось… (улыбайся)», которая явилась итогом важного разговора о правильном общении.

Одной из форм внеклассной работы являются экскурсии. Я тоже совершаю с детьми различные поездки. Заинтересовать детей становится всё сложнее. Ищу креативные экскурсии. Обязательно выбираю те объекты, где дети не только пополняют свои знания, но и учатся общению, доброте, сочувствию, взаимодействию, умению уступать друг другу. Например, экскурсия в Елагиноостровский  дворец « В гости к императрице Марии Фёдоровне» с балом, посещение мультимедийного центра « Вселенная воды» в музее «Мир воды». Поездка в пригород Пушкина в центр реабилитации «Дар», где находятся травмированные от жестокого обращения лошади, согрела всем душу, вызвала сострадание, желание помочь животным, пробудила хорошие чувства. Дети видели, как преданно любят и жалеют своих питомцев их друзья. Ребята  привезли морковку и яблоки для лошадей, пополнили выставку рисунков в этом центре, узнали много интересного.

Итак, представленные мною формы деятельности, а также каждодневная работа в соответствии с моей педагогической позицией помогают строить нормальные отношения между учениками в  классе. Дети меньше нервничают, отсутствует негативное отношение к школе и страхи, дети меньше болеют, сохраняется их физическое и психологическое здоровье, что даёт полноту и радость жизни, ощущение душевного комфорта 

В этом году “мои дети” учатся в 5 классе. Их отмечают учителя, они хотят учиться, трудиться, с ними приятно общаться, они дружные, доброжелательные, вопрос о дисциплине не стоит. Думаю, это не случайно. Считаю этот результат  главным своим достижением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы классного руководителя

Систематизированный материал о работе классного руководителя 1 класс.Выступление на конкурсе "Самый "классный " классный"...

Опыт работы по теме "Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников"

Для ребенка естественно то, что в процессе обучения и воспитания он развивается, становится тем, кем он есть. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность учителя обречена...

Опыт использования компьютерных технологий в работе классного руководителя

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновацио...

Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".

Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...

Опыт работы классного руководителя начальных классов

Представлен опыт работы классного руководителя начальных классов по теме :"Роль классного руководителя в становлении коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...

Школа молодого педагога. Родительское собрание «Опыт работы классного руководителя с родителями первоклассников»

Одним из важнейших направлений в деятельности классного руководителя  является работа с семьёй,   в которой ребёнок живёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассма...

Опыт работы классного руководителя

Из опыта работы классного руководителя...