Рабочая образовательная программа "Умелые руки не знают скуки"
рабочая программа (4 класс) на тему

Базарова Светлана Владимировна

Программа рассчитана на детей от 11-15 лет. Развивает творчество, фантазию, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_obrazovatelnaya_programma.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ  для  детей сирот и  детей, оставшихся  без попечения  родителей-

Крестовогородищенская  специальная (коррекционная) школа-интернат  для детей

с ограниченными  возможностями  здоровья  «Алый парус»

        Утверждаю                                                              

                                                                                                          директор школы-интерната                                                                                                      

               _______  Р.Н.Соколова              ________  Р.Н.Соколова

 

Образовательная программа

программа дополнительного образования

«Умелые руки не знают скуки»

        (68 часов)

 

.

Пояснительная записка

 В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала, сохранения здоровья. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Умелые руки не знают скуки» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, фольгой и фантиками, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами будем  начинать с более простых поделок. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

 научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги,  фольги и фантиков,

Задачи программы

Обучающие:

закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

обучение умению планирования своей работы;

обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

развитие образного мышления и воображения;

создание условий к саморазвитию учащихся;

развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

воспитание уважения к труду и людям труда;

формирование чувства коллективизма;

воспитание аккуратности;

экологическое воспитание;

развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – дети  воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки воспитанников

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами дети могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что воспитанники  получат следующие основные знания и умения:                         -умение планировать порядок рабочих операций;                                                                                                                                                        -умение постоянно контролировать свою работу;                                                                  -умение пользоваться простейшими инструментами;                                                                       -знание видов и свойств материала;                                                                                       -овладение приемами изготовления несложных поделок;                                                       -расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседованя воспитанников в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе воспитанники:

– научатся различным приемам работы с бумагой,  фольгой, фантиками;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе, – в школе

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья воспитанников. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 года.

Режим занятий: 2 раза в неделю: вторник 17.00-18.00ч., четверг 17.00-18.00ч.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Колич. часов

теоретическ

практическ

Дата

1.

Знакомство. Беседа о видах декоративно-прикладного творчества.

1

1

03.09.15.

2.

Вводный инструктаж. Правила безопасности на занятиях. Содержание рабочего места.

1

1

08.09.15.

3.

Материал-фольга, свойства и назначение. Приёмы работы с фольгой.

1

1

10.09.15.

4.

Изготовление поделки «Паук»

2

1

1

15.09.15

17.09.15.

5.

Изготовление поделки    «Бабочка»

2

1

1

22.09.15.

24.09.15.

6.

Изготовление поделки              «Рыбка»

         2

1

1

29.09.15

  01.10.15.

7.

Изготовление поделки   «Лебеди «

2

1

1

06.10.15.

08.10.15.

8.

Изготовление поделки    «Солнышко»

2

1

1

13.10.15

15.10.15.

9.

Изготовление поделки    «Сказочный цветок»

2

1

1

20.10.15.

22.10.15.

10.

Изготовление поделки    «Анютины глазки»

2

1

1

27.10.15.

29.10.15.

11.

Изготовление поделки    «Лилия»

2

1

1

03.11.15.

05.11.15.

12.

Изготовление поделки    «Ландыш»

2

1

1

10.11.15.

12.11.15.

13.

Изготовление поделки    «Роза»

2

1

1

17.11.15.

19.11.15.

14.

Изготовление поделки    «Букет»

2

1

1

26.11.15.  24.11.15.

15.

Изготовление поделки    «Виноград»

2

1

1

01.12.15.

03.12.15.

16.

Изготовление  новогодних украшений   « Шар, веночек, звезда»

6

1

5

08.12.15.

10.12.15.   15.12.15.   17.12.15.   22.12.15.  24.12.15.

17.

Знакомство с техникой ажурного вырезания.

1

1

12.01.16.

18.

Вводный инструктаж. Правила безопасности на занятиях.

1

1

14.01.16.

19.

Вырезание «Рыбка»

2

1

1

19.01.16.    21.01.16.

20.

Вырезание «Бабочка»

2

1

1

26.01.16.   28.01.16.

21.

Вырезание «Котёнок»

2

1

1

02.02.16.   04.02.16.

22.

Вырезание «Сердечко»

2

1

1

09.02.16.    11.02.16.

23.

Вырезание «Утёнок»

2

1

1

16.02.16.   18.02.16.

24.

Вырезание  «Цветок- роза»

2

1

1

23.02.16.    25.02.16.

25.

Изготовление открытки к 8 марта

2

1

1

01.03.16.    03.03.16.

26.

Вырезание «Ваза с цветами»

2

1

1

08.03.16.  10.03.16.

27.

Вырезание «Весенняя открытка»

2

1

1

15.03.16.   17.03.16.

28.

Вырезание «Медвежонок»

2

1

1

 22.03.16.  24.03.16.

29.

Вырезание «Пасхальное яйцо»

2

1

1

05.04.16.       07.04.16.

30.

Вырезание «Зайчонок»

2

1

1

12.04 16.  14.04.16.

31.

Вырезание «Львёнок»

2

1

1

19.04.16.       21.04.16.

32.

Изготовление поделок из бумаги    «Цветы»

2

1

1

26.04.16.

28.04.16.

33.

Изготовление поделки из пластиковых ложек    

2

1

1

03.05.16.  05.05.16.

34.

Изготовление поделки из пластиковых бутылок    «

2

1

1

10.05.16.

12.05.16.

35.

Заключительное занятие. Выставка работ

1

1

17.05.16.

ИТОГО:

68

34

34

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки, не знают скуки"

Эстетические отношения человека к миру охватывают все, с чем ему приходится соприкасаться: явления природы, предметы быта, произведения искусства, человеческие поступки и т.д. У детей и молодежи...

Наши руки не для скуки...

Наши руки не для скуки…Занимаясь с ребенком ручным трудом мы помогаем ему активно и всесторонне развиваться. Ручной труд - это необыкновенное средство в развитии маленького человека. Поэтому труд зани...

Внеклассное мероприятие "Умелые руки не знают скуки".

Поддержание интереса к предмету,совершенствование умений работать....

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Умелые руки не знают скуки

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Умелые руки не знают скуки" для группы продленного дня дл детей с тяжелыми нарушениями речи....

Классный час "Умелые руки не знают скуки"

Классный час с презентацией для учащихся начальных классов на тему "Умелые руки не знают скуки"....