Самообразование - основа успешной работы учителя
презентация к уроку на тему
«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
- осуществляется добровольно;
- осуществляется сознательно;
- планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ».
Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?
Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie-osnova_uspeshnoy_raboty_uchitelya.rar | 366.65 КБ |
Подписи к слайдам:
I
этап
: Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, постановка целей и задач.
II
этап:
Выбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы.
III
этап
:
Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование.
Выступление с сообщением на МО.
IV
этап:
Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации.
V
этап:
Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, подготовка к защите. Выступление на педагогическом совете.
«Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель"
«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель»
К.Д.Ушинский
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы
учитель
разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название темы
цели
задачи
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Составляющие
потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию
:
•
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
•
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
•
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
•
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
•
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно.
Совершенствование педагогического мастерства учителей гимназии через самообразовательную деятельность
Самообразование – основа успешной работы учителя
Руководитель МО «начальные классы» М.А. Назарова
МБОУ «ХСОШ №3
р.п.Хор
Самообразование как
постоянная деятельность учителя включает:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педсоветах, научно-методических объединениях;
посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Примерное содержание папки по самообразованию:
1. Титульный лист
2.Содержание
3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет.
Изучение психолого-педагогической литературы
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Участие в системе методической работы
школы
4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год
Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год
6.
Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме)
7.
Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий)
Самообразование
– это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н.Рыленков
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
ЦЕЛЬ:
выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителей
Задачи:
Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования педагогического мастерства учителя.
Представить творческие отчёты учителей школы по
самообразовательной
деятельности.
Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя?
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество ).
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования.
• разработка новых форм, методов и приемов обучения.
• доклады, выступления.
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
• выработка методических рекомендаций .
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям.
• создание комплектов педагогических разработок.
«
Образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию
»
А.
Дистервег
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содружество учеников, учителя и родителей как основа успешности обучения. Работа с семьей.
в статье приводися форма организации работы классного руководителя с родителями...
"Грамотное педагогическое общение - путь к успешной работе учителя"
Выступление на педагогическом совете "Педагогическое общение - путь к совершенствованию профессиональной компетентности педагога"...
Психолого – педагогическая компетентность учителя, как основа успешной работы с одарёнными детьми.
По мере повышения требований к образовательному процессу, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной шко...
Самообразование как основа успешности педагога.
Что такое самообразование?Самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры,...
Самообразование - основа успешной работы учителя
Данная статья предназначена для выступления на кафедре (МО) начального образования...
Отчет о работе учителя начальных классов ГеньО.В. МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» над индивидуальной методической темой самообразования «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения» за 2021-2022 учебный год
отчет учителя начальных классов по самообразованию за учебный год...
"Система работы учителя начальных классовс родителями как основа успешного развития ребенка"
Выступление на МО учителей начальных классов на тему :"Система работы учителя начальных классовс родителями как основа успешного развития ребенка"....