«Моя педагогическая философия»
статья по теме
Размышления о смыслах педагогического труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моя педагогическая философия»
Автор: Полковниченко Елена Михайловна,
учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 23, г. Таганрог
«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,
а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,
что он есть, должен быть и не может быть иным».
Лев Толстой
Мир полон тайн, чудес, загадок,
Которых не дано понять.
Над ними голову ломаем,
Хотим постичь, хотим понять.
А как рождается учитель?
«Сия есть тайна велика».
Да, тайна, таинство большое,
Это загадка на века.
Быть может, звёзды так сложились?
Незримый ход небесных тел?
Или в начале мирозданья
Так высший разум повелел?
Я утверждать могу одно лишь:
Случайностям не место здесь.
«Призвание» – не просто слово,
В нем глубина большая есть.
Кто призван, должен понимать,
Что в жизни он – не просто зритель,
Он должен действовать, не ждать…
И вот рождается Учитель…
Я – Учитель. Я никогда не представляла себя вне именно этой профессии. Мама, всю жизнь проработавшая в школе учителем русского языка и литературы, ее подруги – учителя математики, немецкого языка, географии, родственники – учителя – химии, биологии, физкультуры – все пророчили мне успешное педагогическое будущее. Все верили в то, что я смогу продолжить их дело и гордо пронесу по жизни звание Учителя.
И отправляясь в трудную, но восхитительную дорогу навстречу детской душе, я взяла с собой ответственность древних греков, кропотливость и эрудицию средневековых схоластов, гуманизм педагогов Ренессанса, бесконечную веру в человеческие возможности учителей нового времени.
Все начинается с Азбуки. Из каких азов складывается моя педагогическая философия?
Дорога знаний… Море знаний…
Так нелегко по ним идти
И в этом плаванье великом
Не капитан, а лоцман ты,
Тогда с учениками вместе
Вы покорите океан,
Открытий массу совершите,
Придёте к свету сквозь туман.
Несомненно, учитель - это человек, который много знает. И не просто знает – умеет пользоваться своими званиями и вести за собой учеников, давая им возможность вместе с собой, а иногда и опережая себя, делать удивительные открытия. Мне давно известно: знание мы должны открыть вместе, тогда оно будет НАШИМ. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить», - сказал А. Дистервег. Именно в этом заключается суть деятельностного метода обучения. Не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Главное в этом методе - сотрудничество. Я могу порой признаться своим ученикам в том, что чего-то не знаю. Дам им возможность поучаствовать в процессе своего собственного образования и услышу: «А помните, вы говорили, что не можете дать ответ на этот вопрос? Я смог на него ответить!» И испытаю чувство гордости, потому что как сказал Элберт Г. Хаббард: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». А значит, моя цель была достигнута.
Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.
За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Постичь величие России
И всей душой её любить –
Таким вещам – простым и важным –
Учитель должен научить.
Народ России и природа,
История страны большой,
Десятки языков, обычаев
И город Таганрог родной –
Всё важно, всё так сердцу дорого,
Есть чем гордиться нам с тобой.
Пусть дети это тоже чувствуют,
Ведь чувства здесь сильнее слов.
Как воспитатель, я стремлюсь сформировать у детей культуру достоинства, вырастить у учеников способность и потребность к творчеству, в первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя. И поэтому я стараюсь помочь каждому ребенку увидеть себя, открыть новые качества, а может, и удивиться. Не это ли удивление первооткрывателя станет основой любви к родному краю, из которого вырастет любовь к Отчизне? А может красота природы Алтайского края или мудрость татарской сказки, душевный напев украинки или зажигательный танец горца, натолкнет его на мысль о том, что нужно думать не только о своих радостях, когда живешь среди людей. Мои ученики – представители разных национальностей. И порой из-за низкого уровня развития общей культуры они могут стать жертвой националистических настроений. Сегодня миротворческая деятельность учителя может стать спасением. Я выбираю педагогику гражданского мира и национального согласия.
Джанни Родари говорил, что «педагогический процесс не должен протекать угрюмо», поэтому я знаю – мои ученики должны учиться без страха, и я прилагаю все усилия к тому, чтобы так и было. Только человек доброжелательный, способный поддержать положительный эмоциональный фон урока, снять по возможности все стрессообразующие факторы учебного процесса может по праву называть себя Учителем.
Улыбка светлая так много в жизни значит,
Улыбка учителя – важней в сотни раз.
На всех детских лицах она отразится,
Добром, теплом, радостью засветится класс.
Я часто вижу улыбки на лицах своих учеников и понимаю, что это наша победа над угрюмостью! Мое стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям, несомненно, будет принято всем коллективом, создаст в нем атмосферу взаимоподдержки, взаимопонимания. Ведь только в таких условиях ученик поверит в то, что он кладезь возможностей, поверит в себя, в свои силы, сможет получать удовольствие и радость от результатов своего труда. «Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет, и включить в содержание своих общений с ним его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать ее соучастником» (Амонашвили Ш.А.).
Мои дети не просто учатся чему-то, они постоянно что-то изобретают, творят. А это и меня заставляет все время двигаться вперед. Искать, пробовать, осваивать, использовать.
Самое страшное в нашей профессии –
Застыть, быть спокойным, довольным собой.
Учитель – в движении, в саморазвитии,
Не ищет дороги комфортной, простой…
Порой кажется, что вот он – твой «золотой ключик» - верный выбор УМК «Школа 2100», удачно включенный в работу метод проектов, неожиданная находка путеводной нити, объединяющей разные области знания, применение информационных компьютерных технологий на уроке. Но однажды в нашем стремительно развивающемся мире находишь дверь, к которой твой универсальный ключик не подходит. И снова отправляешься в путь, открывая для себя все новые и новые истины. «Идти вперед - значит потерять душевный покой, остаться на месте - значит потерять себя. В самом высоком смысле движение вперед означает постижение себя», - сказал Серен Кьеркегор – и не в этих ли словах заключен смысл столь значимой на сегодняшнем этапе развития общества идеи саморазвития и самосовершенствования?
Но как бы ни был талантлив педагог, один он не в состоянии обеспечить полноценное развитие личности ребенка. «Наш воспитатель - наша действительность». (Максим Горький). Л.С. Выготский 70 лет тому назад сказал: «Воспитывать – значит организовать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети». Разве можно организовать жизнь ребенка без участия его самых близких людей – его родителей?
Ребенка воспитать непросто,
Здесь без союзников нельзя.
А кто они – единомышленники?
Ответ простой – это семья.
Часто задумываюсь, всегда ли я действую верно, смогла ли разобраться в ситуации, сумела ли понять ребенка. Пытаюсь посмотреть на происшедшее глазами родителей. Искренней любовью к ребенку завоевываю их доверие, а значит право учить и воспитывать детей. Только в сотрудничестве с семьей я вижу успех достижения главной цели воспитания и обучения.
Прописные истины, азы моей педагогической философии. Как свет путеводной звезды озаряют они мой путь на извилистой и запутанной дорожке познания.
Пусть всё получится не сразу –
Не отступай и верь в себя.
Успех сопутствует настойчивым,
Кто не сдаётся никогда.
Так каменотес 10 раз ударяет по каменной глыбе, без каких бы то ни было видимых результатов. И вдруг, после одного из ударов огромная глыба раскалывается. Ясно, что сокрушил ее не этот удар, а вся совокупность предыдущих, создавших микротрещины. Так и в жизни – успех рождается целенаправленной настойчивостью. В чем заключается для меня секрет успеха учителя? Наверное, в особенности отношения к окружающему миру и к самому себе. Вера в свое призвание как в основное дело своей жизни и умение отдаваться ему в полной мере. Стремление к сотрудничеству с учениками, родителями, коллегами. Способность ценить образование и науку. Уважение к людям. Умение сохранять оптимизм при неудачах, извлекая опыт из своих промахов.
Но самый главный мой секрет – это умение видеть в своем ученике личность и принимать его таким, какой он есть на самом деле. Проще говоря, все обучение и воспитание может строиться только на любви к детям.
Из века в век, за годом год ,
Стремясь в работе к творческим свершеньям
Учитель свое сердце отдает
Без пафоса, без слез и сожаленья.
И через время вижу часто я
Своих детей, что тихо стали старше.
Сама за все благодарю творца,
И двигаюсь в работе дальше, дальше, дальше…
Один человек, проработавший сорок семь лет репортёром и литературным редактором, однажды позвонил в местный Комитет по образованию и, рассказав о своём многолетнем опыте в газетном бизнесе, сказал, что хотел бы участвовать в местной программе по искоренению безграмотности.
Последовала длинная пауза. Затем на другом конце провода кто-то спросил:
— Замечательно. Скажите, вы хотели бы учить или учиться?
«Конечно же, учить!» - не задумываясь, ответила бы на вопрос этой притчи юная выпускница педагогического ВУЗа, счастливо сжимая указку в руке. Тогда, 19 лет назад она стояла у школьной доски, твердо уверенная в том, что знает ответ на вопрос, чему и как будет учить своих будущих учеников.
Сейчас она ответит: «Учиться!» Потому что, на самом деле все еще ищет ответ на вопрос: «А чему же и как учить детей?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...