Основы работы учителя - тьютора.
статья по теме

Баландина Надежда Викторовна

Основы работы учителя тьютора  в информационно – образовательной среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_raboty_uchitelya_-_tyutora..doc103 КБ

Предварительный просмотр:

 «Основы работы учителя тьютора  в информационно – образовательной среде» на заседании секции «Научные основы развития образования» Международной научно - практической конференции «Актуальные проблемы развития профессионального образования» от 6 октября 2011 года.

Выступающий:  Баландина Н.В.

Доклад «Основы работы учителя тьютора  в информационно – образовательной среде» на заседании секции «Научные основы развития образования» Международной научно -практической конференции «Актуальные проблемы развития профессионального образования» от 6 октября 2011 года. Выступающий:  Баландина Н.В.

«Основы работы учителя тьютора  в информационно – образовательной среде».

Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие учителя осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. С распространением Интернета в школах развивается и потребность в доступе к нему среди учителей и учеников. Все больше учителей осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. Но сегодня ситуация значительно изменилась в сторону развития и теперь уже не всегда учителю достаточно простого выхода в Интернет. Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства. Создание такого пространства преследует две основные цели:

1. организацию доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения;

2. интеграцию внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий.

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна создать свою собственную модель информатизации и информационно-образовательную среду в информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования. Информационное пространство рассматривается как конструкция, выступающая в различных формах: физическое пространство совместной учебной деятельности учащихся, виртуальное пространство гипертекстов, иерархические системы пространства.

Одним из фундаментов обновления образования является информатизация всей сферы образования. Широкомасштабной программой информатизации Российского образования стала Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательно информационной среды (2001–2005 годы)», где наряду с созданием телекоммуникационной инфраструктуры конкретно разработано формирование информационно-технологической инфрастуктуры и системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования. Реализация Программы позволит разработать и внедрить в учебный процесс современные электронные средства поддержки и сопровождения образовательного процесса и осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения.

Сегодня уже появились доказавшие свою эффективность интеллектуальные инструменты и информационные технологии, которые поддерживают работу учителей, помогают оформлять, накапливать и развивать их педагогические находки. Быстро развиваются также технологии и инструменты учебной работы Интернета. Эти инструменты, как правило, включаются в комплекс средств формирования информационной среды образовательного учреждения, например: работа с базами данных учащихся, разработка учебных занятий и учебно-методических материалов, накопление и обработка материалов педагогического опыта, работа с коллекциями цифровых образовательных ресурсов и т. п.

Приведенные ниже в качестве примера образцы средств организации учебного процесса при внимательном рассмотрении дополнительных комментариев не требуют:

В нашей стране уже начало складываться производство цифровых образовательных ресурсов. Сотни наименований представлены сегодня на рынке, однако далеко не все они удовлетворяют потребностям школы. В проекте «Информатизация системы образования» (Проект направлен на создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе учреждений общего и начального профессионального образования) выделяются для разработки следующие типы образовательных ресурсов:

информационные источники для системы общего среднего и начального профессионального образования, объединяемые в предметные и тематические коллекции;

инструменты учебной деятельности;

информационные системы (средства) поддержки организации образовательного процесса;

учебно-методические материалы (комплексы), ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов.

К информационным источникам для системы образования, например, можно отнести текст стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд», а можно – учебный текст с анализом стихотворения и сам текст стихотворения. Или гипертекст, содержащий ссылки на стихотворение, портреты автора, биографию автора, критические статьи о его творчестве и т. д.

Проектом ИСО предполагается создание общедоступной коллекции цифровых информационных источников, содержащей свыше 75 тысяч объектов, по образовательным областям и предметам. В коллекцию войдут цифровые копии произведений искусства, художественных и научно-популярных фильмов, фото- и видеоизображения явлений природы, исторических событий и социальных явлений, тексты художественных произведений и научных работ, соответствующие школьной программе и расширяющие ее, интерактивные модели физических явлений и процессов, а также другие объекты. Будут созданы и межпредметные коллекции, в том числе коллекция карт, как в виде графических изображений, так и в виде объектов геоинформационной системы, коллекция цифровых изображений произведений культуры, коллекция изображений представителей растительного и животного мира (включая видеофрагменты поведения животных). Предполагается создание и аннотированного каталога образовательных ресурсов, входящих в коллекцию. Планируется также создание инновационных учебно-методических комплексов(ИУМК), полностью обеспечивающих потребности организации учебного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме). Инновационные комплексы будут построены на новых педагогических технологиях, на деятельностном подходе, формировании новых компетенций. Они ориентированы на новые формы представления учебного материала, организации педагогического процесса. Такие комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения.

Важным принципом создания ИУМК является их открытость, предусматривающая возможность:

• использования их ресурсов в материалах, создаваемых учителями и учащимися;

• создания с помощью инструментов УМК новых ресурсов, расширяющих данный УМК и связанных с ним (в частности, посредством ссылок);

• изменять и строить новые траектории представления материала;

• приоритетного использования открытых кодов и открытых стандартов хранения и описания данных.

Учебно-методический комплекс должен как минимум обеспечивать следующие формы использования цифровых ресурсов:

• использование на уроке (объяснение материала, лекция, выступление учащегося или дискуссия, закрепление, контроль знаний учащихся, самостоятельная работа одного учащегося или группы учащихся, анализ или построение моделей, тестирование, поиск необходимой информации);

• самостоятельное использование учеником вне урока (работа над домашним заданием, подготовка рефератов, самоконтроль и контроль знаний, построение моделей объектов и процессов, отработка технических навыков на тренажере);

• использование учителем на этапе подготовки к уроку (подбор материалов для последующего использования на уроке в цифровом виде, подбор заданий и их распечатка).

Для эффективного использования элементов коллекции необходима система инструментов учебной деятельности. Это программные продукты, предназначенные для создания, редактирования и компоновки текстовых и гипертекстовых документов, графических объектов, массивов числовых данных, изображений, звука и видео, а также различные виртуальные лаборатории, геоинформационные системы и т. п.

Однако даже тот опыт использования ИКТ, который мы имеем на сегодня, показывает, что собственно ресурсы ИКТ не могут обеспечить повышение эффективности обучения и качества образования, а процесс подготовки педагогов к использованию ИКТ традиционно носит единовременный и краткосрочный характер (педагоги повышают квалификацию один раз в пять лет). Создание же и поддержка инструментов, информационных технологий, баз данных и образовательных ресурсов в актуальном состоянии остается делом абсолютно бесполезным до тех пор, пока не будет обеспечена возможность их использования в любой момент времени со своего рабочего места всеми участниками учебного процесса. В этих условиях особое значение приобретает регулярная методическая поддержка педагогических кадров школы, обеспечение широкого доступа педагогов и учащихся к ресурсам ИКТ, организация инновационной деятельности педагогов, обмен опытом использования ИКТ в учебном процессе.

Кто же осуществит эту самую методическую поддержку? Кто будет мотивировать педкадры образовательного учреждения использовать в педагогической деятельности ИКТ? Кто, наконец, окажет им необходимую помощь в этом использовании? На наш взгляд – это тьютор по внедрению ИКТ в образовательную деятельность. Но где же взять такого тьютора, если он не предусмотрен штатным расписанием ни одного образовательного учреждения?

Мы не случайно задали эти вопросы, не случайно описали, что будет создано для учреждений образования в рамках реализации Программ РЕОИC и ИСО. Всего этого пока не существует в системе российского образования. Попробуем создать образ тьютора по внедрению ИКТ в образовательную деятельность на данном этапе развития информатизации, когда еще не созданы необходимые условия, а процесс уже «пошел» и набирает скорость.

1. Тьютор – это собирательный образ. Это инициативная группа продвинутых в области ИКТ учителей-общественников и методистов школы (заместитель директора, в чьи функциональные обязанности входит оказание методической помощи учителю), желающих и могущих оказать необходимую первую помощь своим коллегам в области использования ИКТ.

2. Это люди предприимчивые и творческие, самостоятельные и ответственные. Они способны видеть и решать проблемы как автономно, так и в группах, готовы и способны постоянно не только учиться новому, но и делиться приобретенными знаниями и опытом с коллегами. Они постоянно находят и применяют нужную информацию для себя и своих коллег (а в случае необходимости – учат этому) и т. д. и т. п.

3. Тьютор – это прежде всего консультант по вопросам системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в образовательнуюдеятельность;

4. Тьютор – это репетитор своих коллег, учителей-предметников, по закреплению навыков работы с программно-аппаратными средствами:

  1. оказывает содействие формированию единой информационной методической среды (как составной части ЕОИП ОУ), реализуемой с использованием ИКТ в виде программного комплекса инструментальных средств;
  2. осуществляет регулярную профессиональную консультационную поддержку педагогов и в области внедрения ИКТ;
  3. организует оказание помощи учителю-предметнику в содержательной эксплуатации комплекса программно-инструментальных средств;
  4. способствует расширению доступа педагогов и методистов учреждения образования к профессионально необходимой информации, в том числе к образовательным ресурсам в сети Интернет;
  5. организует удовлетворение индивидуальных профессиональных и образовательных потребностей отдельных педагогов ОУ;
  6. организует интернет-поддержку профессионального развития педагогов на основе освоения педагогических возможностей ИКТ всеми работниками школы, т. е. ведет своего рода «педагогический всеобуч» в области информационных технологий, направленный на формирование у учителей-предметников:

• представлений о современных информационно-коммуникационных технологиях, сферах их использования в информационной деятельности человека и возможностях их использования в образовании;

• устойчивых навыков использования ИКТ в их профессиональной деятельности;

• способности понимать организацию и устройство ИКТ-среды своего образовательного учреждения и эффективно использовать возможности этой среды в своей повседневной работе, в том числе во взаимодействии с учащимися, их родителями и общественностью;

• навыков проектной деятельности в применении к проектированию ИКТ-среды своего образовательного учреждения и отдельных направлений и мероприятий по ее использованию;

  1. обеспечивает информационную поддержку в сети Интернет методических образовательных услуг;
  2. налаживает методическую поддержку школьных методических групп, а также школьных проектных команд, которые обеспечат инфраструктурную поддержку процессов информатизации образования в школе;
  3. инициирует развитие новых форм методической активности и взаимодействия педагогических сообществ (задача – выявить и поддержать возникшие спонтанно инициативы в области формирования сетевых педагогических сообществ и профессионального развития педагогов за счет широкого использования средств Интернета, сделать их инструментом трансформации методической работы с учителями в школе). Осуществить перечисленную выше работу на общественных началах не сможет никто.

Поэтому мы и предлагаем создать творческую группу тьюторов. Инициировать создание и корректировать работу такой группы в школе может директор или его заместитель по ИКТ (эта должность уже начинает вводиться в образовательные учреждения).

В качестве оказания помощи приведем несколько примеров реализации отдельных компонентов деятельности тьютора. Многие из направлений деятельности тьютора можно реализовать только на основе коллективной творческой деятельности. Для этого необходимо создать добровольную команду единомышленников. Например, творческую группу по формированию общественной поддержки внедрения ИКТ в образовательную деятельность школы.

Цель: через деятельность группы донести до учителей основы работы с информационными и интернет технологиями, современными образовательными ресурсами, эффективные способы включения их в учебный процесс, а также возможности формирования собственных «образовательных коллекций».

Задачи:

• обучить педагогов коммуникации и работе в команде;

• повысить уровень методической помощи педагогам.

Содержание деятельности группы.

1. Тьютор:

• представляет (в качестве мотивации деятельности группы) педагогические возможности ИКТ и возможности использования их в конкретной школе;

• демонстрирует фрагменты использования в учебном процессе ИКТ, ресурсов Интернета, современных цифровых технологий, электронных образовательных ресурсов, накапливаемых в рамках ЕОИП данной школы.

2. Члены группы:

• принимают решение использовать имеющийся в школе комплекс программно-инструментальных средств в своей практике, разработать методическое сопровождение (памятки, алгоритмы, инструкции) по их использованию для учителей и детей;

• обучаются эффективным приемам модификации и адаптации готовых электронных образовательных ресурсов, ресурсов Интернета, цифровых для решения возникающих перед ними педагогических задач, умению искать и адаптировать их в процессе подготовки к урокам разрабатывают их методическое сопровождение;

• овладевают методами работы с современными коллекциями цифровых образовательных ресурсов, компоновке индивидуализированных учебных материалов;

• приступают к разработке собственных образовательных ресурсов (с использованием существующих учебных сред и/или средств разработки общего назначения);

• периодически организуют презентации своих достижений на педсоветах и методических объединениях;

• анализируют эффективность их внедрения в практику;

• проектируют совершенствование педагогического процесса школы посредством внедрения в практику работы как готовых, так и собственных ресурсов ЕОИП школы;

• разрабатывают методические рекомендации, опираясь на свой опыт;

• представляют результаты своей деятельности для обсуждения педагогической общественности (научно-практические конференции, семинары, открытые мероприятия).

Чтобы команда работала эффективно, необходимо правильно распределить роли, которые будут выполнять члены команды. Присмотритесь к поведению участников инициативной группы на этапе первого сбора команды (знакомства и постановки задач). В качестве опоры для наблюдения можно предложить 13 поведенческих характеристик людей в команде, выявленных М. Белбиным (M. Belbin. Menegement teams. 1981) и положенных в основу описания командных ролей. Вот они:

1. Предприимчивость.

Не безразличен к окружению, открыт. Видит возможности и шансы даже в сложных ситуациях. Рискует, берет на себя ответственность.

2. Содержательное руководство.

Для формирования у сотрудников взглядов на современное производство использует актуальную информацию. Рассматривает собственную деятельность в контексте развития производства.

3. Способность быстро адаптироваться.

Воспринимает чувства и потребности других, основывает на них свои действия. Следит за достижением положительного результата.

4. Организаторские способности.

При руководстве Проектом составляет план действий. Своевременно реагирует на конкретные задания. Руководит четко. Следит за достижением положительного результата.

5. Умение давать правильную оценку.

Выделяет в информации важные моменты и оценивает степень риска. Различает главные и второстепенные задачи.

6. Способность принимать решения.

Не боится брать ответственность на себя. Следит за своевременным принятием решений. Вносит предложения. Доводит дело до конца.

7. Руководство группами.

Побуждает группы к достижению результатов. Собственную деятельность соотносит с происходящим в группах. Поощряет инициативу сотрудников.

8. Руководство по инициативному принципу.

Обращается к людям напрямую. Исходит из их интересов и/или знаний и умений. Дает различные индивидуальные поручения и указания. Заинтересован в успехе каждого сотрудника.

9. Энергичность и умение противостоять стрессам.

Черпает энергию в работе. Способен признавать неудачи и быстро восстанавливаться. Легко переключается на разных людей и разные темы. В случае необходимости долго сохраняет активность и работоспособность.

10. Чувство юмора и способность адекватно воспринимать действительность.

Противостоит осложнениям и конфликтам, умеет «разрядить атмосферу». Осознает значимость своих усилий. В состоянии адекватно воспринимать действительность.

11. Способность решать проблемы.

Описывает проблемы конкретно и четко. Выделяет взаимосвязь. Использует различные «углы падения» при рассмотрении проблем. Творчески подходит к их решению.

12. Умение находить выходы из конфликтных ситуаций.

Умело разрешает конфликты как между отдельными сотрудниками, так и между группами. Успешно ведет переговоры в ситуациях, когда сталкиваются противоположные интересы.

13. Устная коммуникация и презентация.

Обладает ораторским искусством. Увлекательно и доступно произносит речи перед большой аудиторией. Легко справляется с выполнением официальных ролей.

Описание командных ролей.

Председатель.

Спокоен, уверен в себе, постоянно контролирует свое поведение. Умеет непредвзято оценить каждого по его способностям. Постоянно нацелен на результат. Интеллект и творческие способности могут не выходить за рамки средних. Обеспечивает контроль, координацию, ресурсы. Ориентирован на реализацию командных целей.

Организатор.

Очень собран, динамичен, экспансивен. Постоянно готов бросить вызов инерции, неэффективности, успокоенности или самообману. При этом может быть раздражительным и нетерпимым. Непосредственно организует работу, вдохновляет работников, делает так, чтобы дело сдвинулось с «мертвой точки».

Генератор идей.

Индивидуалист, серьезен, неортодоксален. Талантлив, имеет развитое воображение, интеллект, знания. При этом витает в облаках, склонен пренебрегать практическими деталями, протоколом. Генерирует свежие идеи, синтезирует знания. Склонен утрачивать интерес к проблеме, как только проходит интригующее чувство новизны. Предпочитает иметь дело с идеями, а не с живыми людьми.

Исследователь ресурсов (или внешний коммуникатор).

Экстраверт, любознателен и полон энтузиазма, коммуникабелен. Способен легко завязывать контакты с людьми (в том числе вне команды), исследовать новые возможности, принимать брошенный ситуацией вызов. Информирует о работе команды внешнее окружение, вербует новых союзников.

Осуществляющий мониторинг и оценивание.

Трезвый ум, эмоциональная уравновешенность, рассудительность, здравость суждений, осторожность. Неспособность мотивировать людей, некоторая твердолобость. Дает критическую оценку, постоянно оценивает достижения и качество командной работы.

Сотрудник команды (или внутренний коммуникатор).

Социально ориентирован, мягок, чувствителен, лоялен по отношению к команде, реагирует на проявление чувств и эмоций, требует заботы. Способен адекватно реагировать на людей и ситуации, поддерживать моральный климат команды. При этом в критические моменты нерешителен, может забыть о порученном деле.

Доводящий задачу до состояния «под ключ».

Педантичен, размерен, пунктуален. Способен и любит наносить завершающие штрихи, «наводить лоск», готовить презентации. Склонен беспокоиться о мелочах. Неохотно идет на то, чтобы предоставить событиям идти своим чередом. Охотно берет на себя работу, связанную с доводкой задачи до полного соответствия требованиям, следит за соблюдением сроков.

Инициативный исполнитель.

Консервативен, обязателен, предсказуем. Обладает организаторскими способностями, здравым смыслом, самодисциплинирован, работоспособен. При этом не гибок, восприимчив к неподтвержденным идеям. Переводит идеи на язык практического применения, справляется с работой, работает вдумчиво и аккуратно. Чтобы команда работала продуктивно, а руководство ее было эффективным, необходимо знать этапы, которые проходит каждая команда в своем развитии.

Этапы развития команды.

Этап первый: Знакомство.

Формирование команды начинается со знакомства ее членов. Это не простое формальное знакомство. Для предстоящей совместной работы важно, чтобы богатство личности, достоинства, недостатки и индивидуальные навыки каждого члена команды стали главным общекомандным ресурсом и были осознаны и приняты всеми. Постановка целей – еще одна важнейшая задача первого этапа. Предстоящая совместная работа потребует, чтобы члены команды понимали и принимали эти цели. На данном этапе люди ведут себя формально и вежливо, мнения всех членов команды тактично выслушиваются. В группе сохраняются статусные отношения. В команде появляется лидер (если он не назначен), вырабатываются командные правила и процедуры, т. е. команда решает, как часто будет собираться вместе, как будут проходить собрания, сколько времени они будут занимать, какие вопросы будут обсуждаться, что будет контролироваться и т. д. Основная особенность этого этапа – «осознание»(осознание своего членства в команде, осознание общекомандных целей и задач).

Этап второй: Конфликт.

Это «штормовой» этап жизненного цикла развития команды и один из самых трудных. Это время, когда ставятся под сомнение все достижении первого этапа. Кого-то перестал устраивать режим работы и принятые правила и нормы, кто-то не согласен с постановкой задачи и выбранными приоритетами, у кого-то есть претензии к руководителю группы. Эмоции, которые первоначально скрывались, выплескиваются наружу, раздражение вызывает многословие одного, излишняя пунктуальность другого, нетерпеливость третьего, неуместные вопросы четвертого и т. д. Обмен мнениями неизбежно приводит к поляризации различных точек зрения и сопротивлению отдельных членов команды установленным на первом этапе статусным отношениям и нормам. Именно на этом этапе происходит перераспределение ролей, в команде могут появиться новые лидеры.

Успех дальнейшей работы во многом определяется тем, сможет ли команда преодолеть этот сложный этап взаимной неприязни или, не справившись с трудностями, распадется. Важно понимать и руководителю, и всем членам команды, что этап конфликта неизбежен и очень важен как с точки зрения развития взаимоотношений в команде и распределения ролей, так и для прояснения позиций, уточнения командных задач.

Этап третий: Сотрудничество.

После того как все конфликты разрешены, наступает так называемый нормативный этап, или этап активного сотрудничества. Главная отличительная черта этого этапа – развитие сотрудничества, а основная цель – создание благоприятного микроклимата (только сейчас!), атмосферы искренней взаимопомощи и поддержки. Команда начинает работать более согласовано, к процессу принятия решений привлекаются все больше членов команды, развиваются внутренние и внешние коммуникации. Члены команды понимают, что ее успех становится более вероятным при объединении индивидуальных возможностей каждого человека и ресурсов, которыми все они располагают. Только теперь команду можно считать состоявшейся.

Этап четвертый: Результативная работа.

На этапе результативной работы собственно и происходит решение проблем, ради которых и была создана команда, а в области взаимоотношений – дальнейшее расширение и углубление взаимодействия. Для этого этапа характерна напряженная, подчиненная единой цели работа всех ее участников, работа на пределе индивидуальных возможностей каждого. Это тот период, когда команда сполна компенсирует «упущенное» время. Цель этапа состоит в достижении реальных результатов и формировании у членов команды чувства гордости за свой коллектив.

Этап пятый: Расформирование.

Через этап расформирования приходится проходить командам, чей период функционирования был определен заранее. Необходимость прохождения этого этапа возникает и тогда, когда подходит к завершению выполнение главной задачи, стоявшей перед командой, или когда в ее состав вводятся новые участники. Некоторые из постоянно действующих команд переходят от пятого этапа снова к первому без каких-либо изменений состава. В этом случае перед командой ставится новая задача. Пятый этап – время подведения итогов, признания достижений и вознаграждения результатов совместной работы. Опытные руководители всегда уделяют моменту окончания работы самое пристальное внимание. Они превращают его в своеобразный ритуал, понимая, что если выполненная работа не будет по достоинству оценена, а результат работы не известен всему коллективу, то мотивация на выполнение нового задания будет значительно ниже.

Совмещение процесса обучения с полезным трудом учащихся.

Какие результаты, кроме профессионального развития педагогов и готовности их работать в информационно развитой среде, можно ожидать от работы творческих объединений педагогов уже сейчас? – Это, конечно же, появление авторских электронных ресурсов, таких как:

1. Дополнительные учебные материалы, которые могут содержать:

• материалы для углубления и расширения знаний по предмету;

• дополнительные методические рекомендации ученику;

• методические рекомендации учителю;

• дополнительный иллюстративный материал;

• прочие материалы, полезные ученику или учителю;

• сборники задач и упражнений.

2. Дополнительные материалы для практикумов, которые могут содержать практические задания, и/или упражнения, и/или лабораторные и практические работы, коррелирующие с учебной программой.

Материалы в обязательном порядке сопровождаются:

• инструкциями к выполнению заданий, лабораторных и практических работ;

• инструментами для контроля и/или самоконтроля.

3. Средства автоматизированного контроля, которые в обязательном порядке содержат:

• инструкции к выполнению заданий;

• систему тестовых заданий в определенной логике их предъявления;

• механизмы автоматизированного анализа результатов контроля;

• рекомендации учащимся по устранению пробелов в знаниях.

Предлагаем для обсуждения следующую гипотезу: если тьюторов интернет-образования объединить в сетевое сообщество, то оно станет инструментом трансформации методической работы с учителями. Это сетевое сообщество сможет проанализировать и обобщить интересный педагогический опыт, сформировать «методические копилки» как в области традиционной педагогики, так и в области инновационных компьютерных и интернет-образовательных технологий. В Интернете появятся адреса, по которым педагоги смогут найти материалы для использования в своей практической деятельности, при проведении уроков и подготовке к ним, получить консультации по интересующим их вопросам, обменяться педагогическим опытом.

Список литературы:

  1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы: Новый курс: Учеб. пособие. — М.: МЭСИ, 2002. — 264 с.

2. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98 – 113.

  1. Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3.
  2. Е.И.Горбунова, С.Л.Лобачев, А.А.Малых, А.В.Манцивода/Подход к стандартизации в информационно-образовательной среде открытого образования/ Иркутск, Москва
  3. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. – М., 2002.
  4. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей / Науч. ред. Н.И. Гендина. — Кемерово: Кемеровская Гос. Академия культуры и искусств, 1999. -181 с.
  5. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образования, № 4, 2003. С. 21 – 27.
  6. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная средаи развитие личности //Новые знания. – 2001. - № 1. - С. 6-7.
  7. Основы открытого образования - Т.1 /Отв. ред.В.И.Солдаткин. – М.: НИИЦ РАО, 2002.
  8. Федеральная программа развития образования (проект). М., 1997, 63 с.
  9. Шрейдер, Ю.А. Информационные процессы и информационная среда /Ю.А. Шрейдер // Науч.–техн. информ. сер.2. — 1976. — № 1. — С. 3–6
  10. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
  11. http://mirslovarei.com/ - Мир словарей/Педагогическая система/
  12. http://courses.urc.ac.ru/ - Курс подготовки координаторов для системы дистанционного обучения/Unit 9/
  13. http://academy.odoportal.ru/ Педагогика в современных информационно-образовательных средах/
  14. http://courses.urc.ac.ru/ Виды сред в образовании/ Unit 9/
  15. http://do.sgu.ru/ Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование - основа успешной работы учителя

«Мастерство учителя — это специальность,которой надо учиться»А.С. МакаренкоПод самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:осуществляе...

Работа учителя по проектированию урока на основе требований нового стандарта

Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы....

Презентация "Из опыта работы учителей начальной школы по основам православной культуры".

Представлен опыт работы учителей по основам православной культуры....

Формирование тестологической компетенции учителя английского языка (на основе работы с рецептивными видами речевой деятельности)

Пример применения стратегии обучения аудированию. Упражнения разработаны по учебнику Spotlight 4, страница 72...

Самообразование - основа успешной работы учителя

Данная статья предназначена для выступления на кафедре (МО) начального образования...

Совместная работа учителя начальных классов и тьютора в кррекционной школе

В статье представлен опыт работы учителя и тьютора в 1 классе коррекционной школы, с чего начиналась работа, основные этапы взаимодействия...


 

Комментарии

Баландина Надежда Викторовна

Основы работы учителя тьютора в информационно – образовательной среде