Авторская программа "Наши руки не для скуки"
рабочая программа на тему
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Авторская программа «Наши руки не для скуки» направлена на воспитанников ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония» и рассчитана на возрастную категорию детей: старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
С помощью данной программы происходит развитие творческих способностей учащихся – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2016_god.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Выполнила: Жирякова И.Ю.
Тольятти 2016 г
Аннотация
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Авторская программа «Наши руки не для скуки» направлена на воспитанников ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония» и рассчитана на возрастную категорию детей: старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
С помощью данной программы происходит развитие творческих способностей учащихся – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе
Введение
Творчество — особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.
(С. Моэм)
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в нашем учреждении является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Этому я хочу научить детей своей группы. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления работ у ребенка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы воспитанник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у детей.
Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности ребенка, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Поэтому появилось необходимость обучения детей художественному труду индивидуально, то есть написание данной программы и воспроизведение её через кружок « Наши руки не для скуки».
В работе кружка необходимо поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
Еще одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию воспитанников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Для занятий в кружке использовались различные материалы: вата, крупы, поролон, СД диски, ватные диски, салфетки и т.д.
Данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в СРЦН «Гармония», так как помогает процессу воспитания, развития и комплексной реабилитации воспитанников. Данная рабочая программа будет реализована в кружке «Наши руки не для скуки». Срок реализации данной рабочей программы – 6 месяцев. Занятия проводятся 2 раза. Содержание рассчитано на детей от 6 до 9 лет.
Цель:
- Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей;
- Помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Задачи кружка:
- Развить художественно-творческие способности дошкольников посредством изобразительной деятельности;
- Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники;
- Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
- Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер;
- Приучить к терпению и упорству.
Форма проведения занятий.
Индивидуальная, групповая, коллективная.
Формы организации работы воспитанников:
- Изготовление поделок к праздникам (подарки);
- Проведение выставок работ учащихся;
- Участие в городских и областных выставках и конкурсах.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате обучения, по данной программе учащиеся·научатся различным приемам работы с различным материалом (бумага, картон, пластилин, бросовый и природный материал);
- будут создавать композиции;
- будут знать основные геометрические понятия;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности, фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Методическое обеспечение программы.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
- обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
- занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Изучая приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех несовершеннолетних рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы. Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе – в ходе игры, на втором этапе – в ходе проведения выставок, на третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству. Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает воспитанникам навыки совместной работы. Для поддержания постоянного интереса ребят к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
Этапы освоения трудового навыка.
Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов. На первом этапе воспитанник отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется несовершеннолетним с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия имеющимися представлениями о действии. На следующем этапе обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям. Далее знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский.
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, и т. д );
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
Методы проведения занятия:
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ презентаций, иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Дидактический материал: шаблоны, плакаты, картины, фотографии, методическая литература, раздаточный материал, презентации, методические разработки, кроссворды,
Материально-техническое обеспечение программы.
Оборудование:
Группа, соответствующая санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы.
Материалы:
Бумага для принтера, цветная бумага, картон, нитки, пуговицы, краски, шерстяные нитки и др.
Инструменты:
Простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, зубочистки, клей ПВА , иглы, ножницы, пинцет, копировальная бумага.
Содержание программы
Программа « Наши руки не для скуки» разработана с учетом возрастных особенностей для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия проводятся воспитателем в течение шести месяцев. Продолжительность занятия 30 минут.
Большое значение имеет размещение детей в комнате. Дошкольников лучше всего рассаживать «парашютиком», то есть полукругом-куполом, воспитатель при этом находится на некотором расстоянии от купола.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц |
Сенябрь | 1. Требования к поведению воспитанников во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Беседа по охране труда. Соблюдение правил по ТБ. 2. Поделки из природного материала (Кораблик) | 1 (1-ая неделя) 1 (3-ая неделя) | 1 1 Итого:2 |
Октябрь | 1. Поделки из ватных дисков. 2.Аппликация из крупы. | 1 (1-ая неделя) 1 (3-ая неделя) | 1 1 Итого:2 |
Ноябрь | 1. Поделки из пуговиц 2. Каллы ко Дню матери | 1 (1-ая неделя) 1 (3-ая неделя) | 1 1 Итого:2 |
Декабрь | 1. Аппликация из ваты (символ года) 2. Дом деда мороза из ватных палочек | 1 (1-ая неделя) 1 (3-ая неделя) | 1 1 Итого:2 |
Январь | 1. Ангелы счастья(нетрадиционная техника рисования). 2. .Аппликауия из макарон (кофта). | 1 (1-ая неделя) 1 (3-ая неделя) | 1 1 Итого:2 |
Февраль | 1. Поделки из трубочек. Подарок для папы. 2. Пластилинография «Корзина с цветами» Итоговое занятие. | 1 (1-ая неделя) 1 (3-ая неделя) | 1 1 Итого:2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Умелые руки, не знают скуки"
Эстетические отношения человека к миру охватывают все, с чем ему приходится соприкасаться: явления природы, предметы быта, произведения искусства, человеческие поступки и т.д. У детей и молодежи...
"Умелые руки не знают скуки". Творческая лаборатория
Творческий проект...
Наши руки не для скуки...
Наши руки не для скуки…Занимаясь с ребенком ручным трудом мы помогаем ему активно и всесторонне развиваться. Ручной труд - это необыкновенное средство в развитии маленького человека. Поэтому труд зани...
Рабочая образовательная программа "Умелые руки не знают скуки"
Программа рассчитана на детей от 11-15 лет. Развивает творчество, фантазию, воображение....
Тема: Обобщение к разделу «Наши руки не для скуки».
Индивидуальное занятие по предмету «Чтение» с обучающимся с ДЦП2 класс. И/о.Тема: Обобщение к разделу «Наши руки не для скуки».Урок обобщения изученного материала....
Внеклассное мероприятие "Умелые руки не знают скуки".
Поддержание интереса к предмету,совершенствование умений работать....
- Мне нравится (1)