Рабочая программа "Готовим руку к письму"
рабочая программа
Программа «Готовим руку к письму» – это первые шаги в изучении учебного материала по обучению грамоте. Данная программа позволяет формировать у обучающихся общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovim_ruku_k_pismu.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по обучению грамоте
«Готовим руку к письму »
Составитель: Калмыкова Н.В.,
учитель начальных классов
2021г
Структура программы
1. Пояснительная записка программы | 3 |
2. Цели и задачи программы | 7 |
3. Учебный план программы | 8 |
4. Содержание учебного плана программы | 8-9 |
5. Календарный учебный график программы | 9-13 |
6. Планирование результата освоение образовательной программы | 13-14 |
7. Оценочные материалы программы | 14-15 |
8. Формы, методы, приемы и педагогическая технология | 15-16 |
9. Методическое обеспечение программы | 16-17 |
10. Материальное техническое оснащение программы | 17 |
11. Список используемой литературы | 17 |
Приложение 1. Диагностический материал к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе | 18-32 |
1.Пояснительная записка
Программа «Готовим руку к письму» – это первые шаги в изучении учебного материала по обучению грамоте. Данная программа позволяет формировать у обучающихся общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Программа способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности.
Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы:
-Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
-Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. № 09-3242;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03. 09 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»;
-СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства образования республики Мордовия от 04. 03 2019 г. № 211 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в республике Мордовия»;
-Устав ГБОДОРМ «РЦДОД»;
-Локальный акт ГБОДОРМ «РЦДОД» «Положение о разработке, порядке утверждения реализации и корректировки общеобразовательных программ.
Программа по письму для подготовки к обучению будущих первоклассников в «Малышкиной школе» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В. «Готовим руку к письму у дошкольников»
Направленность программы – социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопление нравственного и практического опыта.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Новизна программы состоит в том, что она существенно расширяет возможности школьного обучения грамоте.
Педагогическая целесообразность программы
Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.
Отличительной особенностью данной образовательной программы являются специальные обучающие игры, в процессе которых используются основные методы обучения: наглядный, словесный, проблемно – поисковый, метод практических заданий.
Для того чтобы переключить активность детей, не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся ритмические физкультминутки, для которых используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно – моторной координации.
Возраст детей, участников программы и их психологические особенности
Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Объём и сроки освоения программы
Срок реализации программы – 25 недель. Продолжительность всей программы -25 часов.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры. Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Групповые занятия, с одной стороны, позволяют в игровой форме, при соблюдении различных игровых правил, подавать самый разнообразный материал, а с другой стороны, готовят ребенка к восприятию традиционных школьных форм подачи информации в системе «педагог - обучающийся». Игровые методики создают для детей младшего школьного возраста обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой и постепенно перерастает в устойчивый познавательный интерес.
Парное взаимодействие способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков (умение договариваться, уступать, выслушивать другого; понятно и убедительно излагать свои пожелания и требования; совместно решать проблемы; радоваться достижениям другого ребенка и т.д.), а с другой стороны, закреплению знаний, умений и навыков, полученных при групповой форме обучения.
Индивидуальные занятия предусмотрены как для детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, так и для детей, опережающих своих сверстников. Оказание каждому ребенку эмоциональной поддержки обеспечивает ситуацию успеха, способствующую формированию устойчивой мотивации к обучению и общению в коллективе.
Используются различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей. Согласно учебному плану МОУ «Ялгинская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Готовим руку к письму» в «Малышкиной школе » отводятся 30минут (1раз в неделю)
2. Цели и задачи программы
Цель программы - создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе.
Задачи: Обучающие:
-формирование учебной мотивации;
-формирование ценностных установок и ориентаций;
-формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
-формирование навыка самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Развивающие:
-развитие творческой активности;
-развитие эмоционально-волевой сферы;
-развитие координации движений пальцев и кистей рук;
-развитие творческих способностей, мышления, произвольного внимания, самоконтроля развитие личностных качеств
-сохранение и укрепление здоровья;
Воспитательные:
-формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах
-развитие коммуникативных способностей и социальных навыков.
3.Учебный план программы
№ п/п | Название курса, модуля, раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Модуль обучения | 12ч. | 13ч. | 25ч. |
4.Содержание учебного плана программы
«Обучение грамоте», «Письмо»
1.Пальчиковая гимнастика.
2.Ознакомление с рабочей тетрадью. Правила посадки при письме.
Правильно держать карандаш или ручку.
3.Ориентирование на плоскости. Штриховка в разных направлениях
Взаимное расположение предметов: наверху, внизу, (выше, ниже); слева, справа (левее, правее); перед, за, между, рядом, ориентирование на листе бумаги.
4.Форма и цвет предметов. Работа с ножницами.
5.Обведение по контуру знакомых фигур. Ознакомление с правилами штриховки.
6.Раскрашивание, рисование узоров и воспроизведение графических узоров по клеточкам, обведение контуров.
7.Проведение линии по середине дорожки, дорисовывание картинки и раскрашивание её, соединение линии по пунктирам.
Обведение рисунка по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
8. Рисование внутри больших фигур постепенно уменьшающиеся фигуры.
Рисование по клеточкам точно такого же рисунка.
Рисование второй половинки картинки.
9.Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.
5.Календарный учебный график программы
№ | Дата проведения | Форма проведения | Количество часов | Тема занятия | Форма контроля | ||||
1 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй карандаш) Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
2 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги (Здравствуй карандаш) | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
3 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Рисуем вертикальные линии. (Веселый дождик) Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
4 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Регулируем нажим на карандаш. (Дождик тише, дождик громче.) Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, внизу) Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
5 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Вырезаем ножницами. (Аппликации Дом для трех поросят) Развивать у детей мелкую моторику рук, умение пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение ориентироваться на листе бумаги | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
6 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Рисуем вертикальные линии. (Строим забор) Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от друга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
7 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Регулируем нажим на карандаш (Разукрашиваем забор) Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
8 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Раскрашиваем рисунок (Цыплята гуляют на лужайке) Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
9 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Горизонтальные линии (Учимся рисовать дорожку) Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
10 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Горизонтальные линии (Дорожки для автомобилей) Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
11 | 1 | Пальчиковая гимнастика. | |||||||
Пунктирные линии (Чудесный платочек) Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||||
12 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Пунктирные линии (Украсим платочек) Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
13 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии ( Расчески для куклы) Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
14 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Штриховка горизонтальными линиями (Учимся штриховать) Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
15 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Штриховка вертикальными линиями (Учимся штриховать) Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
16 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Штриховка наклонными линиями (Учимся штриховать) Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
17 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Рисование по точкам (Учимся рисовать по точкам) Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
18 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Волнистая линия (Волны большие, волны маленькие) Учить рисовать волнистую линию, слева на право. Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
19 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Волнистая линия (Волны большие, волны маленькие) Закрепить умения рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
20 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Вырезание ножницами (Резные снежинки) Формировать умение вырезать по заданнымлиниям, развивать зрительно-моторную • координацию, двигательную активность пальцев | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
21 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Дорисование (Путешествие божий коровки) Закрепить понятие пространственных ориентации: с право на лево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
22 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Рисование по точкам (Чудная картина) Продолжать совершенствовать умение детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительно-моторную координацию. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
23 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Штриховка (Вот как мы умеем штриховать) Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
24 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Рисование по замыслу (Вот как мы умеем рисовать) Закрепить умение детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право. | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ | ||||||
25 | 1 | Пальчиковая гимнастика. Рисование по замыслу (Вот как мы умеем рисовать (продолжение) | Беседа, опрос детей. Анализ выполненных работ |
6.Планирование результата освоение образовательной программы
Ребенок научится:
-правильной посадке при письме,
-правильно располагать тетрадь на парте во время письма,
- уметь держать шариковую ручку,
- передвигать руку слева направо по линии письма;
- обводить предметы и фигуры;
-штриховать и раскрашивать их в разных направлениях,
- рисовать одной непрерывной линией;
- писать параллельные, вертикальные. горизонтальные и наклонные линии;
- писать полуовалы с разными направлениями движениями;
- писать овалы и круги;
- печатать элементы букв;
- писать элементы письменных букв, находить элементы букв в предметной картинке;
- копировать образцы с элементами букв;
- проводить анализ графических образцов букв.
- штриховать в разных направлениях;
- письму элементов букв.
Ребенок получит возможность научиться:
- соблюдать элементарные гигиенические правила письма,
- ориентироваться на странице тетради,
- перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.,
- выполнять различные виды штриховок,
- контролировать и оценивать свою деятельность.
7.Оценочные материалы программы
Аттестация обучающихся проводится согласно локального акта «Положение об аттестации обучающихся детских творческих объединений ГБОДОРМ «РЦДОД» и осуществляется в следующих формах: опрос, тестирование.
Анализ полученных результатов позволяет педагогу подобрать необходимые способы оказания помощи отдельным детям и разработать адекватные задания и методики обучения и воспитания.
Критерии оценки усвоения программного материала
Критерии | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Интерес | Работает только под контролем, в любой момент может бросить начатое дело | Работает с ошибками, но дело до конца доводит самостоятельно | Работает с интересом, ровно, систематически, самостоятельно |
Знания и умения | До 50 % усвоения данного материала | От 50-70% усвоения материала | От 70-100% возможный (достижимый) уровень знаний и умений |
Активность | Работает по алгоритму, предложенному педагогом | При выборе объекта труда советуется с педагогом | Самостоятельный выбор объекта труда |
8.Формы обучения, методы, приемы, педагогические технологии
Формы занятий: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный), анализ контрольного задания, собеседование (групповое, индивидуальное), самостоятельно выполненная работа.
Методы и приемы организации образовательного процесса:
Метод: -научности; -доступности (обучающимся); -результативности; -воспроизводимости (другими педагогами); -эффективности.
Приём: -приёмы работы с текстовыми источниками информации;
-приёмы работы с иллюстративными материалами; -игровые приёмы;
-вербальные приёмы обучения.
Педагогические технологии:
-здоровьесберегающие (направлены на максимальное укрепление здоровья обучающихся);
-личностно-ориентированные (в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях);
-игровые (обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта);
-технологии коллективной творческой деятельности (предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию);
-коммуникативные (обучение на основе общения. Участники обучения - педагог - ребенок. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии).
9.Методическое обеспечение программы
Учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература (см. список литературы).
Дидактические материалы: -наглядные пособия , - рабочие тетради,
- раздаточный и счетный материал, - развивающие игры,
Информационное обеспечение программы: аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
10. Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.
- классная магнитная доска,- компьютер,- экран,- проектор,-принтер,- сканер
11. Список литературы
1.Авторская программа Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В. «Готовим руку к письму у дошкольников».
2. Тетради на печатной основе «Готовим руку к письму» для детей (6-7лет), ЗАО «РОСМЭН», 2008г
3. «Занимательное Азбуковедение», В.Волина, М, Просвещение, 1991г
4. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.С. Анищенкова, Издательство «АСТ»,2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по курсу "Подготовка руки к письму" (для детей дошкольного возраста)
Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста по подготовке руки к письму. На занятиях ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штри...
Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.
Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...
Упражнения для подготовки руки к письму.
Упражнения для подготовки руки к письму....
Упражнения для подготовки руки к письму.
Упражнения для подготовки руки к письму....
Рабочая програма по подготовке детей к школе «От слова к букве. Готовим руку к письму»
Рабочая программа, тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Подготовка руки к письму»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Подготовка руки к письму»для детей 6-7 лет...